Автор: Кирюшкина Наталия Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ КО
Населённый пункт: Киров, Калужская обл.
Наименование материала: Из опыта моей работы
Тема: "Эстетическое воспитание и развитие творческих способностей глухих детей в процессе работы с природным материалом"
Раздел: среднее образование
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное казённое образовательное учреждение Калужской области
«Кировская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Из опыта моей
работы
На тему: « Эстетическое воспитание и развитие
творческих способностей глухих детей в процессе
работы с природным материалом»
Воспитатель: Кирюшкина Н.Г.
Киров –
20 21 г.
Труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты.
В.А.Сухомлинский когда-то написал такие слова: «В душе каждого человека
есть невидимые струны, если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Внутренний мир ребенка с проблемами слуха, сложен. Как помочь таким детям
услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды?
Искусство помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для
ребенка с проблемами слуха – это шанс реализоваться в этом мире.
Ещё древние греки полагали, что красота, мера, гармония – это не только эталон
явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.
Поэтому человека нужно начинать приобщать к искусству как можно раньше –
с дошкольного возраста, причём воспитывать его не только как созерцателя и слушателя,
но и как активного творца красоты.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека,
которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного
рода.
Настоящая кладовая для детского творчества – природный материал. Работа с
природным материалом, сближает ребёнка с природой, воспитывает бережное, заботливое
отношение к ней, формирует трудовые умения и навыки. Изготовление различных работ
из разнообразного материала способствует развитию сенсомоторики – согласованности в
работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении
действий.
Большое влияние оказывает творческий труд с природным материалом на
развитие мышления
ребёнка, умения анализировать, умения вычленять наиболее
существенное в объекте, обобщать. Во время такого труда создаются условия для
развития словесной речи и её слухозрительного восприятия. В процессе работы с
природным материалом, дети знакомятся с названиями художественных материалов и
принадлежностей (например, карандаш, кисти, клей, срезы, шило и др.), запоминают
название изображаемых предметов, а также частей их предметов (например, ваза, цветок,
листок и др.), усваивают названия практических действий, связанных с работой
(например, рисовать, выкладывать по контуру, клеить и др.).
Новизна, творческий поиск, возможность добиться высоких результатов в процессе
обработки необычных материалов в какой – то мере удовлетворяют любознательность
глухих
детей,
стимулируют
воспитание
трудолюбия,
целеустремлённости,
настойчивости.
Знакомясь с природными материалами, дети запоминают формы, краски, свойства
каждого вида материала, усваивают способы их обработки, получают представление об их
функциональном назначении, сферы и условия их применения, внешнем и внутреннем
строении, их связи
и отношениях с другими предметами и явлениями. Всё это
значительно расширяет чувственный опыт детей, столь необходимый для полноценного
развития их воображения.
Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то
фантазировать и сочинять. Фантазия есть одно из проявлений творческой деятельности
человека. Новое в развитии фантазии заключается в том, что воображение вступает в
тесную связь с мышлением.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети
получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее
удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.
В процессе работы с природным материалом у обучающихся развиваются
чувство цвета, ритма, тренируются пальцы рук, глазомер.
Воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое
восприятие мира.
Формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание
природных качеств материала и его применение, любовь и бережное отношение к
природе.
Глухие дети не получают достаточного социального опыта прежде всего из-за
трудностей общения с окружающими детьми и взрослыми. Из-за
дефекта слуха и
недоразвития речи у детей характерно неадекватное отношение к себе и окружающим.
Отмечается неумение правильно реагировать на замечания, вступать в общий разговор,
выражать свои чувства и мысли и т.п. трудности в общении снижают у них потребность
к коммуникативной деятельности, способствуют формированию душевной замкнутости,
снижают адаптацию в обществе.
Моей главной целью вызвать у них интерес, создать условия, максимально
раскрывающие возможности и творческие способности, сохранить и расширить их
словарный запас, формировать нравственные качества.
Искусство помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для
ребёнка с проблемами слуха – это шанс реализоваться в этом мире.
Дети любят не только сам творческий процесс, но и обсуждение его результатов.
Если вспомнить детское творчество, то можно заметить, что ребёнок всегда задаёт вопрос:
я хорошо сделал? У меня красиво получилось? Дети ждут реакцию взрослых на своё
творение. И, конечно, это, в первую очередь, должна быть похвала. Если взрослый
начинает критиковать поделку, аппликацию, рисунок и т.п., то реакция ребёнка чаще
бывает негативной. Вплоть до того, что он,
замыкается и перестаёт заниматься
творчеством, т.к. боится, что в следующий раз у него не получиться.
Занимаясь творчеством, мы начинали с самых простых элементов, брали простой
рисунок, обкладывали его срезами по контуру, получалась очень интересная картина, но с
каждым разом старалась усложнять работу, не просто по контору выложить рисунок, а
добавить какие – то свои элементы. Таким образом, у детей появлялось воображение,
фантазия. Но, наблюдая с годами за процессом работы, хочу заметить, что не всем
хватает усидчивости и терпения предлагать что–то своё.
Работу детей стараюсь просматривать, обсуждать и анализировать вместе с ними.
Им нравиться этот процесс. Более того, это помогает им осмысленно относиться к
своему результату, задуматься и понять, как его работа выглядит, сравнить её с работами
других детей, оценить свою работу.
Детям важно получить удовольствие от своей работы. Им нужно говорить, что
работа получилась отлично ей можно любоваться. Необходимо отмечать в работе то, что
делает её красивой: интересный замысел, удачно подобранное сочетание цветов, выгодная
композиция рисунка, искусная проработка мелких деталей.
Рассматривая работы детей, стараюсь побуждать их к оценке. Это помогает в
решении творческих задач. Для анализа работы размещаем их на общем стенде, таким
образом, стараемся все работы обсудить и проанализировать. Лучшие конкурсные
работы отмечаются специальными призами, сувенирами.
Детские конкурсы на лучшую работу тесно связаны с выставками – одним из
наиболее эффективных наглядных средств. Выставки могут функционировать в течение
всего учебного года в специально отведённых помещениях, библиотеке, классах, в
детских игровых комнатах или организовываться в апреле – мае, отражать итоги работы
детей за год.
Для подведения итогов, оценки лучших работ, создаются жюри из учителей,
администрации школы. Однако следует учитывать и мнение учащихся о понравившихся
им экспонатах. Победителям выставки объявляются благодарности и вручаются призы.
Я не выбираю для сравнения, на мой взгляд, удачные и неудачные. Это значит
сделать выбор за ребёнка. Ребёнок должен оценивать работу свою и работу других. Он
должен видеть наиболее удачные элементы, запоминать их и, возможно, применять в
дальнейшем.
Если вижу, что работа была, по замыслу, то стараюсь находить интересные идеи и
решения, если по восприятию или представлению, то оцениваю схожесть результата на
реальный предмет, красиво ли получилось, почему. Дети должны по собственному
желанию участвовать в обсуждении.
Показываю понравившуюся работу и объясняю, почему она нравиться, или
наоборот, нахожу его ошибки, но делаю это тактично, что бы не обидеть его.
Только при наличии интереса, получения радости и удовлетворения занятий
творчеством ребёнок будет активно участвовать в этой деятельности.
Для развития ребёнка важно, чтобы он не только усвоил данные знания и навыки, но
и смог самостоятельно искать новые решения и
творческие подходы к своей
деятельности.
Для успешного результата творческой деятельности я стараюсь думать о том, что
ребёнку будет интересно, а не механически давать задания.
При выполнении той или иной работы детям иногда не хватает навыков, передать
их в деталях, поэтому, обращаю на это внимание и стараюсь помочь им справиться с
возникшими трудностями, обсуждаю предмет, уточняю величину, форму детали, т.е.
привлекаю их в процесс, но не лишаю их размышлений, воображений.
В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое
восприятие, образные представления и воображения, эстетические чувства (форма, цвет,
композиция)
Благодаря владениям разнообразными способами выполнения своих работ,
позволяющими передавать в них широкий круг явлений и предметов, даёт возможность
выразить свой замысел, который вызывает положительное эмоциональное отношение к
своим работам, побуждает их к творческим поискам и решениям.
Исправляя ошибки, ребёнок глубже понимает свой замысел. Организуя работу,
стараюсь незабывать,
что
они
решают
проблемы
эстетического
воспитания,
являющего составной частью общей системы воспитания.
Из всего этого можно сделать вывод, что развивающая педагогика – это веление
времени.