Напоминание

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования - Эбру


Автор: Тимофеева Январина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-Д/с №86
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Наименование материала: Доклад
Тема: Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования - Эбру
Раздел: дошкольное образование





Назад




Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников

посредством нетрадиционной техники рисования - Эбру

Тимофеева Январина Александровна,

воспитатель МБДОУ ЦРР-Д/с №86 «Колокольчик»

г.Якутск

«…Детский рисунок, процесс рисования –

это частица духовной жизни ребенка.

Дети не просто переносят на бумагу что-то

из окружающего мира, а живут в этом мире,

входят в него, как творцы красоты,

наслаждаются этой красотой»

(В. Л. Сухомлинский).

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это

период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной

социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления,

развивается

познавательный

интерес

детей

и

любознательность.

Художественно-

эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными

видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-

эстетической

деятельности.

Оно

направлено

на

приобщение

к

искусству

как

неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В

рисовании раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что

видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует

забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и

эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником

хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес

ребенка к изобразительному творчеству. В последнее время очень популярными в

развитии детей стали нетрадиционные виды рисования.

Что будет, например, если добавить краску в стакан с водой? Правильно, получится

цветная вода. Оказывается, не всегда так бывает. Краски могут плавать по поверхности

воды и, растекаясь, создавать фантастически красивые рисунки. ЭБРУ – это древнее

искусство рисования на воде. «Танцующие краски», «Облака и ветер», «Волнообразная

бумага», «Плавающие краски» - так по-разному называют искусство Эбру в странах

Востока. Родиной Эбру считается Турция. Знаете ли вы, почему краски не тонут, а

красиво растекаются? Узнать это и рассказать всем стало моей целью.

Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а

именно круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы

можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму с помощью шпажки. Затем

перенести рисунок на бумагу. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот

необычный вид творчества, к тому же это все можно перенести не только на бумагу, но и

на ткань и деревянные заготовки и т.д. Ценность искусства Эбру определяется не только

результатом, но и самим процессом.

Рисование является средством умственного, эмоционального, эстетического и

волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуется наблюдательность,

художественный вкус, творческие способности, нужно отметить, что почти все дети

рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в

дошкольном возрасте рисование является не самоцелью, а средством познания

окружающего мира.

Ребенок использует цвет как средство передачи настроения,

экспериментирует.

Основная цель: развитие творческих способностей, творческого мышления,

воображения и творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством

использования нетрадиционной техники рисования на воде Эбру.

Задачи:

1.

Развивающая – развивать творческие способности, эстетическое восприятие,

цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук,

интерес к познавательной деятельности.

2.

Воспитательная – воспитывать самостоятельность в создании рисунка, чувство

прекрасного, аккуратность.

3.

Образовательная – познакомить детей с техникой рисования на воде. Ввести

понятие Эбру. Познакомить с историей появления такого способа рисования.

Учить наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета.

Закреплять знания о безопасности при экспериментировании, умение пользоваться

красками, кисточками.

Работа с детьми по эстетическому развитию посредством нетрадиционной техники

рисования Эбру строится на следующих принципах:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к

сложным;

Принцип наглядности обусловлен тем, что у детей более развита наглядно-

образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на

восприятие или представление;

Принцип индивидуализации – обеспечить развитие каждого ребёнка;

Принцип соразмерности заключается в том, что задания, задаваемые детям,

приёмы и методы, используемые в работе, соответствуют их возрасту и уровню

развития.

Методы работы: наглядный, словесный, практический.

Акцент в работе с детьми направлен на усовершенствование тонкой моторики

пальцев рук, зрительного восприятия и произвольного внимания, фантазии.

Волшебство Эбру непременно понравится любому ребенку, ведь для того, чтобы

получить интересный результат, совсем не обязательно быть мастером. Красивые узоры,

цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких

художников.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не

присутствует слово «Нельзя», можно рисовать что хочешь и как хочешь и даже можно

придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные

эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его

огорчает.

Проведение НОД с использованием техники Эбру:

способствует снятию детских страхов;

развивает уверенность в своих силах;

развивает пространственное мышление;

побуждает детей к творческим поискам и решениям;

знакомит с разнообразным материалом;

развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

чувство фактурности и объёмности;

развивает мелкую моторику рук;

развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

В результате предполагается достижение определенного уровня овладения детьми

техникой рисования на воде. Дети будут знать специальную терминологию, получат

представление о видах этого древнего искусства, научатся обращаться с основными

художественными материалами и инструментами.

Эбру — действительно фантастическая изобразительная техника. Ведь с её

помощью даже человек, не умеющий рисовать, может создать красивые образы.

Манипуляции с водой завораживают ребят, они учатся концентрировать своё внимание.

Чтобы обучение было успешным, главное для педагога — учить детей полностью не

планировать результат работы, а с головой погружаться в мир красок, образов и своих

эмоций. Главное в работе с детьми — не планировать заранее результат, а создать условия

для погружения в творческий процесс.

Используемые материалы и основа для работы: чтобы предлагать дошкольникам

творческую работу в технике эбру, должны заранее подготовить необходимые материалы.

Понадобится пластмассовый лоток прямоугольной формы (чтобы в него мог поместиться

лист бумаги формата А4) или круглый (подойдёт обычная пластиковая тарелка, под неё

педагогу придётся вырезать круглые бумажные основы). Бумага для изобразительной

деятельности понадобится плотная и шероховатая: тонкая слишком быстро пропитается

водой.

Перед рисованием каждый раз определённую краску следует перемешать,

поскольку она оседает на дно. Кисти для творчества понадобятся из натурального волоса,

например, белки или козы. Они хорошо вбирают воду. Кроме обычных кисточек, нужно

взять веерные: они помогут создавать эффектные узоры. Для проведения параллельных

линий на воде можно также предложить ребятам гребни. Для работы необходимы слегка

заострённые

палочки-шпажки

(из

соображений

техники

безопасности

шило

дошкольникам не даем). С помощью такого инструмента можно формировать красивые

цветовые переходы и узнаваемые образы.

В эбру ключевую роль играет приготовление

раствора для рисования. Жидкость должна быть более густой, чем краска, чтобы цвета не

смешивались между собой, а на поверхности воды оставался рисунок.

После того как подготовлены все материалы для творчества, включая водный

раствор, наглядно и поэтапно объясняем дошкольникам конкретные приёмы рисования. В

начале нужно оформить фон. Для этого на кисточку или кончик палочки следует набрать

краску и, слегка касаясь поверхности воды, поставить там несколько точек. Можно

поступить иначе: не ставить точки, а тихонько стряхнуть краску на жидкость либо

сбрызнуть её с высоты 5–6 см от поверхности. Для фона можно использовать 2–3 цвета. С

помощью шпажки краску следует перемешать в произвольном направлении. Это очень

увлекательный процесс, который на детей действует успокаивающе. После того как фон

готов, с помощью палочки следует выполнить основной рисунок — придумать и

изобразить какие-то образы. Это могут быть цветы, деревья, птицы с красивыми

хвостами, сердечки, бабочки и пр. Тематика здесь ограничена только детской фантазией

(кроме случаев, когда педагог предлагает ребятам определённую тему, например,

«Цветочная полянка»). Сперва следует познакомить дошкольников с конкретными видами

рисования в технике эбру. Например, удобный способ создания образов — из

концентрических окружностей. Так легко и эффектно можно нарисовать цветы, листья,

крылья бабочки, панцирь черепашки и многое другое. Когда композиция на воде готова,

следует очень ответственный этап — перенести её на бумагу. Лист нужно аккуратно

положить на жидкую поверхность и осторожно провести по нему палочкой, чтобы

изображение отпечаталось. Край бумаги поддеваем палочкой и рисунок вынимается из

воды. И красивый, неповторимый и завораживающий рисунок готов! Надо дать рисунку

лишь высохнуть. После этого (например, на следующем занятии или вечером) ребята

могут дополнить композицию деталями — прорисовать их тонкой кистью.

Поэтапное рисование цветка в технике эбру.

Ход работы:

1.

На поверхности воды делаем набрызг из красок трёх цветов.

2.

С помощью шпажки проводим по поверхности воды произвольные волнистые

линии, таким образом формируем фон будущего рисунка.

3.

Шпажкой в центр композиции наносим друг на друга капли разной величины,

формируя основу цветка.

4.

С помощью палочки круги преобразуем в лепестки цветка.

5.

Положили лист бумаги на рисунок.

6.

Аккуратно вытаскиваем рисунок из воды касаясь край лотка, чтобы лишняя

вода стекла. Дать высохнуть и при желании дополнить деталями.

При рисовании на цветочную и фантазийную тему (волшебная поляна, сказочный

пейзаж и пр.) особенно важно создание подходящей атмосферы. Например, можем

сообщить детям, что волшебник подарил нам необычные краски. Ими можно рисовать на

воде — разве это не чудо? Конечно же, ребята заинтересуются и сами захотят творить.

Занятие можно начать с предложения отправиться в путешествие по морю в незнакомую

страну Турцию, где ребята смогут узнать про новую технику рисования по воде. Для того

чтобы увлечь дошкольников темой занятия, нужно использовать беседу, загадки,

физкультминутки. Надо только правильно подобрать их в соответствии с темой: зимние

пейзажи, подводный мир, космос и пр.

Художественное творчество дарит детям радость, особенно когда малыши

соприкасаются с насыщенными красками, замысловатыми узорами, яркими образами. У

ребят вызывает восторг работа в нетрадиционной технике эбру, где они могут раскрыть

свою творческую натуру. Рисовать картины на воде увлекательно, можно почувствовать

себя волшебником, творящим чудо. Каждая композиция получается неповторимой,

поскольку краски всякий раз растекаются по-разному.

Продолжая осваивать нетрадиционную технику рисования с детьми, я пришла к

выводу, что с помощью волшебного таинства Эбру можно развивать художественные

навыки у детей, а также раскрывать творческий, личностный потенциал ребенка, талант,

который, как мы знаем, дремлет в каждом из наших воспитанников. Детям нужен

результат, который вызывает у него удивление, волшебство, радость и удовольствие.

Список использованной литературы:

1.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997.

2.

Гляделова Н.С. Уроки рисования для дошкольников: пособие для педагогов / Н.С.

Гляделова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

3.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.:

«Издательство Скрипторий 2003», 2010

4.

Никитина А.В Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для

воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010

5.

Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру// Инновационные

педагогические технологии: материалы 4 межд.научн.конф. Казань, 2016.

6.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Уч. пособие для

ВУЗов / Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. ; Под ред. Е. А.

Дубровской, С. А. Козловой. - М.: Изд. центр «Академия», 2002



В раздел образования