Автор: Рау Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 2 "Пчелка"
Населённый пункт: г. Асино Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Совместная с педагогом деятельность по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Совместная с педагогом деятельность по развитию эмоциональной сферы детей младшего
дошкольного возраста.
« Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании.
…… Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение человечности. Если добрые
чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». В. А. Сухомлинский.
Много лет в России дошкольное образование ориентировано на обеспечении познавательного
развития детей. Но дошкольный возраст заключается не только в знаниях, а в становлении
базовых свойств его личности: эмоциональной сфере.
В последнее время проблема эмоционального благополучия детей становится предметом
серьезных теоретических обсуждений.
С первых дней жизни ребенок получает эмоции определенного характера от окружающего мира.
Это первый смех, улыбки, радость – и этим определяется дальнейшее здоровое развитие малыша.
Положительные эмоции помогают развивать память, речь, движения. От ребенка в ответ вы
получаете крик, улыбку понимая, что ваш малыш общается с вами. Именно положительные
эмоции являются важным для дальнейшего развития малыша. Эффективный способ влияния на
эмоциональное развитие ребенка – это способ взаимодействия взрослого и ребенка.
Развитие эмоциональной сферы проходит в разных формах взаимодействия. Это совместная
деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с
родителями.
Изучив психолого – педагогическую литературу, я сделала для себя вывод, что проблему
развития эмоциональной сферы у детей изучали многие ученые. Поэтому хочется внимательно
отнестись к этой теме - эмоциональные нарушения в поведении детей. Эти нарушения
проявляются в виде неустойчивого настроения ребенка.
Работая с младшими дошкольниками, которые приходят ко мне в группу, чтобы было хорошее
настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому совмещая деятельность с детьми, я
использую игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей. Эффективность
обучения, напрямую зависит от чувств вызываемых у ребенка тех или других ситуаций. Но я
заметила, что эмоции связаны и с забыванием . Ребенок быстро забывает то, что не имеет для
него значения.
Поэтому я стараюсь прежде всего снять напряжение, создав в группе теплую обстановку, чтобы
каждый чувствовал: именно его здесь ждут. Деятельность по развитию эмоциональной сферы в
детском саду может затрагивать все режимные моменты. В моей группе самые маленькие детки,
поэтому начинаю свою деятельность с потешек, песенок и небольших сказок. Малыши с моей
помощью обыгрывают стихи таких авторов, как А. Л. Барто, С. Я. Маршак. С помощью
всевозможных шапочек – масок, костюмов, атрибутов играют в малоподвижные игры и
подвижные игры ( « Воробушки и кот», « Лохматый пес», « Мы – веселые ребята» ). Сначала
ребята неохотно изображали героев игр, а потом втянулись и полюбили эти занятия, в которых
изображали движения персонажей.
В течении всего дня я не оставляю и не забываю эту работу. Утром дети любят упражнения на
мимику. Особенно любим инсценировать песенку « Мишка косолапый», А. Барто « Игрушки»,
сказку « Репка», все повторяют с удовольствием отдельные фразы. При этом каждый раз
персонажи получаются новые, не такие, как были в предыдущий раз. Во время прогулки,
наблюдая за животными предлагаю детям изобразить как рычит собачка, как умывается котенок,
как летает воробышек. Вечером читаем и делимся впечатлениями от прочитанного.
Одновременно я демонстрирую проявление эмоций в мимике, интонациях, жестах, стараюсь
побудить детей к определению эмоциональных состояний.
Совместная с педагогом деятельность, занимательные формы общения способствуют созданию
благоприятного эмоционального развития детей и обогащают эмоциональную сферу ребенка.