Автор: Перминова Людмила Валерьевна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование ИКТ при изучении темы "Эмоции и чувства"
Раздел: среднее профессиональное
Тема «Эмоции и чувства»
Студенты уже заранее рассаживаются по 4 группам. Принцип деления на группы —
произвольный (по жребию — по цветам: желтый, красный, синий, зеленый). Но есть
координатор
Оборудование: цветные карточки для деления на подгруппы, цветные листы для обозначения
группы (желтого, красного, зеленого и синиего цвета), плакат для обозначения значимости,
листочки с заданиями, опросник на выявление уровня эмпатии, характеристики для шоу
«Интуиция», презентация, видеоролик
Этапы и ход занятия
Слайды
1.
Организационный момент (3 мин)
Здравствуйте, садитесь. Начинаем наше занятие. Для активизации
внимания давайте выполним упражнение «Муха» (студенты выполняют)
Проанализируйте свои внутренние действия и скажите, что помогало вам
включиться в работу, благодаря каким внутренним процессам вы смогли
дойти до конца? А тем, кто не дошел до конца, что может быть мешало
включиться в работу? (ответы студентов)
Я предлагаю проанализировать цитату французского философа Вольтера
«Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса
корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать».
1 слайд
Представление
Слайд 2
«Цитата
Вольтера»
2.
Постановка цели и задач занятия (6 мин)
Сегодня мы с вами познакомимся с такими важными понятиями как
«эмоции» и «чувства», постараемся выделить внешние проявления эмоций
и чувств, установить взаимосвязь между организмом и эмоциями,
выделить виды эмоциональных состояний, виды высших чувств.
Также проанализируем уровень сформированности у себя такого важного
человеческого проявления как эмпатии
Запишите тему урока: «Эмоции и чувства»
План:
1.
Понятие об эмоциях и чувствах.
2.
Физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств.
3.
Классификация чувств. Виды эмоциальных состояний.
4.
Высшие чувства как особая форма переживаний.
Скажите, а вообще, важна эта тема для вас: вас как людей (т.е. части всего
мироздания), как студентов (участников образовательного процесса в
колледже), как спортсменов, как будущих преподавателей физической
культуры и если важна, то в чем эта важность заключается? (ответы
студентов)
Сейчас я предлагаю рассмотреть и обсудить вопрос значимости
изучаемого материала в подгруппах с точки зрения разных позиций
(работа по подгруппам)
Время на обсуждение — 2 мин. Потом каждая группа говорит свой
вариант ответа.
3 слайд
«Тема занятия:
Эмоции и
чувства»
План:
...
4 слайд
«Работа в малых
группах»
5 слайд
«Практическая
значимость
изучаемого
материала»
3.
Изучение нового материала
1. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции чувств. (20 мин)
Прежде чем рассматривать теоретический материал, давайте с вами
вспомним когда нам встречались понятия эмоции и чувства ранее.
Подскажу, что это было вначале прошлого семестра. Можно полистать
тетрадь. (...)
О чувствах и эмоциях мы говорили, когда рассматривали предмет
психологии, а именно психические явления - психические процессы -
познавательные процессы, воля, эмоции и чувства
Познавательные процессы и волю мы уже рассмотрели и нам осталось
рассмотреть последнее понятие в общей психологии — Эмоции и чувства.
Переходим к рассмотрению первого вопроса «Понятие об эмоциях и
чувствах. Функции чувств и эмоций».
На отдельные факты и явления, на все, что нас окружает, мы реагируем не
бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Например,
возьмем образ «весна». Какие чувства, эмоции у вас вызывает этот образ?
«Спартак»? (ответы студентов)
Волей или неволей мы как-то к этим понятиям относимся, у одних эти
понятия вызывают радость, у других — печаль и т.д., т.е. разные эмоции и
чувства. Что же такое эмоции и чувства?
Термин «Эмоция» происходит от лат.emovere — потрясаю, волную.
В психологии эмоции и чувства рассматриваются как переживаемые
человеком отношения к миру и к самому себе.
Запишите определение
Чувства человека выполняют в жизни различные функции:
оценивающую: положительные и отрицательные эмоции показывают, как
человек относится к чему-либо и оценивает это. Причем эта информация
важна как для самого человека, так и для окружающих;
побуждающую (или мобилизующую): чувства могут побуждать человека
к действию, а могут препятствовать этому; Приведите пример (пример из
спортивной деятельности: большая часть спортивных рекордов
установлена не на тренировках, а в ходе соревнований, в обстановке
эмоционального накала. В то же время в спорте известны примеры, когда
хорошо подготовленный спортсмен эмоционально перегорает и в самом
ответственном сотязании показывает слабый результат)
направление внимания: то, что возбуждает наши чувства, мы
воспринимаем более ясно и точно. Например, если человеку интересна
рок-музыка, то он волей или неволей будет запоминать ритм, слова и т.д.
регулирующую: на основе полученных сигналов и эмоциональных оценок
человек выбирает и реализует способы поведения и действий.
2 задание для малых групп: подобрать примеры, иллюстрирующие заданную
функцию
! Последняя функция очень значима для учителя. Для адекватного
педагогического общения учителю важно понимать переживания учащихся и
в связи с этим выбирать тот или иной способ поведения.
Вообще, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости
на переживания других людей, умение поставить себя на место другого
называется эмпатией.
Записываем определение эмпатии.
Давайте сейчас исследуем собственный уровень эмпатии с помощью теста-
опросника.
6 слайд
«Предмет
психологии —
психические
процессы —
познавательные
процессы, воля,
эмоции и
чувства»
7 слайд
«Чувства и
эмоции — это
переживаемые
человеком
отношения к
миру и к самому
себе»
8 слайд
«Функции
чувств:
-оценивающая
- побуждающая
- направление
внимания
- регулирующая»
9 слайд
«Работа в малых
группах»
10 слайд
«Эмпатия — это
способность...»
11 слайд
«Диагностика
эмпатии»
2. Физиологические основы и внешнее выражение чувств и
эмоций. (15 мин)
Эмоции и чувства являются результатом деятельности мозга. Переживание
человеком чувств обеспечивается совместной деятельностью коры и
подкорковых центров: возникший в коре головного мозга процесс
возбуждения (при восприятии человеком какого-то объекта как приятного или
неприятного) распространяется на подкорку, где находятся различные центры
физиологической деятельности организма — дыхательный, сердечно-
сосудистый и др. Возбуждение подкорковых центров вызывает усиление
деятельности некоторых внутренних органов. По опыту известно, что
сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений,
например, изменения происходят в сердечной деятельности и состоянии
кровеносных сосудов — при сильном испуге человек бледнеет, при смущении
часто краснеет, в дыхательной системе — дыхание ускоряется или
замедляется от восторга, волнения и т.д. Излишняя интенсивность и
длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. Так
М.И.Аствацатуров считал, что сердце чаще поражается страхом, печень —
гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием.
Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет
вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при
непосредственых воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны
словами, мыслями.
Об эмоциональных состояниях других людей человек судит по особым
выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п.
Наиболее наглядно отражены чувства в мимике. Подвижность мышц лица
позволяет ему самые разнообразные выражения в зависимости от
внутреннего состояния человека.
Давайте рассмотрим фотографии ваших сокурсников, которые любезно
согласились продемонстрировать эмоции, чтобы мы их проанализировали.
Какие эмоции изображены на фотографиях? Что общего в мимике обоих
студентов при выражении тех или иных эмоций?
Анализ эмоций студентов
Большую роль в передаче эмоциональных состояний играет интонация. И
даже если мы не знаем языка, на котором говорит собеседник, часто можно
догадаться, какое эмоциональное состояние передается.
Задание группам: дается один и тот же отрывок, группам необходимо
передать эмоцию, которая обозначена в задании.
12 слайд
«Физиологическ
ие основы...»
13 слайд
«Внешнее
выражение
эмоций и
чувств:...»
14, 15, 16, 17, 18
слайды
«Фотографии
эмоциональных
состояний
студентов»
19 слайд
«Работа в малых
группах»
20 слайд «Текст»
3. Классификация чувств. Виды эмоций. (20 мин)
Классификация чувств.
Человеческие чувства имеют очень разнообразные проявления, в силу чего
рассматривается несколько классификаций их по определенным основаниям:
- по степени интенсивности: слабые (например, печаль) и сильные
(например, восторг)
- по степени продолжительности: длительные (например, любовь) и
кратковременные (например, влюбленность, волнение)
- по субъективному переживанию: положительные (связанные с
удовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие
удовольствие) и отрицательные (связанные с неудовлетворением жизненных
потребностей и потому доставляющие неудовольствие);
- по содержанию (в зависимости от того, какого уровня потребности
21 слайд
«Классификация
чувств»
удовлетворяются): простые (гнев, страх, адость и др.) и сложные (моральные
чувства (патриотизм), эстетическое чувство)
Виды эмоциональных состояний.
По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на настроение,
эмоции, аффект, стресс, страсть. Рассмотрим каждое из них.
Каждой группе предлагается информация об эмоциональном состоянии.
Необходимо информацию изучить, выделить главное (определение, виды) ,
нам эту информацию передать под запись. А для того, чтобы мы это
эмоциональное состояние лучше запомнили, вам необходимо обобщить
информацию и выразить свое отношение к нему с помощью приема
«Синквейн»
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает
«пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк, требующее синтеза
информации и материала в кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
Первая строчка — тема одним словом (существительное)
Вторая строчка — описание темы в двух словах (два прилагательных)
Третья строчка — описание действия (три глагола)
Четвертая строчка — фраза, крылатое выражение (четыре-пять слов)
Пятая строчка — ассоциация, синоним темы (обычно существительное)
Я вам покажу пример и все будет понятно.
Итак, первое эмоциональное состояние, которое мы рассмотрим —
настроение.
Запишите (записывают).
Настроение — это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в
течение определенного времени все поведение человека. Настроение очень
разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или
угнетенным, бодрым или подавленным и т.д.
Настроение, во-первых, не предметно, а личностно, и, во-вторых, это не
специальное переживание, приуроченное к каму-то частному событию, а
разлитое, общее состояние. Настроения могут различаться по
продолжительности: длительное (в течение нескольких дней и больше) или
кратковременное (особенно ярко выражено в детском возрасте). Настроение
накладывает существенный отпечаток на поведение, стимулирует или
подавляет деятельность человека.
А теперь я попробую сформулировать информацию с помощью синвейна:
Настроение
Личностное разлитое
Окрашивает стимулирует подавляет
Воздух
Каждая группа разбирает эмоциональное состояние в течение 7-10 мин
22 слайд
«Виды
эмоциональных
состояний»
23 слайд
«Синквейн»
24 слайд
«Настроение»
25 слайд
«Синквейн
настроения»
26 слайд
«Работа в малых
группах»
4. Закрепление новых знаний
1) Шоу «Интуиция» (10 мин)
2) Примеры из литературы
(3 мин)
27 слайд
«Шоу
«Интуиция»
28 слайд
«Литература»
5. Подведение итогов (2 мин)
Вернемся к плану
29 слайд
«Подведение
итогов»
6. Домашнее задание. Инструктаж (3 мин)
Два вида задания:
1) обязательное — заполнить таблицу «Высшие чувства» (переписать в
тетрадь) на основе учебного пособия «Общие основы психологии)
2) по желанию — посмотреть мультфильм «Головоломка»
30 слайд
«Домашнее
задание»
7. Развитие эмпатии, положительного эмоционального настроя к всему происходящему (4
мин)
Просмотр ролика «Удивительные чувства и эмоции»
Если останется время:
Попробуйте объяснить и проиллюстрировать примерами следующие выражения: