Напоминание

«Играя и общаясь, готовимся к школе»


Автор: Рожнева Ольга Геинриховна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №196"
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: Коррекционно - развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста и их родителей
Тема: «Играя и общаясь, готовимся к школе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

«Играя и общаясь, готовимся к школе».

Составитель: Рожнёва О.Г.

педагог-психолог

г. Барнаул

Пояснительная записка.

Старший дошкольный возраст – это период интенсивного интеллектуального развития,

формирование оценки и самооценки, развития познавательной сферы, волевой

саморегуляции.

В этом возрасте:

а) закладываются основы будущей личности;

б) формируется устойчивая структура мотивов;

в) возникает новый тип мотивации – учебная, которая является основой произвольного

поведения;

г) зарождаются новые социальные потребности, в частности, потребность в признании

сверстников.

У

ребёнка

формируется

психологическая

и

личностная

готовность

к

систематическому школьному обучению.

Эти важнейшие для дальнейшего развития изменения психики ребёнка не

происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического

воздействия.

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка:

каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу.

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в 6 или 7

лет, а может быть в 8? По какой программе обучать ребёнка? Справится ли он со

школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребёнка к школе,

если он не посещает детский сад? Эти вопросы беспокоят родителей будущих

первоклассников.

Озабоченность родителей понятна: ведь от того, насколько подготовлен ребёнок

к школе, будет успешным начало обучения, зависит успеваемость в последующие годы,

его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и

взрослой жизни.

Дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью

адаптации к школе, к новым правилам и социальным отношениям.

Основными проявлениями школьной дезадаптации детей выступают:

-

трудности в овладении учебной деятельностью;

-

сложности во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками;

-

затруднения в выполнении школьных норм и правил поведения.

Причины возникновения школьной дезадаптации сложны и разнообразны.

Однако, по мнению психологов, работающих с учащимися начальных классов, можно

выделить:

1)

биологические (тяжёлые нарушения интеллектуальных функций, асинхрония в их

формировании, различные нейродинамичесие нарушения и т.д.);

2)

социальные (негативные воспитательные воздействия семьи и микросоциальной

среды, психическая депривация);

3)

недостатки развития интеллектуальной сферы (нарушения зрительно-двигательной

координации, кратковременной памяти, внимания, пространственного анализа и

синтеза, бедный словарный запас, речевые недостатки);

4)

поведенческие проблемы (асоциальное поведение, тревожность, агрессивность,

эмоциональная неустойчивость и т.д.);

5)

мотивационная незрелость.

Семейная ситуация, в которой ребёнок оказывается в начале своего обучения в

школе,

имеет

большое

значение:

напряжение,

эмоциональный

дискомфорт

отрицательно влияют

на самочувствие школьника, сказывается на его успеваемости. Поэтому формирование

требуемого уровня школьной

готовности невозможны

без активного участия

родителей, а для этого им необходимы определённые знания об особенностях детей

старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и

возможных трудностях в начале школьного обучения.

Родители детей, посещающих ДОУ, могут получить необходимую информацию,

помощь по данной проблеме от специалистов детского сада.

У многих родителей есть желание подготовить ребёнка к школе, но недостаточен

уровень психолого-педагогических знаний - как

это сделать, а потому автор

программы считает актуальным решать проблему психологической готовности к школе

не только с детьми, но и подготовить родителей к плавному вхождению детей в

школьную жизнь.

По мнению автора, эффективными формами работы с родителями являются

индивидуальные и групповые консультации, беседы, мини-лектории, использование

тренинговых упражнений, оформление папок-передвижек, памяток.

Новизна программы заключается в психологической подготовке к школе детей в

процессе развития социальных

и интеллектуальных навыков, с использованием

релаксации и саморегуляции, на основе теории развития познавательного интереса.

(Щукина Г.С.)

Цель: оказание помощи детям дошкольного возраста в развитии адаптационных

возможностей (ранняя профилактика школьной дезадаптации).

Задачи:

- развитие познавательной активности;

- снижение психоэмоционального напряжения;

- развитие когнитивной сферы;

-овладение способами саморегуляции;

- формирование адекватной самооценки, уверенности в своих возможностях;

-обучение навыкам межличностного общения со сверстниками.

Категория участников: дети 6-7 лет.

Форма проведения: коррекционно-развивающие занятия.

Количество занятий: 23 занятия,

Режим работы: 2 раза в неделю по 30-35 мин.

Количественный и возрастной состав группы

Комплектование групп осуществляется на основе анализа предварительной

диагностики и обязательным условием является желание самих детей.

Количественный состав –6-8 человек.

Структура и содержание программы

Программа «Играя и общаясь, готовимся к школе» состоит из трёх основных

этапов.

1. Знакомство. Организационный (2 занятия).

Задачи:

- сближение участников группы,

- развитие чувства единства.

2.

Психокоррекционный (16 занятий).

Задачи:

- развитие познавательной активности и когнитивной сферы посредством

оптимизации зоны ближайшего развития.

3.

Обобщающе-закрепляющий (4 занятие).

Задачи:

- обобщение полученных знаний;

- диагностика отношения детей к школе и определение школьной мотивации.

Структура игрового занятия

Общая структура каждого коррекционно-развивающего занятия включает

следующие этапы:

1.Ритуал приветствия – 1-2 минут.

2. Разминка – 5 минут.

3. Коррекционно-развивающий этап – 15-20 минут.

4.Релаксация – 5-10 минут.

5.Рефлексия – 5 минут.

6.Ритуал прощания – 1-2 минуты.

Ритуал приветствия

Цель:

установление

положительного

эмоционального

контакта,

создание

атмосферы доверия и единства между всеми участниками.

1.

“Пирамида из пальчиков”

2.

“Солнышко”, “Звёздочка” (складывание ладошек).

3.

Стоя или сидя в кругу посмотреть на соседа справа (слева), улыбнуться, сказать

комплемент.

Разминка

Цель: настроить группу на совместную работу.

Коррекционно-развивающий этап

Цель:

развитие

и

частичная

коррекция

эмоционально-личностной

и

познавательной сфер ребёнка, формирование умения бесконфликтного общения со

сверстниками.

Релаксация

Цель:

снятие

телесных

зажимов,

психоэмоционального

напряжения,

тревожности.

Рефлексия

Цель: получение обратной связи, которая предполагает:

-

эмоциональную (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и

почему);

-

смысловую (почему это важно, зачем мы это делали).

Ритуал прощания

Цель: развитие чувства единства, сплочённости, закрепление желания детей

взаимодействовать друг с другом.

1.

Стоя или сидя в круге взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на

всех, улыбнуться.

2.

Взяться за руки и передать, как эстафету, пожатие. Начинает педагог: “Я

передала вам свою любовь и она идёт от меня к …(имя ребёнка), от … к … и т.д.

и, наконец, снова возвращается ко мне, и я чувствую, что её стало больше, т.к.

каждый из вас добавил частичку своей любви. Пусть же она вас не покидает и

греет. До свидания”.

3.

Передавать по кругу зажжённую свечу и говорить добрые слова на прощание.

4.

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Постоять так тихо,

пытаясь почувствовать единство маленького коллектива. Сказать вместе «До

свидания».

5.

Встать в круг, руки на плечи, голову поднять, друг на друга посмотреть,

улыбнуться.

6.

Пирамида из пальчиков, сказать «Молодцы».

Организация игрового пространства

Для проведения занятий необходимо создание специально организованного

игрового

пространства,

обеспечивающего

наличие

чувства

психологического

комфорта, создание ситуации успеха и условия самораскрытия познавательной

активности

Специально оборудованное игровое помещение включает:

-

кабинет с ковром на полу и зеркалом для проведения двигательных упражнений,

игрового обучения и общения. По периметру стоят столы, а в середине на

свободном пространстве – кругом стулья. Форма круга создаёт ощущение

целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает

взаимопонимание и взаимодействие. Работа проходит как за столами (рисование

и т.п.), так и в круге.

Для успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач

необходимо использование специальных средств и оборудования:

-

бумага – альбом для рисования;

-

несколько листов ватмана;

-

гуашь;

-

кисти на каждого ребёнка (разного размера);

-

цветные карандаши (на каждого ребёнка);

-

ножницы;

-

счётные палочки;

-

мяч, мягкие игрушки;

-

тетрадь в клетку;

-

математический планшет.

Музыкальное обеспечение

Записи с лирической, романтической, ритмичной музыкой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

4.

Бардинер Г., Ромазан И., Чердникова Т.

«Я хочу!» / Психологическое

сопровождение естественного развития маленьких детей

5.

Богуславская Э.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного

возраста.

6.

Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка.

7.

Дошкольное воспитание, № 10, 1999 г., с. 41 – 42

8.

Евстратова Н.С. Психологическая коррекция познавательных способностей

ребёнка. Развивающие игры. М. 1994.

9.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.

10. Колмогорова Л.С., Григорьевская Н.Н., Модина И.А. Играя и общаясь, познаём

мир и себя.

11. Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф. Комплекс «Сухое умывание»

12. Нартова-Бочевер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу

13. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе

14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.

15. Сиротюк А.Л. Нейрофизиологическое и психофизиологическое сопровождение

обучения.

16. Смирнова Е.О. Становление произвольного поведения

17. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников.

18. Фесюкова Л.Б. Год перед школой

19. Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию

20. Щукина Г.С. Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Т е м а з а н я т и я

К-во часов

1

Знакомство (определение сформированности мотивации к

обучению; игры и упражнения на сплочение группы).

2

2

Учимся играть и общаться

(обсуждение вопросов: Мои

любимые игры, игрушки? Какие мы знаем игры и правила игр?

Правила дружной и честной игры. Правила общения в группе.

Игры

на

развитие

коммуникативных

способностей,

саморегуляции и произвольности).

2

3

Мир моих ощущений

(дискуссия: «Мы познаём мир».

Обсуждение вопроса: а как мы это делаем; для чего нужны нос,

глаза, уши? Игры на развитие восприятия).

2

4

Двигаясь

-

развиваюсь

(упражнения

на

развитие

межполушарного

взаимодействия,

кинезеологическая

гимнастика,

игры

и

упражнения,

развивающие

мелкую

моторику и двигательную координацию).

2

5

Мир вокруг меня (что такое внимание, функции внимания и

наблюдательности; рассеянность и наблюдательность; развитие

умения видеть сходства и различия, умение замечать детали;

тренинг внимания и наблюдательности; развитие мелкой

моторики; ориентировка на листе бумаги).

2

6

Мир

вокруг

меня

(продолжение:

знакомство

с

представлением о памяти и её роли в жизни человека; память

животных и человека; формирование приёмов произвольного и

опосредованного запоминания; развитие зрительной, слуховой,

словесной памяти; развитие мелкой моторики; ориентировка в

пространстве).

2

7

Путешествие

в

сообразилию

(игры

и

упражнения

на

составление фигур из частей; работа по схематическим планам;

развитие

умения

анализировать,

сравнивать,

обобщать,

классифицировать; развитие творческого воображения).

2

8

Я выдумщик – творец

(обсуждение вопросов: Что такое

фантазия?

Где

человеку

нужна

фантазия,

воображение?

Обучение

приёмам

фантазирования:

необычные

способы

употребления

предметов,

«истории

наоборот»;

работа

с

бумагой)

2

9

Умелые пальчики

(определение уровня развития мелкой

моторики

рук;

формирование

способности

управлять

движением

кисти

по

показу,

представлению,

словесной

инструкции;

кинезеологическая

гимнастика;

пальчиковые

2

игры;

графический

диктант;

упражнения,

облегчающие

написание букв; асиметричные рисунки).

10

Творческая мастерская (повышение уверенности в себе и в

своих возможностях, развитие креативности).

2

11

Готовимся

к

школе

(закрепление

знаний

о

школе;

заключительная диагностика когнитивной сферы; определение

уровня школьной мотивации; игры и упражнения на развитие

коммуникативных навыков, произвольности, мышления).

2

12

Любимые

игры (Игры

на

развитие

коммуникативных

способностей, саморегуляции и произвольности;

развитие

мелкой моторики и ориентировка на плоскости).

1

ТЕМА I. Знакомство.

Цель: знакомство детей друг с другом.

-

«Приветствие». «Солнышко»

- складывание ладошек. Цель: установление

положительного эмоционального контакта.

-

«Знакомство». Цель: сближение участников группы.

Оборудование: клубочек шерсти.

Ход игры: дети сидят по кругу. Дети передают клубочек по кругу, и каждый, у кого

он в руках окажется, называет своё имя и рассказывает о том, что он любит делать

больше всего.

-

«Морщинки». Цель: снятие напряжения.

Ход игры: детям предлагается несколько раз вдохнуть и выдохнуть. Улыбнуться

соседу справа, затем – соседу слева. Наморщить лоб – удивиться, нахмурить брови

– рассердиться, наморщить лоб – что-то не нравиться. Расслабить мышцы лица,

шеи. Поднять и опустить плечи. Несколько раз вдохнуть и выдохнуть.

-

«Доброе животное». Цель: развитие чувства единства.

Ход игры: “Сейчас встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое,

доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе.

Вдох – все делают шаг вперёд. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень

ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьётся его

большое сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т.д. Очень хорошо!”

Упражнение «Давайте поздороваемся». Цель: снятие мышечного напряжения,

переключение

внимания.

(картотека

«Игры

и

упражнения

на

развитие

коммуникативных навыков).

Упражнение «Орешки».

Цель: развитие навыков учитывать индивидуальные

особенности в общении.

-

Упражнение «Ты дрозд, и я дрозд», «Ладони и колени». Цель: сближение

участников группы, развитие чувства единства.

-

Беседа о школе. Цель: определение мотивационной готовности к школе.

Оборудование: картинка с изображением детей в классе с учителем.

Оборудование: цветные карандаши, карточки с заданиями.

-

Релаксация. «Волшебный сон». Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Оборудование: кресла, магнитофон, кассета с релаксационной музыкой.

-

Рефлексия. Сидя в кругу дети характеризуют своё настроение, обмениваются

впечатлениями о прошедшем занятии, что понравилось, что нет и почему.

-

Прощание. Стоя или сидя в кругу взяться за руки, пожать их, посмотреть по

очереди на всех, улыбнуться.

ТЕМА II. Учимся играть и общаться

Цель: развитие навыков общения, умений договариваться, сотрудничать.

Обговариваются правила общения и игры.

-

Приветствие: «Солнышко» - см. занятие № I.

-

«Эхо». Цель: настроить детей друг на друга, дать каждому ребёнку почувствовать

себя в центре внимания.

Ход игры: Ребёнок называет своё имя и прохлопывает его в ладоши. Остальные

дети, как эхо за ним повторяют. Затем своё имя называет и прохлопывает

следующий ребёнок. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают своё

имя.

-

«Снежный ком». Цель: развитие произвольного внимания.

Ход игры: Ведущий называет своё имя. Ребёнок, сидящий слева, называет имя

ведущего, а затем своё. Следующий ребёнок называет имя ведущего, имя

предыдущего ребёнка, а потом своё. И так далее.

-

«Ворота». Цель: продолжение знакомства детей друг с другом.

Ход игры: Дети стоят кружком, руки опущены. Ведущий называет имя конкретного

ребёнку, тот приседает, а дети, стоящие слева и справа от него, берутся за руки и

поднимают их вверх, чтобы над присевшим получались высокие ворота (крыша).

Затем называют имя другого ребёнка и т.д.

-

«Ладони и колени». Цель: развитие произвольного внимания, умения действовать

согласованно. Ход игры: сидя по кругу, положить ладони на колени соседей:

правую на левое колено соседа слева, левую – на правое колено соседа справа.

Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно

следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать

очередность

своего

хлопка).

Когда

устоится

ритм

хлопков,

предложить

усложнение- два хлопка по одному колену будет обозначать движение в обратную

сторону, т.е. теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает два раза.

«Закончите рисунок». Цель: развитие умения действовать согласованно,

подчиняться договору.

Оборудование: цветные карандаши, недорисованные симметричные фигуры.

Ход

игры:

Дети

берут

перевёрнутые

обратной

стороной

недорисованные

симметричные фигурки, находят свои пары (одинаковые изображения). Садятся за

столы, рассматривают рисунки, обсуждают, что нужно дорисовать, как, каким

цветом раскрасить, чтобы получилось совершенно одинаковы. Затем обсуждается,

как шла работа. Поздравляют тех, кто сделал быстрее и качественнее.

-

«Найди и промолчи». Цель: развитие у детей выдержки, умения сдержать себя.

Ход игры: Взрослый прячет предмет в комнате. Предлагает детям его найти, но не

говорить об этом, а спокойно сесть на стульчик. Затрудняющемуся ребёнку дети

помогают взглядом, направленным на предмет.

-

«Гимнастика ума». Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

А) ухо-нос: правая рука – нос, левая рука – ухо; левая рука – нос, правая рука – ухо.

Б) восьмёрки: нарисовать в воздухе знак бесконечности по три раза каждой рукой,

затем три раза обеими руками вместе.

-

Работа в тетрадях: закончи рисунок, графический диктант. Цель: развитие мелкой

моторики.

Оборудование: тетрадь в клетку, простой карандаш.

-

«Мостик дружбы». Цель: развитие фантазии, умение согласовать свои действия с

другими, способность к совместному творчеству.

Ход игры: Ведущий просит детей по желанию образовать пары, придумать и

показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не

будет, ведущий может сам встать в пару с кем-нибудь из детей и показать, как

можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами или ладошками).

Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы «построить» мостик втроём, вчетвером

и т.д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем,

что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост

дружбы».

-

Релаксация. См. занятие № 1.

Оборудование: кресла, магнитофон, кассета со спокойной музыкой.

-

Рефлексия. См. занятие № 1.

-

Прощание. См. занятие № 1.

ТЕМА III. Мир моих ощущений

Цель: развитие ощущений и восприятия, повышение у детей уверенности в себе.

-

Приветствие. Пирамида из пальчиков. Цель: установление положительного

эмоционального фона.

-

«Ворота». См. занятие № 2. Усложнить игру: тот, чьё имя называют, хлопает в

ладоши и поворачивается кругом.

-

Беседа.

Ведущий: Все мы каким-то образом узнаём, что происходит вокруг нас. Иными

словами, все мы познаём окружающий мир. А как мы это делаем (смотрим,

слышим, трогаем, нюхаем, лижем)? Это – наши ощущения. У каждого ощущения

есть своё дом, свой орган. Глаза дают нам ощущения зрительные. Нос –

обонятельные, язык – вкусовые, уши – слуховые, тело, кожа – осязательные. Вот мы

сейчас и посмотрим, знаете ли вы свои органы чувств.

-

«Найди дом». Цель: развитие ощущений.

Ход игры: ведущий называет ощущения, а дети показывают рукой, где у них «дом»,

т.е. к какому органу чувств они относятся.

-

Назови три предмета. Цель: развитие восприятия цвета, формы, величины,

протяжённости (расстояния).

Ход игры: Ведущий называет признак, а дети должны быстро назвать по 3

предмета, которые имеют этот признак.

-

«Гимнастика ума». Упражнение «Шапка для размышления». Цель: развитие

способности к обучению (слух, зрение, письмо)

Ход игры:

-

энергичное массирование всей поверхности ушных раковин (10-15 сек.);

-

указательными пальцами обеих рук выполнить вибрацию в слуховых проходах;

-

оттянуть уши за мочки, прижать, получается как телефон;

-

сказать тихо, громко, ещё громче.

-

«Контурные

рисунки».

Цель:

развитие

зрительного

анализа

и

образно-

схематического мышления.

Оборудование: картинки с контурными рисунками.

Ход игры: Ребёнку показывают картинку, на которой контурные рисунки предметов

(животных, геометрических фигур и др.) наложенны один на другой, и просят

перечислить изображённые предметы, сосчитать их, обвести карандашом и т.д.

-

«Подбери узор»

- развивающая игра. Цель: развитие зрительного восприятия,

внимания, логического мышления.

Оборудование: набор карточек и фигур разной формы с одинаковым узором.

Ход игры: Дети должны подобрать к карточкам фигуры, подходящие по фону и

форме.

-

Релаксация. «На лесной поляне». Цель: см. занятие № 1.

Оборудование: кресла, магнитофон, кассета с релаксационной музыкой.

-

Рефлексия. См. занятие № 1.

-

Прощание. Встать в круг, руки на плечи, голову поднять, друг на друга посмотреть,

улыбнуться.

ТЕМА IV. Двигаясь – развиваюсь

Цель:

развитие

межполушарного

взаимодействия,

мелкой

моторики,

двигательной координации. Установление положительного эмоционального фона,

снятие напряжения.

-

Приветствие. «Звёздочка». Складывание ладошек.

-

«Сухое умывание». Цель: повышение жизненного тонуса, снятие физического и

психоэмоционального напряжения.

Оборудование: магнитофон, кассета, с записью чередующейся

ритмичной и

спокойной музыкой в зависимости от характера упражнения.

А) разогревание кистей, взаимное растирание;

Б) «умывание кистей»;

В) с силой сжать кисти рук в кулак, разжать их, расслабить;

Г) поглаживаем каждый пальчик – одеваем перчатку;

Д) «сухое умывание» лица и волосистой части головы: движением ладоней от

подбородка к макушке (вдох) и далее вниз (выдох), развернув ладони тыльной

стороной на затылочных буграх и далее к подбородку;

Е) подушечками пальцев лёгкими круговыми движениями размять волосистую

часть головы;

Ж) ладони на висках, пальцы веерообразно охватывают голову, сделать 10 круговых

движений ладонями вперёд и 10 – назад;

З) не меняя положения рук сдвигать кожу головы вперёд и назад. Поместить ладони

на лоб и на затылок и сдвигать кожу головы в другом направлении;

И) руки и ноги прилипли, двигаем плечами, голова вправо-влево;

К) танцуют пальчики в круг, к себе, каждый пальчик танцует на пианино;

Л) кулачками по коленям, поднимаемся по бокам, по попе –10 раз.

-

Упражнение «Сова». Цель: развитие способности читать, писать.

Ход игры: Сидя на больших стульях, плечи прямые, спинка ровная, поворот головы

вправо-влево (вдох-выдох).

-

Упражнение «Ванька – встанька». Цель: усиление мотивации в достижении цели.

Оборудование: мягкие коврики.

Ход игры: Сидя на коврике, обхватили колени, покачивание на спине, руки не

разжимать.

-

Упражнение

«Растяжка».

Цель:

снятие

физического

и

эмоционального

напряжения.

Оборудование: магнитофон, кассета со спокойной музыкой, большие стулья.

Ход игры: Встать за стулом, ноги вместе, руки на спинке стула. Руки сгибать только

в локтях, ноги не отрывать от пола.

-

Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и памяти (стоя в

кругу).

А) перекрёстные движения вытянутыми вперёд руками (сначала медленно, затем

быстрее);

Б) перекрёстные движения:

правая рука – нос, а левая рука – ухо,

левая рука – нос, а правая - ухо

-

Упражнение на развитие внимания.

Ход игры: Сидя в кругу:

А) хлопнуть друг друга по колену только правой рукой, только левой рукой;

Б) топнуть только правой ногой, только левой.

-

Упражнение на развитие внимания и координацию движений.

Ход игры: Стоя в кругу: глаза закрыты, руки вперёд, опустить, за спину, на голову,

на плечи, за уши потянуть и т.д.

«Шапка для размышлений». Цель: развитие способности письма.

Ход игры: Стоя в кругу:

А) энергичное массирование всей поверхности ушных раковин (10-15 сек.);

Б) указательными пальцами обеих рук выполнить вибрацию в слуховых проходах;

В) оттянуть уши замочки, прижать, получается как телефон (спросить: какие были

ощущения?);

Г) скажите тихо, громко, ещё громче (во время выполнения предыдущего

упражнения).

-

Упражнение «Слон». Цель: развитие слуха, зрения, письма.

Ход игры: Правая рука к правому уху, вытянуть вверх и прижать, а левая рука – на

пояснице (можно в ходьбе по кругу).

-

«Да» и «нет» не говорить. Цель: развитие произвольного внимания, самоконтроля.

Ход игры: Ребёнку задают вопросы, отвечая на которые нельзя произносить «да» и

«нет».

-

«Реши примеры» - работа в тетрадях. Цель: развитие мышления, мелкой моторики.

Оборудование: тетрадь в клетку, карандаш.

-

Релаксация. См. занятие № 3.

-

Рефлексия. См. занятие № 1.

-

Прощание. Упражнение «Пирамида».

ТЕМА V. Мир вокруг меня

Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения видеть сходства и

различия. Формирование умения действовать согласованно, способности устанавливать

правила и выполнять их.

-

Приветствие. «Солнышко». См. занятие № 1.

-

«Дождик». Цель: укреплять чувство единства, настроить на совместную работу.

Ход игры: Ведущий: «Набежали тучки, и пошёл дождик. Сначала редкие капли

застучали по крыше. Но вот дождик усиливается, капли падают чаще, чаще…

Настоящий ливень». Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во всё

убыстряющимся темпе.

-

Беседа о внимании. Цель: формирование представления о внимании и его роли в

жизни человека.

А) что такое внимание;

Б) что было бы, если бы у всех пропало внимание и т.д.

Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной».

Обсуждение: что надо делать, чтобы внимание стало лучше.

-

«Три движения». Цель: развитие концентрации внимания, наблюдательности.

Ход игры: Показать детям движения и назвать их порядковые номера – первое,

второе, третье. Показывать одно движение, называя при этом номер другого. А дети

должны показывать только те, которые соответствуют названному номеру.

-

«Зеваки». Цель: развитие произвольного внимания.

Ход игры: Дети бегут по кругу друг за другом. По сигналу ведущего («Стоп» или

хлопку) останавливаются, делают хлопок, поворачиваются на 180 градусов и

начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого

сигнала. Если ребёнок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул.

Игра заканчивается, когда 2-3 детей остаётся в игре.

-

«Что изменилось». Цель: тренировка наблюдательности.

Оборудование: 10 игрушек (предметов).

Ход игры: разложить на столе перед ребёнком 10 предметов, попросить отвернуться

и в этот момент поменять расположение. Затем попросить ответить: что

изменилось?

-

«Весёлый счёт». Цель: развитие объёма внимания, прямой и обратный счёт.

Оборудование: на листе бумаги изображён многоугольник с разбросанными в нём

числами от 0 до 10.

Ход игры: Ребёнку предлагается многоугольник с разбросанными в нём числами от

0 до10. ему нужно как можно быстрее находить числа в прямом и обратном

порядке.

-

«Гимнастика ума». Упражнение «Слон». Цель: см. занятие № 4

-

«Будь

внимателен».

Цель:

развитие

умения

действовать

по

правилам,

саморегуляции.

Оборудование: стул, игрушка.

Ход игры: Ведущий выбирает двух ребят, ставит их лицом к детям, а перед ними на

стул (или стол) кладёт приз. Объясняет, что приз достанется тому, кто окажется

самым внимательным. Читает стих В. Волина «Праздник числа»:

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз

Лишь скажу я слово «три»,

Приз немедленно бери.

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два, марш…»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори.

Разок, другой, но лучше пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж вы приз, друзья не взяли,

Когда была возможность взять.

-

«Вежливость». Цель: формирование способности к торможению спонтанной

активности, к регуляции двигательных реакций.

Ход игры: Ребёнку даются команды, но он их выполняет только в том случае, когда

ведущий говорит: «Пожалуйста».

-

Релаксация: «На берегу моря». Цель: см. занятие № 1.

-

Рефлексия. Что понравилось – не понравилось? Почему необходимо развивать

внимание. Зачем мы это делали.

-

Домашнее задание:

а) когда будете идти на занятие, внимательно посмотрите, сколько людей с

собаками вам встретится?

б) дома, когда вы будете разговаривать со старшими, с братом, с сестрой –

старайтесь внимательно их выслушивать: не убегайте, не отворачивайтесь,

выслушайте до конца.

- Прощание. См. занятие № 1.

ТЕМА VI. Мир вокруг меня

Цель: знакомство с представлением о памяти и её роли в жизни человека,

формирование приёмов произвольного и опосредованного запоминания, развитие

зрительной, слуховой, словесной памяти.

-

Приветствие. «Звёздочка». См. занятие № 1.

-

«Да» и «нет» не говорить. Цель: см. занятие № 4.

-

Вспомнить домашнее задание. Ответы детей и рассказы о том, что они сделали.

* Спросить, кто забыл выполнить задание.

* Может быть, вы были невнимательны и не слышали задания? (Ответы детей:

«Слышали»).

* А почему не сделали? (Ответы детей: «Забыли»).

* Значит, всё дело не только во внимании, но ещё и в памяти.

* Кто может сказать, что такое память и для чего она нужна?

Подведение итогов.

-

Нарисуй по памяти. Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными на нём схематическими лицами с

разными выражениями, альбомные листы, карандаши.

Ход игры: В течение 8-10 секунд показать детям лист бумаги с нарисованными

схематичными лицами, они запоминают. Затем рисуют их по памяти.

-

«Запомни по тройкам». Цель: развитие слуховой памяти.

Ход игры: Назвать три слова (например: малыш – взрослый – старик; ромашка –

сирень – берёза и т.п.). Дети запоминают. Затем, после того как ведущий называет

первое слово, дети вспоминают следующие два. Спросить, каким одним общим

словом можно назвать каждую тройку?

-

«Ролевая гимнастика». Цель: развитие воображения, двигательной памяти, снятие

напряжения.

Оборудование: коврики.

Покажи:

* как прыгает щенок за косточкой;

* как кошка нежится на солнышке;

* как поднимаешься по лестнице;

* как поднимается по лестнице дедушка;

* как выходит на помост спортсмен-тяжеловес;

* каким движением милиционер останавливает автомобиль;

* как бабушка поправляет очки.

-

«Найди на ощупь». Цель: развитие ощущений, воображения, тактильной памяти.

Оборудование: 10 дощечек с разной шероховатостью.

Ход игры: Ребёнок раскладывает в ряд дощечки по порядку от 1 до 10 номером

книзу. Закрыв глаза, тщательно, не торопясь, ощупывает поверхность каждой

дощечки. Запомнив, перемешивает их, не открывая глаза. Затем на ощупь

раскладывает дощечки в прежнем порядке.

-

«Найди и промолчи». См. занятие № 2.

-

Релаксация. «На берегу моря». Цель: см. занятие № 2.

Оборудование: кресла, магнитофон, кассета с записью шума моря.

-

Рефлексия. Что понравилось – не понравилось и почему необходимо развивать

память, зачем мы это делаем.

- Прощание. Передавать по кругу зажжённую свечу и говорить добрые слова на

прощание.

ТЕМА VII. Путешествие в сообразилию

Цель: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, составлять фигуры из

частей, работать по схематическим планам, повышение уверенности в себе.

-

Приветствие. «Я очень рад…» Цель: см. занятие № 1.

-

«Дождик». Цель: см. занятие № 5.

-

«Назови соседей». Цель: развить быстроту реакции, навыки прямого и обратного

счёта.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Ведущий бросает мяч и называет число. Ребёнок ловит его, называет

«соседей» данного числа. Произносит другое число, бросая мяч следующему

ребёнку.

-

«Рассели в домике». Цель: формировать у детей операции классификации и

обобщения, умение действовать согласованно.

Оборудование: бумажный дом-карточка, разделённый на 8 комнат (в 1 –нарисован

шкаф, во 2 – комнатный цветок, в 3 – молоток, в 4 девочка, в 5 – чашка, в 6 – мишка,

2 комнаты – пустые). 24 карточки с изображением предметов и животных существ.

Ход игры: Дети поровну делят лежащие на столе карточки. Рассказывают, что на

них изображено и расселяют в доме так, чтобы каждая из них попала в

соответствующую комнату.

-

Собери

открытку.

Цель:

развитие

пространственного

мышления,

умения

договариваться.

Оборудование: 4 разные карточки, разрезанные на 4 части.

Ход игры: Части открыток перемешивают и раздают поровну всем участникам

игры. Первый играющий кладёт на стол одну часть, второй – должен подобрать к

ней подходящую часть с учётом фона и изображения. Если у него нет нужной части,

он пропускает ход. Игра продолжается до тех пор, пока не будет собрана открытка.

-

«Найди и промолчи». См. занятие № 2.

-

Магический квадрат. Цель: развить умение работать по схеме.

Оборудование: у каждого ребёнка квадрат 10х10, одинаково окрашенный с обеих

сторон, разрезанный на 5 частей (1 большой и 2 маленьких треугольника, квадрат и

параллелограмм).

Ход

игры:

дети

выкладывают

изображение

по

контурному

образцу

из

геометрических фигур.

-

«Гимнастика ума». «Симметричные каракули». Цель: развитие межполушарного

взаимодействия, мелкой моторики.

Оборудование: бумага и фломастеры.

Ход игры: Ребёнок берёт по фломастеру (карандашу) в каждую руку и

одновременно обеими руками начинает рисовать каракули.

«Думающие кончики». Цель: развитие умения сосредоточиться и слышать нужную

информацию.

Ход игры: Осторожно поворачивать уши снизу вверх 3 раза.

-

Графический диктант. Цель: развитие ориентировки на листе бумаги, умения

действовать точно по инструкции, мелкой моторики.

Оборудование: тетрадь в клетку, карандаш.

Ход игры: Дети под диктовку ведущего выполняют графический диктант.

-

Релаксация. См. занятие № 5.

-

Рефлексия. См. занятие № 1

- Прощание. Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Постоять так

тихо, пытаясь почувствовать единство маленького коллектива. Сказать вместе «До

свидания».

ТЕМАVIII. Я выдумщик – творец

Цель: развитие способности выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие

события,

умение

передавать

эмоции

художественными

средствами.

Развитие

воображения, обучение приёмам фантазирования, умение действовать согласованно.

-

Приветствие. См. занятие № 1.

-

«Делай как я». Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Оборудование: магнитофон, кассета с ритмичной музыкой.

Ход игры: Все дети стоят в круге, один из них показывает какие-нибудь движения, а

остальные в течение одной минуты точно отражают их.

-

«На что похоже». Цель: развитие умения создавать новый образ на основе

схематического изображения.

Оборудование: карточки со схематическими изображениями.

Ход игры: показать ребёнку карточку со схематическими изображениями и задать

вопрос: «На что похоже?». Добиваться от ребёнка как можно большего количества

ассоциаций.

-

«Бесконечная

история».

Цель:

обогащение

словарного

запаса,

развитие

творческого воображения и речевой реакции.

Ход игры: История рассказывается коллективно, по очереди. Например, ведущий

начинает: «Давным-давно, в стародавние времена в тридевятом царстве, тридесятом

государстве жил-был Ёжик…» Следующий игрок продолжает: «И встретил он как-

то Бабу Ягу». Сказку рассказывают дальше. Историю можно сочинять до тех пор,

пока не иссякнет фантазия.

-

«Волшебная клякса». Цель: развитие творческого воображения и умения излагать

свои мысли.

Оборудование: листы бумаги, чернила, тушь, гуашь.

Ход игры: На середину листа бумаги вылить несколько чернил (тушь, гуашь) и

сложить лист пополам. Затем лист развернуть и предложить ребёнку увидеть и

назвать образы предметов, на которые похожа клякса, что или кого она напоминает.

-

«Творческая

мастерская».

«Русские

горки».

Цель:

развитие

творческого

воображения, повышение уверенности в себе, умения передавать свои эмоции,

чувства художественными средствами.

Оборудование: длинный лист бумаги (обои), краски, карандаши, ножницы, клей,

кисточки, листы альбомной бумаги, маленький ровный кусок губки, маленькая

картофелина, разрезанная пополам.

Ход игры: На большом листе ватмана нарисована волнистая линия, ребята обводят

её краской. Вдоль линии делают губкой отпечатки – вагончики. На заранее

приготовленных трафаретах рисуют любые эмоции. Половинкой картофеля

отпечатывают колёса вагончиков. Рисуют тонкие полоски (каркас) на «русской

горке». Наклеивают разрисованные трафареты на рисунок и толстой кистью от

центра к краю красками разного цвета делают лёгкие мазки. Обсудить вместе с

детьми получившиеся картинки.

-

Релаксация. «Шум прибоя». Цель: см. занятие № 1.

Оборудование: коврики, магнитофон, кассета с записью шума моря.

-

Рефлексия. См. занятие № 1

-

Прощание. Пирамида из пальчиков, сказать «Молодцы».

ТЕМА IX. Умелые пальчики

Цель: формирование способности управлять движениями кисти по показу, словесной

инструкции, развитие пространственного воображения и ориентировки на листе

бумаги.

-

Приветствие. Цель: см. занятие № 1.

Сидя в кругу, посмотреть на соседа справа (слева), улыбнуться, сказать

комплимент.

-

«Снежный ком». См. занятие № 2.

-

«Пальчиковая

гимнастика».

Цель:

развитие

мелкой

моторики,

снятие

напряжения.

Оборудование: мячики с шипами и массажными пружинками.

Ход игры: разминка пальцев, ладоней и массаж с помощью пружинок и мячиков.

-

«Симметричное рисование». Цель: развитие обеих рук и активизация полушарий

головного мозга.

Оборудование: бумага, цветные карандаши (фломастеры).

Ход игры: Ребёнок одновременно рисует двумя руками, одной – треугольник,

другой – круг.

-

«Симметричное вырезание». Цель: развитие координации, укрепление мышц

кисти рук, формирование художественного вкуса.

Оборудование: ножницы, цветная и белая бумага.

Ход игры: Отрезать длинную полоску бумаги (шириной – 3-5 см., длиной – 15-20

см.). сложить гармошкой, нарисовать, а затем вырезать на верхней стороне

гармошки фигуру. При этом следить за тем, чтобы не полностью разрезать сгибы.

-

«Гимнастика ума». «Ванька-встанька», «Слон». См. занятие № 4.

-

«Палочки». Цель: умение самостоятельно выполнять задание по заданному

образцу.

Оборудование: 20-30 палочек (можно спички), образцы фигур (домик, ёлочка,

звёздочка, снежинка)

Ход игры: Показать образец, нарисованный на листе бумаги, 3-4 секунды. Ребёнок

должен выложить фигуру их палочек в соответствии с образцом.

-

«Нарисуй картинку по клеточкам». «Клоун». Цель: развитие сосредоточенности,

умения действовать по инструкции.

Оборудование: листы в клетку, карандаш.

Ход игры: Ведущий говорит в какую сторону и на сколько клеточек провести

линию.

-

«Вежливость». См. занятие № 5.

-

Релаксация. «Шум прибоя». См. занятие № 1.

-

Рефлексия. См. занятие № 1.

- Прощание. См. занятие № 4.

ТЕМА X. Творческая мастерская

Цель: повышение уверенности в себе и в своих возможностях, развитие

креативности.

- Приветствие «Рукопожатие по кругу».

- «Волшебный мяч». Тема упражнения «Я могу…».

- «Ладони и колени». Цель: развитие произвольного внимания, умения действовать

согласованно. Ход игры: сидя по кругу, положить ладони на колени соседей:

правую на левое колено соседа слева, левую – на правое колено соседа справа.

Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно

следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать

очередность

своего

хлопка).

Когда

устоится

ритм

хлопков,

предложить

усложнение- два хлопка по одному колену будет обозначать движение в обратную

сторону, т.е. теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает два раза.

- «Найди и промолчи». Цель: развитие у детей выдержки, умения сдержать себя.

Ход игры: Взрослый прячет предмет в комнате. Предлагает детям его найти, но не

говорить об этом, а спокойно сесть на стульчик. Затрудняющемуся ребёнку дети

помогают взглядом, направленным на предмет.

-

«Групповая

картина».

Цель:

развитие

навыка

совместной

деятельности.

Оборудование: большой лист ватмана, гуашь, краски, карандаши, фломастеры.

Ход игры. Все участники группы совместно рисуют одну большую картину на тему

«Мир, в котором мы живем».

- Релаксация. См. занятие № 5.

- Рефлексия. См. занятие № 1

- Прощание. Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Постоять так

тихо, пытаясь почувствовать единство маленького коллектива. Сказать вместе «До

свидания».

ТЕМА XI. Готовимся к школе

Цель: обобщение и закрепление знаний о школе, полученных навыков, установление и

развитие отношений партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком.

-

Приветствие. Упражнение «Солнышко».

-

«Волшебный мяч». Цель: установление контакта между участниками группы,

создание позитивного настроя.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Участники бросают мяч друг другу по желанию, называя своё имя,

приветствуя членов группы.

-

Знакомство. Цель: сближение участников группы.

Ход игры: Дети садятся в круг. Каждый ребенок говорит, что он любит, что не

любит, какой у него характер.

«Тень». Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и

раскованности, умения подстраиваться под другого.

Оборудование: магнитофон, кассета со спокойной музыкой.

Ход игры: упражнение проводится в парах: ребенок-ребёнок. Один ребенок–

«путник», другой– его «тень». «Путник» идёт через поле, а за ним, на два-три шага

сзади, идёт его «тень». «Тень» старается точь-в-точь скопировать движения

«путника». Через некоторое время участники меняются ролями. Желательно

стимулировать «путников» к выполнению различных движений: сорвать цветок,

присесть, проскакать на одной ноге и т.д. После игры – обсуждение.

-

Беседа о школе.

- Д

иагностика мотивации учения у детей 5-7 лет.

иагностика мотивации учения у детей 5-7 лет. Цель: определение школьной

мотивации (см. приложение)

-

Игры по желанию детей. В ходе дискуссии с детьми выбирается наиболее

понравившиеся игры, которые и проводятся.

-

Релаксация. «Шум прибоя». См. занятие № 9.

-

Рефлексия. См. занятие № 1.

- Прощание. Взяться за руки и передать, как эстафету, пожатие. Начинает педагог:

“Я передала вам свою любовь и она идёт от меня к …(имя ребёнка), от … к … и т.д.

и, наконец, снова возвращается ко мне, и я чувствую, что её стало больше, т.к.

каждый из вас добавил частичку своей любви. Пусть же она вас не покидает и греет.

До свидания”

Приложение.

1.

1.

Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет

Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет

Методика представляет собой модификацию для использования в коллективном

эксперименте «Беседы о школе» (Т.А. Нежновой)

и предназначена для учащихся

первых классов и подготовительных групп детского сада. Модификация осуществлена

А.М. Прихожан.

Материал:

Бланк ответов, на котором ребенок обозначает свой выбор.

Процедура проведения:

Диагностика проводится индивидуально или с подгруппой детей. Работа может

быть организована психологом с помощью ассистента, но не учителя или воспитателя,

работающего с данной группой детей. Каждому ребенку выдается бланк методики, на

котором уже заранее написаны фамилия, имя ребенка и другие требуемые данные .

Детям предлагается рассмотреть бланки, затем дается инструкция:

«Вы все знаете буквы А и Б» - психолог пишет на доске буквы А и Б, поочередно

указывает на каждую из них и спрашивает: «Это какая буква? А это?». После

ответов детей вновь указывает на каждую букву: «Это А. Это Б".

В классах, где все дети читают свободно достаточно просто написать буквы на

доске и показать их.

«А теперь каждый пусть посмотрит на лист, который ему дали. Что вы видите на

нем?» (дети отвечают). «Правильно: строчки-прямоугольники, а в каждом из них буквы

А и Б. Посмотрите». Психолог поднимает бланк, показывая на буквы А и Б, называет

их.

«Я буду рассказывать вам истории про две школы А и Б, а каждый из вас должен

самостоятельно, ни с кем не советуясь, выбрать, какая из школ ему больше нравится и

подчеркнуть нужную букву. Давайте попробуем».

«Представь, что есть две школы А и Б. В школе А в каждом классе есть живой

уголок в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, но цветов в этой школе очень мало. В

школе Б наоборот живого уголка нет, но много цветов. В какой школе ты хотел бы

учиться? Если тебе больше нравится школа А, подчеркни букву А (показывает на

доске, затем стирает), а если школа Б - букву Б (показывает на доске, затем стирает).

Помни, надо подчеркивать только одну букв».

«Это первый рассказ и, букву вы должны подчеркнуть в верхней строчке-

прямоугольнике. Все нашли? Покажите». Психолог вместе с ассистентом ходит по

классу, проверяя нахождение детьми верхней строчки прямоугольника.

«Сейчас я повторю первый рассказ, каждый из вас зачеркнет букву той школы, в

которой хотел бы учиться».

«Представь, что есть две школы А и Б. В школе А в каждом классе есть живой

уголок: в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, но цветов в этой школе очень мало.

В школе Б наоборот живого уголка нет, но много цветов. В какой школе ты хотел бы

учиться? Если тебе больше нравится школа А, подчеркни букву А (показывает на

доске, затем стирает). А если школа Б - букву Б (показывает на доске, затем стирает).

Помни. Надо подчеркивать только одну букву».

Вместе с ассистентом ходит по классу, проверяя, как дети поняли инструкцию и

выполнили первое задание. В ходе дальнейшей работы инструкция может быть

повторена как для группы в целом, так и для отдельного ребенка. Важно, однако, чтобы

это не влияло на делаемый ребенком выбор. За правильным выполнением инструкции

следует следить на протяжении всего выполнения методики.

«Теперь поставьте ручки на следующую строчку-прямоугольник с цифрой 1

(рисует на доске перед буквами) и буквами А и Б. Все нашли? Покажите (вместе с

ассистентом проходит по рядам, проверяя). Слушайте следующий рассказ».

Эта процедура должна повторяться перед каждым заданием. Перед заданием 10

– «В этой строчке - две цифры 1 и 0», а перед заданием 11 – «последняя строчка». В тех

случаях, когда все дети в группе хорошо ориентируются на плоскости листа и знают

цифры, подобная процедура может быть ограничена первыми тремя заданиями.

Текст надо читать дословно. Повторять его психолог может столько раз, сколько

потребуется для того, чтобы все дети в группе поняли задание, но заменять слова или

перефразировать нельзя.

Задания:

1. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки

чтения, математики, а уроки рисования, физкультуры, музыки - не каждый день. А в

школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а

чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю. В какой школе ты хотел

бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

2. В школе А не делают замечаний, если встанешь во время уроков, поговоришь

с соседом, выйдешь из класса вез спросу. А в школе Б от первоклассника требуют,

чтобы он внимательно слушал учителя - и делал все, что он говорит, не разговаривал на

уроках, поднимал руку. Если надо что-то сказать или выйти. В какой школе ты хотел

бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

3. В школе А дети должны ходить в школу каждый день, а в школу Б ходят

только, если хотят. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни

букву А. Если в школе Б - букву Б.

4. В школе А дети носят разную одежду, школьной формы у них нет, а в школе Б

все дети носят школьную форму. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А,

подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

5. В школе А дети приходят в класс и их всех учит одна учительница, а в школе

Б учительница может сама приходить к ребенку и учить его одного всему, что проходят

в школе. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни букву А.

Если в школе Б - букву Б.

6. В школе А детей учат учителя, а в школе Б уроки часто проводят воспитатели

или другие взрослые: они им что-нибудь читают, показывают или рассказывают. В

какой школе ты хотел вы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б

- букву Б.

7. В школе А первоклассникам никогда не ставят отметок, но всегда объясняют,

что сделано правильно, а что неправильно. А В школе Б детям за выполнение заданий

ставят отметки. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни букву

А. Если в школе Б - букву Б.

8. В школе А дети на уроках узнают много нового и мало играют, а в школе Б

много играют, а нового узнают мало. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в

школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

9. В школе А читают разные книжки и смотрят мультфильмы, а в школе Б -

учатся по учебникам. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни

букву А. Если в школе Б - букву Б.

10. В школе А часто читают сказки. А в школе Б детям сказки читают редко,

зато часто рассказывают о других странах, о природе, о том, как что устроено - о том,

что на самом деле бывает. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А,

подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

11. В школе А у каждого ученика есть дневники, куда учитель ставит отметки, и

ученик обязательно показывает дневник воспитателям. А в школе Б дневников нет,

детям и воспитателям рассказывают, как дети учатся, что у них получается и что не

получается. В какой школе - ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А.

Если в школе Б - букву Б.

Обработка результатов.

1.Ответы ребенка сопоставляются с ключом:

Мотивация

№ вопроса

1

1

1

2

2

3

4

4

4

5

6

6

7

7

8

8

9

9

1

10

1

11

Учебно-познавательная

А

А

А

А

А

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Внешняя, «позиционная»

Б

А

А

Б

Б

А

А

Ориентация на отметку

А

Б

А

А

А

Игровая, дошкольная

Б

Б

А

А

Б

Б

А

А

Б

Б

Б

Б

Б

А

Б

Б

А

А

А

А

1.

Подсчитывается общее количество ответов, свидетельствующих о преобладании

учебной или «дошкольной» мотивации.

Интерпретация результатов

1. Преобладание в ответах игровой, дошкольной мотивации свидетельствует о

несформированности учебной мотивации, об ориентации ребенка на дошкольные виды

деятельности.

2. Суммарное преобладание трех типов ответов, характеризующих учебную

мотивацию, - собственно учебно-познавательной, основанной на желании узнать,

научиться, т.е. на познавательной потребности позиционной, связанной с внешней

атрибутикой учения, "позицией ученика", и ориентации на отметку - свидетельствует о

наличии учебной мотивации разного типа.

В случаях, когда ребенок дает 5 или 6 ответов, относящихся к трем категориям

учебных мотивов, и 5 или 6, - свидетельствующих о преобладании дошкольных видов

деятельности или наоборот, делается вывод о примерном равенстве этих типов

мотивации.

3. Соотношение числа ответов относящихся к каждой из категорий мотивов

позволяет представить "мотивационный профиль" ребенка.

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

1.

Психологические особенности детей 6-7 летнего возраста (кризис 7 лет,

новообразования дошкольного возраста). Консультация.

Виды заболеваний и их влияние на учебный процесс ( п.-п.).

Типы нарушений и в чём они проявляются (п.-п.).

2.

Проблемы старших дошкольников и учащихся начальных классов. Мини-

лекция.

Условия психологической адаптации ребёнка к школе (п.- п.).

3.

Чему и как учить ребёнка при подготовке к школе. Консультация с

использованием тренинговых упражнений. Выставка и обзор литературы.

4.

Как помочь ребёнку успешно адаптироваться к школе и успешно включиться в

учебно-воспитательный процесс.

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе (памятка).

Советы для родителей будущих первоклассников (памятка).

5.

Произвольность поведения – важная составляющая школьной зрелости. Мини-

лекция с использованием тренинговых упражнений.

6.

Как помочь ребёнку развить его мыслительные способности (кинезеологическая

гимнастика). Консультация.

7.

Полноценное развитие движений - необходимый этап и условие мыслительной

деятельности (пальчиковый игротренинг с мячом, игры на бумаге, с бумагой,

предметная деятельность). Консультация, игротека.

8. Готовим руку ребёнка к письму (п.-п.).

Вместе готовимся к школе (п.-п.).

9.

Развитие речи – необходимое условие для подготовки ребёнка к школе.

Консультация. Диагноз: не умеет читать (п.-п.).

10. Заключительное. Что же такое школьная зрелость? Беседа.



В раздел образования