Автор: Савицкая Елена Леонидовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 45
Населённый пункт: г.Пятигорск Ставропольского края
Наименование материала: Статья
Тема: Методика организации логопедических занятий
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности
логопедической работы показали, что добиться положительного результата в
коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и
содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод
организации фронтальных занятий. Сюжетно-тематическая
организация
занятий
более
целесообразна
для
активизации
речи,
развития
познавательных
процессов
и
соответствует
детским
психофизическим
данным,
так
как
в
игре
максимально
реализуются
потенциальные
возможности детей.
Помимо
задач,
направленных
на
развитие
речи,
в
занятиях
предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и
синтеза, т.е. осуществляется подготовка к обучению грамоте. Все это,
благодаря специфике детского возраста, легче усваивается в рамках сюжета
сказки, путешествия, игры или одной лексической темы. По мере того как
развертываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук»,
«слог»,
«слово»,
«предложение»,
«буква»,
закрепляют
правильное
употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в
сочинении сказок, стихов, чистоговорок.
Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть
беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей
логопеда,
его
готовности
к
экспромтам.
Вот
некоторые
варианты
организации занятий с использованием:
-сказочных сюжетов;
-элементов фольклора;
-воображаемых путешествий, экскурсий, приключений;
-литературных персонажей;
-известных и придуманных игр;
-элементов сюжетно-дидактической игры;
-сюжетных и печатных картин;
-настольно-печатных игр;
-сюжетов и героев мультфильмов ;
При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и
темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу
сюжета и развивать его походу занятия, если позволяют возможности
совместного экспромта и творчества логопеда и детей.
Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету,
способствуют:
-развитию всех компонентов речи;
-формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
-развитию познавательных процессов;
-развитию творческих способностей детей;
-воспитанию нравственно-эстетических чувств.
Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам.
Они пробуждают в детях доброту, учат понимать, «что такое хорошо и что
такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают
чувство прекрасного.
Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и
дифференциации звуков включает обязательные элементы:
1)
Оргмомент;
2)
Сообщение темы занятия;
3)
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;
4)
Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;
5)
Произношение звуков в словах;
6)
Физминутка;
7)
Работа над предложением;
8)
Произношение звука в связной речи;
9)
Обучение элементам грамоты;
10)
Итог занятия.
Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные задания на
развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению
грамоте;
лексико-грамматические
задания;
физпаузы;
голосовые,
дыхательные, мимические упражнения; имитация движений и действий,
происходящих
по
ходу
развития
сюжета;
творческие
задания;
словотворчество;
игры
и
упражнения
на
развитие
познавательных
процессов; стихи, диалоги и др. Количество, тип и характер дополнительных
элементов определяются задачами каждого конкретного занятия.
Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов
сюжетно-тематических занятий.
1.
Первый этап занятия – организационный. Его цель – введение в тему
занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение
интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических
функций. Основная задача логопеда – включить детей в работу с первых
минут занятия. Полезно включать релаксационные, мимические и
имитирующие упражнения.
2.
Сообщение темы занятия.
Задания, предлагаемые в этой части,
позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми
обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки или изображения
персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют
изучаемые звуки и называют персонажей. Игровая форма сообщения
темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и
достигается главное этого этапа – направляется
внимание детей к
изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных
звуков.
3.
Характеристика
звуков
по
артикуляционным
и
акустическим
признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи:
-уточняется артикуляция;
-показывается « профиль» языка на рисунке;
-уточняются акустические признаки звуков;
-находится образное сравнение звуков;
-звуки обозначаются цветовыми символами;
-определяется их место в Звуко-буквенном городе.
4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.
Основной
задачей
является
развитие
слухо-речевой
памяти
и
фонематического восприятия, мимики, и просодических компонентов речи.
5. Произношение звуков в словах.
На этом этапе решаются следующие
задачи:
-развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
-уточнение и расширение лексического запаса;
-овладение
грамматическими
категориями
словоизменения
и
словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
-развитие слухового внимания и зрительной памяти;
-овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и
синтеза.
6. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным
мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:
-снять усталость и напряжение;
-внести эмоциональный заряд;
-совершенствовать общую моторику;
-выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
7.
Работа
над
предложением.
На
данном
этапе
занятия
решаются
следующие задачи:
-установление
лексико-грамматических
отношений
между
членами
предложения;
-актуализация накопленного словаря;
-формирование связности и четкости высказывания;
-работа над предложением как средство развития мыслительных процессов.
8.
Произношение
звука
в
связной
речи.
Основная
часть
этапа
–
совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных
текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно
решаются следующие задачи:
-развитие воображения и творческой фантазии;
-развитие словотворчества;
-развитие просодических компонентов.
9.Обучение
элементам
грамоты
–
это
завершающий
этап
занятий,
предусматривающий решение следующих задач:
-познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
-научить детей прочитать эту букву, а также слоги и слова с ней;
-научить писать печатным шрифтом букву, а также слоги и слова с ней.
10. Итог занятия. На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т.е.
определяется его результативность. Естественно, она не проводится в форме
«Это хорошо, а это плохо». Здесь должна присутствовать положительная
эмоциональная оценка типа: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали
своими ответами! Мне было приятно работать с вами». Обязательное
условие – передача положительных эмоций.
В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная
оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить
занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.
Но главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала до конца
должно быть добрым!