Напоминание

Методика организации логопедических занятий


Автор: Савицкая Елена Леонидовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 45
Населённый пункт: г.Пятигорск Ставропольского края
Наименование материала: Статья
Тема: Методика организации логопедических занятий
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности

логопедической работы показали, что добиться положительного результата в

коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и

содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод

организации фронтальных занятий. Сюжетно-тематическая

организация

занятий

более

целесообразна

для

активизации

речи,

развития

познавательных

процессов

и

соответствует

детским

психофизическим

данным,

так

как

в

игре

максимально

реализуются

потенциальные

возможности детей.

Помимо

задач,

направленных

на

развитие

речи,

в

занятиях

предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и

синтеза, т.е. осуществляется подготовка к обучению грамоте. Все это,

благодаря специфике детского возраста, легче усваивается в рамках сюжета

сказки, путешествия, игры или одной лексической темы. По мере того как

развертываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук»,

«слог»,

«слово»,

«предложение»,

«буква»,

закрепляют

правильное

употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в

сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть

беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей

логопеда,

его

готовности

к

экспромтам.

Вот

некоторые

варианты

организации занятий с использованием:

-сказочных сюжетов;

-элементов фольклора;

-воображаемых путешествий, экскурсий, приключений;

-литературных персонажей;

-известных и придуманных игр;

-элементов сюжетно-дидактической игры;

-сюжетных и печатных картин;

-настольно-печатных игр;

-сюжетов и героев мультфильмов ;

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и

темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу

сюжета и развивать его походу занятия, если позволяют возможности

совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету,

способствуют:

-развитию всех компонентов речи;

-формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

-развитию познавательных процессов;

-развитию творческих способностей детей;

-воспитанию нравственно-эстетических чувств.

Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам.

Они пробуждают в детях доброту, учат понимать, «что такое хорошо и что

такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают

чувство прекрасного.

Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и

дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1)

Оргмомент;

2)

Сообщение темы занятия;

3)

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;

4)

Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;

5)

Произношение звуков в словах;

6)

Физминутка;

7)

Работа над предложением;

8)

Произношение звука в связной речи;

9)

Обучение элементам грамоты;

10)

Итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные задания на

развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению

грамоте;

лексико-грамматические

задания;

физпаузы;

голосовые,

дыхательные, мимические упражнения; имитация движений и действий,

происходящих

по

ходу

развития

сюжета;

творческие

задания;

словотворчество;

игры

и

упражнения

на

развитие

познавательных

процессов; стихи, диалоги и др. Количество, тип и характер дополнительных

элементов определяются задачами каждого конкретного занятия.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов

сюжетно-тематических занятий.

1.

Первый этап занятия – организационный. Его цель – введение в тему

занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение

интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических

функций. Основная задача логопеда – включить детей в работу с первых

минут занятия. Полезно включать релаксационные, мимические и

имитирующие упражнения.

2.

Сообщение темы занятия.

Задания, предлагаемые в этой части,

позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми

обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки или изображения

персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют

изучаемые звуки и называют персонажей. Игровая форма сообщения

темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и

достигается главное этого этапа – направляется

внимание детей к

изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных

звуков.

3.

Характеристика

звуков

по

артикуляционным

и

акустическим

признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи:

-уточняется артикуляция;

-показывается « профиль» языка на рисунке;

-уточняются акустические признаки звуков;

-находится образное сравнение звуков;

-звуки обозначаются цветовыми символами;

-определяется их место в Звуко-буквенном городе.

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.

Основной

задачей

является

развитие

слухо-речевой

памяти

и

фонематического восприятия, мимики, и просодических компонентов речи.

5. Произношение звуков в словах.

На этом этапе решаются следующие

задачи:

-развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

-уточнение и расширение лексического запаса;

-овладение

грамматическими

категориями

словоизменения

и

словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

-развитие слухового внимания и зрительной памяти;

-овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и

синтеза.

6. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным

мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

-снять усталость и напряжение;

-внести эмоциональный заряд;

-совершенствовать общую моторику;

-выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

7.

Работа

над

предложением.

На

данном

этапе

занятия

решаются

следующие задачи:

-установление

лексико-грамматических

отношений

между

членами

предложения;

-актуализация накопленного словаря;

-формирование связности и четкости высказывания;

-работа над предложением как средство развития мыслительных процессов.

8.

Произношение

звука

в

связной

речи.

Основная

часть

этапа

совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных

текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно

решаются следующие задачи:

-развитие воображения и творческой фантазии;

-развитие словотворчества;

-развитие просодических компонентов.

9.Обучение

элементам

грамоты

это

завершающий

этап

занятий,

предусматривающий решение следующих задач:

-познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;

-научить детей прочитать эту букву, а также слоги и слова с ней;

-научить писать печатным шрифтом букву, а также слоги и слова с ней.

10. Итог занятия. На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т.е.

определяется его результативность. Естественно, она не проводится в форме

«Это хорошо, а это плохо». Здесь должна присутствовать положительная

эмоциональная оценка типа: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали

своими ответами! Мне было приятно работать с вами». Обязательное

условие – передача положительных эмоций.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная

оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить

занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

Но главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала до конца

должно быть добрым!



В раздел образования