Автор: Самочернова Марина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Детско-юношеский центр" Индустриального района г. Барнаула
Населённый пункт: г. Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа объединения
Тема: "Читаем сами"
Раздел: дополнительное образование
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Индустриального района
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ
на Педагогическом совете МБУ ДО «ДЮЦ»
протокол № 4 № 158-осн от 20.08.2019
от 20.08.2019 Директор ______ М.И. Круглова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ЧИТАЕМ САМИ»
(срок реализации – 1 год, возраст детей - 5-7 лет)
Автор-составитель:
Самочернова Марина Владимировна,
педагог дополнительного образования
Барнаул
2019
Содержание
1.
Паспорт программы ……………………………………………………………………………3
2.
Пояснительная записка………...……………………………………………………………….4
3.
Календарный учебный график…………………………………………………………………7
4.
Учебно-тематический план……………………………………… …………………………....8
5.
Методическое обеспечение …………………………………………………………………..13
6.
Литература ………………………………………………………………...…………………..12
Паспорт программы
Полное наименование
программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа объединения «Читаем сами»
Заказчик программы
Администрация ДЮЦ, родители
Рецензент
Лист «внутренней» экспертизы
Авторы-составители
программы
Самочернова М.В.
Педагоги, реализующие
программу
Самочернова М.В.
География программы
Адрес ул. Панфиловцев, 8
Целевые группы
Дети от 5до 7 лет (наполняемость 8-13 чел)
Цель программы
Обучение чтению способом осознания ребёнком слога (а не
буквы) в качестве единицы чтения
Направленность
Социально-педагогическая
Срок реализации
1 год
Вид программы
Модифицированная
По форме содержания
Интегрированная
Форма обучения
Очная
Пояснительная записка
Большое значение во всестороннем развитии детей имеет своевременное обучение
чтению. В связи с тем, что
-21 век – век информации, и одним из главных способов усвоения этой информации является
чтение;
- современные программы начальной школы разнообразны по своему содержанию и уровню
сложности;
- каждому ребёнку необходимо разное время для овладения навыком чтения;
-чтение даёт мощный стимул для дальнейшего развития детей;
-в наше время чтение является необходимостью для современных игр и занятий детей – в
настоящее время созрела необходимость, чтобы ребёнок научился читать ещё до школы.
Дети готовы научиться читать в дошкольном возрасте, т.к. ребёнка в этом возрасте отличает
острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения, хорошая память.
Именно поэтому возникла необходимость в создании и реализации программы по обучению
чтению старших дошкольников.
Т.о., актуальность создания данной программы вызвана потребностями современных
детей и их родителей, а так же ориентирована на социальный заказ общества.
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не
будут правильно, бегло, выразительно читать, им будет сложно овладеть грамотным
письмом, сложно научиться решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к
самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение
навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения
очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление,
речь,
восприятие,
память,
воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Психологи считают, что в 5-6 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя
это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще
интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем
начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу
направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и
звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес
пропадает.
Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество
перед своим не умеющим читать сверстником:
- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи
(письменная);
- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный
запас;
- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает
строить свою речь правильно;
- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его
начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;
- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно
узнавать интересующие его сведения.
Исходя из изложенных выше позиций была разработана программа по обучению чтению в
игровой форме.
Цель программы: обучение чтению способом осознания ребёнком слога (а не буквы) в
качестве единицы чтения;
Задачи.
Обучающие:
-знакомство со звуками речи, отработка правильного звукопроизношения;
- обучение звуковому анализу слов (выделение в слове гласных звуков, согласных звуков,
твердых и мягких, звонких и глухих согласных; выделение звука в начале, конце и середине
слова, определение наличия и положения звука в слове);
- знакомство с буквами (дифференциация понятий «звук» и «буква»; буквы гласных и
согласных звуков; соотнесение букв и звуков);
- составление слогов и слов с помощью кассы букв и слогов;
- формирование умений оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом,
словосочетанием, предложением;
Развивающие:
-развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
- развивать мышление, память, внимательность;
- развитие мелкой моторики руки;
- развивать интерес к содержанию читаемого, любознательность;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать усидчивость, волевые качества личности.
Воспитательные:
-способствовать возникновению у ребёнка желания читать самостоятельно;
- воспитывать самодисциплину, правильное поведение во время занятия;
- воспитывать чувство доброжелательности и взаимопомощи в коллективе;
- воспитывать ответственность и трудолюбие.
Учебно-воспитательный процесс в объединении предполагает реальное воплощение
следующих принципов: Программа основывается на современных тенденциях образования
и на следующих главных педагогических принципах:
Принцип гуманизации: опора на положительные качества воспитанника; создание
ситуации успеха; защищённость и эмоциональная комфортность воспитанника в
педагогическом взаимодействии.
Принцип демократизации: индивидуально-ориентированный характер педагогического
процесса; организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей
воспитанников; взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и
воспитанников; широкое вовлечение родителей в организацию жизнедеятельности
воспитанников в коллективе.
Принцип природосообразности: педагогический процесс организуется как процесс,
поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию
здорового образа жизни; направлен на самовоспитание, самообразование, самообучение
воспитанников; строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям
воспитанников; опирается на зону ближайшего развития.
Принцип систематичности и последовательности: доступность и привлекательность
предлагаемой информации; использование внутрипредметных и межпредметных связей;
осуществление постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения и
воспитания и др.
Принцип доступности и нарастающей трудности – переходить от близкого к далёкому.
От лёгкого к более трудному. От известного к неизвестному. Учитывать уровень
актуального развития каждого ребёнка и индивидуальную скорость продвижения при
овладении новыми знаниями или требованиями.
Данная программа составлена на основе учебного материала и опыта ведущих
педагогов России в области обучения грамоте, практических рекомендаций специалистов в
области теории и методики воспитания, педагогики, психологии:
в области психологии и педагогики (И.П. Иванов, К.Д. Ушинский, Л.Л. Редько, Л.С.
Выготский, П.Я. Гальперин, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, Т.С. Комаров, В.И.Андреева,
А.В.Хуторской, Д.Б. Эльконин и др. ученых);
публикации о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного,
индивидуального подходов в педагогической практике (Е.В. Бондаревская, P.M. Чумичева,
Л.В. Грабовская, В.С. Мухина.);
опыт ведущих специалистов в области обучения грамоте: (В.Г.Горецкий, Д.Б.Эльконин,
В.В.Репкин, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)
При проведении занятий используется пособие по обучению дошкольников правильному
чтению «Букварь» Жуковой Н.С. Образовательный процесс строится в соответствии с
возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.
Правовую основу программы составляют:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
Конвенция о правах ребёнка (вступила в силу для РФ 15.09.1990 г.)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
04.07.2014
№
41
«Об
утверждении
СанПин
2.4.4.3172-14
«Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей»
(зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, peг. № 33660);
Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;
Постановление Администрации города Барнаула от 8 сентября 2014 года N 1924. Об
утверждении муниципальной программы "Развитие образования и молодежной политики
города Барнаула на 2015 - 2020 годы"
Устав МБУ ДО «ДЮЦ» Индустриального района
Формы подведения итогов
Критериями оценки уровней освоения программы являются требования, предъявляемые
к учащимся и в соответствии с ними разработанные формы подведения итогов. Контроль над
усвоением программного материала осуществляется на открытых занятиях в каждом
полугодии. Определяется не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и
практическая работа.
Формами подведения итогов работы по теме, разделу, программе могут быть:
тестирование детей, заполнение карты наблюдения, замер техники чтения, определение
позиции учащихся в викторинах, конкурсах, открытое занятие и др.
Календарный учебный график
Образовательная деятельность по программе «Читаем сами» осуществляется
в
соответствие с локальным актом МБУДО «ДЮЦ» - годовым календарным учебным
графиком, которым определяет:
- продолжительность учебного года:
Начало учебного года
9 сентября 2019
Продолжительность учебного года
36 недель
Продолжительность одного занятия
30 минут
Окончание учебного года
25 мая 2020
Каникулы летние
1 июня-31 августа 2020
- регламент образовательного процесса:
а) продолжительность учебной недели – 7 дней;
б) Занятия проводятся в группе
в) количество учебных часов в неделю на одну группу составляет:
1-ый год обучения – 2 часа – 2 раза в неделю по 1 часу
г) наполняемость учебных групп от 8 до 13 человек
Учебно-тематический план
№п/
п
Наименование темы
Часы
1.
Вводное занятие
1
2.
Буквы гласных звуков
15
3.
Буквы согласных звуков
52
4.
Буквы, не обозначающие звуков
3
5.
Итоговое занятие
1
Всего:
72
Содержание
1. Вводное занятие.
Правила поведения в кабинете на занятии, в коридоре до и после занятий. Звуки. Звуки речи.
Буквы.
2. Буквы гласных звуков.
Гласные звуки. Правильное произнесение гласных звуков, слушание гласных звуков,
определение наличия и местоположения звука в слове. Буквы гласных звуков. Запоминание
и изображение букв (рисование, раскрашивание, лепка, печатание). Соотнесение буквы и
звука. Чтение букв гласных звуков отдельно и в соединении с другими буквами.
3. Буквы согласных звуков.
Согласные звуки. Правильное произнесение и слушание согласных звуков, определение
наличия и местоположения звука в слове, характеристика звука. Отличие согласного звука от
гласного.
Буквы согласных
звуков.
Запоминание
и изображение букв (рисование,
раскрашивание, лепка, печатание). Соотнесение буквы и звука. Чтение букв согласных
звуков отдельно и в соединениях с другими буквами: слогах, словах. Чтение предложений и
текстов с изученными буквами.
4. Буквы, не обозначающие звуков.
Буквы, не обозначающие звуков. Роль этих букв при чтении. Запоминание и изображение
букв (рисование, раскрашивание, лепка, печатание). Чтение букв, не обозначающих звуков, в
соединениях с другими буквами: слогах, словах. Чтение предложений и текстов с
изученными буквами.
5. Итоговое занятие.
Проведение конкурсов чтецов. Вручение дипломов.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года учащиеся будут:
Знать: Что такое звуки, звуки речи, буквы. Отличия гласного звука от согласного. Все буквы.
Уметь: Отличать звук речи от буквы. Выделять заданный звук в слове, определять гласный он
или согласный, согласный твёрдый или мягкий. Определять наличие и положение звука в
слове. Составлять слоги и слова с помощью кассы букв и слогов. Оперировать в речи
единицами языка: звуком, слогом, словом, предложением. Владеть плавным слоговым
чтением.
Методическое обеспечение
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия носят практический
характер с включением минимальной теоретической информации, необходимой для
формирования умения читать. Это связано с возрастными особенностями детей дошкольного
возраста.
Минимум
теоретической
информации
сразу
закрепляется
игровым
или
практическим приёмом. Именно поэтому нет разделения содержания программы на
практическую и теоретическую части.
Практические занятия также разнообразны по форме и видам работ – это и активное
слушание звуков, артикуляция звуков речи, действия с игрушками, картинками, карточками,
отгадывание загадок, произнесение скороговорок, рисование, раскрашивание, печатание
букв, подвижные игры, чтение по Букварю.
Формы организации обучения
Основной формой организации обучения по программе «Читаем сами» является
занятие.
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
Обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку;
Учесть степень интереса ребёнка к занятиям;
Сделать пребывание детей в объединении комфортным, познавательным и интересным.
Во
время
проведения
занятий
используются
индивидуальная форма
организации
деятельности учащихся.
Типы занятий, используемые в учебно-воспитательном процессе объединения:
Традиционное/Нетрадиционное;
Комбинированное;
Изучение нового материала;
Закрепление;
Обобщение;
Контроль и проверка.
Виды занятий, предусмотренные программой
Занятие-игра. Игра мобилизует эмоции ребенка, его внимание, интеллект.
Занятие-сказка.
Занятие-праздник.
Занятие – творческая мастерская. Развивает и совершенствует практические умения и
навыки при изготовлении букв из различного материала.
Занятие-конкурс.
Методы обучения, воспитания и развития учащихся
Для качественного развития ребенка в период дошкольного возраста используется комплекс
мероприятий, включающий в себя все виды методов.
Выбор метода обучения будет зависеть от цели и содержания предстоящего занятия.
1. Наглядные методы:
а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них
основные, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы (наблюдаем за
действиями, которые можно выполнять со звуками и которые можно выполнять с буквами,
тем самым устанавливаем отличия звуков от букв);
б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов
(педагог демонстрирует изображение новых букв).
2. Практические методы:
а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного
содержания (многократное
внимательное чтение
однотипных слогов
предупреждает
склонность детей читать по догадке);
б) опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или
ином предмете (правильно артикулируя звук, опытным путем устанавливаем, встречает ли
данный звук преграду во рту, поётся ли он, и делаем вывод: гласный он или согласный);
в) моделирование – наглядно-практический метод: глобус, карта, план участка и др.
(применение цвета в раскрашивании букв помогает крепче усвоить, какой звук обозначает
данная буква, гласный или согласный, твёрдый или мягкий);
3. Игровые методы и приемы
Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него –
это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Ребенок должен
овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит
обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.
а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и
умений разного содержания (игра со звуками «Машины сигналят», «Игрушки здороваются»,
игры с буквами «Кто больше», «Пары» и др.);
б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний
(«Магазин овощей и фруктов» - тренировка в выделении звука, словарно-логическое
упражнение, развитие речи и т.д.);
4. Словесные методы:
а) рассказ педагога – изучение учебного материала (например, короткий рассказ «Что такое
звуки», сразу подкрепляется активным слушанием и практическими действиями детей и
педагога);
б) беседа – когда у детей есть знания о предмете (уже со второго, третьего занятия дети
свободно отвечают на вопросы педагога: что такое звуки, что такое звуки речи, что такое
буквы, приводят примеры);
в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает
чувства, развивает мышление, воображение, память (чтение текстов в «Букваре»)..
На одном занятии обычно употребляется комплекс методов и приемов. Педагог должен
предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить методы и
приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов).
При обучении, воспитании и развитии детей дошкольного возраста преобладают наглядные
и игровые методы в сочетании со словесными. Такая специальная организация среды
способствует расширению и углублению представлений детей.
Контроль за развитием учащихся и диагностика достижений
В процессе работы по программе предусмотрена система контроля за знаниями и
умениями
учащихся.
Это
позволяет
определить
эффективность
обучения,
вносить
своевременные изменения в учебный процесс. Контроль знаний, умений, навыков и
поведения детей осуществляется в следующих формах:
Входной контроль направлен на выявление определённого исходного уровня развития
навыков учащихся, мотивации обучения;
Текущий контроль осуществляется на каждом учебном занятии через самостоятельную
работу учащихся на практических занятиях, наблюдение, опрос, анализ результатов
работы;
Рубежный контроль осуществляется в конце изучения тем программы, на итоговых
занятиях в конце каждого полугодия через: занятия-викторины, интеллектуальные игры,
контрольные тематические опросы. Осуществить контроль также позволяет участие в
викторинах, олимпиадах и т.д.
Итоговый контроль позволяет отследить уровень развития учащихся.
Формы взаимодействия с родителями:
Информирование родителей об успехах и затруднениях ребят, об их активности на
занятиях, о результатах участия в викторинах, олимпиадах.
Открытые занятия для родителей;
Родительские собрания;
Анкетирование родителей;
Как результат:
Проявление родителями заинтересованности к образовательному процессу;
Ощущение взаимопонимания между родителями и детьми, готовность к сотрудничеству;
Вхождение родителей в среду общения детей и педагога.
Здоровьесберегающая деятельность
Учебно-воспитательный
процесс
в
объединении
осуществляется
с
учетом
здоровьесберегающих
подходов
к
обучению
и
развитию
детей.
Использование
здоровьесберегающих технологий на практике способствует сохранению и укреплению
здоровья
детей.
Обучение
строится
с
учетом
психофизических
особенностей
дошкольников и предполагает:
Проведение активных физминуток;
Смену видов деятельности;
Проведение занятий в игровой форме;
Гимнастику для глаз;
Артикуляционную гимнастику;
Своевременное проветривание кабинета;
Контроль за осанкой учащихся.
Здоровьесберегающий аспект занятия
Условия проведения занятия соответствуют гигиеническим нормам и требованиям
(освещённость,
режим
проветривания,
мебель,
дизайн,
санитарно-гигиеническое
состояние кабинета).
Цели занятия сориентированы на обучение, воспитание и развитие здоровой личности
учащегося и определены в соответствии с его индивидуальными и возрастными
возможностями и особенностями.
Создаётся положительный эмоциональный настрой и рабочая обстановка на занятии.
Обеспечивается высокий уровень мотивации учебной деятельности в течение всего
занятия.
Содержание учебного материала способствует формированию культуры здоровья
учащихся.
Методы и формы, используемые на занятии, обеспечивают:
- адекватный психофизиологическим особенностям учащихся темп обучения;
- достаточную двигательную активность учащихся на занятии;
- учёт индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся;
- включение каждого обучающегося в активную учебно-познавательную деятельность;
- дозированную помощь учащимся при затруднениях, создание ситуации успеха,
обратную связь;
- объективную оценку продвижения и развития каждого учащегося;
- контроль и оценку знаний учащихся, способствующих сохранению их психического
здоровья;
- профилактику и снижение утомительности занятия, преодоление психического и
статического напряжения учащихся;
Необходимое оборудование и материалы:
Столы и стульчики;
•
Магнитная доска, магниты, маркеры;
•
Технические средства обучения;
•
Цветные карандаши;
•
Демонстрационные материалы;
•
Настольные игры;
•
Красочные пластмассовые, резиновые и мягкие игрушки;
•
Разнообразные атрибуты для игровой деятельности;
•
Кубики, плакаты с буквами и слогами, касса букв, лента букв;
•
Дидактические материалы;
•
Природные материалы, пластилин, картон;
•
Букварь Н.С. Жуковой.
Список литературы
1.
Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993
2.
Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
3.
Джежелей О.В. Помогайка М., 1994
4.
Жукова Н.С. Академия дошкольного развития. ЭКСМО, 2018
5.
Жукова Н.С. Букварь. ЭКСМО, 2015.
6.
Жукова Н.С. Магнитная азбука. ЭКСМО, 2015.
7.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики.
ЭКСМО, 2011.
8.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития
речи у детей. КнигоМир, 2011.
9.
Жукова Н.С. Первая после Букваря книга для чтения. ЭКСМО, 2018.
10. Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя. ЭКСМО, 2017.
11. Жукова Н.С. Развитие речи: в зоопарке. ЭКСМО, 2017.
12. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. ЭКСМО, 2016.
13. Жукова Н.С. Уроки правильной речи и правильного мышления. ЭКСМО, 2017.
14. Жукова Н.С. Я говорю правильно! От первых уроков устной речи к «Букварю».
ЭКСМО, 2014.
15. Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
16. Журова Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста//
вопросы психологии. №3-1963.
17. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений» - М.: 2007.