Автор: Горелова Дарья Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад компенсирующего вида № 3
Населённый пункт: Саратовская область, город Балакова
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности проведения дидактических игр и упражнений, способствующих развгитию зрительного восприятия.
Раздел: дошкольное образование
Особенности
пров
г
едения
дидактических
игр
а
и
упражнений,
способствующих разв
г
итию зрительного восприятия
Наглядно
сть
-действенная методи
ч
ка позволяет активизировать предметно
сть
-
практические действия у дете
ж
й с нарушениями зрения. В проц
ч
ессе работ
н
ы
й
у
детей происходит
ь
формирование и развитие систем
н
ы
й
«глаз
ет
-ру
б
ка», узнавание
предмета по
д
силуэту, контуру, сопо
п
ставление его
за
с образцом-эталоном,
хран
о
ящимся в памят
н
и
к
. Представленные дидактические и
н
гры способствуют
развитию зрит
у
ельного и тактильного внимания. У слаб
в
овидящих, частично
сть
зрячих детей зрит
у
ельное в
ы
нимание развито
й
плохо
й
вследствие значительного
сниж
з
ения
чувствительности
к
яркости,
цвету
ха
,
контрастам.
Дефицит
ный
внимания отчетливо проявляется в ситуациях, требующих его
за
высокого
рье
уровня
ть
, имеющих о
т
граничение во
з
времени
ть
, а также п
а
ри решении задач,
связ
и
анных со
к
зрительным перцептивным поис
т
ком.
Формирование полноценного вним
н
ания очень важно
сть
, т.к. о
к
но играет
большую
ро
я
ль
в
осуществлении
ориентировочно-иследовательской
деятельности ребенка в зрит
у
ельной сред
н
е, в формировании перцептивных
дейс
т
твий на
д
этапах развития восп
р
риятия.
Методи
ч
ка формирования качества конц
ч
ентрации, устойчивости и
переключения вним
н
ания, зрительного поиска
ть
, развития глазодвигательных
функций реализуется с помо
п
щью дидактического материала, испо
п
льзуемого
на
д
коррекционных занятиях тифл
м
опедагога. В ход
ч
е выполнения заданий
форм
н
ируется умение концентрировать в
ы
нимание на
д
од
о
н
т
ом
а
, двух и
г
ли
ца
нескольких признаках и переключать
ся
его
за
с одного
дка
объекта на
д
другой.
Зрительное
восп
р
риятие
зависит
о
п
т
зрительных
функциональных
возм
н
ожностей,
сенсорного
опыта
дете
ж
й
и
личностных
качеств
о
.
На
д
коррекционных занятиях зада
б
ния носят игровой характер
ец
. Необходимо
сть
соблюдать
ся
последовательность в усвоении сенсорных этал
м
онов и связей
между ними внут
у
ри каждой систем
н
ы
й
и затем между сист
у
емами (образец,
поиск
и
эталона, узнавание, назы
ь
вание объекта и его
за
свойств
о
, соотношение,
локализация, обоб
в
щение, классификация и использование в деят
у
ельности).
Вс
у
е эт
н
о включается в выполнение прос
т
тых заданий и с усложнением, с
испо
п
льзованием зрения и осязания. Эт
н
о увеличение числа вари
й
антов (форм
н
ы
й
,
цвета, размера, фактур
н
ы
й
, расположения объектов
ый
) с работой по
д
карточкам.
Дидактические
и
н
гры
и
упражнения
способствуют
прио
п
бретению
информации и различных пространственных аспектов объектов
ый
окружающей
среды, о напр
с
авлениях и расстояниях; ориентированию в микропространстве,
изменению
положения
объектов
ый
на
д
90°,
180°,
270°.
В
результате
коррекционной работ
н
ы
й
с данными методиками набл
м
юдается существенное
улучшение у слаб
в
овидящих учащихся и с глубоким слаб
в
овидением
познавательных
процессов,
зрит
у
ельного
внимания,
осязания,
памят
н
и
к
,
восприятия памят
н
и
к
, способствуют сохранности зрит
у
ельного анализатора.