Напоминание

"Буддийский монастырь - Цеченлинг"


Автор: Опен Шончалай Афанасьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза Т, Б. Кечил-оола города Кызыла Республики Тыва"
Населённый пункт: город Кызыл, Республика Тыва
Наименование материала: проектная работа
Тема: "Буддийский монастырь - Цеченлинг"
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования и науки республики Тыва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа имени Т.Б.Кечил-оола №3 г.Кызыла РТ

Проектная работа на тему:

«Буддийский храм - Цеченлинг»

Выполнили: учащиеся 9«е»класса

Тугар-оол Вика, Акыяа Дан-Хаяа

Научный руководитель работы: Опен

Шончалай Афанасьевна

Кызыл-2020год

1

Содержание

Введение…………………………………….…………………………………….……………...3

ГЛАВА 1.История буддизма………………………………………………..….……….…….4-5

1.1.Легенда о Будде……….…………………..……………………….…………...4-5

1.2.Основы учения.………………………………….……..….………….………...5-8

1.3.Буддизм в России.…………………………………… …..…….…….…………..8

1.4.Численность.………………………………………………….…....……….…..8-9

ГЛАВА 2.История буддийского храма Цеченлинг.…………………………...……….….…10

2.1.Храм Цеченлинг на сегодня. .…………………..………..……………..…10-11

2.2.Создание макета храма.……………………………..……………………..11-14

ГЛАВА 3.Анкетирование.…………………………..……….……………….………………..15

Приложение. …………..…………………………………………….……….…………………16

Фото приложение. ……………………………………...…………………………………..17-18

Список литературы …………………………………………………………………………….19

Заключение ……………………………………………………………………………………..20

2

Введение

Каждому человеку и каждому народу ,чтобы жить осмысленно и достоинством,

чтобы пользоваться уважением окружающим, чтобы знать себя ,понимать свое место в

мире природе, других людях, других народов . Такое знание и понимание возможны,

когда органически освоена тувинская культура, когда понято и осмысленно прошлое-

далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое

будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое , настоящее и

будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если

эти связи рвутся-теряются ориентиры движение вперед, снижаются эффективность и

темпы естественного развития каждого человека и общество в целом. Восстановить эти

связи - насущная задача каждого народов современной России . По существу мы являемся

свидетелями такого восстановления в самых разных областях жизни.

В поколения к поколения передавалось почитание старых традиции, воспитывались

уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность

от дикости» -говорил А.С. Пушкин.

Актуальность проекта: В настоящее время жители самых разных регионов, нашей

страны проявляют всё больше интерес к традициям, истории, культуре своей малой

родине.

Одна из форм ознакомления с родным краем , воспитание любви к нему – макет «Храм

Цеченлинг».

Макет «Храм Цеченлинг» даёт возможность детям рассмотреть предмет со всех сторон,

но и освоить его.

То есть наш макет «Храм Цеченлинг» поможет восстановить связь времён, вернуть

утраченные ценности.

Цель проекта: Расширять представления о традициях и обычаях культуры через наш

макет.

Задачи проекта: Познакомить ребят с храмом «Цеченлинг». помочь через наш макет.

Прививать интерес и любовь истории, культуре, обычаям и традициям своего народа.

3

Глава 1. История буддизма.

1.1 Легенда о Будде.

Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. на территории Индии. Согласно

решению ЮНЕСКО, повлиявшему на празднование 2500-летия буддизма в 1956 году,

условной датой возникновения буддизма является 543 год до н. э., когда Будда вступил в

пари нирвану. Большинство современных исследователей считает, что Будда умер в 486

году до н. э. Также поднимается вопрос о сдвижении периода жизни Будды таким

образом, чтобы год его смерти относился к периоду 430—350 годов до н. э.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите

ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил людям Шакьямуни

("отшельник из племени шакьев"). В любой посвященной буддизму книге вы найдете

основанный на религиозной традиции рассказ о жизни странствующего проповедника

Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего себя Буддой (санскр. Buddha), что

означает "просветленный высшим знанием", "осененный истиной". Религиозная

буддийская литература сообщает, что после бесконечного множества перерождений,

накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы

выполнить спасательную миссию - указать живым существам избавление от страданий.

Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама.

Род этот входил в племя шакьев, живших за 500-600 лет до н.э. в долине Ганга, в среднем

его течении.

Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно обычным

людям. Мать Сиддхартхи - жена правителя шакьев Майя (Махамайя, т.е. "Великая

Майя")- увидела во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она

родила младенца, покинувшего ее тело также необычным путем - через подмышку.

Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовались приходу

того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита предрек новорожденному

свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит

"выполнивший свое назначение".

Мальчик рос в окружении красивых вещей, и его никогда не выпускали за пределы

дворца. Царь, отец Сиддхартхи, стремился держать своего сына в неведении относительно

жизненных невзгод, но тот, в конце концов, узнал о существовании болезней, старости,

смерти. Сиддхартхе прискучила уединенная жизнь во дворце, и царевич захотел узнать

мир за его стенами. Однажды Сиддхартха велел своему вознице вывести его за ограду

дворца. Полученные впечатления полностью переменили его. Надежды царя были

разбиты в результате четырех знамений, о которых повествует буддийская традиция.

Царевич задумался над тем, что же делает человека несчастным, а его жизнь такой

тяжелой. И вот в возрасте 29 лет Сиддхартха покинул родной дом, отказался от

возможности стать правителем, расстался с женой и сыном, чтобы попытаться найти ответ

на мучившие его вопросы. Семь лет он был отшельником, надеясь посредством изучения

священных текстов, беседуя с мудрецами, истязания плоти найти путь, ведущий к

избавлению, но только отказавшись от аскетических самоистязаний, в результате

глубоких размышлений он достиг желаемого: ему открылась истина, и он нашел путь к

конечному "спасению" Это случилось на берегу речки Наиранджаны, в местечке

Урувилва, в теперешнем Бодх-Гае (штат Бихар) сидя под священным деревом бодхи,

Сиддхартха познал " четыре благородных истины".

4

В настоящее время буддизм распространён в странах Южной, Юго-Восточной,

Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает сотни миллионов последователей.

Буддизм является государственной религией Бутана, Камбоджи, Лаоса,

Мьянмы ,Таиланда и нашей р

еспублики. В Шри-Ланке буддизм не признан государственной религией, но конституция

предоставляет буддизму «преимущественный статус».

1.2. Основы учения.

После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к

выводу, что причиной страдания людей являются они сами, их привязанность к жизни,

материальным ценностям, вера в неизменную душу, являющаяся попыткой создать

иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Прекратить страдания (вступить в

нирвану) и достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть»,

можно путём разрушения привязанностей и иллюзий устойчивости с помощью практики

самоограничения (следования пяти заповедям) и медитации.

Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено

им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является

догматом, и результаты зависят от самого человека. Будда указывал, что принимать его

учение необходимо только посредством проверки через собственный опыт: «Не

принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец

на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться

в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его

истинности, принимайте его!».

За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал

множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма

делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие деяния, третьи — на

поклонение Будде. Различия в идеях и правилах в разных буддийских школах вынуждают

«признать „буддизмом“ любое учение, считавшееся буддийским самой традицией».

Четыре Благородные Истины:

Существует дуккха («всё есть дуккха») — страдание (не вполне точный перевод в духе

христианского понимания). Более точно под дуккхой понимают: неудовлетворённость,

беспокойство, тревожность, озабоченность, страх, глубокую неудовлетворённость

непостоянством, «неполноту», фрустрацию. У дуккхи есть причина (тришна или жажда:

чувственных удовольствий, существования и изменения, а также не существования,

которая основана на ложном воззрении человека о постоянстве своего «Я», о

существовании атамана). Существует возможность освободиться от дуккхи (прекратить

действие её причины).Существует путь, который ведёт к избавлению от дуккхи

(восьмеричный путь, ведущий к нирване).Учение о причинно-зависимом происхождении

и карме,доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»),доктрина

кшаникавады (учение о мгновенности),буддийская космология.

Последователи буддийского учения полагают, что эти принципы указал сам Будда,

однако трактовки доктрин в разных школах могут сильно отличаться. Так последователи

5

тхеравады считают данные доктрины окончательными, а последователи махаяны

указывают на их условность и считают их промежуточным этапом в познании учения.

Доктор философских наук В. Г. Лысенко выделяет другой список основных элементов

учения, которые являются общими для всех школ:

История жизни Шакьямуни ,признание кармы и перерождений (сансара),Четыре

благородные истины и Восьмеричный путь,доктрины анатмавады и взаимозависимого

происхождения.

Трактовка данного списка элементов в разных школах также неоднозначна. Так в

отдельных текстах махаяны данные элементы характеризуются лишь в качестве искусных

средств для привлечения внимания к буддизму «людей с обычными духовными

возможностями».

Всё учение Будды неразрывно связано со срединным путём, который последователю

необходимо находить заново в каждой новой ситуации. Согласно данному пути, Будда не

приемлел ни аскетизма, ни его противоположности, гедонизма, выраженного в

чрезмерном следовании наслаждениям. А в доктрине взаимозависимого происхождения с

помощью данного пути Будда указывал как на ошибочность веры в кармический

детерминизм (криявады), так и на ошибочность веры в случайность всех событий

(ядриччхавады). Учение о срединном пути в виде «снятия всех оппозиций и их

растворения в пустоте всего сущего» в дальнейшем развил Нагарджуна, основавший

школу мадхьямаки (букв. «срединная»).

В буддийской «Сутре развязывания узла глубочайшей тайны» (Сандхинирмочане)

провозглашается известная доктрина о трёх поворотах колеса Дхармы, согласно

которой:

Во время первого поворота Будда проповедовал учение о Четырёх

Благородных Истинах и причинно-зависимом происхождении (данный поворот

связан с учением Хинаяны);

Во время второго поворота Будда проповедовал учение о пустоте и

бессущностности всех дхарм (данный поворот связан с учением праджня-

парамиты школы Мадхьямака, считавшей сутры праджня-парамиты

окончательными, а сутры третьего поворота лишь промежуточными);

Во время третьего поворота Будда проповедовал учение о природе Будды и

учение о «только лишь сознании», согласно которому «все три мира суть только

лишь сознание» (данный поворот, который сутра характеризует как наиболее

полный и окончательный, связан с учением школы Йогачара).

Невозможно стать последователем учения «по рождению», стать буддистом можно

только через осознанное принятие «прибежища», под которым понимают три

драгоценности:

Будду

(под буддой в разное время понимали как Будду Шакьямуни, так и

любого будду или просветлённого);

Дхарму

(учение Будды, включающее в себя как опыт таковости «так как

оно есть» или опыт буддовости, так и методы, ведущие к данному опыту,

различные для разных людей. Кратким изложением Дхармы являются

Четыре Благородные Истины);

6

Сангху

(буддийское сообщество, под которым понимают как небольшую

группу буддистов, так и всех буддистов вообще).

Наиболее важной драгоценностью буддийские учителя считают

Дхарму

. Не все

буддийские наставники однозначно трактовали принятие прибежища. Например, шестой

чаньский патриарх Хуэйнэн рекомендовал: «Советую тем, кто понимает, найти

прибежище в тройной драгоценности собственной природы». После принятия прибежища

мирянину также рекомендовалось соблюдать пять буддийских заповедей (панча шила):

воздержание от убийства, воровства, распутства, лжи и опьянения. При проповеди Будда

не акцентировал внимание на наказании за несоблюдение заповедей, опираясь не на страх

или совесть своих последователей, а на здравый смысл, согласно которому при

выполнении данных заповедей станет более возможной «личная и социальная гармония».

В целом, методы борьбы со страстями, созданные Буддой, отличаются от методов более

ранних аскетических школ. Будда указывал на необходимость не подавления чувств, а на

необходимость развития не привязанности к вещам и явлениям, необходимость

сознательного контроля и практики самонаблюдения (пали сати, санскр. смирти).

Для обретения способности помогать живым существам в прекращении их страданий,

что является главной целью буддизма, буддисты в первую очередь пытаются уничтожить

«три яда»:

неведение относительно истинной природы, являющееся, согласно

двенадцатичленной формуле бытия, «корнем сансары»;

страсти и эгоистические желания;

гнев и нетерпимость.

В учении раннего периода и в последующее время важную роль занимала буддийская

медитация. В широком смысле она представляет собой совокупность методов

физического и духовного самосовершенствования, связанных с тремя группами практик

восьмеричного пути. В узком смысле под буддийской медитацией понимается бхавана

или «культивирование», состоящее из практики самонаблюдения смрити, концентрации

внимания (самадхи и дхьяны) и интуитивного прозрения (праджни) истинности основ

буддийского учения.

Жизнь, согласно буддизму, представляет собой проявление сочетаний или «потоков»

дхарм, являющихся нематериальными частицами, «индивидуализированными

атомарными событиями, составляющими опыт живых существ» или в широком смысле

«любыми явлениями, свойствами, вещами, элементами, процессами, качествами». Это в

равной степени относится как к человеку, так и, например, к камню. В случае, когда

сочетание дхарм распадается, считается, что наступает смерть. После чего дхармы

формируются в новое сочетание, тем самым запускается процесс реинкарнации, на

который влияет полученная в прошлой жизни карма. Отрицая какую-либо «неизменную

духовную субстанцию», существующую при перерождении, буддисты часто поясняли

процесс перерождения при помощи следующей «процессуальной» модели: когда горящая

свеча соприкасается с не горящей, пламя не передаётся, но является причиной, из-за

которой начинает гореть вторая свеча. Бесконечный процесс перерождений, в ходе

которого индивид испытывает страдания, возможно прекратить с достижением нирваны

— «состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой как космическим Абсолютом».

Человек в буддизме представляет собой динамическую психосоматическую систему

из взаимодействующих дхарм, которые делятся на пять групп (скандх):

7

рупа — тело и органы чувств;

ведана — ощущение (приятное, неприятное и нейтральное);

санджня — восприятие, распознавание, идентификация объектов (зрения,

слуха, обоняния, вкуса, осязания и мысли);

санскары — намерение, благоприятные и неблагоприятные кармические

или волевые импульсы, выражающиеся в речи, поступках, мыслях и

влияющие на формирование новой кармы;

виджняна — шесть чувственных сознаваний или типов восприятий

(сознавание слышимого, видимого, осязаемого, обоняемого, вкушаемого и

ментального).

Скандхи сочетаются в единую серию дхарм с помощью упаданы или привязанности к «я»

и тем самым создают иллюзию индивида и условия для дальнейших рождений и смертей.

Прекратить череду рождений и смертей можно только устранив приверженность

«понимать всё в терминах „я“, „моё“ и научившись рассматривать свою психику как

объективный процесс чередования дхарм». Для помощи в устранении приверженности

была создана специальная система упражнений, к которой относилась медитация над 32

элементами тела, в ходе которой практикующий созерцает каждый элемент и говорит «это

не я, это не моё, это не моё я, я не содержится в этом, это не содержится в я».

Буддизм концентрируется на сознании, психологии и освобождении. К прочим вопросам,

не связанным с поиском освобождения и просветлением, буддизм, по выражению

Торчинова, «относится весьма прохладно». Будда считал бесполезными вопросами

метафизические вопросы вида «Вечна ли вселенная?» или «Существует ли Татхагата

после смерти?» и отказывался отвечать на них, храня «благородное молчание».

1.5.Буддизм в России.

Буддизм в России традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, и нашей

республики Тувы.

В последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре

и некоторых других наиболее крупных российских городах, не связанных с

традиционными регионами буддизма. Число буддистов в этих городах, согласно опросам,

составляет около 1 % их жителей. Такой же процент составляет число буддистов в

масштабе всей страны.

1.6.Численность.

На 2010 год численность буддистов оценивалась в 450—500 миллионов человек (по

данным Encyclopedia Britannica — 463 млн человек, по энциклопедии «Религий мира» Дж.

Мелтона — 469 млн, согласно отчёту американского исследовательского центра Pew

Research Center[en]* — 488 млн. Однако существуют и более крупные оценки

численности буддистов, так, буддолог А. А. Терентьев указывал на 2008 год оценку

численности буддистов в от 600 до 1300 миллионов человек. Согласно одной из оценок,

360 миллионов буддистов являются приверженцами махаяны, 150 миллионов

представляют тхераваду и около 18 миллионов принадлежат тибетскому буддизму. При

8

этом число буддистов, проживающих за пределами Азии, оценивается в 7 миллионов

человек. Количество монахов среди всех буддистов составляет около 1 миллиона человек.

Основное число буддистов живёт в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии:

Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское население Сингапура и

Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке,

Японии и Туве.

9

Глава 2.История буддийского храма Цеченлинг.

Вот уже более десятка лет тывинский буддизм олицетворяет храм Цеченлинг (фото

приложении №1)— одна из наиболее ярких достопримечательностей Кызыла. Название

храма в переводе означает «обитель безграничного сострадания», что вполне вписывается

в рамки буддийской концепции. Храм довольно небольшой и скромный, но оттого не

менее популярный среди жителей столицы и гостей города. Существует традиция, что

перед посещением храма необходимо трижды обойти его по часовой стрелке, касаясь всех

углов. Так вот, все углы дацана уже прилично затерлись, а это в очередной раз

доказывает, что храм Цеченлинг существует не одной красоты ради.

В 30-е гг. прошлого века практически все буддийские храмы Тывы были уничтожены.

Да и во всей России сохранилось лишь несколько таковых: в Улан-Удэ и Санкт-

Петербурге. Когда же свобода вероисповедания наконец восторжествовала, тувинские

традиции взяли свое. В республике вновь начали возводиться храмы и прочие

традиционные буддийские сооружения.

Храм Цеченлинг был построен довольно быстро, всего за полтора года. В 1998 г.

президентом Тывы был заложен первый камень, а уже в следующем году готовое здание

освятил лама Богдо-Гэген IХ. Стоит отметить, что сие событие не состоялось бы без

любезной спонсорской помощи. Так, например, один добропорядочный выходец Тывы

пожертвовал на строительство 15 тыс. USD личных средств, а организация «Водоканал»

бесплатно подвела к храму все необходимые коммуникации. Как говорится, с миру по

нитке — тувинцам храм.

Буддизм пришёл на земли современной Тувы ещё в IX веке. Религиозная иерархия в

тувинских представлениях тесно связана с монгольскими канонами, которые были

переняты практически без изменений. Само же мировоззрение тувинцев уникально,

поскольку издавна основой духовенства этих земель были шаманы, чьему влиянию не

удалось перечить. Обе традиции со временем сплелись воедино: особенно любима

тувинцами буддистская мистерия Цам – ежегодное торжественное служение, вобравшее в

себя черты шаманских обрядов. Так же в республике широкое распространение получила

Тибетская медицина.

Цеченлинг – буддийский «феникс» Тувы, символ возрождения культа. Во времена

репрессий активно уничтожались любые храмовые постройки, в том числе и хурээ.

Возведение пусть и не слишком большого, но такого неординарного храма стало

ярчайшим событием духовной жизни республики.

2.1.Храм Цеченлинг на сегодня.

На первом этаже дацана обустроена резиденция представителей далай-ламы, а на

втором — молитвенный зал с великолепным алтарем. Этажи соединяет массивная

мраморная лестница. При храме проходят занятия по тибетскому языку, йоге, медитации

и философии буддизма. Каждый желающий может пообщаться с ламами, а также

свободно присоединиться к практическим занятиям. Плата за это не взимается, но во

дворе храма есть специальный ящик для добровольных пожертвований.

10

На территории храма Цеченлинг построены восемь ступ, каждая из которых

соответствует событиям в жизни Будды: рождение, просветление, поворот колеса учения,

чудесные деяния, сошествие Тушита на землю с небес, восстановление согласия в Сангхе,

совершенная победа и уход в нирвану.(фото приложении №2)

Храм Цеченлинг сочетает в себе старинные традиции буддийской архитектуры и

современные строительные технологии. Дацан был сооружен по проекту известного

архитектора Фан Че Ира. Внешне здание выглядит просто и мило: белые стены,

традиционная восточная крыша с загнутыми кверху углами, широкая парадная лестница у

входа и неброско декорированный фронтон. Внутреннее убранство храма так же скромно.

Выделяется лишь пышно украшенный алтарь, оформленный в тибетском стиле.

Цеченлинг расположен в самом центре Кызыла неподалеку от набережной и

центральной площади. Кстати, на городской площади у музыкально-драматического

театра имени В.Кок-оола находится еще одна буддийская святыня — молитвенный

барабан (фото приложение №3). Если вас впечатлил храм, то барабан уж точно не оставит

равнодушным.

2.2.Создание макета храма Цеченлинг.

1 этап. Основа .

11

2 этап.

12

3этап.

13

4 этап. Конечный итог .

14

Глава 3.Анкетирование.

В начале работы мы провели анкетирование девятиклассников нашей школы.

Разрабатывалась анкета (Приложение ).

В анкету были включены 6 вопросов, предполагающие от 3 до 7 вариантов ответов.

При выполнении данного этапа работы мы учитывали, что любое социологическое

исследование уровня религиозности предполагает определение её критериев, т.е.

показателей, позволяющих отделить верующих от неверующих. Поэтому мы сочли

необходимым включение в анкету вопросы, позволяющие выявить степень толерантности

респондентов в вопросе выбора веры, субъективное отношение респондента к религии, а

также степень соответствия личной религиозной веры и догматики той конфессии, к

которой он себя причисляет. Нами исследовалась и религиозная информированность –

степень знакомства с вероучением «своей» и «чужой» религиозной конфессии.

Из ответов на первый вопрос мы хотели узнать, как девятиклассники оценивают

значение веры и верующих сегодня в нашем обществе. Полученные результаты были

достаточно предсказуемыми. Большинство опрошенных выделяют то, что верующих

становится больше, так как:

теперь так принято (59%); восстановление традиций (24%)

.«Исходный момент веры – вопрос о вере в Бога. Здесь возможны такие разнообразные

ответы как «верю в Бога», «колеблюсь между верой и неверием в Бога» и «не верю в

Бога». Мы предоставили респондентам 3 варианта ответа на второй вопрос.

не считают себя убеждёнными верующими -35%, а верующими – 41%.

По результатам третьего опроса :

41 % опрошенных признали себя православными. Не относят себя ни к одной из

конфессий 54%.

На четвертый вопрос:

да (41%); нет ( 13%).

На пятый вопрос:

а остальные девятиклассники (88%) ответили, что это «бог» и 22% -«человек».

На шестой вопрос ответили, что большинство респондентов не смогли сравнить буддизм

и христианство(82%).

15

Приложение

Анкета «Мое отношение к религии»

Постарайтесь как можно более полно и искренне ответить на все поставленные вопросы,

выбирая тот вариант ответа, который больше других соответствует Вашему мнению.

1. Верующих сегодня становится больше, как бы Вы оценили это явление?

1) это возврат к искренней вере

2) поиск идеала, заполнение духовной пустоты

3) раскаяние

4) теперь так принято

5) политическая игра

6) опиум для народа

7) восстановление традиций

2. Считаете ли Вы себя верующим человеком?

1) да

2) нет

3) трудно определить точно

3. Какую религию Вы исповедуете?

1) Христианство: православие, католицизм, протестантизм

2) Ислам

3) Иудаизм

4) Буддизм

5) Атеист(атеизм)

4.Считаете ли вы что Бог един?

1)Да

2)Нет

3) Не задумывался над этим вопросом

4)Свой ответ

5.Кто такой Будда?(свой ответ)

6.Похож ли буддизм на христианство?(свой ответ)

16

Фото приложение.

Фото приложение №1

Фото приложение №2

17

Фото приложение №3

Чула

18

Список литературы.

Ачан Ли Дхаммадхаро: "Дхамма для всех". Колесо Дхаммы, 2010,

Ольденбург С. Ф. Пять лекций по буддизму. «Жизнь Будды, индийского учителя жизни

Померанц Г., Миркина З. - Великие религии мира. М.: Центр гуманитарных инициатив,

2012. – 208 с.

Рис-Дэвидс Буддизм /Перевод с английского О. П. Семеновой под редакцией профессора

С. Ф. Ольденбурга.

СарвепаллиРадхакришнан Индийская философия Том I

Щапов Я. Н., Осипов А. И. и др. Религии мира. – М.: Просвещение, 1994.

Дведхавитаккасутта: Два вида мыслей.

Альбедиль М. Ф. Буддизм: религия без бога. — М.: Вектор, 2013. — 272 с. — (Особый

взгляд). — ISBN 978-5-9684-2072-5.

Арвон А. (фр.)русск.. Буддизм. — М.: Астрель, АСТ, 2005. — 159 с. — (Cogito, ergo sum:

«Университетская библиотека»). — ISBN 5-17-027796-2, ISBN 5-271-10370-6.

Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование

древних текстов. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 508 с.

— ISBN 5-02-018236-2.

Дандарон Б. Д. Буддизм. Сб. статей. — СПб: Дацан Гунзэчойнэй, 1996. — 144 с. — ISBN

5-87882-007-4.

Дюмулен Г. Глава 3. Основы махаяны // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.:

ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6.

Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика;

Петербургское Востоковедение, 2004. — 256 с. — (Мир Востока). — ISBN 5-85803-268-0

(Петербургское Востоковедение). ISBN 5-352-00735-9 (Азбука-классика).

Иванов Б. А. Основные идеи и направления буддизма // История религии. В 2 т. Т. 2 / под

общей ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высшая школа, 2004. — С. 9—11. — 676 с. — ISBN 5-

06-004508-0.

Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. — СПб.: Наука, 2003. — 288 с. — ISBN 5-02-

026855-0.

Лестер Р. Ч. Буддизм: Путь к нирване // Религиозные традиции мира. В двух томах. Том

2 / пер. А. Н. Коваля. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. — С. 264—394. — 640 с. — ISBN 5-232-

00311-9, ISBN 5-232-00313-5 (Том 2).

Лысенко В. Г. Буддизм // Большая российская энциклопедия. Т. 4. — М.: Большая

Российская энциклопедия, 2006. — 752 с. — ISBN 5-85270-333-8.

Лысенко В. Г. Буддизм // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т.

Степанянц. — М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — С. 169—177. —

950 с. — ISBN 978-5-02-036357-1, ISBN 978-5-8291-1163-2, ISBN 978-5-98426-073-2.

19

Заключение.

В своем проекте мы хотели показать, что обычаи и обряды надо знать и соблюдать, хотя

бы потому, что их соблюдали наши предки, родители, чтобы не прерывалась связь времен.

Практическим результатом нашей работы стало создание макета «Храм Цеченлинг»,

показывающий об обычаях и традициях тувинского народа. После наших выступлений на

классных часах многие ребята заинтересовались макетом, у них возникло желание создать

похожие работы о своих народах.

Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что проявили интерес ребят культуре

, истории, обычаях, и о храме.Цели и задачи были достигнуты.

20



В раздел образования