Напоминание

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ В УСЛОВИЯХ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА


Автор: Жнай Ирина Ивановна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16 "Малышок"
Населённый пункт: рп.Чегдомын
Наименование материала: Статья
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ В УСЛОВИЯХ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ

В УСЛОВИЯХ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА

Ключевые слова:

управление, образование, дошкольная организация, качество

образования, научный подход, программно-целевой подход, эффективность системы

управления, кадровая политика.

Аннотация. В статье рассматривается один из актуальных вопросов современного

образования

управление

дошкольной

образовательной

организацией,

в

условиях

трансформации и смены ориентиров и приоритетов социально-экономического развития

российского общества грамотное управление образовательной организацией в рамках

программно-целевого подхода выступает фактором эффективности образовательного и

воспитательного процесса, и оптимального управления качеством образования.

Управление дошкольной образовательной организацией является многофакторным

процессом, включающим организационную структуру, общую культуру образовательной

организации, стратегию и тактику руководителя.

При разработке и внедрении стратегии управления, определении целей и задач,

руководитель современного образовательной организации на сегодняшний день должен

ориентироваться во внешней среде, учитывать политику государства в области образования,

приоритеты и предпочтения воспитанников и их родителей. Качество образовательного и

воспитательного процесса в рамках дошкольного образования достигается лишь при

рациональном

подходе

к

управлению

персоналом

образовательной

организации,

адаптированности и актуализации образовательного процесса с учетом факторов внешней и

внутренней

среды,

а

также

нормативно-правовых,

экономических,

политических,

социальных и психологических факторов.

Сложность повышения эффективности управления дошкольной образовательной

организацией обусловлена возрастающей интеллектуализацией образовательного процесса,

расширением образовательных услуг, развитием информационных технологии.

В современной образовательной среде сформированы новые концептуальные основы

программно-целевого подхода к управлению дошкольной организацией в рамках новой

парадигме управления.

Управление на современном этапе – это целенаправленная деятельность всех

субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и

обязательное развитие [2, с. 2]. Обновление здесь предполагает: отказ от методов

административного взаимодействия на людей и переход на методы, опирающиеся на знания

мотивов, потребностей, интересов и ценностей конкретных личностей.

Управление

образовательной

организацией

не

эффективно,

если

руководство

разрабатывает программы развития своего учреждения формально, т.е. содержание их не

актуально и не учитывает потребности современной образовательной системы, в результате

организация не может занимать лидирующие позиции на рынке образовательных услуг.

Программно-целевой подход основан на интеграции и синтезе основополагающих

принципов управления и планирования, в частности целевого (направленность на конечный

результат),

комплексного,

взаимосвязи

основных

целей

и

ресурсного

потенциала,

конкретности, единства поставленных задач и ориентиров, максимизация достигнутого при

минимуме трудовых, финансовых затрат.

В дошкольных образовательных учреждениях руководитель является основным

звеном

его

качественного

функционирования

и

действенности

воспитательного

и

образовательного процесса. Уровень контроля за качеством управления дошкольным

образовательным учреждением определяет возможности для профессионального роста

руководителя, положительного обновления его знаний, умений и личностных качеств в

соответствии с государственными нормами в области образования.

От лидерских и профессиональных способностей руководителя дошкольной

организации, его умений быстро принимать решения, творческого потенциала, зависят

успешное развитие организации и его социальный статус. Руководителю нужно выработать

новый план в управлении, который строится на уважении, доверии и успехе, обращая

внимание, прежде всего на создание максимально удобных условий для созидательной

деятельности педагогов с детьми и родителями и самовыражения в ней. При этом очень

важно, творчески разрушить факторы, препятствующие обновлению связей в коллективе, и

затем перевести систему управления с одного уровня развития на другой.

Рассматривая дошкольное учреждение как целостную, но изменяющуюся систему,

Л.М. Денякина, Л.В. Поздняк утверждают, что ее оптимальное жизнеобеспечение возможно

лишь при умении руководителя стоить целостный планы, организовывать, совершать

контроль и регулирование, согласовывать и устанавливать верные координаты работы

коллектива, основанные на научных знаниях. В эффективности управления дошкольными

образовательными учреждениями, особое значение имеет умение руководителя понимать

себя и свои личностные цели, правильно организовывать время и распределять усилия,

применять

управленческие

концепции

развития.

Определяя

пути

обновления

педагогического процесса и управления им, руководитель будущего, должен брать в расчет

тенденции социальных изменений в обществе, желания родителей, интересы детей и

специальные возможности педагогов.

Для профессионального управленца, очень важно иметь практический опыт культуры

управления, т.е. комплекса тех методов, которые выработаны в общественном опыте.

Поэтому в условиях модернизации системы образования качество дошкольного образования

обнаруживает прямую зависимость от умения строить стратегию управления в русле

существующих подходов. В рамках которого для руководителя приобретает особую

актуальность вопросы об управленческих технологиях, обеспечивающих требования к

системному подходу к достижению оценки качества образования. Наиболее продуктивной

является технология программно-целевого подхода.

В качестве специфичных для системы образования проблем, обуславливающих

внедрения программно-целевых методов в практику управления дошкольной организацией

выступают следующие:

1) зависимость основных результатов деятельности образовательной организации от

множества внутренних и внешних факторов, часто слабо контролируемых организацией:

воспитания, оздоровления, социализации учащихся;

2) слабая прогнозируемость и формализация ожидаемых результатов;

3) сложность получения обратной связи от родителей о качестве полученных

образовательных услуг;

4) слабо

выраженная

психологическая

мотивация

повышения

результатов

деятельности, отсутствие четной системы стимулов, сложность и многофакторность

осуществляемой работы;

5) недостаточность необходимых для реализации программно-целевого подхода в

управлении

образовательной

дошкольной

организации

ресурсов

(финансовых,

интеллектуальных, кадровых, информационных);

6) объективная

сложность

проработки

большого

объема

взаимосвязанной

информации, требующей использование достижений информационных технологий, а также

работы круга специалистов – аналитика, прогнозиста, программиста и др., которых

традиционно не хватает в образовательной среде [1, с. 10].

В результате, опыт применения отдельных целевых программ в практике управления

образованием

показал

их

недостаточную

эффективность

в

случае

их

реализации,

обеспечивающей решение лишь локальных проблем. Поэтому задачами совершенствования

управления в рамках подхода является:

-

изучить нормативно-правовую базу, обеспечивающую программно-целевой подход

к стратегическому планированию;

-

изучить опыт работы образовательных организаций по вопросу разработки

программы развития;

-

познакомиться с технологией разработки и внедрения программы развития;

-

изучить структуру программы развития образовательного организации;

-

изучить требования, предъявляемые к постановке цели в программе развития

образовательной организации;

-

сформулировать цель стратегического развития организации;

-

разработать модель инновационной управленческой деятельности ДОУ;

-

повысить

профессиональную,

информационную,

коммуникативную

компетентность педагогических работников;

-

обеспечить равные возможности всем участникам образовательного процесса в

управлении организацией;

-

повысить

правовую

компетентность

и

скорректировать

функциональные

обязанности всех членов управленческой систему ДОУ;

-

обеспечить равные стартовые возможности всем воспитанникам ДОУ при

освоении общеобразовательной программы и поступлении в школу;

-

повышение материально-технической и финансовой базы ДОУ, как ресурсное

обеспечение выполнения программы развития;

-

организация

персонифицированной

системы

непрерывного

образования

профессионального роста и повышения компетентности педагогических работников ДОУ.

Концепция совершенствования системы управления будет включать:

-

цели и задачи нового состояния ДОУ;

-

характеристику новой модели образовательного процесса (структура, принципы

построения, содержания, технологии и методики, организация деятельности);

-

обновление управляющей системы (структура, функции, механизм управления);

-

систему ресурсообеспечения программой развития (финансовая, материально-

техническая, кадровая, программно-методическая, информационная, взаимодействие с

социумом и др.);

-

тактический и оперативный план действий по реализации Программы развития

детского сада (мероприятия, цели ним, сроки, ответственные, предполагаемый результат);

-

ожидаемые результаты.

В результате оптимизации системы управления основными показателями качества

должны стать:

1. Рост качества подготовки воспитанников к обучению в школе

2. Рост числа педагогов, родителей, общественности, принимающих участие в

управлении ДОУ

3. Создание пространственно-предметной развивающей среды ДОУ, обеспечивающей

благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Таким образом, совершенствование системы управления качеством дошкольного

образования предполагает наличие идеальной модели такого образования и определение

оптимальной

структуры

управления

такой

моделью.

Правильно

организованная

управленческая деятельность руководителя поможет активизировать профессиональный

потенциал педагогов, будет способствовать достижению задач, стоящих перед дошкольным

учреждением. Создание гибкой структуры неформальных отношений в переходе на более

низкие структуры при принятии решений на совместную с работниками ДОУ выработку

стратегии, проявляющуюся в видении новых коллегиальных органов управления и освоения

демократического стиля руководства и контроля.

Список литературы

1.

Акимов С.С.

Теоретические

основы

управления

развитием

учреждения

дополнительного образования детей / С.С. Акимов // Новый университет. Серия: Актуальные

проблемы гуманитарных и общественных наук. -2014. – №10 (43). – С. 9-13.

2.

Бодренко Г.В.

Управление

дошкольной

образовательной

организацией

в

современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания / Г.В.

Бодренко // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №2. – С. 1-3.



В раздел образования