Напоминание

«Формирование умений и навыков работы со словарями как источника информации и средства развития речи школьников на уроках русского языка»


Автор: Тараканова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ООШ д. Мари - Ошаево
Населённый пункт: Пижанский район Кировская область
Наименование материала: Представление инновационного опыта
Тема: «Формирование умений и навыков работы со словарями как источника информации и средства развития речи школьников на уроках русского языка»
Раздел: среднее образование





Назад




Представление инновационного педагогического опыта

учителя русского языка и литературы МКОУ ООШ

д. Мари-Ошаево Пижанского района Кировской области

Таракановой Татьяны Анатольевны

«Формирование умений и навыков работы со словарями как источника

информации и средства развития речи школьников на уроках русского

языка»

Перед каждым учителем в течение всей педагогической деятельности стоит

вопрос: чему учить и как учить. Особенно остро стоят эти вопросы перед

учителем - филологом: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить

правила, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно писать. В

последнее время многое изменилось в образовании. И сегодня нет такого

учителя, который бы не задумывался над тем, как сделать урок интересным,

ярким. Каждый думает о том, как увлечь ребят, как создать ситуацию успеха для

каждого ученика (и сильного, и слабого), чтобы школьники с желанием и

хорошим настроением шли на уроки.

Современный школьник должен быть всесторонне развитым человеком,

обязан свободно владеть русским языком. Хорошее знание русского языка

необходимо в дальнейшем во всех сферах общественной и производственной

деятельности. Важно научиться самостоятельно пополнять свои знания, уметь

пользоваться разнообразной справочной литературой и другими источниками

знаний.

В сегодняшнем обществе с его быстрым ростом объёма информации трудно

переоценить умение чётко и правильно пользоваться словарём и справочной

литературой. Школа же должна способствовать этому, поэтому в течение

нескольких лет я работала над проблемой формирования у школьников

навыков и умений работы над словарём различных типов.

В Примерной программе основного общего образования по русскому языку

стандартов второго поколения сказано, что одной из целей изучения русского

зыка в основной школе является овладение умением "...извлекать и

преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей

различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет..." А в

Основном содержании, обеспечивающем формирование языковой и

лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций,

читаем о необходимости использования на уроках русского языка

" ...словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при

решении разнообразных учебных задач...", "...орфографических словарей и

справочников по правописанию для решения орфографических и

пунктуационных проблем...", об извлечении "необходимой информации из

лексических словарей различных типов...и использовании их в различных видах

деятельности...", а также об использовании "...этимологических словарей и

справочников для подготовки сообщений об истории происхождения

некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные

традиции страны..."

Таким образом, можно сделать вывод, что работа со словарём и справочной

литературой на уроках русского языка - это веление времени.

Но словарь – это не только источник извлечения информации, но и средство

развития речи школьников. Учитель должен организовать работу на уроках

русского языка так, чтобы учащиеся в процессе обучения учились размышлять,

анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого им

нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. Вопрос по

обогащению словарного запаса, я считаю, на сегодняший день очень актуален.

В условиях научного прогресса в обиход входят всё новые и новые слова,

многие из которых трудны и непонятны. Поэтому одна из ведущих задач в

деятельности учителя на современном этапе – развитие речи, обогащение

словарного запаса через работу со словарями. Необходимость в специальной

работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется следующими

факторами: исключительно важной ролью слова в языке, потребностью в

постоянном пополнении запаса слов. Ведь, чем богаче активный словарный

запас человека, тем содержательнее, доходчивее, красивее его устная и

письменная речь.

Между тем, как показывает практика, умения и навыки работы со словарём и

справочной литературой развиты у учащихся недостаточно, активный

словарный запас беден, речь интонационно невыразительна, монотонна,

прерывиста. Поэтому работе в этом направлении должно быть уделено самое

серьёзное внимание.

Вопросы по обогащению словарного запаса учащихся освещаются ещё в

работах Ф.И.Буслаева, русского филолога второй половины XIX, который

рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врождённый дар

слова», И.И.Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей

«словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не

осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить

пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на

значение слов и выражений. К.Д.Ушинский писал, что нужно «через слово

ввести дитя в область духовной жизни народа».

Вопрос, касающийся формирования навыков работы со словарём,

направленной на обогащение словарного запаса школьников, всегда

привлекал и привлекает и современных методистов и учителей русского языка.

Какие же цели может поставить учитель, работая по данному вопросу?

Познакомить учащихся с многообразием видов справочной литературы.

Привить практические навыки пользования словарём и справочной

литературой.

Обогатить словарный запас учащихся.

Воспитать у них информационную культуру.

Отсюда вытекают следующие задачи:

. Дать понятие справочной литературы.

. Обучить приёмам работы со школьными словарями.

. Формировать навыки самостоятельного поиска информации и способности

оценивать её с точки зрения полноты, достоверности, целей и поиска.

. Формировать интерес у учащихся к овладению словом, к пополнению

словарного запаса.

Знакомство с любым словарём можно осуществлять по такому плану:

Назначение словаря.

Характер и содержание словника.

Порядок расположения слов.

Структура словарной статьи.

Система помет.

Система иллюстраций.

Правила пользования словарём.

Непосредственной работе со словарями должно предшествовать тщательное

изучение предисловий к ним.

Какие же упражнения может применить учитель для практического освоения

словарей учащимися? Для этого мною собран большой дидактический

материал, представленный в Приложении.

Я использую на уроках и задания игрового характера, ведь игра - это наиболее

органичный, простой и удобный для ученика способ познания.

Задания – игры

Игра «Справочное бюро»

Выбери слово, соответствующее лексическому значению: Колорит, компонент,

комфорт, компромисс (составная часть чего – либо).

Констатировать, конспирировать, конкурировать, консолидировать (сплотить

кого – либо для усиления деятельности)

Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция (объединение, соглашение, союз

государств, партий и др. для достижения общих целей)

Игра «Следствие ведут знатоки»

Определи, в каких значениях употребляется в тексте слово « угол»:

«Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли.

Мать говорила: «Марш в угол!» Я шёл, становился и думал. После войны я

снимал углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли

неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне

приписывали угол зрения, не совпадающий с прямым и верным» (Б.Слуцкий).

Игра «Эрудит».

Раскрой значение выделенных слов.

Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние,

покаяние, достоинство, совесть (В.Г. Костомаров).

Игра «Эстафета»

Напиши правильно: стюарде..а, гри..аса, инте..генция, а..ликация, га..ерея,

а..улировать.

Игра «Диктор»

Расставь ударения, произнеси правильно.

Агент, баловать, диспансер, камбала, ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель,

договор, тефтели, партер, звонит, творог.

Игра «Кто больше?»

Подбери синонимы к словам: грустить, известить, пугаться, есть.

При подведении итогов учитывается не только правильность, но и быстрота

работы со словарём.

Выполняя эти и подобные задания, школьники приучаются быстро и правильно

ориентироваться в справочной литературе.

Организовать работу со словарями можно и индивидуально, и в парах, задания

в игровой форме проводить коллективно.

Формирование навыков работы со словарём может осуществляться не только

на уроках русского языка и литературы, но и во внеурочной деятельности.

Например, при проведении предметной недели по русскому языку можно

организовать школьную научно – практическую конференцию, где бы учащиеся

выступили с докладами или рефератами, затрагивающими темы различных

школьных словарей. Например, «Явление синонимии в русском языке»,

«Характеристика «Школьного словаря антонимов русского языка» М.Р.Львова»,

«Из истории этимологических словарей», «История слова (джинсы…)», «Пути

проникновения слов иноязычного происхождения» и т.д.

Ребята работают и над мини - проектами по составлению несуществующих

словарей таких, как космический словарь, словарь моих любимых слов,

спортивный словарь, словарь лесных слов, словарь полевых слов, словарь

снежных слов и т.д. В кабинете русского языка собраны такие словари.

Совместно с библиотекарем можно провести библиотечные уроки по теме:

урок – беседу «Знакомство с Энциклопедией для детей», урок информационной

культуры « Путешествие по Энциклопедии Земли Вятской» и т.д. Возможности

здесь не ограничены.

Таким образом мы сможем воспитать у детей потребность и настоятельное

желание пользоваться словарями русского языка, обращаться к ним как к другу

и советчику, хранителю русского языка. Чем раньше ученик заведёт дружбу с

ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее

знания. Долг учителя – помочь ему в этом.

Проводимая мною работа

позволила получать хорошие результаты

подготовки учащихся, обогатила их речь новыми словами. Знания, умения и

навыки, полученные на уроках русского языка, учащиеся используют в

практической деятельности.

Мой педагогический опыт по данной теме представлен выступлением на

курсах повышения квалификации в 2017 году, на окружном методическом

объединении учителей русского языка и литературы в 2018 году.

Приложение

Упражнения для практического освоения словарей

Орфографический словарь. (Авторы Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.)

Упражнения:

1.Вставьте пропущенные буквы. Проверьте правописание слов по словарю.

Аб..туриент, Анж..лика, брош..ра, В..ниамин, В..ссарион, Ген..адий.

грос..мейстер, д..корация, Кири.., пр..мьера. р..пертуар, Р..стислав, с..мфония,

ув..ртюра. ф..стиваль, эксп..р..мент.

2.Поставьте ударения. Особо выделите слова, в которых допускаются

вариантные ударения. Проверьте по словарю.

Айва, арбуз, баловать, бюллетень, магазин, договор, квартал, статуя, столяр,

творог, щавель, кухонный, обеспечение.

3. Перепишите, согласуя прилагательные с существительными в именительном

падеже единственного числа. За помощью обращайтесь к словарю.

Стар.. фортепьяно, нов.. пианино, правительсствен..коммюнике, военн..атташе,

натуральн.. кофе, горяч.. какао, шерстян.. кашне.

4.Раскройте скобки. Проверьте правописание слов по словарю.

(В)лево, (в)право, (в)одиночку, (в) открытую, (в)досталь, (на)радостях,

(вагоно)строительный, (контр)адмирал, (выше)упомянутый.

5. Установите разницу в значении данных слов. Составьте с ними 4-6

предложений (по выбору).

Адресат – адресант, ветреный – ветряной, компания – кампания, воскресение –

воскресенье. Дискант – дисконт.

6.Образуйте от данных слов формы родительного падежа множественного

числа. Проверьте по словарю.

Варежка, грамм, гостья, кочерга, жаровня, ожерелье, твердыня.

Школьный грамматико – орфографический словарь русского языка (Авторы

Панов Б.Т., Текучев А.В.)

Упражнения:

- Составьте для «Грамматико – орфографического словаря» словарные статьи

автобиография, аккуратный, реконструкция, леденец. Проверьте по словарю.

- Вставьте пропущенные буквы. Поставьте ударение. Определите лексическое

значение слов. Проверьте по словарю.

Ап..ляция, ж..люзи, л..гион, оп..зиция, пр..оритет. т..рания.

- Выпишите из словаря по три примера слов, состоящих: а) из корня и

окончания; б) из корня, суффикса и окончания; в) из приставки, корня и

окончания; г) из приставки, корня, суффикса и окончания. Найдите слова с

двумя приставками или двумя суффиксами. Составьте с ними предложения.

- Расскажите о происхождении данных слов.

Гастрит, гигант, калейдоскоп, перспектива, санаторий, философия.

Школьный толковый словарь русского языка (Авторы Лапатухин М.С.,

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П.)

Упражнения:

- Составьте для толкового словаря словарные статьи мир, монолог, порядок.

Сопоставьте их со статьями, помещёнными в словаре.

- Определите лексическое и грамматическое значение данных слов.

Бегать, врасплох, диплом, кипучий, мыслить, подвиг.

- Пользуясь толковым словарём, выясните какие значения будут приобретать

данные глаголы, если их поочерёдно употреблять со словами, заключёнными в

скобках.

Опустить (абзац, воротник, голову, письмо); терять (время, друга, зрение,

платок); тянуть (время, кабель, канат, к ответу, ко сну, от окна).

- Назовите однозначные и многозначные слова. Проверьте по словарю.

Агент, аннотация, белый, библиотека, донор, логика, поведение.

- Пользуясь словарём, определите, у каких из данных слов есть омонимы, а

какие из них являются многозначными.

Болеть, броня, везти, величина, дело, дрогнуть, класс, манера.

Краткий словарь синонимов русского языка (Автор Клюева В.Н.)

Упражнения:

- Подберите к данным словам синонимы. Проверьте по словарю, все ли

возможные синонимы вы записали. Назовите общее значение слов-синонимов

каждого ряда.

Спокойный, фантазия, танцевать, страна, усердие, судьба, учитель.

- Напишите мини-сочинение на тему «Урок русского языка», используя данные

слова и синонимы к ним.

Интересно, найти, радость, слушать, смотреть, спор, удивляться, успех,

хотеть.

- Какое слово синонимического ряда может быть выбрано в качестве

доминанты? Почему? Проверьте по словарю.

Ум, рассудок, разум, мудрость, интеллект; великий, известный,

славный, знаменитый; предрекать, пророчить, прорицать,

предвещать, предсказывать.

Школьный словарь антонимов русского языка (Автор Львов М.Р.)

Упражнения:

- Для словаря антонимов составьте словарные статьи добрый, свет, смелый.

Проверьте по словарю.

- Подберите к словам антонимы. По словарю выясните их значение. Составьте 5

предложений (по выбору).

Абстрактный, встречать, оптимизм, избыток, ласково, падать, умно,

легкомысленный, начало, банальный.

- Поберите к словам антонимы и синонимические пары.

Порядок, друг, обвинять, улыбаться, прошедший.

- Вспомните пословицы, построенные на использовании антонимов, таких,

например, как: больной-здоровый, мягко-жёстко, утро-вечер, свет-тьма и т.д. За

справками обращайтесь к словарю.

Школьный фразеологический словарь русского языка (Авторы Жуков В.П.,

Жуков А.В.)

Упражнения:

- Для фразеологического словаря составьте словарные статьи

Во всю ивановскую, как с гуся вода, не смыкать глаз. Сопоставьте со

словарём.

- Пользуясь словарём определите значение данных фразеологизмов : воды не

замутит, душа ушла в пятки, как угорелый; кошки скребут, краем уха.

- Определите, являются ли данные фразеологизмы однозначными или

многозначными. Выясните их значения. Составьте предложения.

Куда глаза глядят, комар носа не подточит, поминай как звали, положа руку на

сердце, прибирать к рукам, только нет птичьего молока.

- Установите значение фразеологизмов и входящих в их состав архаичных

компонентов.

Бить баклуши, аршин с шапкой, притча во языцех, как зеницу ока, как кур во щи,

язык прилип к гортани.

- Назовите известные вам фразеологические выражения со словами голова,

рука, сердце, земля, язык. Определите их значение. Дополните свой ответ по

фразеологическому словарю.

- Определите происхождение фразеологизмов.

Точить лясы, умывать руки, втирать очки, авгиевы конюшни, Ариадны нить,

засучив рукава, кость от кости.

- Определите, в функции какого члена предложения могут употребляться

данные фразеологизмы. Составьте с ними предложения.

Из рук в руки, кровь с молоком, лыком шитый, на широкую ногу, первая

ласточка.

- Из словаря выберите по три фразеологизма с пометой ироническое,

неодобрительное, шутливое. Какие ещё стилистические пометы использованы

в словаре?

- К указанным фразеологизмам подберите синонимы.

Держать ухо востро, водить за нос, как снег на голову, пуще пареной репы,

пускать пыль в глаза, спустя рукава.

Этимологический словарь русского языка для школьников

Упражнения:

- Расскажите о происхождении слов.

Абрикос, адмирал, актёр, ботаника, баскетбол, велосипед, квадрат, мармелад,

сутки.

- С помощью этимологического словаря установите происхождение и значение

названий месяца года.

- Посмотрите в словаре слова на букву «ф». Из каких языков они

преимущественно заимствованы? Есть ли среди слов на эту букву собственно

русские слова?

Школьный словарь иностранных слов (Авторы Одинцов В.В., Смолицкая Г.П.,

Голанова Е.И., Василевская И.А.)

Упражнения:

- С помощью словаря определите, из каких языков заимствованы данные слова.

Авторитет, ветеран, гармония, джинсы, инициалы, патриот, юмор.

- Произнесите данные слова в соответствии с литературными нормами. Для

справок обращайтесь к словарю.

Тезис, тенденциями, термин, режиссёр, реквием, новелла, атеизм, жюри,

декан.

- Объясните значение иноязычных слов при помощи синонимов. Каждое ли

иноязычное слово можно заменить одним русским?

Амбиция, адвокат, аргумент, пакт, комфорт, отель, фортуна.

- Подберите родственные слова. Составьте предложения.

Лаборатория, лирика, манера, мотив, монополия, фраза. Факультатив.

- Составьте словарные статьи демократия, партнёр, скульптура для словаря

иностранных слов. Сопоставьте со словарём.

Школьный словарь строения слов русского языка (Автор Потиха З.А.)

Упражнения:

- Пользуясь словарём, сравните корневые части слов и объясните причины их

«несовпадения».

Соблюдать – соблюсти, сласть – слащавый, загибать – загнуть.

- Разберите данные слова по составу и укажите слова, от которых от которых

они образованы. Проверьте по словарю.

Разуверить, журчание, низвержение, распространённый.

- С помощью словаря объясните значение данных элементов греческих

латинских слов, составьте по три термина с каждым из них.

Авто, био, вита, моно, хроно, фото, эго, нигил, теле.

Упражнения на закрепление по всем школьным лингвистическим словарям:

- Кто быстрее найдёт слово (по выбору учителя) в одном из словарей.

- Определите, к какому из словарей относятся данные словарные статьи (по

выбору учителя).

- К какому из словарей нужно обратиться, чтобы ответить на вопросы:

а) как правильно пишется слово (например, д..рижёр); б) как произносится

слово (например, лотерея); в) какие значения может иметь слово (например,

мысль); г) как определить род сложносокращённых слов (БСЭ); д) как разобрать

слово по составу (максимальный); е) как образовать форму повелительного

наклонения глаголов (ехать, чистить, портить); ж) как определить

происхождение слов (стадион, коньки); з) как расставить ударение (красивее);

и) какие синонимы из русского языка можно подобрать к заимствованным

словам; к) как объяснить образование слов (волчица, тигрица, разбойница).



В раздел образования