Автор: Григорова Лариса Егоровна
Должность: преподаватель ПМ
Учебное заведение: КГА ПОУ
Населённый пункт: Приморский край, г. Владивосток
Наименование материала: Компентностный подход в образовании
Тема: Компетенции в образовании СПО
Раздел: среднее профессиональное
СОДЕРЖАНИЕ: стр.
1.
Необходимость повышения качества образования 2
2.
Компетенции в образовании 6
3.
Компетентностный подход и образовательные стандарты 9
4.
Основные характеристики нового качества образования 10
5.
Реализация
компетентностного
подхода
при
переходе
на
новые
образовательные стандарты 12
6.
Заключение 26
7.
Литература 27
1
1 НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Современная
государственная
политика
в
сфере
образования
направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования.
Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере
образования. Основным условием конкурентоспособности страны является
инновационный путь развития экономики. В свою очередь, развитие
экономики невозможно без инвестиций в человека, в образование.
Одна из главных задач модернизации образования – повышение
качества образования. Качество образования признается как многоаспектная
категория, интегральная характеристика системы образования, комплексный
показатель, синтезирующий все этапы обучения, развития и становления
личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса; это
критерий
эффективности
деятельности
образовательного
учреждения,
основной продукцией которого являются качественно подготовленные
выпускники. «Переход на инновационный путь развития связан, прежде
всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие
человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса
современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш
абсолютный национальный приоритет».
Будущее
России
зависит
от
образования ее граждан, от их стремления всесторонне использовать свои
способности, знания, умения на благо процветания России. В современном
социуме, где знания, уровень интеллектуального развития его членов
становится ключевым стратегическим ресурсом, определяющим фактором
развития экономики и становления новых общественных отношений,
значительно
повышается
статус
образования,
формируются
новые
требования к его уровню и качеству. Образование сегодня, как никогда
ранее, должно быть направлено не на обеспечение процесса, а на достижение
современных образовательных результатов, в том числе экономических и
социальных.
В соответствии с национальной доктриной образования Российской
Федерации (2000 - 2025 г.г.) и «Концепцией модернизации российского
образования на период до 2010 года» самой актуальной проблемой
модернизации образовательной системы Российской Федерации является
проблема повышения качества образования. «Главная задача российской
образовательной политики - обеспечение современного качества образования
на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и
2
перспективным потребностям личности, общества и государства. (Концепция
модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.)
«Качество образования - характеристика системы образования, отражающая
степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов,
условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным
и
личностным
ожиданиям»
Под
образовательными
результатами
понимаются
личностные
достижения
студента
в
процессе
освоения
содержания образования, выражение степени его успешности и личностного
роста.
К
новым
образовательным
результатам
относятся:
овладение
ключевыми
компетенциями,
освоение
новых
умений
и
навыков
по
сравнению с существующей практикой, развитие познавательных интересов,
развитие информационной культуры, развитие ключевых компетенций
(интерактивное
использование
цифрового
учебного
оборудования
и
программных инструментов, работа в группе), освоение умений творчески
применять
знания
в
практических
ситуациях,
сдвиг
от
поглощения
информации
к
производству
знаний
и
прочее.
Критерием
качества
образования (с учетом нового представления о его сущности и значении)
становится не объем освоенных знаний и умений, а готовность овладевать
методами
получения
знаний
и
использовать
их
в
различных
профессиональных и жизненных ситуациях, творческий подход в решении
возникающих задач. Такой подход к формированию образования и оценке
его качества называют компетентностным. В России, как и во всем мире,
растет понимание того, что в настоящее время вряд ли удастся сделать
принципиально новый шаг в развитии образования, если не поднять его
качество,
не
сориентировать
на
достижение
новых
образовательных
результатов
и
на
применение
новых
организационных
форм,
соответствующих требованиям современного общества. «С этих позиций
реформа образования в России, как и во многих других странах, в
значительной мере обусловлена тем, что традиционные цели образования (и
общего, и профессионального) и традиционное понимание сущности
3
образовательных результатов стали все в меньшей степени соответствовать
новым
социальным
требованиям».
Именно
поэтому,
достижение
современного качества образования сегодня является главным направлением
государственной
образовательной
политики.
Ставится
задача
выхода
системы образования на новое качество, на новые образовательные
результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла
образования. Конечным результатом образования, в том числе и высшего
профессионального, является мобильная, разносторонне развитая личность,
способная адаптироваться к социально-экономическим изменениям и найти
свое место в современном обществе. Сформированность этих качеств
является основным компонентом образовательных результатов.
«Качество
образования
определяется
достигнутыми
образовательными результатами. Новое понимание обществом целей и
ценностей образования, смысла образовательных результатов и определяет
направления модернизации образования. Коль скоро во главу угла ставятся
новые образовательные результаты, то надо четко понимать, что достичь их
можно только в процессе новой по содержанию и по организационным
формам учебной деятельности».
Компетенции в рамках данных теорий понимаются как «результат
развития
основополагающих
способностей,
которые
в
основном
приобретаются
самим
индивидуумом
на
основе
их
свойства
быть
действенными». Именно они «позволяют достигать людям личностно
значимых для них целей – независимо от природы этих целей и социальной
структуры, в которой эти люди живут и работают» .
Стратегия
модернизации
содержания
образования
одним
из
оснований обновления образования называет «компетентностный подход» .
Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования,
в качестве его основных целей, будет положено развитие или формирование
у учащихся так называемых "ключевых компетентностей". В мировой
образовательной практике понятие компетентности, как цели образования,
4
выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а
включение в образовательные цели формирование ключевых компетенций и
связанных с этим изменение методов учебной работы – как основное
направление реформирования (или модернизации). Причин для этого
несколько. Основная причина: необходимость усиления ориентации на
изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности,
сферы труда.
Именно компетентностный подход в состоянии, по мнению многих
авторов,
может
адекватно
ответить
на
эти
требования:
Во-первых,
компетентность
объединяет
в
себе
интеллектуальную
и
навыковую
составляющие образования. Эти составляющие выступают в традиционной
школе зачастую в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от
их применения в практически релевантных ситуациях. Во-вторых, в понятии
компетентности заложена новая идеология интерпретации содержания
образования,
формируемого
"от
результата".
В-третьих,
ключевая
компетентность обладает интегративной природой, так как она вбирает в
себя
ряд
однородных
или
близкородственных
умений
и
знаний,
соотвествующих относительно широкой сфере культуры и деятельности
(информационной, правовой и т.д.). Имеется еще и ряд других веских причин
в пользу введения компетентностного подхода.
Компетентностный
подход
не
следует
противопоставлять
традиционному, основанному на знаниях, умениях и навыках. Понятие
компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, так как оно с
одной стороны, включает их, но в тоже время к ним не сводится, то есть не
является простой их суммой. Понятие компетентности включает не только
когнитивную и операционально-технологическую составляющую, но и
мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает
также результаты обучения (способности решать задачи определенного
типа), систему ценностных ориентации, привычки и проч.
2 КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
5
Термин
«компетенции»
или
«компетентности»
(ключевые
компетентности) имеет не очень давнюю историю и употребляется в
настоящее время в самых разных областях. Понятие «компетентности», как
оно употребляется в контексте образования, первоначально разрабатывалось
в психологии труда, психологии мотивации и менеджменте – областях, тесно
связанных между собой.
Компетенции в рамках теорий понимаются как «результат развития
основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим
индивидуумом на основе их свойства быть действенными». Именно они
«позволяют достигать людям личностно значимых для них целей –
независимо от природы этих целей и социальной структуры, в которой эти
люди живут и работают». Из всего поля компетентностей в особую группу
выделяются ключевые или базовые компетентности, носящие общий, над
предметный и над профессиональный характер (см. ниже). Обладание ими
делает человека особенно ценным и эффективным сотрудником независимо
от сферы его профессиональной деятельности. Была выявлена и отчетливо
сформулирована следующая проблема: хотя в хороших специалистах
недостатка нет, однако есть острый недостаток в хороших сотрудниках.
Понятия «специалист» и «хороший сотрудник» не покрывают друг
друга.
Хороший
сотрудник
-
это
специалист,
обладающий
помимо
профессиональных знаний еще и рядом дополнительных характеристик.
Поэтому, при определении профессиональной квалификации, стали выделять
два уровня или вида квалификаций (ключевые и предметные), которые
можно рассматривать и как две составляющие хорошего профессионала. При
этом часто термин квалификация и компетенция употребляются как
синонимы. «Квалификация – это, прежде всего, поддающаяся определению
совокупность профессиональных и смежных знаний, умений, способностей,
которые необходимы для выполнения работы в какой-либо области. При
этом наиболее важно, что работник обладает способностью успешно
применять знания в практической работе в самых различных ситуациях,
6
функциях, позициях, в одиночку или в группе». Базовые или ключевые же
компетентности – креативность, инициатива, умение работать в группе,
владение методами, способность к самостоятельному и инициативному
решению проблем и др. – жестко не связаны с профессиональной сферой,
они относятся, скорее, к общему развитию личности.
Необходимость развития компетенций в рамках профессиональной
(пере)подготовки на предприятиях, а также в рамках образования связывают
с изменениями в общем строе жизни современного общества и, в
особенности, сферы труда. Эти изменения в свою очередь связаны с
небывалыми
темпами
научно-технического
прогресса,
стремительным
совершенствованием технологий практически во всех областях науки и
техники. Ассоциация промышленников так формулировала то, что они ждут
от продуктивного (эффективного) работника:
-
правильный выбор оборудования и орудий;
-
организация и ведение документации и баз данных;
-
распределение времени и денег;
-
общение с людьми с разным культурным опытом;
-
умение осваивать новые профессиональные умения.
В итоге в результате дискуссий деятелей образования и работодателя
стала проясняться необходимость описания нового типа образовательного
результата, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков и
ориентированного на решение реальных задач. Этот тип образовательных
результатов и стал называться компетентностями.
Знание своего предмета (в традиционном смысле) и умение применять
эти знания в работе. Это и является профессиональной компетенцией. Кроме
того, для квалифицированного сотрудника характерна известная мера общего
образования, так что он имеет представление о том, что происходит в
смежных областях. Эта составляющая квалификации называется сверх
предметной или над профессиональной компетенцией.
7
Помимо ключевых компетентностей, общих для всех предметных
областей, выделяются и предметные компетентности — это специфическая
способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного
действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные
знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также
понимание ответственности за свои действия.
Ключевые компетентности характеризуются тем, что они:
-
позволяют решать сложные задачи (неалгоритмические);
-
полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного
поля);
-
переносимы на разные социальные поля (на разные области
деятельности);
-
требуют сложной ментальной организованности (включения
интеллектуальных, эмоциональных качеств);
-
сложно устроены и для реализации требуют целого набора
навыков
(навыки
сотрудничества,
понимания,
аргументации,
планирования...);
-
реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого).
Ключевые
компетентности
–
наиболее
общие
(универсальные)
выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие
человеку
понимать
ситуацию,
достигать
результатов
в
личной
и
профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Ключевые
компетентности приобретаются в образовательном процессе в результате
опыта их успешного применения. Ключевые компетентности проявляются в
деятельности. Ключевые компетентности переносимы (применимы в новых
ситуациях).
В образовательном процессе Ключевые компетентности могут быть
приобретены учащимся, если создаются следующие условия:
8
-
Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в
реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование,
руководство.
-
Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и
ответственности учащегося за результаты своей деятельности,
-
Создание
условий
для
приобретения
опыта
постановки
и
достижения цели,
-
Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил
аттестации,
-
Организация продуктивной групповой работы,
-
Демонстрация учителем своего собственного компетентного
поведения.
3
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ
ПОДХОД
И
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
СТАНДАРТЫ.
Переход в настоящее время на стандарты третьего поколения
привлекает
к
усиленному
формированию
умений
и
навыков,
и
использованию приобретенных знаний в практической деятельности и
повседневной жизни. Новые российские стандарты, как общего образования,
так и высшего профессионального, определяют требования к результатам
освоения
основных
образовательных
программ
и
предусматривают
распределение ответственности за достигаемые результаты между системой
образования, образовательными учреждениями и обучающимися. В связи с
этим они устанавливают:
- ориентиры развития системы образования, определяющие основные
направления образовательной политики, ответственность, за реализацию
которой несет, главным образом, система образования (федеральная,
региональные и муниципальные);
9
-
рамочные
требования
к
содержанию
и
организации
образовательного процесса, ответственность за выполнение которых несут,
главным образом, образовательные учреждения;
-
общее
описание
ожидаемых
индивидуальных
достижений
в
частности студентов, в том числе – подлежащих и не подлежащих итоговой
аттестации.
Общий знаменатель всех форм обучения, направленных на развитие
или формирование ключевых компетенций можно сформулировать так: это
смещение акцента с односторонней активности учителя на самостоятельное
учение, ответственность и активность самих учащихся.
Таким
образом,
в
образовательном
процессе
Ключевые
компетентности могут быть приобретены учащимся, если соблюдены
следующие условия:
-
деятельностный характер обучения,
-
ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и
ответственности учащегося за процесс и результаты своей деятельности,
-
создание
условий
для
понимания
учащимися
собственных
ценностей и приобретения опыта достижения цели,
-
четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил
аттестации.
4
ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
НОВОГО
КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
Переход в настоящее время на стандарты третьего поколения
привлекает
к
усиленному
формированию
умений
и
навыков,
и
использованию приобретенных знаний в практической деятельности и
повседневной жизни.
Новые российские стандарты
профессионального
образования
определяют требования к результатам освоения основных образовательных
программ
и
предусматривают
распределение
ответственности
за
10
достигаемые результаты между системой образования, образовательными
учреждениями и обучающимися. В связи с этим они устанавливают:
- ориентиры развития системы образования, определяющие основные
направления образовательной политики, ответственность, за реализацию
которой несет, главным образом, система образования (федеральная,
региональные и муниципальные);
-
рамочные
требования
к
содержанию
и
организации
образовательного процесса, ответственность за выполнение которых несут,
главным образом, образовательные учреждения;
-
общее
описание
ожидаемых
индивидуальных
достижений
в
частности студентов, в том числе – подлежащих и не подлежащих итоговой
аттестации.
Поэтому основными направлениями оценки при новом подходе
являются оценка результатов деятельности:
-
образовательных
систем
(общероссийской,
региональной
и
муниципальной);
- образовательных учреждений и педагогов;
- учащихся.
Некоторые
направления
“качественных
изменений”,
базируются
сегодня на трех важных допущениях. Во-первых, высококачественная
система образования направлена на достижение долгосрочных результатов,
отражающих не столько сегодняшние, сколько прогнозируемые потребности
меняющегося общества.
Во-вторых, для достижения нового качества
организация образования и структура управления образованием должны
сами по себе отражать основные характеристики новой экономики и
общества, основанного на знаниях: она должна быть гибкой, инновационной
и способной быстро воспринимать происходящие перемены. В-третьих, в
осуществлении стратегии модернизации нужно переходить от “лозунгов” о
политике обеспечения качества к действиям по реализации этой политики, а,
следовательно, к конкретным ориентирам.
11
Оценивая характеристики новые качества образования нельзя обойти
стороной понятия компетенции и компетентность. Термин компетентность
обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий,
сведущий в определенной области и т.д.), а термин компетенция означает то,
чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг
вопросов). В отечественной литературе делаются попытки развести эти два
термина, наполнив их разным содержанием. Однако компетентность остается
характеристикой человека, а компетенция тем, чем он уже обладает. Именно
то, чем он владеет, и определяет его характеристику как компетентностного.
Образование
сегодня
это
не
только
система
приобретения
определенных качеств знаний и умений, а это еще и формирование культуры
специалиста,
в
которой
соединяются
высокий
профессионализм,
интеллигентность, социальная зрелость и творческое начало.
5 РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПЕРЕХОДЕ
НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ.
Новые
образовательные
стандарты
требуют
формирования
у
учащихся необходимых компетенций, соответствующих их возрастным
особенностям и возможностям. Эта идея по отношению к воспитанию
выглядит так – мы должны сформировать у учащихся способности:
- к самоизменению;
- к самообразованию;
- умение спокойно и адекватно отвечать на различные вызовы
действительности;
- гибко и творчески реагировать на неожиданные обстоятельства.
Данная мысль логично приводит к выводу о необходимости еще
больше внимания уделять развитию креативности (творчества), а также таких
качеств личности, как
-рефлексия (способность к самоанализу);
- произвольность (управляемость) поведения;
12
- ответственность;
- целеустремленность;
- эмоциональная устойчивость.
Перечисленные
качества
входят
в
понятие
деятельностных
способностей, развитие которых чрезвычайно важно для современного
человека и без которых он не сможет быть действительно успешным.
Закладываются эти способности как в дошкольном детстве и затем в
последующие
годы,
во
время
учебы
в
колледже,
развиваются
и
совершенствуются.
Таким образом, педагоги колледжа, и, в частности, преподаватели
спецдисциплин, в настоящее время переосмысливают процесс воспитания и
обучения в практике работы на основе компетентностного подхода.
И хотя в перечисленных компетенциях прямо не говорится о развитии
профессиональных способностей, важно подчеркнуть роль деятельности в
профессиональном плане в формировании личности учащегося, достижении
им уровня «взрослой зрелости».
Основная идея приоритетного развития деятельностных способностей
учащегося
ориентирует
на
целостное
развитие
личности
подростка,
раскрытие их творческого потенциала средствами привлечения к творчеству
в технических науках и производству, формировании у них общих
способностей и базовых качеств личности, способствующих успешности
учащегося в обучении и дальнейшей жизни. Так развивается личность,
способная к самоопределению, умеющая принимать решения на основе
анализа ситуации.
Известно, что личность развивается в деятельности. Когда идет поиск,
учащийся развивается. Поэтому я стараюсь начать любое занятие с решения
какой-то проблемы. Таким образом, эффект обучения зависит от того,
насколько
учащийся
–
субъект
процесса,
т.е.
активнодействующий,
осознанно принимающий участие в процессе деятельности. Развитию
13
креативности способствует то, что учащемуся не дают готовых знаний, не
навязывают образцов, подводят к собственным открытиям.
Надо
сказать,
что
целями
любого
занятия,
кроме
чисто
профессиональных,
может
быть
и
дидактические,
развивающие,
воспитательные и социализация (приобщение учащихся к общечеловеческим
ценностям, правилам духовно-нравственным, экологическим, этическим).
Таким
образом,
компетентностный
подход
является
средством
достижения современных целей образования, а профессиональное обучение
в
сочетании
с
духовно-нравственным,
социальным,
экологическим,
этическим воспитанием способствует развитию эмоционального и духовного
интеллекта личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
C введением стандартов четвертого поколения, ориентация на
личность и компетентность приобретает все более и более значимую роль,
как в системе профессионального образования, так и на рынке труда, в
частности для работодателей. Вне всяких сомнений, именно присущие
компетенции позволят выпускникам колледжей существенно облегчить
адаптацию к предстоящей профессиональной деятельности. Именно сегодня
компетентные специалисты, способные эффективно работать в динамичных
социально-экономических
условиях,
становятся
все
более
и
более
востребованными на современном рынке труда. Ведь именно потребности
развивающегося рынка труда, и потенциальные работодатели привели к
формированию компетентностного подхода.
14
Литература
1.Боголюбов
Л.
Н.
Базовые
социальные
компетенции
в
курсе
обществоведения, — 2002. — № 9. — С.
2. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных
программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
3. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание
— М.: Национальное образование, 2012.- С.24
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата
образования //Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа
компетентностного
подхода
в
образовании.
Авторская
версия.
М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-
С.34
6. Иванов Д. О. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в
образовании. — Школьные технологии. — 2007. — № 7. — С. 52.
7. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные
технологии. — 2004. — № 5. — С. 3.
8. Ожегов С. И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 1993.
— С. 298.
9. Дж. Равен Компетентность в современном обществе: выявление, развитие
и реализация. М., 2002. 396с.
10. Советский энциклопедический словарь. — М., 1995.
11. Тарасова, Н. В. Стратегия реализации компетентностного подхода в
образовании: историко-педагогический аспект. Содержание, формы и методы
обучения
в
высшей
школе:
аналитические
обзоры
по
основным
направлениям развития высшего образования. — М., 2007. — Вып. 1.
12. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.
Стенограмма обсуждения доклада А. В. Хуторского в РАО [Электронный
ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос: Интернет-журнал. 2002. 23 апр.
15
13.
Петров
А.
Профессиональная
компетентность:
понятийно-
терминологические проблемы / А. Петров // Альма Матер. Вестник высшей
школы: журнал - 2004. - N10. - С. 6-10
16
17