Напоминание

Практические советы проведения НОД по ФГОС


Автор: Чернявская Светлана Игоревна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: село Калманка
Наименование материала: Практические советы
Тема: Практические советы проведения НОД по ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практические советы проведения НОД по ФГОС

1. Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных

видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т. д.)

2. Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность

каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен

показ мультимедийных презентаций)

3.Соблюдение структуры занятия:

- Вводная часть,

создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия.

(Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в

деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица

персонажа)

Особенности работы по созданию игровой мотивации

на разных возрастных этапах.

Младший возраст: вы сообщаете детям, что у каких-то игровых персонажей

что-то случилось, обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать

требуемое содействие, исподволь предлагаете детям свои варианты выхода

из сложившейся ситуации…

Средняя группа: можно привести персонаж т. к. в этом возрасте детьми уже

освоены роли, или дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для

этого педагог предлагает детям поиграть. Затем совместно с детьми,

действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то

сделать, а затем учебная (научимся это делать).

Старшая группа: главное не персонажи, а сюжеты, сюжетосложения (самого

персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными

(путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной

деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные

роли, меняющиеся роли.

В подготовительной группе потребность в создании игровой мотивации

сохраняется, но здесь уже можно добавить проблемные ситуации.

Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное педагогом

средство, направленное на пробуждение интереса у детей к обсуждаемой

теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой

ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и

он должен сам их искать. Правильно созданная проблемная ситуация

способствует тому,что ребенок: сам формулирует проблему (задачу, сам

находит ее решение, решает и самоконтролирует правильность этого

решения.

Также в качестве мотивации можно использовать игры с правилами, дети

следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с

установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому

ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.

При отсутствии мотивации, нет развития логики.

- Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или

проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут

находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет

дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность,

учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.

- Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей

деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой.

Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии

рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию

предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)

«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же

мы можем помочь бабушке с дедушкой?Далее предлагает варианты ответов:

может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке?

Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования,

заинтересовав их,также решила воспитательную задачу: вызвать

у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.

- В ходе основной части педагогу нужно использовать различные виды

деятельности и формы, позволяющие решать программные задачи занятия и

поставленные проблемно - поисковые ситуации.

- После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести

анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или

с помощью других детей) – это требование

- В случае, когда у детей что-то не получается воспитатель может

использовать такой прием, как педагогическая поддержка.

Например,воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа,

Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились

детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и

сделают все качественно»)

- На протяжении всего НОД воспитатель должен следить и побуждать детей

к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям

необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или

проблемный характер.

(Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят.Педагог может

спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно

сделать?» То есть,вопрос носит проблемный характер и заставляет детей

продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т.

д.) стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно

контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего

лица. Например,отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в

путешествие…» - это не правильно, т. к. педагог как бы «навязывает»

предстоящую деятельность.Правильнее будет обратиться к детям таким

образом: «Давайте отправимся в путешествие…»

- Также в соответствие с новыми образовательными стандартами воспитатель

может использовать педагогические технологии: проблемное обучение,

исследовательская деятельность, проектная деятельность,

здоровьесберегающие технологии и другое. (В зависимости от вида детской

деятельности и от поставленных задач на занятии) Например, на занятии по

познавательному развитию на второй младшей группе «В гости к Петушку»

воспитатель может провести артикуляционную гимнастику на развитие

дыхания и т. д.)

- Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом,

чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы

дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение,

либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т. д.).

Прежде всего, данную часть характеризует «открытый конец»: каждый

ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет

исследование, работу.

- Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской

деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей

друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т. д.).

Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно,как

сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что

получилось.

Не спрашивать у детей: понравилось или нет?Спросить надо: «Зачем вы все

это делали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель… Или «А для чего вам

это нужно было?», «Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?»…

Найти, кого за что похвалить, не только за результат, но и за деятельность в

процессе работы.

Особенности работы по проведении рефлексии

на разных возрастных этапах.

В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу,

активизирует положительные эмоции.

В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов

деятельности детей.

В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке

результатов привлекаются дети.

И ещё некоторые нюансы в организации НОД.

1. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать

максимум наглядности, элементы сказки, сюрприза, множество игровых

моментов.

2. Дети не должны сидеть за столами, только при работе в тетрадях или с

раздаточным материалом. Они должны перемещаться в групповом

пространстве (педагог использует для этого динамические, релаксационные

паузы, пальчиковые игры, логоритмику, игротреннинги, физминутки, игры-

хороводы, связанные общей темой).

3. И, конечно же, интеграция НОД, которая предполагает смену видов

детской деятельности (драматизация сказки с конструированием из

строительного материала, изготовление атрибутов к какой–либо игре с

театрализацией; слушание музыкального произведения с чтением стихов,

рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием и

т. д.).

Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к

проведению «занятий» изменились, «занятие» переходит в другую форму,

процесс обучения остается. Воспитатель продолжает «заниматься» с детьми.

Но он обучает детей так, чтобы они об этом не догадывались. Это главный

постулат новых преобразований.



В раздел образования