Автор: Чернявская Светлана Игоревна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: село Калманка
Наименование материала: Практические советы
Тема: Практические советы проведения НОД по ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Практические советы проведения НОД по ФГОС
1. Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных
видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т. д.)
2. Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность
каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен
показ мультимедийных презентаций)
3.Соблюдение структуры занятия:
- Вводная часть,
создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия.
(Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в
деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица
персонажа)
Особенности работы по созданию игровой мотивации
на разных возрастных этапах.
Младший возраст: вы сообщаете детям, что у каких-то игровых персонажей
что-то случилось, обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать
требуемое содействие, исподволь предлагаете детям свои варианты выхода
из сложившейся ситуации…
Средняя группа: можно привести персонаж т. к. в этом возрасте детьми уже
освоены роли, или дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для
этого педагог предлагает детям поиграть. Затем совместно с детьми,
действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то
сделать, а затем учебная (научимся это делать).
Старшая группа: главное не персонажи, а сюжеты, сюжетосложения (самого
персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными
(путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной
деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные
роли, меняющиеся роли.
В подготовительной группе потребность в создании игровой мотивации
сохраняется, но здесь уже можно добавить проблемные ситуации.
Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное педагогом
средство, направленное на пробуждение интереса у детей к обсуждаемой
теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой
ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и
он должен сам их искать. Правильно созданная проблемная ситуация
способствует тому,что ребенок: сам формулирует проблему (задачу, сам
находит ее решение, решает и самоконтролирует правильность этого
решения.
Также в качестве мотивации можно использовать игры с правилами, дети
следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с
установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому
ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.
При отсутствии мотивации, нет развития логики.
- Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или
проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут
находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет
дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность,
учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.
- Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей
деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой.
Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии
рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию
предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)
«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же
мы можем помочь бабушке с дедушкой?Далее предлагает варианты ответов:
может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке?
Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования,
заинтересовав их,также решила воспитательную задачу: вызвать
у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.
- В ходе основной части педагогу нужно использовать различные виды
деятельности и формы, позволяющие решать программные задачи занятия и
поставленные проблемно - поисковые ситуации.
- После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести
анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или
с помощью других детей) – это требование
- В случае, когда у детей что-то не получается воспитатель может
использовать такой прием, как педагогическая поддержка.
Например,воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа,
Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились
детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и
сделают все качественно»)
- На протяжении всего НОД воспитатель должен следить и побуждать детей
к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям
необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или
проблемный характер.
(Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят.Педагог может
спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно
сделать?» То есть,вопрос носит проблемный характер и заставляет детей
продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т.
д.) стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно
контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего
лица. Например,отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в
путешествие…» - это не правильно, т. к. педагог как бы «навязывает»
предстоящую деятельность.Правильнее будет обратиться к детям таким
образом: «Давайте отправимся в путешествие…»
- Также в соответствие с новыми образовательными стандартами воспитатель
может использовать педагогические технологии: проблемное обучение,
исследовательская деятельность, проектная деятельность,
здоровьесберегающие технологии и другое. (В зависимости от вида детской
деятельности и от поставленных задач на занятии) Например, на занятии по
познавательному развитию на второй младшей группе «В гости к Петушку»
воспитатель может провести артикуляционную гимнастику на развитие
дыхания и т. д.)
- Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом,
чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы
дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение,
либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т. д.).
Прежде всего, данную часть характеризует «открытый конец»: каждый
ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет
исследование, работу.
- Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской
деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей
друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т. д.).
Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно,как
сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что
получилось.
Не спрашивать у детей: понравилось или нет?Спросить надо: «Зачем вы все
это делали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель… Или «А для чего вам
это нужно было?», «Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?»…
Найти, кого за что похвалить, не только за результат, но и за деятельность в
процессе работы.
Особенности работы по проведении рефлексии
на разных возрастных этапах.
В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу,
активизирует положительные эмоции.
В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов
деятельности детей.
В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке
результатов привлекаются дети.
И ещё некоторые нюансы в организации НОД.
1. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать
максимум наглядности, элементы сказки, сюрприза, множество игровых
моментов.
2. Дети не должны сидеть за столами, только при работе в тетрадях или с
раздаточным материалом. Они должны перемещаться в групповом
пространстве (педагог использует для этого динамические, релаксационные
паузы, пальчиковые игры, логоритмику, игротреннинги, физминутки, игры-
хороводы, связанные общей темой).
3. И, конечно же, интеграция НОД, которая предполагает смену видов
детской деятельности (драматизация сказки с конструированием из
строительного материала, изготовление атрибутов к какой–либо игре с
театрализацией; слушание музыкального произведения с чтением стихов,
рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием и
т. д.).
Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к
проведению «занятий» изменились, «занятие» переходит в другую форму,
процесс обучения остается. Воспитатель продолжает «заниматься» с детьми.
Но он обучает детей так, чтобы они об этом не догадывались. Это главный
постулат новых преобразований.