Авторы: Зеленова Марина Александровна, Марина Александровна Зеленова
Должность: заведующий
Учебное заведение: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: Станица Курская
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование этнокультурной компетенции руководителя в условиях современного детского сада
Раздел: дошкольное образование
Статья: «Формирование этнокультурной компетенции
руководителя в условиях современного детского сада».
В любой специальности, а тем более в педагогической, на первое место
выходит такой критерий профессиональной подготовки специалиста, как
компетентность, которая определяет объективную готовность к полноценной
реализации
своих функций, субъективную готовность к непрерывному
самообразованию
в
условиях
быстро
изменяющейся
педагогической
реальности.
Особенностью России является то, что она исторически сложилась и
продолжает существовать как многонациональное государство. И это всегда
накладывало свой отпечаток на социально-экономическую, политическую и,
безусловно, культурную жизнь общества.
Хотелось бы заметить, что профессиональная компетентность любого
специалиста не может быть достаточно полной, если не содержит такой
важный компонент, как этнокультурная компетентность.
Северный Кавказ объединяет представителей разных национальностей, где
наряду с русскими проживают осетины, кабардинцы, даргинцы, чеченцы,
ногайцы, армяне и другие народы.
Такое переплетение народов ставит перед современным детским садом
сложные задачи
формирования этнокультурной компетенции у детей
дошкольного возраста.
Этнокультурное
образование
представляет
собой
целостный
процесс
изучения
и
практического
овладения
ценностями
народной
культуры,
прорастающей в культуру этноса и входящей в систему мировой культуры, про-
цесс становления, процесс становления, социализации, воспитания, личности
на этнокультурных традициях. Этнокультурное образование в российском
аспекте опирается на традиционную культуру русского народа в контексте
взаимосвязей с культурами соседних народов, живущих в полиэтническом
пространстве России.
Одной из актуальных проблем воспитания детей дошкольного возраста
является развитие у них толерантности и объективного отношения к иным
культурам. Обусловлено это тем, что по данным официальной статистики, все
больше отмечается случаев связанных с экстремизмом и проявлением
девиантного поведения по отношению к другим культурам и национальностям.
В этой связи формирование толерантного поведения и сознания, воспитание
взаимной терпимости и миролюбия необходимо начинать еще в период
дошкольного детства. Соответственно решение данной задачи возлагается в
первую очередь на меня, как руководителя и на весь педагогический коллектив
ДОУ.
Одной из основных проблем можно назвать то, что педагог, который
занимается воспитанием детей дошкольного возраста, сам должен обладать
всеми перечисленными качествами. Только в этом случае можно будет достичь
желаемого результата в воспитании детей.
Этнокультурная
компетенция
предусматривает
готовности
педагога
преодолевать различные трудности в коммуникативных и иных формах
взаимодействия с детьми по вопросам различных этнических и национальных
общностей. В этой связи данная компетентность должна включать в себя:
1.Наличие у педагога непредвзятой позиции при оценке других людей, их
национально-психологических особенностей и индивидуальностей.
2.Внутреннее
и
внешнее
преодоление
собственных
этноцентрических
предубеждений.
3.Способность участливо, эмоционально и тактично откликаться на интересы,
запросы и поступки людей другой национальности и культуры.
Таким образом, этнокультурная компетентность педагога позволяет ему
сформировать адекватную модель поведения по отношению к другим
культурам, этносам и национальностям, и продемонстрировать ее детям
дошкольного возраста в рамках воспитательно-образовательного процесса.
Формирование этнической культуры, этнической идентичности является одним
из
важных
направлений
современной
педагогической
деятельности.
Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и
культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного
разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия
Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение
традиций народа, преемственность поколений. Формирование этнокультурной
компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него,
а затем и иные культуры. Именно родная культура должна стать неотъемлемой
частью
души
ребенка,
началом,
порождающим
личность.
Содержание
комплексных программ «Программа воспитания и обучения в детском саду»,
«Детство» и др. ориентировано на общечеловеческую культуру, но они не
учитывают национально-культурное своеобразие Северо-Кавказского региона.
Формирование этнокультурной компетентности дошкольников является одной
из основных задач работы всего педагогического коллектива нашего детского
сада.
В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей.
Поэтому в
детском саду мы уделяем большое внимание
культуре и традициям этих
национальностей. В первую очередь работа проводится среди педагогов. В
рамках
этой
работы
организуются
различные
формы
повышения
профессиональной компетенции в реализации этнокультурного компонента:
- коллективные решения проблемных педагогических ситуаций;
- семинары-дискуссии;
- деловые игры;
- «Круглые столы»;
- практикумы в форме деловых игр;
- различные выставки, конкурсы.
Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приёмов, в
логическом соотнесении их с формой и местом использования, возрастными
особенностями воспитанников.
Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение
традиций
народа,
преемственность
поколений,
возрастание
его
духа.
Особое
место
в
формировании
этнокультурной
компетентности
у
дошкольников отводится собранным предметам обихода, образцам народного
искусства и творчества. В групповых помещениях
оформлены уголки
национального быта для эмоционального развития детей, также уголок
декоративно-прикладного искусства, оснащенный богатым материалом для
знакомства детей с историей, культурой, трудом и бытом народов Северного
Кавказа. Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную
посуду и мебель, предметы труда (прялку, сундук, детскую колыбельку и т.д.)
Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес,
напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их
представления
о
жизни
предков.
В методическом кабинете для использования в работе с детьми
широко
представлены материалы по культуре разных народов. Это художественная и
методическая литература по народному искусству, папки с разновидностями
национальных
костюмов.
Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для
восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по
рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы,
к ним приходят в гости куклы в национальных одеждах. Это вызывает у детей
интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы,
рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное
искусство.[3]
Формирование этнокультурной компетенции дошкольников идет и через
музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку, поют
песни.
Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства,
а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной
культуре. В детском саду стало традицией включать в сценарии праздников и
развлечений
народные
песни.
В работе с детьми широко используется и устное народное творчество, которое
является национальным достоянием любого народа. В образовательном
процессе практикуется рассказывание и инсценировка народных сказок с
последующей их театрализацией, также идет знакомство детей с народными
традициями, заучиванием пословиц и поговорок. Организуются детские
фольклорные
и
обрядовые
праздники
и
развлечения,
посвящённые
национальным
традициям
народов
Северного
Кавказа.
Развлечения
и
праздники с этнокультурной и государственной тематикой дают детям
колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и
восприятие, обогащает чувственный опыт и, следовательно, формирует
неподдельный
интерес
к
этнокультурным
явлениям.
Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию
родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путём
организации
экскурсий
в
общественные
места
нашей
станице:
музей,
библиотеку, по близлежащим улицам. Экскурсии, посещение выставок, музея и
других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о
местном окружении, но и приобретению новых сведений о других этнических
народах,
об
особенностях
уклада
жизни,
культуры
народов.
Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной
компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту
деятельность.
Использование
потенциала
семьи
осуществляется
путём:
- привлечения родителей к участию во всех праздниках и развлечениях с
этнокультурной
тематикой;
- предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и
искусства, хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в
детском
саду.
Такое совместное участие помогает объединить семью и наполнить её досуг
новым содержанием. Создать комфортные условия для совместной творческой
деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и
родителей, все это способствует единению педагогов, родителей и детей, что в
свою
очередь
формирует
положительное
отношение
друг
к
другу.
Анализируя
работу педагогического коллектива ДОУ по формированию
этнокультурной
компетенции,
отрадно
то,
что
педагоги
наряду
с
традиционными формами, включают разнообразные инновационные формы
организации обучения. Все это стало возможным
после образовательной
подготовки
педагогов.
Назовем
её
«культура
самоподготовки
и
профессиональная самореализация». Это одна из ключевых компетенций -
необходимый показатель профессиональной подготовленности педагогов.