Автор: Кочергина Ольга Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ №88
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
Раздел: дошкольное образование
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста
через дидактические игры
Подготовила: Учитель-дефектолог высшей категории
Кочергина О.Н
2020 - 2021 уч. год
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного
возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в
стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров,
спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные
технологии
дают
нам
новые
возможности.
Наших
сегодняшних
воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были
успешными,
умело
ориентировались
в
постоянно
растущем
потоке
информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию,
анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные
решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы
должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного,
обладающего
способностью
решать
интеллектуальные
и
личностные
задачи.
Многие думают, что развитое логическое мышление - это природный дар, с
наличием
или
отсутствием
которого
следует
мириться.
Существуют
исследования
известных психологов подтверждающих, что развитием
логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях,
когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут
служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в
старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является
навык логического мышления, способность действовать в уме. Ребенку, не
овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать
задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным,
научится
мыслить
ясно
и
четко,
сумеет
в
нужный
момент
сконцентрироваться на сути проблемы.
Мышление развивается в три этапа: наглядно-действенное (когда ребёнок
мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) — это
основной вид мышления ребёнка раннего возраста; наглядно-образное (когда
ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений,
предметов) — является основным видом мышления ребёнка дошкольного
возраста; словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью
понятий, рассуждений, слов) — этот вид мышления начинает формироваться
в старшем дошкольном возрасте.
У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида
мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче
решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.
На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно
является высшей стадией развития мышления. Основными логическими
приёмами являются: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение,
систематизация, умозаключение.
Так как я работаю с детьми с нарушением зрения, то считаю
необходимым указать на особенности развития мыслительных операций у
таких детей:
у детей с нарушением зрения затруднено развитие образного
мышления, страдает конкретность мысли, что затрудняет
формирование понятий.
у них встречается расширение или сужение объёма понятий,
недостаточная
обоснованность
суждений,
формальность
умозаключений.
при наличии серьёзных дефектов зрения также наблюдаются
определённые затруднения в процессе выполнения операции
сравнения.
затруднено выполнение операций анализа и синтеза;
наблюдается
сложность при дифференцировки объектов.
Но нарушение зрения не приводит неизбежно к глобальным нарушениям,
искажению «чувствительного опыта», схематизму.
При соответствующей организации и управлении процессом познания у
слабовидящих детей формируются адекватные образы. Следовательно,
слабовидение
не
может
быть
непреодолимым
препятствием
для
полноценного развития мышления.
Имеются все основания утверждать, что формирование видов и
типов мышления при дефектах зрения проходит через те же этапы, что и в
норме, и логическое (теоретическое) мышление может развиваться только
на основе высокоразвитого наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления.
Занимательность умственного труда достигается разными методами,
среди которых на первом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе
наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для
развития самостоятельности и активности их мышления. А так как
дошкольный возраст - это период, когда основная деятельность ребёнка —
игра. То в игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи
игровой ситуации легче привлечь внимание ребёнка, он лучше запоминает
материал. Поэтому одним из условий развития у детей основных логических
операций: анализа, сравнения, классификации, обобщения, умозаключения,
ограничения,
синтеза
является
использование
специальных
игр
и
упражнений с последовательно усложняющимся содержанием, имеющим
дидактические задачи, игровые действия и правила.
Классификация дидактических игр, развивающих мышление:
игры с предметами,
настольно - печатные игры,
словесные игры.
Игры с предметами наиболее доступны детям,
они основаны на
непосредственном
восприятии,
соответствуют
стремлению
ребенка
действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Предметные
игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным
материалом.
Основные
игровые
действия
с
ними:
нанизывание,
выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры
развивают цвета, величины, формы.
На своих занятиях по развитию зрительного восприятия я часто включаю
упражнения на сериацию, где использую как предметы, так и предметные
изображения; упражнения на развитие анализа и синтеза, обобщения,
классификации:
Расставь по порядку от самого темного до самого светлого:
Разложи по длине:
•
Расставь по росту:
Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности, но в этих
играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание
настольных игр разнообразно.
Настольно-печатные игры направлены на
уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие
мыслительных
процессов
и
операций
(анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию и др.). Настольно - печатные игры разделены на несколько
видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные
кубики, игры типа «Лабиринт», "Что сначала, что потом", "Четвертый
лишний", "Сложи квадрат" для старших дошкольников. Игры, где нужно
искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”,
“Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В
таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.
К группе методик, формирующих логическое мышление, можно отнести
интеллектуальные игры "Сложи квадрат", математический планшет, Б.П.
Никитина «Сложи узор», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, и игры-
головоломки (Танграм, головоломка Пифагора, Волшебный круг, Колумбово
яйцо, Листик, Сфинкс, Вьетнамская игра, Пентамино).
Очень интересная логическая игра "Найди недостающую фигуру" -
на
развитие внимания и логики. Здесь ребенок должен понять закономерность
расположения фигур (картинок) и правильно подобрать недостающий
фрагмент.
Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников
простейших логических структур мышления: сравнение, группирование,
классификация, обобщение, развивают у детей способность действовать в
уме,
осваивать
представления
о
числах
и
геометрических
фигурах,
пространственную ориентировку, воображение, конструктивное мышление,
комбинаторные
способности,
сообразительность,
находчивость,
целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
Дети учатся догадываться, доказывать.
Математический планшет
придумал математик Калеб Гатеньо в конце
1950-х гг. Математическая доска - это возможность исследовательской
деятельности
для
ребенка,
содействие
его
психосенсомоторному,
когнитивному развитию, а также развитию творческих способностей.
С помощью этого пособия ребенок может освоить некоторые базовые
концепции планиметрии: фигура, отрезок, угол, многоугольники и т.д.,
развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о
симметрии, трансформации размера, формы. Эта игра способствует развитию
тонкой моторики пальцев рук. Математический планшет дает возможность в
играх осваивать систему координат. Работая с группой детей, можно
проводить
зрительные
и
слуховые
диктанты,
задания
на
развитие
ассоциативного мышления и умение действовать по заданному образцу.
Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным
восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями.
Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, в них
дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения, не
полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Помимо
речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных
игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные
операции, вырабатываются быстрота реакции.
На своих занятиях по развитию зрительного восприятия, ориентировки в
пространстве,
социально-бытовой
ориентировки,
я
систематически
использую
специальные
игры
и
упражнения
с
последовательно
усложняющимся содержанием:
Задания типа «соединить слова с подходящей картинкой», «найти
рисунок-отгадку к загадке», «разделить предмет на равные части».
Задания на разделение предметов по группам.
Дополнение и раскрашивание картинки.
Повторение рисунка по клеточкам из заданного образца.
Игра «Классификация»
Задачи на построение аналогий
Игра «Узнай предмет по заданным признакам».
Задачи на логические концовки
Разнообразные логические задачи на развитие самостоятельности
мышления, сообразительности
Загадки - ребусы
Все дети очень любят играть, а игры, в которых они познают что-то новое
дети любят вдвойне. К таким играм относят и ребусы.
Польза для детей от этой замечательной игры огромна. Развивается логика
мышления, ведь нужно составлять слова из набора букв и слогов.
Ребусы зачастую намеренно составляют так, чтобы картинки читались
неоднозначно, а это способствует развитию нестандартного мышления у
ребёнка. И, разумеется, разгадка ребусов дарит детям отличное настроение.
Все приведенные примеры упражнений являются лишь частью их огромного
разнообразия, используемых нами на занятиях. Применение разнообразных
игр в коррекционной работе, а также системы специально подобранных
дидактических игр и упражнений, значительно повысило не только уровень
логического мышления, но и развития зрительно-двигательной координации,
мелкой моторики,
пространственной ориентировки у дошкольников с
нарушением зрения.