Напоминание

Использование технологии ТРИЗ в детском саду.


Автор: Людмила Алексеевна Аалто
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №121
Населённый пункт: Петрозаводск
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии ТРИЗ в детском саду.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Элементы технологии ТРИЗ в детском саду

.

Цель технологии: Развитие творческих способностей детей, способностей к

нестандартному, творческому мышлению.

Элементы

технологии

ТРИЗ

используются

в

процессе

реализации

задач

познавательного,

речевого

развития,

в

ходе

игровой,

трудовой,

художественной

деятельности. Изучая результаты мониторинга и психологической диагностики, я пришла

к выводу, что наибольшее внимание уделю элементам технологии ТРИЗ, так как цель этой

технологии совпадает с последними, новыми принципами развития и обучения детей.

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить

ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум

эффекта». Теория ТРИЗ была разработана бакинским ученым, писателем-фантастом

Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ – теория изобретательских задач, главной

идей его теории – технические решения, которые возникают и развиваются не стихийно, а

по определенным законам, которые можно познать и использовать для сознательного

решения изобретательских задач без множества пустых проб. Работа по этой технологи

даёт большие результаты в развитии воображения, фантазии и творчества детей. Главной

задачей, которую я перед собой ставлю - в процессе образовательной и совместной

деятельности сформировать у моих воспитанников креативное мышление, воспитать их

творческими личностями готовыми к решению нестандартных задач в различных

направлениях.

Работа с элементами технологии ТРИЗ проводится в комплексе (на занятиях по

развитию речи, музыкальных, познавательных занятиях), кроме этого существует много

игр с элементами ТРИЗ которые проводятся в совместной деятельности с детьми во

вторую половину дня, или на прогулке, в индивидуальной форме.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной

стороны

таких

качеств

мышления,

как

гибкость,

подвижность,

системность,

диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне,

развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ

дает

возможность

проявить

свою

индивидуальность,

учит

детей

нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение

радоваться

успехам

других,

желание

помочь,

стремление

найти

выход

из

затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без

зубрежки.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Я не даю

детям готовые знания, не раскрываю перед ними истину, учу ее находить. Программа

ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей

выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.

Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

В работе с детьми часто использую приемы разрешения противоречий: принцип

«дробления», «наоборот», «матрешка», «копирования», «оживления», «однородности».

При планировании занятий, использую: «Росток». Программу по ТРИЗ-РТВ для

детей дошкольного возраста», доктора педагогических наук А.М. Страунинга.

На первом этапе занятий строю не как форму, а как поиск истины и сути. Подвожу

ребенка к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного», или выявление противоречий в объекте,

явлении. Исследование объекта: что – то в нем хорошо, а что- то плохо, что – то вредное,

что – то мешает, а что – то нужно.

Следующий этап разрешение противоречий. Для разрешения противоречий

существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно

перенести воду в решете?». Формирую противоречие; вода должна быть в решете, чтобы

ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет.

Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода

будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение

задачи – перенести в решете воду в виде льда.

Провожу простейшие эксперименты по познанию свойств, признаков и функций

предметов.

Результатом

решения

противоречия

является

изобретение. Поэтому

обеспечиваю детям, практический выход их решений.

Включаю в свою работу с детьми приемы фантазирования: «увеличения-

уменьшения», «ускорения-замедления», «дробления-объединения».

Следующий этап по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и

придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в

том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Вся эта работа

включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование,

лепку, аппликацию, конструирование. Также читаю детям: М.Н. Шустерман, З.Г.

Шустерман «Новые приключения колобка, или как думать для больших и маленьких».

Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим

миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр – поисковая,

исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое мышление предполагает

видение противоречия, его формирование и решение. Методы и приемы выбираю в

зависимости от возраста детей, уровня их развития. Я активно использую эти приемы,

игровые задания в образовательной деятельности.

Таким образом, творческий подход к реализации этой технологии – это самый

эффективный

способ

активного

развития

личности

и

развития

человечества

в

современном быстро меняющемся мире.



В раздел образования