Напоминание

"Особенности организации работы по социально-коммуникативному развитию в детей дошкольного возраста"


Автор: Найдёнова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г.Краснодар "Центр развития ребёнка №199 "Радужный"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности организации работы по социально-коммуникативному развитию в детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребёнка – детский сад №199 «Радужный»

«Особенности организации работы по социально-

коммуникативному развитию детей дошкольного возраста»

Выполнила: Найдёнова Наталья Анатольевна

Актуальность проблемы.

Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из

ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень

важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо

для того ,чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную

и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог

найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

Основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям войти в

современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся

множеством негативных явлений. Для социального развития детей,

несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая

деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной

деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками

или взрослыми.

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ

самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в

позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг

друга.

Цель коммуникативных игр:

- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт,

инициативности, готовности к общению;

- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и

выразительности невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием

раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного

эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе,

сформированной положительной самооценки.

Значение коммуникативных игр:

Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в

жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с

людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных

целей.

Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей

играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического

развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной

позиции.

Музыка тесно связана с моторно - мышечными и интонационно –

речевыми ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно,

музыкально- игровая деятельность может быть педагогически направлена на

развитие социальных качеств детей. Педагог может использовать игровой

потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между

детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.

Музыкальные коммуникативные игры – это синтез музыки с речью,

движением, пространственными, тактильными и зрительными ощущениями,

основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в

межличностные отношения, создание условий для свободного и

естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих

играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме,

эмоциональном настрое.

Коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть

обычная сюжетно-ролевая игра с эпизодическим применением детьми

музыкального репертуара, включение в общий сюжет песенок, а также игры,

основанные на методах и приемах Карла Орфа

( Орф – педагогика). К коммуникативным играм относится практически весь

детский фольклор( потешки, песенки, прибаутки, пестушки, переклички).

Детский игровой фольклор можно рассматривать как уникальное средство

социального развития ребенка, поскольку он учитывает возрастные

психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие

возможности.( «Ладушки», «Ай, гугу, не кружись на лугу», «Сорока –

белобока» и др.)

Коммуникативные игры классифицированы в соответствии с той

функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны

общения у детей:

- игры – пластические импровизации , развивающие творческое воображение

и эмоционально выразительные движения( «Гномы и великаны», « Пылесос и

пылинки», «Дружок ремешок» и др.)

- игры-зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие

навыков невербального общения( «Море волнуется», «Зеркало», «Не сердись,

а улыбнись», «Позы», «Снежинки, летайте» и др.)

- тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за

руки( подвижные игры – «Цепи кованые», «Гори ясно», «Волк и гуси»,

речевые игры – « Комарики», « Баня –Бабаня», массаж «Мы капусту рубим..»

и многие др.)

- ритмо – интонационные игры с именами. Эти игры являются своеобразным

и тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных

ролях, «примерить» на себя эти роли. В этих играх каждому ребенку

уделяется внимание всех: представленный им образ тут же копируется всеми.

Эти игры позволяют детям не только увидеть себя со стороны, но и ощутить

свою значимость в коллективе. Кроме того, звучание собственного имени из

уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на

доброжелательные отношения с другими детьми. Громкое произнесение

своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои

силы и уверенность в себе ( различные игры-приветствия, «Знакомство»,

«Каравай», «Кто у нас хороший» и др.)

Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр

являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре

разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для

исполнения детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще

более облегчает запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том,

что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые

чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Тактильный контакт,

осуществляемый в танце, еще более способствует развитию

доброжелательных отношений между детьми и , тем самым, нормализации

социального микроклимата в группе.( « Сладкий апельсин», «Здравствуй,

милый друг», «Раз, два, три» и др.)

Использовать коммуникативные игры можно в самых разных формах

работы не только с детьми , но и родителями – в НОД, на праздниках,

развлечениях. Поскольку коммуникативные игры являются доступными и в

то же время привлекательными, вызывающими яркие, положительные

эмоции, их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми,

имеющих различную патологию развития.

Заключение:

Коммуникативные игры позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг

друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам,

продуктивно общаться, создать эмоционально- положительный микроклимат

в группе.

Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков

общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на

формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение

любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим –

факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в

будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как

личность.

Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в

детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить

свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что

вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок

замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

В последнее время, вследствие повсеместного использования технических

средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д.,

высокой занятости родителей, наблюдается дефицит «живого» общения,

речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Интенсивность коммуникативного развития детей на каждом возрастном

периоде не одинакова. Например, младший дошкольник остро нуждается в

эмоционального контакте и познавательном общении со взрослыми, во

внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. Уже к

старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в

устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками, в

эмоциональной близости с ними, в уважении и сопереживании со стороны

взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном

мире; иметь устойчивые объединения со сверстниками для игры и

реализации общих интересов; проявлять и более гибко использовать

коммуникативные умения; способен осознавать свое место в группе

сверстников.

Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах

деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной и т.

д. Наиболее эффективна в дошкольном детстве игровая методика обучения.

Поэтому для развития коммуникативных умений целесообразно использовать

игру.

Коммуникативные игры направлены на

формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим

людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам

по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со

сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать

свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном,

интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз,

движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил

поведения.

В процессе работы большое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм. Их

цель – побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи;

формировать нравственные чувства (гуманность, сочувствие, любовь и др.) и

доброжелательные отношения в группе; развивать речь детей в ходе игрового

диалога, коммуникативные навыки. Например, такие игры,

как «Общественный транспорт», где дети учатся уступать места пожилым,

женщинам, девочкам в общественном транспорте. Приучаются вести себя

спокойно, не ходить по салону без надобности, соблюдать чистоту, развивать

диалогическую речь, обогащать словарный запас.

А театрализованные игры помогают формировать умение взаимодействовать

по ходу игры, осуществлять замысел, распределять роли, планировать,

подбирать атрибуты, оборудовать место игры; формируют умение

устанавливать взаимоотношения в игре.

Игры на эмоции позволяют создать ребенку свой образ, проиграть различные

ситуации, выразить свои чувства. Эти игры помогают педагогу

познакомиться с проблемами детей, которые возникают в детском коллективе,

семье, и положительно разрешить их.

Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения

позволит детям в дальнейшем иметь широкие социальные связи, верных

друзей и счастливую семью.

Общение является одним из условий психического развития ребенка.

Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу,

труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение

оказывает влияние на становление личности детей с особыми

образовательными потребностями, способствует их социализации и

интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является

врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально

организованного обучения и воспитания можно достичь значительных

успехов в развитии общения.

В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со

сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение

сверстников на равных, поэтому:

- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;

- чутко отзываются на любое действие сверстника;

Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку,

нужно учить детей общаться друг с другом.

В целях развития общения детей взрослый:

- помогает ребенку увидеть в сверстнике – человека;

- организует совместные игры детей;

- учит доброжелательному общению;

-поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени,

ласковые слова и т.

Коммуникативные игры

Игра «Визитка»

Этот вид игры может проходить абсолютно на любую тематику. Участники

по очереди рассказывают о себе, добавляя в высказывание предыдущих

игроков свои данные. Таким образом, в реальной жизни и может завязаться

общение. К примеру, первый участник игры рассказывает о себе, своей

семье, о своих интересах и увлечениях. Затем следует рассказ второго

игрока. Таким образом, у каждого есть шанс высказаться о себе и послушать

истории о других. Предложите детям задать друг другу вопросы. Такие,

казалось бы, простые игры развивают в ребенке важные качества: умение

выражать свои мысли, умение говорить, слушать, понимать другого

человека.

Можно разыграть различные сценки. Предложите детям совместно достичь

какой-нибудь цели, например, приготовить какое-либо блюдо. Задача

каждого участника заключается в том, чтобы «бросить» туда свой

ингредиент. Это может быть суп, компот, салат, что угодно. Также можно

поиграть в путешествие. В этом случае каждый из участников может

называть название страны, в которой хотел бы побывать, рассказать, что он

знает об этой стране и почему она его влечет. Чтобы усложнить задачу

игрокам можно предложить повторять варианты всех играющих.

Детям также можно предложить другие подобные коммуникативные игры:

желаемая профессия, любимое занятие и т.д.

Игра «Пресс-конференция».

Перед началом игры всем участникам раздаются листки бумаги и ручки.

Игроки пишут на них вопросы, адресованные к каждому участнику. После

чего ведущий собирает карточки. Гораздо интереснее будет, если их

перемешать и задавать вопросы по порядку каждому игроку.

Игра «Цифровая биржа»

Для нее нужно 10 человек. Каждому из них выдают по несколько бумажных

листков (оптимальный вариант-10). Участники проставляют на них цифры по

порядку. Нужно собрать листки с одинаковыми цифрами. Кто справится

первым — победил. Дети учатся общаться, договариваясь об обмене

цифрами. Главная загвоздка в том, что бывают случаи, когда несколько

участников начинают собирать одинаковые цифры.

Существует масса вариантов данной игры. Например, можно собирать

наименование продуктов. Ведущий называет по очереди один вид продукта.

К примеру, овощи, фрукты, молочные продукты. А участники пишут на

листках свой вариант. Победитель должен собрать коллекцию из продуктов

одного вида. Можно подобрать и другие темы, ориентируясь на возраст

малыша, его желания.

Игра «Взаимопонимание»

Создаются маленькие группы по три человека. Ведущий выбирает, кто из

участников «не имеет» слуха, зрения, речи, и оглашает какое – либо задание.

Например, группа к концу игры должна дойти всем составом до

определённого места. Лишённые хотя бы одного способа восприятия

окружающего мира, люди становятся практически беспомощными. Эта игра

учит детей помогать друг другу.

Игры «Молчаливая картина»

Участники делятся на группы по 5 человек, это более оптимальное

количество. Каждой группе выдаются кисточки и краски (либо карандаши,

фломастеры) и один на всех лист (лучше ватмана). Задача участников

заключается в том, чтобы не договариваясь, за определённое количество

времени, сообща нарисовать картину. Ведущий должен задать тему для

каждой группы. По окончанию конкурса жюри выбирает лучшую картину.

Хорошо, если каждый игрок в конце расскажет о своих ощущениях.

Игра «Щепка на реке»

Игроки должны выстроиться в два ряда лицом друг к другу на расстоянии

вытянутой руки. Это будут «берега реки». Один из участников начинает

движение между «берегов» с закрытыми глазами. Это «щепка». Дети,

стоящие в рядах, должны прикосновениями помогать этому игроку

двигаться. В конце «щепка» становится элементом «берега» и следующий

игрок начинает движение. Эта игра способствует развитию доверительных

отношений в группе.

Игра «На развитие общих тем»

Ведущий даёт задание присутствующим найти «себе подобных». Например,

найти человека с таким же цветом глаз, как у тебя; определить у кого из

участников день рождения в то же время года, что и твой, и т.д.

Коммуникативные игры помогут раскрыть творческий потенциал ребенка,

сделать его более общительным. Играйте, и получайте удовольствие!

Игра,

направленная

на

снижение

мышечного

и

эмоционального

напряжения.

« Сбрось усталость» ( 5 лет)

Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям

снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое

усталость.

Содержание:

Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их к

коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди,

рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперёд, назад…По

сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом.

Взрослый говорит: « Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось,

повтори ещё»

«Бабушка Маланья»( 5 лет)

Содержание:

В этой игре водящий должен придумать какое -нибудь

оригинальное движение, а все остальные — его повторить. На ребёнка,

изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он

становится

в

круг.

Дети

начинают

петь

песню,

сопровождая

её

выразительными движениями.

Слова: « У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей

(движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с

такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой

( движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то,

о чём говорится в тексте: закрывают брови руками, делают круглые глаза,

большой нос и уши, показывают усы).

Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки).

На неё глядели и делали вот так...( повторяют за «Маланьей» любое смешное

движение).

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки,

попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос и т. д. Движение должно

повторятся несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить

удовольствие от игры.

Игра,

направленная

на

формирование

уверенного

поведения,

повышения самооценки.

«Король» (5 лет)

Подготовка: Ведущий спрашивает: « Кто из вас когда-нибудь мечтал стать

королём? Какие преимущества получает король? А какие неприятности? Вы

знаете, чем добрый король отличается от злого? В этой игре вы можете

побыть королём. Не навсегда, конечно, а только на время игры»

Содержание: Один из детей становится королём. Все остальные становятся

слугами и должны делать всё, что приказывает король. Король не имеет

права отдавать такие приказы, которые могут обидеть детей, но он может

позволить себе многое, например, чтобы его носили на руках, кланялись,

подавали питьё и т. д.

Игра, направленная на формирование навыка выражать негативные

эмоции приемлемым способом.

« Маленькое привидение» (5 лет)

Содержание: Взрослый говорит: « Ребята сейчас мы будем играть роль

маленьких добрых привидений .Нам захотелось немного похулиганить, и

слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот

такое движение( взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы

растопырены) и произносит страшным голосом звук « У». Если я буду тихо

хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать,

вы будете пугать громко .Но помните, что мы добрые привидения и хотим

только слегка пошутить» Затем взрослый хлопает в ладоши.

Игра на развитие навыков волевой регуляции.

«Замри» ( 5 лет)

Содержание: Дети прыгают в такт музыки( ноги вместе – в стороны,

сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка

обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза.

Если кому то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех

пор пока останется лишь один участник.

Игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное

состояния

«Зеркало» (5 лет)

Содержание: Детям предлагается приставить, что они пришли в магазин

зеркал. Одна половина группы зеркала, другая разные зверюшки. Зверюшки

ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно

отражать движения и эмоциональное состояние зверюшек.

После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось

отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее

копировать образец.

Игра, направленная на взаимодействие отдельных объединений детей,

сплачиванию детских коллективов.

« Хор животных» ( 6-7 лет)

Содержание: Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась

ёлочка» не словами. А звуками животных, изображённых на картинках.

Начинают уточки: « Кря-кря-кря-кря! Продолжают коровки: «Му-му-му-

му!». Затем можно подключится ведущему и гостям( родители, педагоги)

поющими как котята: « Мяу-мяу-мяу!» Ведущий по очереди показывает на

каждую из групп, она продолжает пение. Потом говорит: « Поём все вместе»

и общий хор животных заканчивает песню.

«Радио» (5 лет)

Содержание: Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и

объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок( подробно описывает

кого-нибудь из группы участников- цвет волос, глаз. Рост. Одежду...) пусть

он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они

должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли

диктора радио может побыть каждый желающий.

« Цифры»

Содержание:

Дети свободно двигаются под весёлую музыку в разных

направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединится

между собой, соответственно названной цифре:. 2- парами, 3-тройками, 4-

четвёрками. В конце игры ведущий произносит: « Все!». Дети встают в

общий круг и берутся за руки.

Игра

для

создания

положительного

настроя

и

доброжелательное

отношение друг к другу.

«Колпачки» (6лет)

Содержание: Ведущий раздаёт участникам деревянные палочки и несколько

колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками

колпачки друг другу (по желанию и при этом говорить: « Здравствуйте»,

отвечать при приёме колпачка «Мне очень приятно», руками колпачки

трогать запрещается.

Игра

для

преодоления

защитных

барьеров,

отгораживающих

сверстников друг от друга.

« Передай сигнал» (5 лет)

Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему

рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и

вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он

поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает

детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза.

Главное условие-общение без слов.

«Солнышко» (5лет)

Содержание: Ведущий (взрослый) поднимает вверх правую руку и

предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать:

«Здравствуйте!». Этот ритуал помогает настроить участников на игру и без

особого труда построить их в круг.

«Комплименты»(5 лет)

Содержание:

Правило не повторяться. Дети, глядя в глаза друг друга,

желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают

фонарик( сердечко, солнышко, цветок) из рук в руки. Принимающий, кивает

головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».



В раздел образования