Автор: Федорычева Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Плодовая средняя школа имени Н.А. Волкова
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование ИКТ при подготовке к итоговому собеседованию
Раздел: среднее образование
Методическая идея «Развитие спонтанной устной речи на уроках
русского языка».
Показателем успешного современного человека является грамотная,
поставленная речь и умение ею пользоваться в любых ситуациях.
Мы живем в мире, который постоянно насыщает нас разнообразной
информацией,
поэтому
мы
должны
научиться
пользоваться
ей:
проанализировать данное, отфильтровать и запомнить полученное. И здесь
важным становится умение преобразовать свои знания в устный продукт,
устную спонтанную речь.
Актуальность: Сегодня пред обучающимися остро стоит проблема
грамотного выражения своих мыслей. Это происходит, потому что все
чаще мы заменяем чтение книг на просмотр фильмов или видеороликов в
сети Интернет.
Еще одной причиной является средство общения людей между собой,
их взаимодействие с окружающим миром. Зачастую общение между людьми
- это короткие смс, эмоции, выраженные через лайки, стикеры, эмоджи.
Все это приводит к тому, что устная речь беднеет, истощается, а
публичное выступление или диалог вызывают страх быть осмеянным и
непонятым.
Цель: Развитие устной спонтанной речи, умение поддержать диалог в
любой речевой ситуации, увеличение объема памяти при помощи системно-
образного мышления.
Новизна/инновация:
Внедрение данной идеи в структуру урока,
развитие устной речи при помощи современных ИКТ, использование
различных мнемонических техник для активизации речевого процесса и
системно-образного мышления.
Суть метода: На экран по очереди выводятся 10 рандомных картинок с
временным интервалом в 10 секунд. Задача обучающегося составить
связанный рассказ на основе увиденных изображений и запомнить их. Затем
воспроизводятся те же изображения и обучающийся проговаривает текст,
который он составил на первом этапе задания, выбирая при этом
изображения в той последовательности, в которой они чередовались
изначально. В дальнейшем количество изображений увеличивается, время
показа снижается, что приводит к более быстрой активизации речевого
процесса.
Результат: Увеличение качества спонтанной речи;
умение быстро реагировать в любой речевой ситуации;
увеличение объема памяти;
развитое системно-образное мышление.