Автор: Кузина Галина Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 16 "Сказка"
Населённый пункт: г.Ивантеевка, Московская область.
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция работы специалистов в коррекционных группах"
Раздел: дошкольное образование
Интеграция работы специалистов в
коррекционных группах
Главная цель работы с «особым» ребенком – повышение качества жизни. Это значит, что
усилия специалистов и родителей должны быть направлены на формирование
самостоятельности, его социализацию и адаптацию. Особое внимание следует уделять
организации учебного процесса. Создание оптимальных условий для жизни и обучения –
необходимое условие его успешности.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна
соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из
важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их
спецификой и возможностями.
Принцип интеграции в педагогике может быть рассмотрен в двух аспектах. Во-первых,
это состояние, для которого характерна согласованность, упорядоченность и устойчивость
связей между различными элементами. Во-вторых – процесс, который приводит к
данному состоянию.
Интеграция – это в педагогике весьма важный показатель эффективности всей системы
образования, так как он служит критерием ее целостности.
Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего
педагогического коллектива, а также родителей воспитанников.
Перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи:
• формирование единого понимания целей и задач сотрудничества с родителями
воспитанников, их соотнесение с личными целями;
• развитие ответственного отношения к педагогической деятельности, формирование
профессиональной позиции и самооценки;
• формирование умений построения успешных коммуникаций, улучшения
психологического климата в коллективе;
• повышение мотивации и стремления к командному взаимодействию;
• профилактика профессионального выгорания.
Выполнение педагогами этих задач, целенаправленная, систематическая работа позволит
достичь результатов в интеграции деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС
дошкольного образования.
Процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности,
а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому педагоги должны
обмениваться мнениями о формах и содержании совместной работы. Спорные вопросы
должны решаться в ходе диалога с желанием понять и принять позиции другой стороны.
Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности,
интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Главная цель взаимодействия воспитателя со специалистами – повышение эффективности
коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ.
Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном
понимании и контакте.
Семья и детский сад – важнейшие институты воспитания, а их продуктивное
взаимодействие – залог успешного развития и благополучия ребенка.
Организация взаимодействия педагогов и родителей в работе по охране и укреплению
физического и психического здоровья детей – одна из ключевых функций заведующего
ДОУ. Такое взаимодействие обеспечивает благоприятные условия для полноценного и
своевременного роста и развития дошкольников в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями, сокращает заболеваемость, способствует развитию
творческого потенциала детей как субъектов отношений со сверстниками и взрослыми.
К формам интегративного процесса можно отнести совместные творческие проекты,
праздники, досуги, развлечения, эксперименты, наблюдения, экскурсии, походы, беседы,
викторины, конкурсы, сюжетно-ролевые и дидактические игры и т. д.
Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все перечисленные
формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их
интеграцию.
Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий
новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течение
одного дня, одной недели.
Сегодня в дошкольных учреждениях, в том или ином виде, осуществляется деятельность
по взаимодействию всех участников образовательного процесса. Используются
традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной информации,
проводятся специальные педагогические советы, разнообразные мероприятия и т.д.
Следует отметить, что только в тесном взаимодействии всех участников педагогического
процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей к школьному
обучению, социализации и адаптации их в обществе.