Автор: Бычкова Виктория Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦН
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Статья
Тема: Игра - как основа творческой деятельности дошкольника.
Раздел: дошкольное образование
Игра - как основа творческой деятельности дошкольников.
Детство - короткий, но важный период становления личности.
Именно в детском возрасте ребенок приобретает первоначальные знания
об окружающем мире, у него формируется определенное отношение к
людям,
к
труду,
вырабатываются
навыки
правильного
поведения,
складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в
процессе которой развиваются духовные и физические возможности
ребенка: внимание, память, воображение, дисциплинированность. Кроме
того, игра - это своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ
усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребенка, а также
происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие
переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются
огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают
ведущей деятельностью дошкольников. Особое место занимают игры
собственно придуманные детьми - это творческие или сюжетно - ролевые
игры. В этих играх дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в
жизни, в поведении других детей и взрослых. Игра как творческий
процесс - наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому и
является важнейшим средством воспитания.
Так почему же игра - это творческий процесс? Игра - это отражение
действительности, которая создается детским воображением. Ребенок
понимает суть происходящего, и знает, что плюшевый мишка и кукла -
только игрушки, но любит их как живых, настоящих. Чувствует себя
настоящим моряком, пилотом, героем, который не боится опасностей и
победит любого врага. В игре дети одновременно выступают как актеры,
декораторы и режиссеры. Однако они не имеют сценариев, не готовятся
долгое время к выполнению роли. Они выражают свои мысли, мечты и
стремления, чувства, которые владеют ими в данный момент. Поэтому
игра - это всегда импровизация.
Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в то же время не
создают строгих правил и ограничений. Задача воспитателя должна быть
направлена на то, чтобы сосредоточить внимание детей на таких целях,
которые бы способствовали формированию между детьми дружественных
отношений. Также игра должна побуждать детей к хорошим поступкам,
вызывала бы лучшие чувства.
Дети воспроизводят в игре знания, полученные дома или в детском
учреждении. Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс
сложный. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими
интересами или мечтами о будущей профессии. В игре - умственная
активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе
роль, представить, как действует человек, которому он подражает, что он
говорит, как себя подаёт. Так в игре развиваются творческие способности
будущего школьника.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, удовлетворяют
их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при
полноценном питании, ребенок будет плохо развиваться. Станет вялым,
если он лишен игровой деятельности. Большинство детских игр отражает
труд взрослых: дети играют между собой подражая взрослым: маме, папе,
бабушке,
врачу,
воспитателю.
Следовательно
в
процессе
игры
формируется уважение к труду взрослых и стремление самим принимать в
нем участие. В ходе игры развиваются особенности каждого ребенка, его
интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдение за детьми в
процессе игры дают педагогу возможность изучить своих воспитанников и
найти
индивидуальный,
правильный
подход
к
каждому
ребенку.
Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях
взрослых в семье, об их обращении с детьми. Игры с куклами помогают
воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим и желание
заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети
усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с
кукольной мебели, подметают пол в своём “доме”, стирают кукольную
одежду.
Не стоит предлагать детям разработанные педагогом готовые сюжетные
игры. Дети в игре подражают взрослым, но не копируют их, а
комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и
чувства. А если им предложить действовать по плану, копировать данные
образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность,
непосредственность.
Наблюдения
показывают,
что
выбор
игры
определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность
отражать в игре и свои повседневные впечатления, связанные с теми
чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события,
которые привлекают его своей новизной.
Задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы жизненных
впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом для
хорошей игры.