Напоминание

Игра - как основа творческой деятельности дошкольника.


Автор: Бычкова Виктория Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦН
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Статья
Тема: Игра - как основа творческой деятельности дошкольника.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра - как основа творческой деятельности дошкольников.

Детство - короткий, но важный период становления личности.

Именно в детском возрасте ребенок приобретает первоначальные знания

об окружающем мире, у него формируется определенное отношение к

людям,

к

труду,

вырабатываются

навыки

правильного

поведения,

складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в

процессе которой развиваются духовные и физические возможности

ребенка: внимание, память, воображение, дисциплинированность. Кроме

того, игра - это своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ

усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, а также

происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие

переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются

огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают

ведущей деятельностью дошкольников. Особое место занимают игры

собственно придуманные детьми - это творческие или сюжетно - ролевые

игры. В этих играх дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в

жизни, в поведении других детей и взрослых. Игра как творческий

процесс - наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому и

является важнейшим средством воспитания.

Так почему же игра - это творческий процесс? Игра - это отражение

действительности, которая создается детским воображением. Ребенок

понимает суть происходящего, и знает, что плюшевый мишка и кукла -

только игрушки, но любит их как живых, настоящих. Чувствует себя

настоящим моряком, пилотом, героем, который не боится опасностей и

победит любого врага. В игре дети одновременно выступают как актеры,

декораторы и режиссеры. Однако они не имеют сценариев, не готовятся

долгое время к выполнению роли. Они выражают свои мысли, мечты и

стремления, чувства, которые владеют ими в данный момент. Поэтому

игра - это всегда импровизация.

Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в то же время не

создают строгих правил и ограничений. Задача воспитателя должна быть

направлена на то, чтобы сосредоточить внимание детей на таких целях,

которые бы способствовали формированию между детьми дружественных

отношений. Также игра должна побуждать детей к хорошим поступкам,

вызывала бы лучшие чувства.

Дети воспроизводят в игре знания, полученные дома или в детском

учреждении. Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс

сложный. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими

интересами или мечтами о будущей профессии. В игре - умственная

активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе

роль, представить, как действует человек, которому он подражает, что он

говорит, как себя подаёт. Так в игре развиваются творческие способности

будущего школьника.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, удовлетворяют

их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при

полноценном питании, ребенок будет плохо развиваться. Станет вялым,

если он лишен игровой деятельности. Большинство детских игр отражает

труд взрослых: дети играют между собой подражая взрослым: маме, папе,

бабушке,

врачу,

воспитателю.

Следовательно

в

процессе

игры

формируется уважение к труду взрослых и стремление самим принимать в

нем участие. В ходе игры развиваются особенности каждого ребенка, его

интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдение за детьми в

процессе игры дают педагогу возможность изучить своих воспитанников и

найти

индивидуальный,

правильный

подход

к

каждому

ребенку.

Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях

взрослых в семье, об их обращении с детьми. Игры с куклами помогают

воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим и желание

заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети

усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с

кукольной мебели, подметают пол в своём “доме”, стирают кукольную

одежду.

Не стоит предлагать детям разработанные педагогом готовые сюжетные

игры. Дети в игре подражают взрослым, но не копируют их, а

комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и

чувства. А если им предложить действовать по плану, копировать данные

образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность,

непосредственность.

Наблюдения

показывают,

что

выбор

игры

определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность

отражать в игре и свои повседневные впечатления, связанные с теми

чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события,

которые привлекают его своей новизной.

Задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы жизненных

впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом для

хорошей игры.



В раздел образования