Напоминание

Ребенок как высшая профессиональная ценность педагога.


Автор: Захаренкова Елена Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №158
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Ребенок как высшая профессиональная ценность педагога.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ребенок как высшая профессиональная ценность педагога.

В заведении общего среднего образования все начинается с учителя. И хотя результаты обучения и воспитания учащихся

зависят от основных факторов - кто учит обучаемого и как учат, - трудно сказать, что из всего этого самое важное. Безусловно,

ключевой в деле воспитания является роль учителя, его личности, для которого ребенок – высшая профессиональная ценность.

Целью профессиональной деятельности педагога является создание условий для гармоничного развития личности ученика, его

самореализации, раскрытия индивидуальности, творческого потенциала. Учитель должен осознавать уникальность и неповторимость

ученика как индивидуальности, учитывать сложность и неоднозначность процесса его становления, а также свою ответственность как

профессионала. Однако сегодня изменились требования не только к учителю, но и ученику.

Становление и развитие гражданского общества предопределяет острую необходимость в педагогах, обладающих высокой

профессиональной компетентностью. Итак, современный учитель - это не только предметник, но и знаток детских душ, воспитатель.

Понять мир ребенка очень сложно, он нуждается в помощи взрослых. При этом помочь может только тот, кто сам в достаточной степени

владеет знаниями об этом новом мире, принимает все новое и сам способен измениться. Такой ли личностью является учитель?

По

моему

мнению,

современный

учитель

как

носитель

ценностей

характеризуется

верностью

гуманистическим

и

демократическим ценностям, уважением к детям, умением обучать и направлять детский коллектив на добрые и важные дела,

стремлением к самосовершенствованию, изучением лучшего педагогического опыта, инноваций в образовании, коммуникацией со

своими коллегами, активной гражданской позицией, патриотизмом, причем является примером в повседневности (в быту, культуре

поведения, в отношении к окружающему миру, родных, близких, друзей, коллег).

Мнение о ведущей роли личности педагога как воспитателя и носителя ценностей в современной школе в большей степени

касается его моральных качеств. Каждый педагог независимо от профессии является воспитателем. Он воспитывает детей не только

содержанием своего учебного предмета, но и отношением к делу, своим мировоззрением, манерами поведения и даже внешностью.

Современный учитель - это творческая личность. Он должен быть активным, коммуникабельным, динамичным, работоспособным,

волевым, уверенным в себе, толерантным, высококомпетентных.

Ученики смотрят на педагога как на профессионала воспитания, который, обучая других, сам должен быть близким к образцу

культурного,

воспитанного

человека.

Каждая

положительная

черта

личности

педагога

(справедливость,

эрудированность,

доброжелательность, чувство юмора) подмечается учениками и вызывает желание ей подражать. Привлекательный, популярный педагог

даже без специального намерения передает ученикам определенные качества собственной личности. Однако одновременно так же быстро

и безошибочно дети замечают такие недостатки, как недоброжелательность, нечестность, зависть, скупость, неуравновешенность,

раздражительность,

неуверенность

в

себе,

обидчивость,

чрезмерную

щепетильность,

отсутствие

чувства

юмора,

завышенную

самооценку и тому подобное. Все это делает неэффективным такое важное педагогическое оружие учителя, как его личный пример.

Важнейшей специфической особенностью педагогического труда, которая порождает трудности в воспитательной работе,

является двойной характер объекта воспитания - ученика. С одной стороны, он является объектом педагогических усилий, эффективность

которых в значительной степени определяет успех воспитания. В педагогической среде распространены высказывания: «Ребенок - это

чистый лист бумаги», «Ребенок - это глина», которые отмечают ответственность педагога за результаты воспитания. Эта ответственность

является одним из важнейших требований педагогического кодекса и отражением ценностного отношения к ребенку.

С другой стороны, ребенок является субъектом собственного развития, то есть формируется в соответствии со своими

потребностями. Начиная недостаточно четко осознавать эти потребности в раннем детстве, человек с возрастом все меньше поддается

влиянию, которое идет вразрез его интересам и желанию. Для обеспечения эффективного педагогического воздействия у воспитанников

необходимо формировать мотивы необходимого поведения, то есть избегать ситуаций противоречия педагогическим требованиям,

потребностям и убеждениям учеников. В повседневной практике педагоги порой забывают эту истину и не очень беспокоятся о

формировании мотивации учащихся к целесообразного поведения. То, что их требования в целом направлены на пользу учеников,

кажется им достаточным основанием для прямолинейной требовательности и пренебрежения «нюансами». Другая специфическая

особенность педагогического труда заключается в том, что исполнитель и инструмент педагогического труда это одно и то же - личность

педагога.

Педагог имеет дело с конкретными людьми: детьми своего класса, школы, другого заведения, однако его задача не только

личностно, но и общественно обусловлена: подготовка подрастающего поколения к активному участию в жизни общества. Назначение

учителя - быть звеном в передаче общественного опыта, содействовать социальному прогрессу,

На учителя возложена социальная ответственность за последствия его труда. Особенно значима миссия учителя в наше время,

когда достаточно отчетливо наблюдается опасный для судьбы цивилизации разрыв между технической подготовкой человека и уровнем

его социального сознания, нравственности. Все это требует повышения культуры народа, а следовательно, гуманизации образования.

Ключевой задачей педагога является воспитание человека, способного не потерять наиболее важные морально-этические

ценности общественного сосуществования. Ведь морально-этические, эстетические ценности сейчас играют важнейшую роль как в

социальной, так и в личностной жизни, образуя основу всех видов социальной деятельности, своеобразное «ядро» личностной

определенности человека, вызывая ее социальные свойства и черты .

Итак, как мы отмечали выше, целью профессиональной деятельности педагога как воспитателя и носителя ценностей является

создание условий для всестороннего гармоничного развития личности ученика, его самореализации, раскрытия индивидуальности,

творческого потенциала. Учитель должен осознавать уникальность и неповторимость ученика как индивидуальности, учитывать

сложность и неоднозначность процесса его становления, свою ответственность как специалиста. Талант воспитателя - это яркие

способности организатора, логическое мышление, умение общаться, убеждать и внушать, стремление к новым знаниям и эрудиция,

интерес к новым педагогических идей, отсутствие догматизма, личная порядочность, умение владеть собой. В то же время талант

учителя, воспитателя проявляется по-разному в зависимости от того, какие способности и личностные черты во педагога.

Учитель XXI века - это тот, кто прежде всего умеет находить общий язык со своими учениками. То есть он быть идеальным

психологом. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком и не ограничиваться только сферой

своего предмета.

Итак, современный учитель должен быть не только требовательным и строгим преподавателем и совершенно знать свой

предмет,

но

и

прежде

всего

профессионалом-эрудитом,

помощником,

советчиком

и

другом

своих

учеников,

современным

интеллигентным человеком, которому под силу овладеть новыми технологиями, легко адаптироваться к изменениям и уметь учиться на

протяжении всей жизни. Только такой учитель сможет понять своих «новых» учеников и будет им интересен. Он будет помогать и

поддерживать работу ребенка, стимулировать его творческие идеи и готовить к динамической жизни, чтобы в будущем он стала

самостоятельной, творческой, уверенной в себе личностью. Это в совокупности и является интерпретацией ребенка как ценности,

центрального объекта направленности педагога на гуманизацию образовательного процесса.



В раздел образования