Автор: Захаренкова Елена Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №158
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Ребенок как высшая профессиональная ценность педагога.
Раздел: дошкольное образование
Ребенок как высшая профессиональная ценность педагога.
В заведении общего среднего образования все начинается с учителя. И хотя результаты обучения и воспитания учащихся
зависят от основных факторов - кто учит обучаемого и как учат, - трудно сказать, что из всего этого самое важное. Безусловно,
ключевой в деле воспитания является роль учителя, его личности, для которого ребенок – высшая профессиональная ценность.
Целью профессиональной деятельности педагога является создание условий для гармоничного развития личности ученика, его
самореализации, раскрытия индивидуальности, творческого потенциала. Учитель должен осознавать уникальность и неповторимость
ученика как индивидуальности, учитывать сложность и неоднозначность процесса его становления, а также свою ответственность как
профессионала. Однако сегодня изменились требования не только к учителю, но и ученику.
Становление и развитие гражданского общества предопределяет острую необходимость в педагогах, обладающих высокой
профессиональной компетентностью. Итак, современный учитель - это не только предметник, но и знаток детских душ, воспитатель.
Понять мир ребенка очень сложно, он нуждается в помощи взрослых. При этом помочь может только тот, кто сам в достаточной степени
владеет знаниями об этом новом мире, принимает все новое и сам способен измениться. Такой ли личностью является учитель?
По
моему
мнению,
современный
учитель
как
носитель
ценностей
характеризуется
верностью
гуманистическим
и
демократическим ценностям, уважением к детям, умением обучать и направлять детский коллектив на добрые и важные дела,
стремлением к самосовершенствованию, изучением лучшего педагогического опыта, инноваций в образовании, коммуникацией со
своими коллегами, активной гражданской позицией, патриотизмом, причем является примером в повседневности (в быту, культуре
поведения, в отношении к окружающему миру, родных, близких, друзей, коллег).
Мнение о ведущей роли личности педагога как воспитателя и носителя ценностей в современной школе в большей степени
касается его моральных качеств. Каждый педагог независимо от профессии является воспитателем. Он воспитывает детей не только
содержанием своего учебного предмета, но и отношением к делу, своим мировоззрением, манерами поведения и даже внешностью.
Современный учитель - это творческая личность. Он должен быть активным, коммуникабельным, динамичным, работоспособным,
волевым, уверенным в себе, толерантным, высококомпетентных.
Ученики смотрят на педагога как на профессионала воспитания, который, обучая других, сам должен быть близким к образцу
культурного,
воспитанного
человека.
Каждая
положительная
черта
личности
педагога
(справедливость,
эрудированность,
доброжелательность, чувство юмора) подмечается учениками и вызывает желание ей подражать. Привлекательный, популярный педагог
даже без специального намерения передает ученикам определенные качества собственной личности. Однако одновременно так же быстро
и безошибочно дети замечают такие недостатки, как недоброжелательность, нечестность, зависть, скупость, неуравновешенность,
раздражительность,
неуверенность
в
себе,
обидчивость,
чрезмерную
щепетильность,
отсутствие
чувства
юмора,
завышенную
самооценку и тому подобное. Все это делает неэффективным такое важное педагогическое оружие учителя, как его личный пример.
Важнейшей специфической особенностью педагогического труда, которая порождает трудности в воспитательной работе,
является двойной характер объекта воспитания - ученика. С одной стороны, он является объектом педагогических усилий, эффективность
которых в значительной степени определяет успех воспитания. В педагогической среде распространены высказывания: «Ребенок - это
чистый лист бумаги», «Ребенок - это глина», которые отмечают ответственность педагога за результаты воспитания. Эта ответственность
является одним из важнейших требований педагогического кодекса и отражением ценностного отношения к ребенку.
С другой стороны, ребенок является субъектом собственного развития, то есть формируется в соответствии со своими
потребностями. Начиная недостаточно четко осознавать эти потребности в раннем детстве, человек с возрастом все меньше поддается
влиянию, которое идет вразрез его интересам и желанию. Для обеспечения эффективного педагогического воздействия у воспитанников
необходимо формировать мотивы необходимого поведения, то есть избегать ситуаций противоречия педагогическим требованиям,
потребностям и убеждениям учеников. В повседневной практике педагоги порой забывают эту истину и не очень беспокоятся о
формировании мотивации учащихся к целесообразного поведения. То, что их требования в целом направлены на пользу учеников,
кажется им достаточным основанием для прямолинейной требовательности и пренебрежения «нюансами». Другая специфическая
особенность педагогического труда заключается в том, что исполнитель и инструмент педагогического труда это одно и то же - личность
педагога.
Педагог имеет дело с конкретными людьми: детьми своего класса, школы, другого заведения, однако его задача не только
личностно, но и общественно обусловлена: подготовка подрастающего поколения к активному участию в жизни общества. Назначение
учителя - быть звеном в передаче общественного опыта, содействовать социальному прогрессу,
На учителя возложена социальная ответственность за последствия его труда. Особенно значима миссия учителя в наше время,
когда достаточно отчетливо наблюдается опасный для судьбы цивилизации разрыв между технической подготовкой человека и уровнем
его социального сознания, нравственности. Все это требует повышения культуры народа, а следовательно, гуманизации образования.
Ключевой задачей педагога является воспитание человека, способного не потерять наиболее важные морально-этические
ценности общественного сосуществования. Ведь морально-этические, эстетические ценности сейчас играют важнейшую роль как в
социальной, так и в личностной жизни, образуя основу всех видов социальной деятельности, своеобразное «ядро» личностной
определенности человека, вызывая ее социальные свойства и черты .
Итак, как мы отмечали выше, целью профессиональной деятельности педагога как воспитателя и носителя ценностей является
создание условий для всестороннего гармоничного развития личности ученика, его самореализации, раскрытия индивидуальности,
творческого потенциала. Учитель должен осознавать уникальность и неповторимость ученика как индивидуальности, учитывать
сложность и неоднозначность процесса его становления, свою ответственность как специалиста. Талант воспитателя - это яркие
способности организатора, логическое мышление, умение общаться, убеждать и внушать, стремление к новым знаниям и эрудиция,
интерес к новым педагогических идей, отсутствие догматизма, личная порядочность, умение владеть собой. В то же время талант
учителя, воспитателя проявляется по-разному в зависимости от того, какие способности и личностные черты во педагога.
Учитель XXI века - это тот, кто прежде всего умеет находить общий язык со своими учениками. То есть он быть идеальным
психологом. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком и не ограничиваться только сферой
своего предмета.
Итак, современный учитель должен быть не только требовательным и строгим преподавателем и совершенно знать свой
предмет,
но
и
прежде
всего
профессионалом-эрудитом,
помощником,
советчиком
и
другом
своих
учеников,
современным
интеллигентным человеком, которому под силу овладеть новыми технологиями, легко адаптироваться к изменениям и уметь учиться на
протяжении всей жизни. Только такой учитель сможет понять своих «новых» учеников и будет им интересен. Он будет помогать и
поддерживать работу ребенка, стимулировать его творческие идеи и готовить к динамической жизни, чтобы в будущем он стала
самостоятельной, творческой, уверенной в себе личностью. Это в совокупности и является интерпретацией ребенка как ценности,
центрального объекта направленности педагога на гуманизацию образовательного процесса.