Автор: Тихонова Наталья Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Мегион
Наименование материала: Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по предмету обществознание для 9 класса
Тема: Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по предмету обществознание для 9 класса
Раздел: среднее образование
ГЛАВА I. ПОЛИТИКА
Тема 1. Политика и власть
Вспомним Основные сферы жизни: политическая, экономическая, социальная культурная
Политика – это: 1) участие в делах государства (определение формы государства, задач,
содержания его деятельности); 2) это цели и средства их достижения, которые направлены на
проведение в жизнь интересов больших групп людей.
Итак, политика – это сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению
общих интересов с помощью политической власти.
Политическая власть
Осуществляет руководство обществом в целом Осуществляет повседневное управление
(определяет основные направления развития важнейшими процессами в обществе
страны, разрабатывает и принимает решения, (поддержание стабильности, предотвращение
нацеленные на устранение назревших проблем) социальных потрясений, создающих угрозу)
Роль политики в жизни общества
От того, какую политику проводит государство, правительство, зависит многое:
Лучше или хуже будут условия жизни различных общественных групп, их благосостояние, станут
ли им доступны достижения культуры, увеличится ли степень их свободы или её ликвидируют
вовсе.
Средства массовой информации (СМИ) «Четвертая власть»
Воздействует на поведение больших масс людей и на власть
Поднимает серьезные вопросы Обсуждает с позиций тех или
общественной жизни иных социальных групп актуальные
политические проблемы
Это может влиять на решения властей
и на способы проведения этих решений в жизнь
Глоссарий Гражданство – это устойчивая политико – правовая связь человека с государством,
предполагающая определенные права, обязанности и ответственность
Проверим себя
1. Верны ли следующие суждения о политике?
А. По сферам охвата политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Б. По направлениям деятельности политика может быть экономической, социальной, национальной,
культурной:
1)
верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба неверны.
2. Способность и возможность проводить определенную политику, используя политические
партии, организации, государство – это: А) политическая жизнь; Б) политическая партия; В)
политическая власть; Г) политический режим.
3.
Из перечисленных ниже предложений выберите то, которое соответствует определению
понятия «гражданин»: А) любой человек, проживающий на территории определенного
государства; Б) любой человек, приехавший на жительство определенного государства; В)
соблюдающий законы определенного государства; Г) человек, обладающий всей совокупностью
прав и обязанностей, установленных в государстве, к которому он принадлежит и с котором он
связан.
4. Объясни смысл высказывания. «Политика, по существу, это власть: способность достичь
желаемого результатами какими бы то ни было средствами» (Э. Хейвуд).
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 1 стр.4 – 8
Литература § 1 стр. 4 – 11
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Тема 2. Государство
Точки зрения на причины появления государства
Теократическая
Государственная власть дана от Бога
Договорная
Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор
о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав
Патриархальная
Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.
Глава этой семьи становится главой государства- монархом. Его власть – это
продолжение власти отца, монарх же отец всех своих подданных
Насилия
Возникновение государства рассматривается, как реализация закономерности
подчинения слабого сильному. Многие государства появились именно в
результате завоевания одним народом другого
Психологическая
Появление
государства
и
права
объясняется
проявлением
свойств
человеческой психики, потребностью подчиняться, подражанием, сознанием
зависимости от элиты общества, осознанием справедливости, определенных
вариантов действия и отношения и пр.
Признаки государства
Единство Публичная Законодательная Налоговые
территории власть Суверенитет деятельность сборы
Г
лоссарий Государство – это организация политической власти, осуществляющая управление
обществом и обладающая суверенитетом (независимостью).
Проверим себя
1. Функцией государства является: А) разделение властей; Б) суверенитет; В) поддержание
общественного порядка; Г) наличие государственного аппарата.
2. Любое государство характеризуется:
А
)
политическим плюрализмом (многообразием);
Б
)
господством командно-административных методов управления
; В
)
деятельностью по поддержанию
общественного порядка и стабильности в обществе
; Г
)
подчинением закону самого государства,
его органов и должностных лиц.
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 2 стр.8 – 11
Литература § 2 стр. 11 – 20
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Тема 3.Политические режимы
Сравнительная характеристика тоталитарного, авторитарного и демократического режимов
Критерии
Политические режимы
Тоталитарный
Авторитарный
Демократический
Законодательство
Система законов мало
разработана
Система законов
минимальна
Развитая система
демократических законов
Полномочия
главы государства
Практически не
ограничены
Фактически не
ограничены
Строго ограничены
законом
Представительные
органы власти
Марионеточны
Отсутствуют или
марионеточны
Имеют широкий круг
полномочий
Разделение властей
Формально признается Отвергается
Реализуется на практике
Полномочия местных
органов власти
Формально широкие
Минимальные
Максимальные
Партии
Массовая полити-
ческая партия одна
Правящая партия
огосударствлена
Многопартийность
Идеология
Официальная
идеология одна
Господство одной
идеологии
Политический плюрализм
Права и свободы
Разрешено только то,
что приказано
Разрешено то, что не
имеет отношения к
политике
Разрешено все, что
не запрещено законом
Карательные органы Проводят массовые
политические
репрессии
Осуществляют тайный
политический сыск
Строго регламентированы
законом
Оппозиция
Отрицается
Запрещена
Действует легально
Характер и мера
осуществления
власти
Всеобщий, не
знающий границ
контроль и насилие
Возникновение
неконтролируемых
властью областей
общественной жизни
Власть осуществляется
представителями граждан,
избираемыми в соответ-
ствии с законом
Отношение людей к
власти, их
взаимодействие
Слияние общест-
венного сознания с
властью
Отчуждение народа от
власти
Поддержка представителей
власти народом
Идеалы политичес-
кого поведения:
- власти
- индивида
-Всемогущество
-Энтузиазм, кон-
формизм
-Компетентность
-Профессионализм,
послушание, бесправие
-Соблюдение закона
-Соблюдение законов
Глоссарий
Политический режим
(от лат. regimen - управление) -
политическое
управление, то есть
совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе
(государстве), или способ функционирования его политической системы.
Проверим себя
1.Соотнеси: А) «Разрешено всё, кроме политики»; Б) «Запрещено всё, что не приказано»; В)
«Разрешено всё, что не запрещено законом».
1) тоталитарный режим; 2) авторитарный; 3) демократический
2. Отметьте цифрой «1» признаки демократического государства, а цифрой «2» признаки
тоталитарного государства.
А) сильный аппарат подавления; Б) преследование инакомыслящих; В) судебная защита всех
граждан; Г) геноцид собственного народа; Д) верховенство закона; Е) жесткая цензура; Ж)
диктатура одной политической партии; З) монополия государственной собственности; И)
взаимная ответственность государства и личности; К) связь государства и его органов через закон
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 3 стр.12 – 15
Литература § 3 стр. 21 – 28
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Тема 4. Правовое государство
Правовое государство:
1.
Тип государства, деятельность которого реально ограничена правом, имеют место реальное
разделение властей, гарантии свободы личности и контроль над властью со стороны общества
2.
Демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и
связано с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и
неотчуждаемых прав человека
Гражданское общество и правовое государство
1.
Государство существовало не всегда.
2.
Жизнь людей регулировали обычаи, традиции, привычки.
3.
Возникла необходимость в более действенной, мобильной силе – силе принуждения,
вооружённого воздействия.
4.
Так появилось государство.
5.
Человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу
обществу.
6.
В последней трети ХХ века стала воплощаться в жизнь ряда стран идея правового государства.
Цель правового государства Обеспечить гарантии прав и свобод человека во всех сферах
П
Р
И
З
Н
А
К
И
Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в том числе и над
самим государством. Деятельность государства ограничена рамками права
Существует реальное разделение властей
Взаимная ответственность личности и государства
Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и социальная
защищённость. Признание их высшей ценностью
Равенство всех перед законом
Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании
различных партий, течений, организаций, действующих в рамках конституции,
наличие различных идеологических концепций и взглядов
Стабильность законности и правопорядка в обществе
Система разделения властей
Это деление основано на теории разделения властей. В наиболее полном виде её сформулировал в
1784 г. Ш. Монтескье. Эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая
сложную систему «сдержек и противовесов».
Ветви власти
Законодательная Судебная
Парламент РФ – Федеральное собрание Исполнительная Конституционный суд
Состоит из палат: Правительство Высший арбитражный суд
Совет Государственная Верховный суд РФ
Федерации Дума
Проверим себя
1. К признаку только правового государство относится: А) наличие публичной власти; Б) единство
территории; Б) разделение властей; Г) суверенитет.
2. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Правовое государство предполагает взаимную ответственность государства и личности.
Б. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Практикум 1. Задания в печатной рабочей тетради § 4 стр.15 – 21
2. Работа с текстом Конституции РФ (статья 1, ч.1; ст. 83, 84, 115, 117)
Литература § 4 стр. 29 – 37
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Тема 5. Гражданское общество и государство
Гражданское общество – это не простая совокупность граждан; это общество, в котором
граждане могут свободно реализовать свои интересы и потребности, в том числе и образуя
различные независимые, самостоятельные партии, организации, профессиональные и иные союзы,
которые служат для них защитой от произвола со стороны работодателей, а также органов
государственной власти и должностных лиц. Гражданское общество неотделимо от правового
государства, которое является формой организации гражданского общества.
I.
Работа с текстом конституции РФ
Какую роль в жизни государства и общества играет местное самоуправление?
Глава 8. Местное самоуправление
Статья 130 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других
форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131 1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на
других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов
местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление,
допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 132 1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной
собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные
налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы
местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными
полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых
средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 133 Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на
судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного само-
управления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Вопросы по прочитанному тексту
1. Как формируются органы местного самоуправления.
2. Почему государство передает часть своих функций органам местного самоуправления?
3. Какие вопросы легче решить местным властям, а не федеральному правительству?
4. Какие органы самоуправления существуют в вашем муниципальном образовании?
II. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть
гарантом…… (1). Правовое государство есть форма ограничения ……(2) правами и свободами
человека. Поэтому…. (3) прав человека по отношению к государству является его первичным,
определяющим, системообразующим признаком. Цель правового государства - обеспечение
границ
свободы
индивида,
недопустимость
нарушения
поля
свободы, очерченного….(4).
Предотвращая
социальные
катаклизмы
и
перевороты,
правовое государство
призвано
обеспечивать в обществе разумный….(5). Поэтому для формирования правового государства
большое….(6) имеет принцип связанности законодателя правами человека».
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в
списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке
больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим,
мысленно заполняя словами каждый пропуск.
А) личность Б) правительство В)приоритет Г) компромисс Д) право Е) значение Ж) власть 3)
общество И) свобода.
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 5 стр.21 – 25
Литература § 5 стр. 38 – 48
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Тема 6. Участие граждан в политической жизни
Конституция РФ в статье 32 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют
право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих
представителей.
Выборы, референдумы.
Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет
представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности.
Такое решение они
принимают на выборах. Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, избиратели
отдают предпочтение предвыборным заявлениям, программам, которые наиболее соответствуют
их интересам. Таким образом, они определяют направленность законодательной деятельности
высших должностных лиц.
Избирательное право является: всеобщим, равным, прямым, тайным
Право на равный доступ к государственной службе.
Государственная служба – это
профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных
органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие),
занимающие должности в центральном и местом аппарате государственного управления, в
судебном аппарате и некоторых других органах. Согласно Конституции, граждане РФ имеют
право на равный доступ к государственной службе.
Обращения в органы власти. Право обращаться лично, а также направлять коллективные
обращения в государственные органы местного самоуправления. Среди этих обращений
некоторые касаются индивидуальных интересов граждан (крыша течёт, а жилищная контора не
делает ремонт и т. п.). Это может быть жалоба, заявление, предложение и т.д.
Другие пути влияния на власть. Воздействовать на политику государственной власти
граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу
собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или
иных политических решений.
К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний,
митингов, демонстраций.
Опасность политического экстремизма.
Любая политическая деятельность может
осуществляться лишь в рамках законов и демократических традиций. Однако некоторые лица, а
также общественные и религиозные объединения или средства массовой информации нарушают
установленные правила, прибегают в своей деятельности к крайним мерам, создающим угрозу для
общества, государства, граждан. Такого рода действия принято называть экстремистскими (от лат.
extremus – крайний). К ним в нашей стране относят подготовку и совершение действий,
направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение
целостности
РФ;
захват
или
присвоение
властных
полномочий;
создание
незаконных
вооружённых формирований и осуществление террористической деятельности; пропаганда
исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к
религии, социальной, расовой, национальной религиозной или языковой принадлежности;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходных
с нацистской атрибутикой или символикой и т.д.
Глоссарий
Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании.
Экстремизм (от лат. extremus - крайний) – приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в
политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции,
методы партизанской войны.
Проверим себя Конституция Российской Федерации. Статьи 31, 32
1.
Может ли рядовой гражданин влиять на политику?
2.
В нашей стране политическое участие – право или обязанность граждан?
3.
Можете ли вы принимать участие в политической жизни?
4.
Каким образом граждане нашей страны могут участвовать в политической жизни?
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 6 стр.26 – 30
Литература § 6 стр. 48 – 58
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Тема 7. Политические партии и движения
Общественно – политические движения – это массовые, добровольные формирования,
созданные по инициативе людей снизу.
Как правило, движение объединяет людей, ставящих перед собой какую-либо одну общую цель.
Так, в 50-70-е гг. прошлого века во многих странах развернулось движение сторонников мира,
выступавших против войны, с требованиями прекратить гонку вооружения, разоружения. Оно
объединяло людей независимо от национальной принадлежности, политических и религиозных
взглядов. Сегодня в разных странах, в том числе и в России, существуют движения в защиту прав
человека, экологическое движение в защиту окружающей среды и др.
Подобные общественно-политические движения для достижения своих целей стремятся тем или
иным способом повлиять на власть. Они организуют обращения граждан в различные органы
власти, выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни, проводят
митинги, демонстрации, пикетирование, используют другие формы политической активности.
Наибольшую роль в политической жизни играют политические партии
Политическая партия – особая общественная организация, непосредственно ставящая перед
собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих
представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.
Отличие политической партии от других объединений
Длительное по времени
объединение участников Цель – завоевание и Определенная идеологическая
осуществление власти направленность Обеспечение
Наличие устойчивых Формализованная народной поддержки
местных организаций внутренняя организация
Функции политических
партий
Сущность
Политическая
овладение государственной властью с целью осуществления своей
программы
Социальное
представительство
каждая партия выражает интересы какого-то социального слоя, либо
пытается создать себе прочную опору в обществе
Социальная
интеграция (объединение)
примирение интересов различных социальных групп, достижение
согласия в обществе
Политическое
рекрутирование
подготовка и выдвижение кадров для различных политических
институтов
Электоральная
организация и участие в избирательных кампаниях
Политические партии:
правящие, оппозиционные, партии – лидеры, легальные, нелегальные; партии – аутсайдеры
Проверим себя
Кто является лидером партий
А) «Единая Россия»
Б) «Коммунистическая Партия Российской Федерации»
В) «Либерально-Демократическая Партия России»
Г) «Яблоко»
Д) «Патриоты России»
Г) «Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь»
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 7 стр.30 – 34
Литература § 7 стр. 59 – 68
ГЛАВА II. ПРАВО
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
регулирование
Общественных
отношений
Поведения
людей
В форме
Дозволения
Предоставление
права на
совершение
определённых
положительных
действий (ст.48
Конституции РФ)
Конституции)
Запрета
Установление
требования
воздержаться от
определённых
действий (ст.25)
Предписания
Установление
Обязанности
совершать
определенные
действия (ст.59)
Конституции)
Нормы права - охраняемое силой государства общеобязательное правило,
которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая
определённые права и обязанности
Конституционное право – регулирует общественные отношения, связанные с устройством гос-ва
Административное – отношения в сфере гос. управления
Уголовное право – отношения, связанные с правонарушением
Гражданское – имущественные отношения
Трудовое – трудовые отношения
Семейное право – семейно-брачные отношения
Финансовое-финансовая деятельность государства
Отрасли
права
Тема 8. Право, его роль в жизни общества и государства
Право
–
совокупность
общеобязательных
норм(правил),охраняемых
законом,
устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.
Признаки права:
1.
Основано на принципах справедливости ценностях, уважаемых в обществе.
2.
Носит общеобязательный характер, нарушение влечёт юридическую ответственность.
3.
Носит системный характер, выражено в нормативных (правовых) актах.
4.
Связано с государством (правила, выработанные в обществе, устанавливаются и утверждаются
государством).
Проверим себя Продолжи предложение
1. Право выражено в нормативно-правовых … . Правило, записанное в любом законе, и есть ... .
2. Право принимается …, уполномоченными лицами в особом порядке в процессе
правотворческой деятельности.
3. За нарушение права всегда наступает … .
4. Право регулирует только конкретные … людей и не вмешивается в мир их чувств и идей.
5. Право не … . Оно создается … и может ими же быть изменено, но действует оно … для всех.
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 8 стр.42 – 44
Литература § 8 стр. 69 – 78
Тема 9. Правоотношения и субъекты права
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют
юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.
Особенности правоотношений: 1. Регулируется нормами права. 2. Охраняются государством.
3. Предполагают наличие прав и обязанностей.
Элементы правоотношений
Название
Субъекты
Объект
Содержание
Сущность
Участники
правоотношений
То,
по
поводу
чего
возникает
правоотношение (конкретная жизненная
ситуация, поведение и действие)
Права и обязанности
участников
правоотношений
Правоспособность
Дееспособность
Способность лица иметь права и
нести обязанности
Способность своими действиями
осуществлять права и нести обязанности
Физические лица – граждане РФ, иностранные
граждане, лица без гражданства, беженцы, т. е.
все те люди, которые, так или иначе, оказались
на территории нашей страны
Юридические
лица
–
коммерческие
и
некоммерческие
организации
(например,
фирма,
школа
общество
охотников
и
рыболовов)
Правоспособность
возникает
с
момента
рождения, прекращается смертью.
Дееспособность возникает постепенно.
Становится правоспособным и дееспособным
одновременным, в момент регистрации.
Полная дееспособность – возможность осуществлять все права и обязанности без исключения.
Полная дееспособность наступает в полном объеме по достижении лицом восемнадцатилетнего
возраста.
Частичная дееспособность
бывает двух степеней:
первая степень
– это дееспособность
малолетних с 6 до 14 лет. Сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители
или
опекуны.
Вторая
степень
частичной
дееспособности
–
это
дееспособность
несовершеннолетних с 14 до 18 лет. В соответствии с законом они могут совершать все сделки
малолетних и распоряжаться своими доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в
кредитные учреждения, с 16 лет они могут быть членами кооператива.
Проверим себя
1. Определите субъект, объект и содержание правоотношения
Ситуация. Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову,
что было
заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры, не заплатив за
аренду.
2. В данные афоризмы вставьте пропущенные слова и объясните, как они связаны с содержанием
высказывания.
1.
«Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один». Ф. Искандер
2.
«Корень слова «…» объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать».
П.Коэльо
3.
«Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам
напоминали о наших …». Э.Борк
4.
«Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища» . И.Шевелев
5.
«Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …». О.Бальзак
6.
«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …»
Ж.Деламбер
Слова-подсказки: права, обязанности, закон, ответственность.
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 9 стр.45 – 51
Литература § 9 стр. 78 – 84
Тема 10. Правонарушения и юридическая ответственность
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Правонарушение: 1) противоправное деяние, причиняющее вред личности, государству, обществу
и наказуемое по закону; 2) виновное общественно опасное деяние, которое совершает
дееспособный субъект и которое противоречит праву
Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью общественного вреда
Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью общественного
вреда
Признаки
правонарушения
Содержание
Противоправное
поведение
(деяния)
человека,
которое
выражается
в
действии
или
бездействие
Не может быть правонарушения, если не нарушены правовые нормы. Так,
если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться при встрече, то
несоблюдение
этого
правила,
хотя
и
будет
невежливостью,
правонарушением не считается.
Примером действия может служить:
превышение скорости автомобиля, которое привело к аварии; кража чужой
вещи. Бездействие – это тоже деяние, это неисполнение какого – либо
действия, например, неуплата налогов; неоказание помощи больному
Общественная
опасность(вредность)
Совершение правонарушения причиняет вред другим людям или всему
обществу
Наказуемость
За правонарушение предусматривается определенное законом наказание в
зависимости от характера правонарушения
Виновность,
т.е.
деяние,
предполагающее
наличие вины
Вина – это психическое отношение правонарушителя к собственному
поведению и его результатам. Вина связана с тем, есть ли у человека
желание совершить правонарушение или нет, осознанно ли он совершал
деяние, как он относится к наступившим последствиям
Ответственность за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом,
выраженная в форме наказания – это юридическая ответственность
Виды юридической ответственности
-
Презу
́
мпция
невиновности —
один
из
основополагающих
принципов
уголовного
судопроизводства.
Основной принцип презумпции невиновности гласит: «Обвиняемый не
виновен, пока не доказано обратное» (ст.14 УПК РФ; Конституция РФ, в частности в ст.49).
*Это интересно! И напоследок, интересные факты из судебной практики.
Английский судья Д. Кромби считает, что в законодательстве различных стран встречается немало
«странностей». Эти «странности» он собрал в книге «Самые глупые законы мира».
И вот лишь некоторые из них:
Англия. Начиная с XII века для мужчин противозаконным поведение считается бить жену после 9
часов вечера.
Франция. Для владельца свиней противозаконным считается называть поросенка «Наполеон».
Запрещается сажать и парковать летающие тарелки в виноградниках по всей территории Франции.
Канада. Подниматься на борт летящего самолета запрещено законом.
США. Пассажирам запрещается выходить из самолета во время полета.
Передвижение на моторной лодке по городским улицам считается правонарушением.
США (штат Колорадо). В ходе свадебной церемонии противозаконным считается бросать туфли в
жениха и невесту.
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 10 стр.51 – 55
Литература § 10 стр. 85 – 93
Тема 11. Правоохранительные органы
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Уголовная
ответственность за
преступления
(осуществляется
только в судебном
порядке, по
приговору суда)
Гражданская
(предполагает
возмещение вреда и
восстановление
нарушенных
имущественных и
неимущественных прав)
Административная
(виды наказаний:
предупреждения,
штрафы, конфискация,
лишение специальных
прав и др.)
Дисциплинарная и
материальная (замечание,
выговор, увольнение,
исключение учащегося из
учебного заведения,
возмещение ущерба и т.д.)
В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят: органы судебной
власти; прокуратура; органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительные
функции (МВД); адвокатура и нотариат (не являются правоохранительным органом в полном
смысле этого слова, т.к. не имеют властных полномочий, но оказывают юридическую помощь
гражданам).
Особенности судебной власти
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку и реализацию
государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, а также
государственную политику в сфере миграции. Основными задачами МВД России являются:
разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
совершенствование
нормативно-правового
регулирования
в
установленной
сфере
деятельности;
обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения,
раскрытия
и
расследования
преступлении,
а
также
предупреждения
и
пресечения
административных правонарушений;
организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной
охраны имущества и организаций;
управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками МВД РФ, организация их
деятельности.
Прокуратура РФ
– это единая система, осуществляющая от имени Российской Федерации
надзорную функцию за соблюдение Конституции РФ. Главная функция прокуратуры заключается
в соблюдении всех правил и выполнение законов Российской Федерации.
Эта служба
предоставляет гарантию охраны прав и интересов граждан, не противоречащие законодательству.
В прокуратуру обращаются за помощью все, и в большинстве случаев получают грамотную и
квалифицированную помощь.
*Это интересно! Памятка для несовершеннолетнего (приложение 1)
Проверим себя
1.Надзор за исполнением законов относится к функциям: а) суда; б) полиции; в) прокуратуры.
2.Продолжите фразу: «Статус адвоката вправе приобрести лицо…»: а) имеющее высшее
юридическое образование; б) ранее работавшее следователем; в) с погашенной судимостью.
3.Чтобы заверить копии документов нужно обратиться: а) в суд; в) к начальнику; б) к адвокату; г)
к нотариусу; д) в прокуратуру.
4.Гражданин РФ, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое. образование и
юридический стаж 5 лет может стать: а) судьей; б) адвокатом; в) прокурором; г) участковым.
5.В задачи полиции не входит: а) обеспечение безопасности; б) вынесение приговоров; в)
раскрытие преступлений; г) охрана общественного порядка.
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 11 стр.55 – 59
Литература § 11 стр. 94 – 102
Тема 12. Конституция Российской Федерации
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Исполнять
обязанности судьи
могут граждане,
достигшие 25 лет,
имеющие высшее
юридическое
образование и стаж
работы по
юридической
профессии не менее 5
лет
Судьи:
- независимы и
подчиняются
только закону;
- несменяемы;
- неприкосновенны
Судопроизводс-
ство
осуществляется
на основе
состязательности
и равноправия
сторон
Судебная
власть
осуществляе
тся только
судом
Судебное
разбира-
тельство
является
открытым
Главное место в системе законодательства государства занимает конституция.
КОНСТИТУЦИЯ РФ БЫЛА ПРИНЯТА ВСЕНАРОДНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ
(референдум) 12 ДЕКАБРЯ 1993 ГОДА
Конституция
(лат. сonstitutio– установление, учреждение, устройство) – основной закон
государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.
Конституция состоит из преамбулы, раздел 1 (основная часть: 9 глав, 137 статей), раздел 2
(заключительных и переходных положений)
Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой
соблюдается порядок, установленный нормами конституции.
Основы конституционного строя
Статьи Конституции
1. Народовластие
Ст. 1, ч. 1, ст. 3
2. Федерализм
Ст.1, ч. 1, ст. 5
3. Правовое государство
Ст. 1, ч. 1
4. Разделение властей
Ст. 10
5. Приоритет прав человека
Ст. 2
6. РФ – социальное государство
Ст. 7
7. Суверенитет
Ст. 4
8. Экономическое многообразие и свобода экономической
деятельности
Ст. 8, ст. 9, ч. 2
9. Политическое многообразие
Ст. 13, ч. 3–5
10. Идеологический плюрализм
Ст. 13, ч. 1–2
11. Светский характер государства
Ст. 14
Проверим себя
Работа с текстом Конституции РФ: найти статьи о полномочиях президента, Федерального
Собрания РФ, Правительства РФ и Судебной власти РФ
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 12-13 стр.59 – 66
Литература § 12 – 13 стр. 103 – 119
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
В отличие от
остальных
законов
Конституция
Закрепляет основы
государственного
строя, основные
права и свободы,
определяет форму
государства,
систему высших
органов
государственной
власти
Характеризуется
особым порядком
принятия и изменения
Отличается
стабильностью
Является основным
источником права, служит
базой для текущего
законодательства
Обладает высшей
юридической силой
Тема 13. Права и свободы человека и гражданина
Конституционные права (каталог прав)
Гражданские
(личные) права
Статьи
19-28,
45-54
Связаны
с
личностью
правообладателя.
Реализуется
свобода
человека принимать решения независимо от государства (право на
жизнь, свободу и т.д.)
Социально-
экономические
права
36-42
Возможность свободного распоряжения имущественными благами и
ведения
хозяйственной
деятельности.
Связаны
с
правом
собственности, а также притязания на достойный уровень жизни и
благосостояние
Культурные
права
43-44
Обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности.
Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным
человеческим обществом
Политические
права
29-33
Возможность участия личности в политической жизни общества, в
формировании и осуществлении государственной власти и местного
самоуправления
1948 г. – принята Всеобщая декларация прав человека (30 статей и краткое вступление) –
идеал современного права: у каждого человека на земле есть неотъемлемые права, они являются
основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
1959 г. – принята Декларация прав ребенка (всего 10 статей). Этот документ является
рекомендацией для правительств государств, его подписавших: «права должны признаваться за
всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации…».
Юридические гарантии и система защиты прав человека
Президент РФ (ст.80, ч.2) Судебная Уполномоченный
Правительство РФ (ст.114, пункт «е») система по правам человека
Конституционные обязанности:
o
соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2);
o
обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4);
o
заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч. 3);
o
платить налоги и сборы (ст. 57);
o
сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным
богатствам (ст. 58);
o
защищать Отечество (ст. 59).
СВОБОДА НЕ СОЖЕТ БЫТЬ АБСОЛЮТНОЙ!
Нельзя нарушать права других людей! Ваша свобода заканчивается ровно там, где начинается
свобода другого человека. «Будь свободен сам и уважай свободу других!»
Проверим себя
1. Право в отличие от морали: А) является видом социальных норм; Б) регулирует поведение
людей; В) поддерживается силой государства; Г) обращено ко всему обществу.
2. Право на жизнь предполагает: А) невозможность смертной казни; Б) запрет самоубийства; В)
запрет эвтаназии; Г) смертная казнь устанавливается федеральным законом за особо тяжкие
преступления против государства; Д) смертная казнь устанавливается федеральным законом за
особо тяжкие преступления против жизни.
3. К какому виду прав относится право на жилище, охрану здоровья, на благополучную
окружающую среду, социальное обеспечение и т. п.?: А) социальным; Б) экономическим; В)
гражданским; Г) политическим.
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 14 – 15 стр.67 – 70
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Литература § 14 – 15 стр. 120 – 135
Тема 14. Гражданские правоотношения
Гражданское право – это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые
регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные
неимущественные отношения.
Имущественные
отношения
Возникают по поводу имущества – материальных благ. К ним относятся
вещи, работы, бытовые услуги – словом, всё то, что имеет денежную оценку.
Например, летом на отдыхе вы берёте напрокат лодку. Оплачивая эту услугу,
вы распоряжаетесь своим имуществом – деньгами. Услуга собственника
лодки (она обязательно кому-то принадлежит) является, как говорят юристы,
возмездной,
т. е. возмещённой в денежном эквиваленте. Напомним, что
предпосылкой возникновения имущественных отношений является право
собственности (владение, пользование и распоряжение имуществом).
Личные
неимуществен-
ные отношения
Возникают по поводу
нематериальных благ:
изобретений, произведений
науки, литературы, искусства, права на честь и достоинство личности, права
на неприкосновенность частной жизни и пр.
Абсолютные
правоотношения
В которых управомоченному лицу противостоит неопределенный круг
обязанностей субъектов. Например, правоотношения, имеющие место между
собственником
и
всеми
третьими
лицами;
между
обладателем
исключительных прав на произведения науки, литературы и искусства и иные
результаты интеллектуальной деятельности и всеми третьими лицами.
Относительные
правоотношения
В которых управомоченному лицу (лицам) противостоит строго определенное
обязанное лицо (лица). Круг относительных гражданских правоотношений
весьма
широк.
В
качестве
типичного
примера
относительного
правоотношения приводят обычно обязательственное правоотношение между
кредитором и должником, между потерпевшим и причинителем вреда.
Вещное
правоотношение
Интерес управомоченного лица удовлетворяется за счет полезных свойств
вещей путем его непосредственного взаимодействия с вещью.
Обязательствен
-ное
правоотношение
Интерес уполномоченного лица может быть удовлетворен только за счет
определенных
действий
обязанного
лица
по
предоставлению
управомоченному лицу соответствующих материальных благ
Проверим себя Определите, какие из перечисленных юридических фактов порождают
гражданские правоотношения: 1) заключение брачного договора; 2) заключение договора о
поставке продукции; 3)
конфискация имущества; 4) установление авторства; 5) нарушение
дисциплины труда; 6) совершение покупки в магазине; 7) публикация стихов в газете;
8)
признание права собственности на объект недвижимости; 9) выпуск сборника популярных песен,
куда вошла и песня молодого поэта-песенника; 10) ссора и драка между соседями коммунальной
квартиры.
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 16 стр.70 – 73
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Виды
гражданских правоотношений
по способу
удовлетворения
интересов
управомоченного лица
по структуре
субъектов
по объекту
относите
льные
абсолютн
ые
вещные
обязательственные
неимущественные
имущественные
Имущественные отношения
Личные неимущественные отношения
Литература § 16 стр. 135 – 145
Тема 15. Трудовые правоотношения
Трудовое право – отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем.
Работодатель – физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые
отношения с работником.
Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Трудовые правоотношения
– общественные отношения, в которые вступают работники и
работодатели, урегулированные трудовым правом.
Не регулируются нормами трудового права: индивидуальный труд; труд в семье; военная служба
Источники трудового права:
Конституция РФ (ст. 37 Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд
запрещен);
Трудовой
кодекс
РФ;
Федеральные
законы
РФ;
Указы
Президента
РФ;
Постановления
Правительства
РФ;
Локальные
нормативные
акты
(акты
изданные
работодателем (приказ, распоряжение), распространяющиеся только на работников, состоящих
в трудовых правоотношениях именно с этим работодателем)
Документы, которые надо предоставить, поступая на работу:
паспорт,
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования,
документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную
службу,
трудовую книжку.
При поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки
предоставляется документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.
Прекращение трудового договора:
по инициативе работника («по собственному желанию») - предупреждает работодателя
письменно за две недели до дня расторжения трудового договора)
по инициативе работодателя (в строго определенных законом случаях и с соблюдением
определенного законом порядка).
Рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего
трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые
обязанности. * 40 часов в неделю – для совершеннолетних работников (с 18 лет);
* 35 часов в неделю – для работников в возрасте 16-18 лет;
* 24 часа в неделю – для работников в возрасте от 14 до 16 лет.
Время отдыха
–
время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых
обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
В соответствии со ст. 27 ГК РФ,
эмансипация
– это объявление несовершеннолетнего
гражданина, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по
трудовому договору, в том числе по контракту, или же с согласия родителей, усыновителей,
попечителя осуществляет предпринимательскую деятельность.
*Это интересно! Особенности регулирования труда несовершеннолетних (приложение 2)
Проверим себя
1.Если вы решили во время каникул поработать, куда вы обратитесь? Какие документы
подготовите для приема на работу?
2.Какие условия должны быть соблюдены при приёме на работу учащихся?
3.Должен ли гражданин, впервые ищущий работу и не имеющий профессии, представить в службу
занятости следующие документы: паспорт; трудовую книжку; справку о среднем заработке за
последние два месяца по последнему месту работы;
документ об образовании; справку о
состоянии здоровья. Согласны ли вы с этим перечнем документов?
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 17 стр.73 – 78
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Литература § 17 стр. 145 – 153
Тема 16. Семейные правоотношения
Семейное право
- система правовых норм, регулирующих личные и производные от них
имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на
воспитание.
Семья
- круг лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание,
характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой.
Брак
- Юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины,
направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности
ЗАГС - запись актов гражданского состояния
Принципы семейного права
Порядок вступления в брак
Равноправие граждан
Подача заявления в ЗАГС
Равноправие мужчины и женщины
Обязательное присутствие жениха и невесты
Единобрачие
Подписи в книге актов гражданского состояния
Свобода
и
добровольность
заключения и расторжения брака
Отметка в паспорте
Выдача свидетельства о браке
Взаимная забота членов семьи
Брачный договор - соглашение лиц, вступающих в брак,
или соглашение супругов, определяющее имущественные
права и обязанности супругов в браке в случае его
расторжения:
а) права и обязанности по взаимному содержанию
б) способы участия в доходах друг друга
в) порядок несения каждым из них семейных расходов
г) имущество, которое будет передано каждому из
супругов в случае расторжения брака
Защита семьи со стороны
государства
Судебная защита прав членов
семьи
Ограничение прав членов семьи
только на основании федерального
закона (лишение родительских
прав)
Признаки брака
Каковы условия и порядок вступления в брак
Союз мужчины и женщины
Взаимное добровольное согласие мужчины и
женщины, вступающих в брак
Свободный союз
Достижение брачного возраста
Единобрачный союз
Отсутствие обстоятельств, препятствующих
заключению брака:
а) не должны состоять в зарегистрированном браке;
б) не должны быть близкими родственниками;
в) недееспособность, признанная по суду
Равноправный союз
Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа
Союз, который порождает между супругами
юридические права и обязанности
Условия недействительности брака
Алименты - средства на
содержание детей, супруги
1. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от
другого
наличие
венерической
болезни
или
ВИЧ-
инфекции;
2.Если брак зарегистрирован без намерения создать семью
1/4 заработка - на 1 ребёнка
1/3 заработка - 2 детей
1/2 заработка - на 3-х и более
*Это интересно! Права и обязанности детей и родителей (приложение 3)
Проверим себя
Опираясь на статьи Семейного кодекса подготовить ответы на вопросы:
1. Каковы два основных условия заключения брака?
2. В каких случаях брак может быть заключен в день подачи заявления?
3. Разрешает ли закон многоженство?
4. Каковы обстоятельства, препятствующие браку?
5. Какой брак считается фиктивным?
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 18 стр.78 – 85
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Литература § 18 стр. 154 – 164
Тема 17. Административные правоотношения
Административное правонарушение
– противоправное, виновное действие (бездействие)
физического
или
юридического
лица,
за
которое
Кодексом
РФ
об
административных
правонарушениях
или
соответствующими
законами
субъектов
Федерации
установлена
административная ответственность.
Нормы административного права регулируют деятельность таких субъектов, как:
Следует помнить, что административные правоотношения имеют избирательный характер: они
складываются только в той сфере общественных отношений, которая регулируется нормами
административного права, - в сфере деятельности исполнительной власти (государственных
органов и органов местного самоуправления, выполняющих определённые гос. функции).
Для возникновения административных правоотношений мало, чтобы стороны, вступившие во
взаимодействие, обладали определёнными правами и обязанностями. Необходимо, чтобы хоть
одна из сторон административно-правового отношения была представлена субъектом (органом
или должностным лицом)
административной власти, т. е. наделённым государственно-
властными полномочиями.
В настоящее время КоАП РФ установлены следующие виды административных наказаний
o
предупреждение;
o
административный штраф;
o
возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
o
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
o
лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
o
административный арест;
o
административное
выдворение
за
пределы
Российской
Федерации
иностранного
гражданина или лица без гражданства;
o
дисквалификация;
o
административное приостановление деятельности.
КоАП РФ – «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проверим себя
1.Ответ ученика: «Административное право – отрасль права, нормы которого регулируют
отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства». Можно или нельзя считать
этот ответ правильным? Объясните почему.
2.Когда характеризуют деятельность исполнительной власти, употребляют слова «прямое»,
«непосредственное» руководство. Объясните, как вы это понимаете. Можно ли употреблять эти
слова по отношению к деятельности других ветвей власти? Аргументируйте свой ответ
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
органы местного
самоуправления
коммерческие и
некоммерческие организации,
в том числе общественные
объединения, религиозные
организации (каждая такая
организация подлежит
государственной регистрации,
действует на основе лицензии
(государственного
разрешения) и таким образом
вступает в административные
правоотношения с
исполнительной властью
должностными лицами)
отдельные граждане
(гражданин вступает в
административные
правоотношения,
осуществляя свои
административные права,
например, при получении
общего и среднего
образования, медицинской,
юридической, технической
помощи,
административной и
судебной защиты и др.)
должностные лица
названных органов и
организаций
государственные органы
исполнительной власти
(правительство,
министерства и ведомства,
правоохранительные
органы)
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 19 стр.85 – 88
Литература § 19 стр. 164 – 172
Тема 18. Уголовно - правовые отношения
Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.
Ф. Вольтер (французский историк, драматург)
Уголовное право – это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических
норм, определяющих преступность и наказуемость деяний. Нормы уголовного права регулируют
уголовно правовые отношения – вид общественных отношений, возникающих по поводу
преступления. Источник уголовного права – УК РФ (Уголовным кодексом).
Категория
преступлений/
наказаний
Возраст наступления
уголовной
ответственности
Несовершеннолетний
Совершеннолетний
Тяжкие
преступления
14 лет
До 10 лет
Пожизненное
заключение
Преступления
средней тяжести
16 лет
Помещение
в
специализированное
учреждение (спецшколы)
Реальное
лишение
свободы
Преступление
небольшой тяжести
-
Освобождение от уголовной
ответственности,
принудительные
меры
воспитательного характера
Условное наказание
Смертная казнь
(введен
мораторий)
Смертная казнь в РФ по действующей Конституции 1993 года «носила временный
характер и была рассчитана лишь на некоторый переходный период» и больше не
может применяться с 16 апреля 1997 года, то есть наказание в виде смертной казни
не должно ни назначаться, ни исполняться
Статья 20 УК РФ. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления
16-летнего возраста.
2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат
уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью,
умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование,
насильственные действия сексуального характера, кражу, грабёж, разбой, вымогательство,
неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели похищения,
умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах,
терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм,
хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств,
хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в
негодность транспортных средств либо путей сообщения.
Наказания для несовершеннолетних
1. Штраф (от 25 до 1000 МРОТ – минимальный размер оплаты труда)
2. Обязательные работы – выполнение осуждённым в свободное от основной работы время
бесплатных общественных работ (4 ч. в день) – от 60 до 240 часов.
3. Исправительные работы отбываются по месту работы с удержанием из заработка, осуждённого
в доход государства суммы в размере от 5 до 20 % (устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2лет).
4. Ограничение свободы – содержание осуждённого без изоляции от общества в специальном
учреждении (с 18 лет).
5. Арест – содержание в условиях строгой изоляции от общества (от 1 до 6 месяцев) – с 16 лет.
6. Лишение свободы – изоляция от общества путём направления его в колонию-поселение или
помещение в исправительную колонию общего, строгого или особого режима (от 6 мес. до 20 лет).
ст. 20 УК РФ и ст. УК РФ 44. Рассмотрев эти документы, попытайтесь решить следующие
ситуации, ответив на вопрос, будут ли нести ответственность нижеперечисленные участники.
*Это интересно! Решение задач (приложение 4)
Проверим себя
1.В чем особенности уголовно – правовых отношений?
2.Чем отличается необходимая оборона от крайней необходимости?
3.В чем специфика уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних?
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 20 стр.88 – 92
Литература § 20 стр. 173 – 182
Тема 19. Социальные права
Социальное государство
– это государство, которое проводит активную социальную
политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня населения, защиту
социальных прав и свобод, на предотвращение и успешное разрешение общественных
конфликтов.
Конституция РФ Статья 7
1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка
семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система
социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии
социальной защиты
Основные направления социальной политики
Социа
льные
права
в РФ
Право на охрану материнства и детства (ст. 38)
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей (ст. 39)
Право на жилище (ст. 40) Приватизация - передача жилья в частную собственность
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)
Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)
Пенсии
Социальные Трудовые
Закон «О трудовых пенсиях В РФ» указывает, что право на трудовую пенсию по старости имеют:
o
мужчины, достигшие 60 лет;
o
женщины, достигшие 55 лет.
Закон «О медицинском страховании граждан РФ» указывает, что цель медицинского страхования
– гарантировать в случае необходимости получение человеком медицинской помощи за счет
накопленных средств.
Кто выделяет эти средства? Для работающих страхователями выступают их предприятия,
организации; для неработающих – органы государственной власти и местного управления
Проверим себя
1.Что означает «социальное государство»?
2.Каковы основные направления социальной политики нашего государства?
3.Почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе?
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 21 стр.92 – 96
Литература § 21 стр. 182 – 191
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
создание системы
социальной службы
занятости для тех, кто
по тем или иным
причинам не имеет
постоянной работы, с
выплатой им
установленных законом
пособий по безработице
выплата
государственных
пенсий и
социальных
пособий
соответствующим
категориям
населения
государственная
поддержка семьи,
материнства,
отцовства
и детства
установление
гарантирован-
ного минимума
заработной
охрана
труда и
здоровья
людей
Тема 20. Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов
За последние 3500 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира;
o
за годы Второй мировой войны погибло 60 млн. человек, из них половина - гражданские лица;
o
за последние 50 лет количество вооружённых конфликтов в мире увеличилось; ежегодно их
происходит более тридцати, они унесли свыше 30 млн. человеческих жизней;
o
в современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть 10
гражданских лиц на одного военнослужащего.
Международное гуманитарное право (МГП) – совокупность норм, определяющих единые
для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства
государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих
индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.
Источники современного МГП относятся:
Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.,
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.,
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.,
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.,
Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека 1995 г.,
четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.,
другие международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.
В мире только три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за
соблюдением прав человека
Европейский Суд по Межамериканский суд Международный уголовный суд
правам человека по правам человека
(рассматривает преступления против человечества
)
Основные нормы МГП, применяемого в период вооруженных конфликтов:
Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в
военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на
физическую и психическую неприкосновенность.
Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица
должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда
проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить
гражданское население и гражданские объекты.
Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил
принимать участие в военных действиях.
Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.
Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться
физическим
или
психологическим
пыткам,
телесным
наказаниям,
жестокому
или
унизительному обращению.
Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить
излишние разрушения или чрезмерные страдания.
МГП, регулируя вооруженные конфликты, провозглашает основной принцип: государства
обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами!!!
*Это интересно! Выдержки из Конвенций (приложение 5)
Проверим себя Работа с высказываниями античных мыслителей:
«Война – зло; её ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных
людей и на войне существуют законы» (Плутарх)
«Когда гремит оружие, законы молчат» (Цицерон)
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Вопрос: Какое из высказываний более соответствует современным представлениям о войне и
законах? Почему?
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 22 стр.96 – 99
Литература § 22 стр. 192 – 200
Тема 21. Правовое регулирование отношений в сфере образования
Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его
нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его. Виктор Гюго (писатель)
Из Конституции Российской Федерации Статья 43
1.
Каждый имеет право на образование.
2.
Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на
предприятиях.
3.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в
государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают
получение детьми основного общего образования.
5.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные
стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
Термин
Определение
Духовная
сфера
общества
Сфера общественной жизни, включающая науку, образование, культуру,
религию,
главной
функцией
которой
является
производство
и
потребление духовных благ
Духовная
деятельность
Деятельность,
направленная
на
создание
идей,
образов,
научных,
художественных, нравственных ценностей
Образование
Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения
гражданином
(обучающимся)
установленных
государством
образовательных уровней
Закон об
образовании
Федеральный закон от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.), закрепляющий
права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяющий
основы
взаимоотношений
между
учебными
заведениями
и
их
учредителями
Право на
образование
Право на получение определенной суммы знаний в соответствии с
государственными
образовательными
стандартами,
закрепленное
Конституцией РФ (ст. 43)
Законодательство в сфере образования
Федеральные законы
(действующие на всей территории России)
Законы субъектов
(действующие на территории
республики, области, края)
1 уровень
2 уровень
«Закон
об
образовании»
-основа
государственной
политики
в области
образования
и
в
правовом
статусе
человека в этой области
Законы,
нормативные
акты
о
различных
образовательных
программах»
«Об
основах
системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних»
Закон
ХМАО
-
Югры
от
01.07.2013
N
68-оз
(ред.
от
19.11.2014) "Об образовании в
Ханты-Мансийском автономном
округе - Югре" (принят Думой
ХМАО - Югры 27.06.2013)
Проверим себя
1.Китайская пословица: Если вы заглядываете вперед на год, сажайте рис. Если вы заглядываете
вперед на десять лет, сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, обучите
человека». Какова роль образования в обществе согласно этой пословице?
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
2.Верны ли следующие суждения о самообразовании? А. Формой самообразования является
заочное обучение. Б. Самообразование способствует повышению индивидуального уровня
культуры. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Практикум Задания в печатной рабочей тетради § 23 стр.100 – 103
Литература § 23 стр. 200 – 205
ТЕМА 1
1. 3. 2. В. 3. Г
ТЕМА 2
1.
В. 2. В
ТЕМА 3
1)
А. 2; Б. 1; В. 3
2)
1. в, д, и, к
2.
а, б, г, ѓ, ж, з
ТЕМА 4
1)
б. 2) 3
ТЕМА 5
I 1.Органы местного самоуправления формируются через систему всеобщих выборов.
2.Центральным
органам
власти
трудно
решать
вопросы
местного
значения,
учитывать
потребности каждого муниципального образования.)
3.Например: ремонт дорог, освещение улиц, вывоз мусора и т. д.
ТЕМА 6
1.
Может ли рядовой гражданин влиять на политику? (да)
2.
В нашей стране политическое участие – право или обязанность граждан? (право)
3.
Можете ли вы принимать участие в политической жизни? (нет, с 18 лет)
4.
Каким образом граждане нашей страны могут участвовать в политической жизни?
(устраивать мирные собрания, митинги, демонстрации; имеют право избирать и быть
избранными; участвовать в референдуме)
ТЕМА 7
А) «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Всероссийская политическая партия
Председатель партии Премьер-министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев
Б) «Коммунистическая партия Российской Федерации», Политическая партия
Председатель ЦК КПРФ Зюганов Геннадий Андреевич
В) «Либерально-демократическая партия России», Политическая партия
Руководитель Высшего Совета Лебедев Игорь Владимирович, Лидер партии Жириновский
Владимир Вольфович.
Г) «ЯБЛОКО», Российская объединенная демократическая партия
Председатель партии Митрохин Сергей Сергеевич
Д) «ПАТРИОТЫ РОССИИ»,
Лидер (Председатель) партии Семигин Геннадий Юрьевич.
Г) «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА
ТЕМА 8
Продолжи предложение
1. Право выражено в нормативно-правовых АКТАХ. Правило, записанное в любом законе, и есть
ПРАВО.
2. Право принимается ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, уполномоченными лицами в
особом
порядке
в
процессе
правотворческой
деятельности.
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
3.
За
нарушение
права
всегда
наступает
ЮРИДИЧЕСКАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
4. Право регулирует только конкретные ПОСТУПКИ людей и не вмешивается в мир их чувств и
идей.
5. Право не ВЕЧНО. Оно создается ЛЮДЬМИ и может ими же быть изменено, но действует оно
ОДИНАКОВО для всех.
ТЕМА 9
2. Ситуация. Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было
заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры, не заплатив
за аренду.
Итак, субъектами, или участниками, данного правоотношения будут гражданин Иванов и
гражданин Петров. Объектом правоотношения, т. е. тем, из-за чего возник конфликт, будет
арендная плата. Содержанием же правоотношения будет юридическое право гражданина Иванова
на получение арендной платы и юридическая обязанность гражданина Петрова оплатить аренду
квартиры.
ТЕМА 11
Приложение 1. Памятка для несовершеннолетнего.
Полиция задерживает на улице подростка. Как ему следует вести себя, чтобы избежать ещё
больших неприятностей.
1. Ни в коем случае нельзя сопротивляться (грубить, угрожать и т.д.) сотруднику полиции.
2. Необходимо запомнить фамилию и звание сотрудника.
3. Важно сразу заявить о том, что задержанный является несовершеннолетним.
4. После того как несовершеннолетнего доставили в отделение полиции, он вправе потребовать,
чтобы об этом сообщили родителям.
5. Никто не имеет права проводить допрос несовершеннолетнего в отсутствие педагога или
родителей.
Тест: 1в, 2а, 3г, 4а, 5б
ТЕМА 13
1) В; 2) В; 3) А
ТЕМА 14
Имущественные отношения
Личные неимущественные отношения
2,6,8
4,7,9
ТЕМА 15
Приложение 2.1.
Условиями эмансипации являются:
1.
Достижение 16-летнего возраста.
2.
Осуществление трудовой деятельности:
работа по трудовому договору/контракту;
занятие предпринимательской деятельностью с согласия родителей.
При этом существует два гос. органа, которые принимают решение об эмансипации:
1.
Орган опеки и попечительства – если есть согласие родителей.
2.
Суд – если согласия родителей нет.
Приложение 2.2. Особенности регулирования труда несовершеннолетних работников
Закон запрещает применять труд подростков до 18 лет:
на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и
погрузочно-разгрузочных работах.
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
на работах в ночных клубах и кабаре, организациях игорного бизнеса, работ по торговле
спиртными напитками и табачными изделиями и т. д., выполнение которых может причинить
вред их здоровью и нравственному развитию.
Все лица моложе 18 лет могут быть приняты на работу лишь после предварительного
обязательного
медицинского
осмотра.
Кроме
того,
они
должны
ежегодно
проходить
обязательный медицинский осмотр. Если же несовершеннолетний работник не прошел
обязательный медицинский осмотр без уважительных причин, то работодатель обязан отстранить
его от работы.
Кроме сокращения продолжительности рабочего времени трудовое законодательство
запрещает направлять работников моложе 18 лет в служебные командировки, допускать к работе
по совместительству, к работам в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), в выходные и
праздничные дни.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется
продолжительность 31 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может
быть предоставлен несовершеннолетнему работнику до истечения шести месяцев непрерывной
работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.
Трудовое законодательство запрещает при заключении трудового договора устанавливать
условие об испытании.
Несовершеннолетние работники несут полную материальную ответственность лишь за
умышленное
причинение
ущерба,
за
ущерб,
причиненный
в
состоянии
алкогольного,
наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате
совершения преступления или административного проступка.
Действующее трудовое законодательство предоставляет молодым людям возможность успешно
сочетать работу с обучением, обязывает работодателя создавать для этого необходимые условия,
устанавливает определенные гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с
обучением.
ТЕМА 16
Приложение 3
Права и обязанности детей:
Жить и воспитываться в семье
На общение с родителями и другими родственниками
На защиту
Выражать своё мнение
На имя, отчество, фамилию
Имущественные права
Oбязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях
Права и обязанности родителей:
Несут ответственность за воспитание и развитие своих детей
Обеспечить получение детьми основного общего образования
Защита прав и интересов детей
Право на общение с ребёнком
Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей решаются родителями по их взаимному
согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей. Родительские права прекращаются
по достижении детьми 18 лет или при вступлении в брак.
Если родители уклонялись от
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
содержания и воспитания своих детей, дети освобождаются от выполнения указанной
обязанности.
ТЕМА 18
Приложение 4
Проблемные ситуации
1.
Сидоров 16 лет, решил покататься на скутере, проезжая мимо школы, он сбил, внезапно,
выбежавшего на дорогу мальчика, последний ударился головой об асфальт и скончался.
2.
Братья Кошкины (12, 14 лет) жили в неблагополучной семье, постоянно недоедая, они решили
залезть в ближайший магазин, украсть продуктов и поесть. Продумав операцию, они
приступили к ее исполнению, были пойманы на месте преступления.
Задача 1.
Ночью несовершеннолетние Сурков и Погодин проникли во двор дома, где стояла автомашина,
принадлежащая Кондратенко. Услышав подозрительные звуки, Кондратенко произвел два
выстрела из охотничьего ружья в сторону Погодина и приказал поднять ему руки. Выполнив его
просьбу, перепуганный Погодин просил не стрелять. Однако, Кондратенко произвел еще два
выстрела в сторону Погодина, ранив его, причинив тяжкий вред его здоровью. Как поступит суд в
отношение Кондратенко, ведь он заявил, что действовал в пределах необходимой самообороны.?
Задача 2.
Участковый Панков требовал, чтобы подозреваемый в краже Левченко открыл дверь. Но Левченко
забаррикадировался в квартире, взяв в заложники свою жену. Тогда участковый Панков, услышав
шорох за дверью, выбил ее плечом. Дверь упала на подозреваемого Левченко, причинив ему
средний вред здоровью. Будет ли участковый нести материальную и уголовную ответственность?
Задача 3.
Гражданин Петров разобрал бревенчатый сарай соседа. Из бревен сделал плот и помог
переправить детей из пострадавшего от половодья района. Будет ли Петров нести материальную и
уголовную ответственность?
Задача 4.
Кассир Мамонтова под воздействием шантажа, выдала из кассы своей организации 400 000 рублей
в обмен на свободу и жизнь своего 5- летнего сына. Подлежит ли Мамонтова уголовной
ответственности?
Задача 5.
Несовершеннолетние Колосов и Ведеркин группой лиц по предварительному сговору
совершили кражу колбасы стоимостью 40 руб. из холодильника Никонова, их соседа по
коммунальной квартире. Совершили ли Колосов и Ведеркин преступление?
Ответ: В соответствии со ст. 158 УК РФ Кража – это одна из форм хищения.
Предметом хищения является чужое, т.е. не находящееся в собственности или законном владении
виновного, имущество. Под предметом хищения понимается не любой объект права
собственности, а лишь такой, который обладает:
1) вещным признаком, т.е. имеет определенную физическую форму;
2) экономическим признаком, т.е. обладает объективной экономической ценностью;
3) юридическим признаком, т.е. является для виновного чужим.
Имущество во всех случаях является чужим для виновного, который явно не имеет на него
никаких прав
ТЕМА 20
Приложение 5
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
Выдержки из статей Женевских конвенций от 12 августа 1949 года.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах
соблюдать и заставлять соблюдать настоящую конвенцию.
Статья 3
В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего
на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте
сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения:
1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц
из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать
участие в военных действиях вследствие болезни, ранения или по любой другой причине,
должны
при
всех
обстоятельствах
пользоваться,
гуманным
обращением
без
всякой
дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или
имущественного положения или любых других аналогичных критериев.
С этой целью запрещаются, и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия
в отношении вышеуказанных лиц:
а)
посягательство
на
жизнь
и
физическую
неприкосновенность,
в
частности,
всякие
виды
убийства,
увечья,
жестокое
обращение,
пытки
и
истязания;
б) взятие заложников;
с) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее
обращение.
2.
Раненых
и
больных
будут
подбирать,
и
им
будет
оказана
помощь.
Беспристрастная гуманитарная организация, такая как Международный Комитет
Красного
Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.
Глава II РАНЕНЫЕ И БОЛЬНЫЕ
Статья 12
Личный состав вооруженных сил и прочие лица, указанные в следующей статье, в случае
их ранения или болезни, должны пользоваться покровительством и защитой при всех
обстоятельствах.
Стороны, находящиеся в конфликте, во власти которой они окажутся, обеспечат им гуманное
обращение и уход, без какой-либо дискриминации по таким причинам, как пол, раса,
национальность, религия, политическое убеждение или другие аналогичные критерии.
Вопросы:
1.
О чём договариваются страны, подписавшие данные конвенции?
2.
Каким должно быть отношение к раненым и больным военнослужащим действующих
армий?
3.
Какие права имеют раненые и больные военнослужащие?
Выдержки из статей Женевских конвенций от 12 августа 1949 года.
Раздел II
Постановления общего характера о защите военнопленных.
Статья 11
Раненые и больные воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника, будут считаться
военнопленными, и к ним будут применяться нормы международного права,
касающиеся
военнопленных.
Статья 12
Военнопленные находятся во власти неприятельской Державы, но не отдельных лиц или
воинских частей, взявших их в плен. Независимо от ответственности, которая может пасть на
отдельных лиц, держащая в плену Держава, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их
в плен. Независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену
Держава несет ответственность за обращение с военнопленными.
Статья 13
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или
бездействие со стороны держащей в плену Державы, приводящие к смерти военнопленного,
находящегося в ее власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу,
запрещаются и будут рассматриваться как серьезные нарушения настоящей конвенции.
Статья 14
При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести.
Военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они
пользовались во время захвата в плен.
Статья 15
Держащая
в
плену
Держава
обязана
бесплатно
обеспечить
содержание
военнопленных и также врачебную помощь, которую потребует состояние их здоровья.
Вопросы:
1.
Кто может считаться военнопленными?
2.
Как следует обращаться с военнопленными? Кто несёт за это ответственность?
3.
Какие права имеют военнопленные?
Выдержки из статей Женевских конвенций от 12 августа 1949 года.
РАЗДЕЛ III.
ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ НЕКОТОРЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ
Статья 13
Участники вооружённых конфликтов должны делать различие между гражданским населением и
военным. Гражданские лица и гражданские объекты не должны быть объектом нападения.
Недопустимы бомбардировки и обстрелы жилых кварталов.
Статья 14
Еще в мирное время Договаривающиеся Стороны, а после начала военных действий стороны,
находящиеся в конфликте, могут создавать на своей собственной территории, а в случае
необходимости, на оккупированных территориях, санитарные и безопасные зоны и местности,
организованные таким образом, чтобы оградить от действий войны раненых и больных,
инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до
7-летнего возраста.
Статья 16
Раненные и больные, а также инвалиды и беременные женщины будут пользоваться особым
покровительством и защитой.
Статья 20
Участники вооружённых конфликтов должны соразмерять возможный ущерб гражданскому
населению с ожидаемым военным результатом.
Статья 24
Находящиеся в конфликте стороны будут принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет,
осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены сами
себе и чтобы при всех обстоятельствах их содержания, выполнение обязанностей, связанных с их
религией, и их воспитание. Их воспитание, если это возможно, будет поручено людям тех же
культурных традиций.
Выдержки из Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям.
Часть II. Гуманное обращение
Статья 4
Детям, не достигшим 15-летнего возраста, обеспечивается необходимая забота и помощь.
Статья 5
Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не подлежат вербовке в вооружённые силы.
Статья 6
В целях защиты от последствий вооружённых конфликтов, дети, не достигшие 15-летнего
возраста, должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны.
Вопросы:
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса
1.
Что требуется от участников вооружённых конфликтов по отношению к мирным жителям?
2.
Как должны поступать военные если их действия могут повлечь за собой жертвы среди
гражданских лиц?
3.
Каким должно быть отношение к детям, не достигшим 15-летнего возраста?
ТЕМА 21
2.Б
Объясните аббревиатуру сокращений: ЗАГС, УК РФ, ГК РФ, ООН, ВТО, ЕЭС. (ЗАГС — запись
актов гражданского состояния, УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации, ГК РФ -
Гражданский кодекс Российской Федерации, ООН-Организация Объединенных Наций, ВТО -
Всемирная торговая организация, ЕЭС - Европейское экономическое сообщество
Методические учебные материалы для самостоятельного обучения по обществознанию для 9 класса