Автор: Собченко Татьяна Викторовна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ города Иркутска детский сад № 178
Населённый пункт: Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе .
«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но
полное описание счастливого состояния в этом мире».
Джон Локк
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных
проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка –
вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных
учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это
основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно
связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные
возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры,
навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного
образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с
учётом возрастных и психологических возможностей детей - дошкольников.
Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка
к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки,
воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально
подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек спокойно
относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников,
его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала
востребованность
педагогами
детского
сада
здоровьесберегающих
образовательных
технологий.
Применение
в
работе
ДОУ
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
повышает
результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у
педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение
и
укрепление
здоровья
воспитанников.
Опираясь
на
статистический
мониторинг
здоровья
детей,
вносятся
необходимые
поправки
в
интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный
подход к каждому ребенку; формируются положительные мотивации у
педагогов
ДОУ
и
родителей.Используемые
в
комплексе
здоровьесберегающие технологии формируют у детей стойкую мотивацию
на здоровый образ жизни.Только здоровый ребенок с удовольствием
включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен,
открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного
развития
всех
сфер
личности,
всех
ее
свойств
и
качеств.
Здоровьесберегающая деятельность в детском саду может осуществлятся в
следующих формах:
1. Медико-профилактическая технология.
2. Физкультурно-оздоровительная технология.
3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
4. Технологии валеологического просвещения родителей.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и
бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о
важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах
его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем,
дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил
безопасного
поведения
и
разумных
действий
в
непредвиденных
ситуациях.Во группах предполологается иметь дорожки для профилактики
плоскостопия, уголки здоровья, необходимый материал для педагогов и
родителей
по
физическому
развитию
детей
дошкольного
возраста.Продумываются и реализуются разнообразные формы и методы
оздоровления
воспитанников,
осуществляется
оздоровительно-
профилактическая работа (полоскания горла, умывание и обливание рук до
локтя прохладной водой босохождение, точечный массаж, самомассаж, С-
витаминизация,
физические
упражнения
после
сна,
максимальное
пребывание детей на свежем воздухе и т.п.).
В
учреждении
создается
здоровьесберегающая
инфраструктура:
физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для
реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок,
позволяющий детям реализовывать потребность в движении.На игровых
участках и спортивной площадке имеется необходимое оборудование, так
как одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной
жизни является прогулка.
Оздоровительная работа проводится и в летний период и представляет
собой
комплекс
мероприятий,
направленных
на
восстановление
функционального состояния детского организма.Центральное место в этом
комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное
пребывание
детей
на
открытом
воздухе,
соответствующую
возрасту
продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная
с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической
культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.
Таким
образом,
здоровьесберегающие
технологии
можно
рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как
совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без
ущерба для их здоровья.
Использованная литература:
Шебеко, В. Физическая культура дошкольника / В. Шебеко // Дошкольное
воспитание.-2009.-№5.-С.18-22.
Шебеко, В. Формирование личности дошкольника средствами
физической культуры / В. Шебеко // Дошкольное воспитание.-2009.-№3.-
С.21-27.
Леви-Гориневская, Е.Г. Особенности детского организма и физическое
воспитание дошкольника / Е.Г. Леви-Гориневская // Дошкольное
воспитание.-2009.- №2.-С.
Степаненкова, Э. Н.А. Метлов и физическое воспитание дошкольников /
Э. Степаненкова // Дошкольное воспитание.-2008.-№9.-С.33-35.
Стародубцева, И. Физическое воспитание: инновационные технологии /
И. Стародубцева // Дошкольное воспитание.-2008.№6.-С.41-43.