Напоминание

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию


Авторы: Иванова Надежда Михайловна, Казарян Виктория Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №25
Населённый пункт: г. Иркутска
Наименование материала: статья
Тема: Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование метода наглядного моделирования при

формировании связной речи.

Что такое связная речь?

2 слайд Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо,

последовательно, без отвлечения на лишние детали.

Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены

интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно

формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы

собеседника.

В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно,

эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без

отвлечения на детали.

3 слайд На сегодняшний день, у детей с нарушением речи, отмечаются

следующие недостатки сформированности связной речи:

связные высказывания короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает

содержание знакомого текста;

состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между

собой;

уровень информативности высказывания очень низкий.

Для повышения уровня сформированности связной речи необходимо

обучать ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей.

4 слайд

Одним из наиболее эффективных способов планирования

связного высказывания служит метод наглядного моделирования

Наглядное моделирование -это воспроизведение существенных свойств

изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Наглядная

модель

высказывания

выступает

в

роли

плана,

обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе

над всеми видами связного монологического высказывания:

пересказ;

составление рассказов по картине и серии картин;

описательный рассказ;

творческий рассказ.

5 слайд

Использование приема наглядного моделирования дает

возможность:

самостоятельного анализа ситуации или объекта;

развития замыслов-идей будущего продукта.

Основными средствами развития связной речи являются:

сказки;

дидактические игры;

театрализованные игры.

6 слайд

В качестве условных элементов модели могут выступать

символы разнообразного характера:

геометрические фигуры;

символические изображения предметов (условные обозначения,

силуэты, контуры, пиктограммы);

планы и условные обозначения, используемые в них;

Карточки Проппа.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь,

обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что

способствует успешному обучению в школе.

Карты

Проппа

позволяют

стимулировать

развитие

внимания,

восприятия, фантазии,

творческого воображения, активизируют связную

речь

7 слайд Остановимся на истории их создания. Владимир Яковлевич

Пропп был известным филологом, фольклористом. Он занимался изучением

русских народных сказок. Тщательно изучив и проанализировав сказки

народов мира, В.Я. Пропп выделил 31 постоянную функцию сказок

(Д.Родари в последствии сократил их количество до 20). При помощи карт

ребенок может легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ,

а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

8 слайд Последовательность карточек может варьироваться и не в

каждой сказке они могут содержаться в полном объеме. Д.Родари отмечал,

что преимущество карт очевидно, т.к каждая карта- целый срез сказочного

мира; каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребенка. Карты

Проппа, как конструктор, из деталей которого можно сложить сказку.

Сказочных ситуаций или функций 20:

1.

Запрет

2.

Нарушение запрета

3.

Вредительство

4.

Отъезд героя

5.

Задача

6.

Встреча с дарителем

7.

Волшебные дары или волшебное средство

8.

Появление героя

9.

Вредитель или антигерой

10.

Борьба

11.

Победа

12.

Возвращение домой

13.

Прибытие домой

14.

Ложный герой

15.

Трудные испытания

16.

Ликвидация беды

17.

Узнавание героя

18.

Изобличение ложного героя

19.

Наказание ложного героя

20.

Свадьба или счастливый конец.

Работа с карточками Проппа проходит в 5 этапов:

9

слайд.

1

этап.

Знакомство

детей

со сказкой,

как

жанром

литературного произведения.

Объясняем общую структуру сказки:

- присказка, зачин (приглашение в сказку);

- повествование;

-

концовка

сказки

(возвращение

слушателя

в

реальную

действительность).

10 слайд 2 этап. Проведение «подготовительных игр».

«Чудеса в решете»-выявление

различных чудес: как и с

помощью чего осуществляется превращение, волшебство.

«Волшебные

слова»

или

сказочные

приговоры,

несущие

основную смысловую нагрузку.

«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем

волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и

освоение функций карт. и т.д. (слайд)

11 слайд 3 этап. Чтение сказки (сопровождается выкладыванием карт

Проппа). Сказка «Кот, петух и лиса»

12 слайд 4 этап. Пересказ сказки (с опорой на карты Проппа).

Рассмотрим на примере сказки «Гуси-лебеди»

(Запрет, нарушение запрета, вредительство, отъезд героя, задача,

волшебные дары, сверхъестественные свойства антигероя, борьба, победа,

возвращение домой, наказание ложного героя, счастливый конец.)

13 слайд 5 этап. Сочинение собственной сказки.

На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем

сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может

изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет,

наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются

5-8 карт.

Давайте попробуем сочинить свою сказку!

14 слайд Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и

стимулируют развитие диалога. Ребенок может выступать в качестве

презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно

ролевую игру «Репортер», когда несколько детей презентуют свои сказки.

В конце концов, дети приходят к сочинению своей неповторимой

волшебной сказки.

15 слайд Таким образом можно прийти к тому, что ребенок полюбит

язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со

словами, станет сочинять великолепные сказки. В заключение небольшой

совет. При работе с детьми лучше использовать диктофон, так как сказки

собственного сочинения могут быть неожиданными и захватывающими.



В раздел образования