Автор: Диникеева Зухра Альбертовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РБ БХК им. Р. Нуреева
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: «Сравнительный анализ и закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности в изучаемых произведениях»
Раздел: среднее профессиональное
Тема урока: «Сравнительный анализ и закрепление знаний о средствах
музыкальной выразительности в изучаемых произведениях».
У.- Здравствуй, Дана, наш урок мы начнем с ритмической разминки. Выбери
из представленных ритмических примеров те, которые соответствуют
размеру 3\4.
У.- Прохлопай этот ритмический рисунок.
У.- А теперь посмотрим? как подобный ритмический рисунок может звучать
в музыкальном примере. Это пример- «Осень».
У.- Дана, сделай, пожалуйста анализ данного примера.
Д.- Музыкальный пример написан в ключах Соль и Фа. При ключе знаков
нет. Тоника До. Значит тональность - До Мажор. Размер 3\4. Набор
длительностей: четвертные и половинные.
У.- Хорошо. Теперь, прохлопай ритмический рисунок мелодии.
Д.-(Ученик озвучивает музыкальный пример).
У.- Хорошо. В какой руке звучит мелодия?
Д.-Мелодия в правой руке.
У.- Да, правильно. При исполнении особое внимание удели аппликатуре.
(Если есть ошибки, необходимо исправление и закрепление исправленного
материала).
У.- Хорошо. Далее разберем партию левой руки.
Д.- В левой руке аккорды. (исполнение)
У.- Молодец. Далее попробуем соединить партию правой и левой рук.
Обязательно считай.
У. - Хорошо, Дана. Как ты считаешь, звуки этого музыкального примера
рисуют нам картину ранней или поздней осени?
Д.- Думаю, ранняя, теплая и солнечная. Мелодия плавная. Лад – мажор. Я
думаю, что если бы осень была поздняя, то в мелодии мы бы услышали
капли дождя и была бы минорная тональность. Характер произведения был
бы более хмурым.
У.- Правильно, Дана. Но у следующего нашего произведения нет
иллюстративного названия. Это Вариации на тему Н. Паганини в обработке
Н. Выгодского.
Тема из какого произведения Н. Паганини использовалась в этих вариациях?
Д.- Это каприс №24 ля-минор.
У.- Верно. Домашним заданием было прослушать каприс №24 и нарисовать
картину, созвучную этому произведению.
У. Интересно. Что помогло тебе изобразить музыку в красках?
Д. – Средства музыкальной выразительности. Мелодия, ритм, темп, лад.
У. - Я вижу, что палитра твоих рисунков меняется. С чем это связано?
Д.- В произведении меняется мелодия. Где - то она становится более
взволнованной, тревожной, а где-то – спокойной. Неизменным остается
сложный ритм, разнообразная динамика. Темп – быстрый. И это
произведение в самом деле звучит как «виртуозный изыск».
У. Созвучна ли твоя картина с произведение, которое исполняешь ты?
Вариациями на тему Паганини в обработке Н. Выгодского?
Д. Да
У. Хорошо. Сейчас исполни свое произведение, но обязательно выполняй все
авторские указания, касаемые динамики и звуковедения.
(Исполнение)
У. Хорошо. Обрати внимание, в каждой вариации есть кульминация. Куда
она приходится: на начало, середину или конец вариации?
Д. В каждой вариации кульминация в конце.
У.- Да, это частные кульминации. Есть ли кульминация всего произведения?
Д.- Да. Это последняя вариация и ее окончание.
У. - Правильно. Исполни данную вариацию ярче, увереннее. (Исполнение)
У. – Дана, какие чувства вызывает у тебя музыка этого произведения?
Д. – С начала это чувства нерешимости и волнения, но в итоге чувство –
радости.
У. – Интересно, Дана. То есть каждая вариация – это преодоление
препятствий. Как бы маленькая победа? А окончательная победа – это финал,
главная кульминация.
У. – Хорошо. Сейчас заключительное исполнения, прошу тебя при помощи
звуков донести до слушателя те образы, которые ты видишь и те чувства,
которые испытываешь.
У. - Дана, ты еще знакома с балетом С.В. Рахманинова «Паганини». В основу
музыки данного балета была взята тема Каприса ля-минор.
Мы с тобой посмотрим фрагмент данного балета и попробуем ответить на
вопрос: - Помогают ли средства музыкальной выразительности
почувствовать танцору характер движений и выразить их в танце?
(видеофрагмент)
Д. Думаю, да. Артист точно следует за развитием музыки отмечая его в
движении.
У. Хорошо. Дома ярче все динамические оттенки и кульминации в каждой
вариации.
Следующее наше произведение «Рыбачок». Скажи, пожалуйста, Дана, как
при помощи средств музыкальной выразительности композитор передает нам
характер этого мальчика?
Д. Мелодия плавная. Ритм мелодии сложный. Динамика – разнообразная.
Регистр – средний. Лад- мажорный. Возможно, это говорит о том, что герой
еще совсем маленький, у него хорошее настроение, а сложный ритм, я
думаю, показывает, что он любит похулиганить.
У.- Интересно, молодец. Исполним этот ансамбль в том характере, который
ты описала. (Исполнение)
У.- Дана, обрати внимание, мелодия переходить во вторую партию. Как ты
думаешь, что изображает музыка?
Д.-Я думаю, возможно, появился второй герой: взрослый человек, а может
быть это образ большой гигантской рыбы.
У.- Хорошо. Сейчас, повторно исполнив, я постараюсь изобразить большого
сома. Мои звуки будут более глубокими и немного приглушенными. Твоя
задача послушать мою партию, немного убрав на второй план свою.
(Исполнение).
У. – Отлично, Дана. Домашнее задание: в ансамбле ярче исполнять тему в
первом музыкальном предложении, во втором предложении слушать тему
второй партии.
Подводя итог нашего урока, мы можем с тобой сказать, что композитор при
помощи средств музыкальной выразительности не только рисует образы и
картины окружающего мира, но и создает характеры, показывает настроение.
Задача музыканта – качественный анализ музыкального текста, средств
музыкальной выразительности. И тогда, сильно почувствовав сам, он
заставит чувствовать других. Этими словами Николо Паганини мы и
закончим наш урок.