Напоминание

«Сравнительный анализ и закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности в изучаемых произведениях»


Автор: Диникеева Зухра Альбертовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РБ БХК им. Р. Нуреева
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: «Сравнительный анализ и закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности в изучаемых произведениях»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема урока: «Сравнительный анализ и закрепление знаний о средствах

музыкальной выразительности в изучаемых произведениях».

У.- Здравствуй, Дана, наш урок мы начнем с ритмической разминки. Выбери

из представленных ритмических примеров те, которые соответствуют

размеру 3\4.

У.- Прохлопай этот ритмический рисунок.

У.- А теперь посмотрим? как подобный ритмический рисунок может звучать

в музыкальном примере. Это пример- «Осень».

У.- Дана, сделай, пожалуйста анализ данного примера.

Д.- Музыкальный пример написан в ключах Соль и Фа. При ключе знаков

нет. Тоника До. Значит тональность - До Мажор. Размер 3\4. Набор

длительностей: четвертные и половинные.

У.- Хорошо. Теперь, прохлопай ритмический рисунок мелодии.

Д.-(Ученик озвучивает музыкальный пример).

У.- Хорошо. В какой руке звучит мелодия?

Д.-Мелодия в правой руке.

У.- Да, правильно. При исполнении особое внимание удели аппликатуре.

(Если есть ошибки, необходимо исправление и закрепление исправленного

материала).

У.- Хорошо. Далее разберем партию левой руки.

Д.- В левой руке аккорды. (исполнение)

У.- Молодец. Далее попробуем соединить партию правой и левой рук.

Обязательно считай.

У. - Хорошо, Дана. Как ты считаешь, звуки этого музыкального примера

рисуют нам картину ранней или поздней осени?

Д.- Думаю, ранняя, теплая и солнечная. Мелодия плавная. Лад – мажор. Я

думаю, что если бы осень была поздняя, то в мелодии мы бы услышали

капли дождя и была бы минорная тональность. Характер произведения был

бы более хмурым.

У.- Правильно, Дана. Но у следующего нашего произведения нет

иллюстративного названия. Это Вариации на тему Н. Паганини в обработке

Н. Выгодского.

Тема из какого произведения Н. Паганини использовалась в этих вариациях?

Д.- Это каприс №24 ля-минор.

У.- Верно. Домашним заданием было прослушать каприс №24 и нарисовать

картину, созвучную этому произведению.

У. Интересно. Что помогло тебе изобразить музыку в красках?

Д. – Средства музыкальной выразительности. Мелодия, ритм, темп, лад.

У. - Я вижу, что палитра твоих рисунков меняется. С чем это связано?

Д.- В произведении меняется мелодия. Где - то она становится более

взволнованной, тревожной, а где-то – спокойной. Неизменным остается

сложный ритм, разнообразная динамика. Темп – быстрый. И это

произведение в самом деле звучит как «виртуозный изыск».

У. Созвучна ли твоя картина с произведение, которое исполняешь ты?

Вариациями на тему Паганини в обработке Н. Выгодского?

Д. Да

У. Хорошо. Сейчас исполни свое произведение, но обязательно выполняй все

авторские указания, касаемые динамики и звуковедения.

(Исполнение)

У. Хорошо. Обрати внимание, в каждой вариации есть кульминация. Куда

она приходится: на начало, середину или конец вариации?

Д. В каждой вариации кульминация в конце.

У.- Да, это частные кульминации. Есть ли кульминация всего произведения?

Д.- Да. Это последняя вариация и ее окончание.

У. - Правильно. Исполни данную вариацию ярче, увереннее. (Исполнение)

У. – Дана, какие чувства вызывает у тебя музыка этого произведения?

Д. – С начала это чувства нерешимости и волнения, но в итоге чувство –

радости.

У. – Интересно, Дана. То есть каждая вариация – это преодоление

препятствий. Как бы маленькая победа? А окончательная победа – это финал,

главная кульминация.

У. – Хорошо. Сейчас заключительное исполнения, прошу тебя при помощи

звуков донести до слушателя те образы, которые ты видишь и те чувства,

которые испытываешь.

У. - Дана, ты еще знакома с балетом С.В. Рахманинова «Паганини». В основу

музыки данного балета была взята тема Каприса ля-минор.

Мы с тобой посмотрим фрагмент данного балета и попробуем ответить на

вопрос: - Помогают ли средства музыкальной выразительности

почувствовать танцору характер движений и выразить их в танце?

(видеофрагмент)

Д. Думаю, да. Артист точно следует за развитием музыки отмечая его в

движении.

У. Хорошо. Дома ярче все динамические оттенки и кульминации в каждой

вариации.

Следующее наше произведение «Рыбачок». Скажи, пожалуйста, Дана, как

при помощи средств музыкальной выразительности композитор передает нам

характер этого мальчика?

Д. Мелодия плавная. Ритм мелодии сложный. Динамика – разнообразная.

Регистр – средний. Лад- мажорный. Возможно, это говорит о том, что герой

еще совсем маленький, у него хорошее настроение, а сложный ритм, я

думаю, показывает, что он любит похулиганить.

У.- Интересно, молодец. Исполним этот ансамбль в том характере, который

ты описала. (Исполнение)

У.- Дана, обрати внимание, мелодия переходить во вторую партию. Как ты

думаешь, что изображает музыка?

Д.-Я думаю, возможно, появился второй герой: взрослый человек, а может

быть это образ большой гигантской рыбы.

У.- Хорошо. Сейчас, повторно исполнив, я постараюсь изобразить большого

сома. Мои звуки будут более глубокими и немного приглушенными. Твоя

задача послушать мою партию, немного убрав на второй план свою.

(Исполнение).

У. – Отлично, Дана. Домашнее задание: в ансамбле ярче исполнять тему в

первом музыкальном предложении, во втором предложении слушать тему

второй партии.

Подводя итог нашего урока, мы можем с тобой сказать, что композитор при

помощи средств музыкальной выразительности не только рисует образы и

картины окружающего мира, но и создает характеры, показывает настроение.

Задача музыканта – качественный анализ музыкального текста, средств

музыкальной выразительности. И тогда, сильно почувствовав сам, он

заставит чувствовать других. Этими словами Николо Паганини мы и

закончим наш урок.



В раздел образования