Автор: Домнина Елена Викторовна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района Ростовской области
Населённый пункт: ст. Багаевская
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Планирование воспитательной работы в спортивной школе
Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации
Тема:
«Планирование воспитательной работы в спортивной школе»
Подготовил:
инструктор-методист
МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района
Ростовской области
Домнина Е.В.
План воспитательной работы разрабатывается и утверждается ежегодно, и
является
отдельным
нормативно-правовым
документом
Учреждения
который содержит:
ЦЕЛЬ: совершенствование воспитательной деятельности,
способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности,
способной к творчеству и самоопределению, расширению знаний в области
физической культуры и спорта, адаптации в обществе.
ЗАДАЧИ:
1.
Формировать гражданское самосознание, ответственность за судьбу
Родины, потребность в здоровом образе жизни, активной жизненной
позиции;
2.
Развивать коммуникативную компетентность, способность к
эффективному межличностному взаимодействию, совместной работе в
коллективе и группе;
3.
Расширять гуманистическое отношение к окружающему миру,
приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение,
присвоение этих ценностей;
4.
Формировать направленность на сотрудничество с людьми, оказание
помощи и поддержки окружающим, ответственности за общее дело и
работу в коллективе.
5. Координировать деятельность и взаимодействие всех звеньев
системы образования;
6. Совершенствовать коммуникативные умения педагогов, навыки работать
в системе «тренер-преподаватель – обучающийся – родитель».
7. Повышать уровень профессиональной культуры и педагогического
мастерства
педагогов
для
сохранения
стабильно
положительных
результатов в обучении и воспитании обучающихся;
Воспитание
– деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе, окружающей среде.
Воспитательная работа
– обязательный аспект деятельности
современного образовательного учреждения. Сущность воспитательной
работы в ДЮСШ состоит в создании условий для полноценного развития
личности
обучающихся
путем
обогащения
воспитательной
среды
целенаправленно организуемыми событиями.
Данный план к программе показывает систему работы с детьми в
спортивной школе по следующим разделам:
1.
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.
2.
Цели и задачи воспитания.
3.
Виды, формы и содержание деятельности.
4.
Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Виды, формы и содержание деятельности воспитательной работы
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
4.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть обучающихся и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно
педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в
школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых
для детей, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и
взрослых,
способствуют
интенсификации
их
общения,
ставят
их
в
ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел
в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания,
сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
4.2. Модуль «Учебно-тренировочное занятие»
Реализация
тренерами-преподавателями
воспитательного
потенциала
занятия
предполагает
следующее:
Установление
доверительных
отношений
между
тренером-преподавателем
и
его
обучающимися,
способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб
педагога,
привлечению
их
внимания
к
обсуждаемой
на
занятии
информации, активизации их познавательной деятельности. Побуждение
детей соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (преподавателями) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
4.3. Модуль «Физическая культура и спорт»
Воспитательная деятельность осуществляется преимущественно через:
Первую составляющую: ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ
вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах;
формирование
целенаправленной
деятельности
по
здоровьесбережению, через повышение уровня двигательной активности
детей;
осуществление деятельность по освоению знаний о физической
культуре, развитию основных физических качеств и способностей,
обогащению двигательного опыта физическими упражнениями с обще
развивающей и корригирующей направленностью;
приобретение
навыков
в
физкультурно-оздоровительной
и
спортивно-оздоровительной деятельности.
Вторую составляющую: СПОРТ
воспитание, направленное на физическое развитие детей, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
направление на раскрытие творческого, умственного и физического
потенциала детей, развитие у них навыков конструктивного общения,
умений работать в команде, спортивной группе, коллективе.
направление на развитие творческих способностей детей, воспитание у
них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
создание в спортивных группах традиций, задающих их определенные
социально значимые формы поведения;
поддержку в спортивных группах
с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
4.4. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по
направлению
«профориентация»
включает
в
себя
профессиональное
просвещение детей; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая
профориентационно
значимые
проблемные
ситуации,
формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное
самоопределение,
позитивный
взгляд
на
труд
в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
4.5. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ребенка, способствует
формированию
у
него
чувства
вкуса
и
стиля,
создает
атмосферу
психологического
комфорта,
поднимает
настроение,
предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой школы как: стенды,
фотоотчеты, встречи с интересными людьми. Популяризация Российской
символики (герб, флаг, гимн), школьной символики (эмблема, логотип,
экипировка спортивной формы), используемой во время праздников,
торжественных
церемоний,
ключевых
общешкольных
дел
и
иных
происходящих в жизни школы знаковых событий;
4.6. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями
обучающимися осуществляется для более эффективного достижения цели
воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы
в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями
школьников
осуществляется
в
рамках
следующих
видов
и
форм
деятельности:
На групповом уровне:
Общешкольный родительский комитет и попечительский совет школы,
родительские собрания в группах, родительские дни, во время которых
родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для
получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе,
общешкольные
родительские
собрания,
происходящие
в
режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания детей.
Социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов.
На индивидуальном уровне:
работа
специалистов
по
запросу
родителей
для
решения
острых
конфликтных ситуаций, помощь со стороны родителей в подготовке и
проведении общешкольных
и
внутригрупповых
мероприятий
воспитательной
направленности,
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей