Автор: Шмитова Екатерина Юрьевна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 117
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: план-конспект
Тема: Беседа «Этикет, вежливость, тактичность»
Раздел: начальное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №117
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Беседа
« Этикет, вежливость, тактичность».
Составитель:
Шмитова Екатерина Юрьевна,
воспитатель группы продленного дня.
Санкт-Петербург
2021
Цель: повторение понятий «культура», «вежливость», «этикет»,
закрепление правил общения, знакомство с понятием «тактичность».
Ученик:
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя мы совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали.
Ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнце прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Владимир Солоухин
Учитель :
Мы поздоровались, то есть пожелали друг другу здоровья, и «на
капельку радостней сделалась жизнь». А зависит ли эта радость от того, как
мы поздоровались? Еще как зависит. Можно буркнуть себе под нос :
«Здрасьте.»- не называя имени, не глядя в лицо. Можно сказать:
«Здравствуйте, Николай Николаевич !»-глядя в глаза, а если при этом
улыбнуться, тогда жизнь сделается радостней не на одну капельку.
Для того чтобы в нашей жизни было меньше ссор, споров
разногласий люди уже очень давно стали придумывать правила поведения в
обществе.
На уроках физкультуре вы тренируете мышцы по особым правилам
спорта; в математике изучаем правила решения примеров и задач; в русском
языке – свои правила. И все эти правила учат вас быть здоровыми,
сообразительными, грамотными.
Для того чтобы быть воспитанными, культурными людьми, тоже
нужно изучать определенные правила. Вот сегодня мы поговорим о правилах
поведения, которые можно назвать одним словом-этикет. Слово «этикет»
французского происхождения и означает установленный порядок поведения
людей, форму обхождения друг с другом. Знание этикета дает возможность
каждому человеку проявить свою воспитанность. Воспитанность- доброе
отношение к людям, вежливость, тактичность.
Многие правила этикета вы уже знаете и применяете. Кто хочет
принять участие в турнире вежливых? Конкурс: «Волшебные слова».
(Желающие выходят, делятся на две команды. Выигрывает команда,
сказавшая последнее слово).
Первое задание-произносить по очереди слова
приветствия(здравствуйте, доброе утро, привет и др.) Учитель обращает
внимание на допустимость того или иного приветствия в разных группах
общения.
Второе задание-произносить по очереди слова благодарности (спасибо,
благодарю, Вы мне очень помогли и др.)
Давайте поаплодируем участникам и победителям. Но не станем
останавливаться в своем знании.
В тексте гимна России есть такие слова: «Предками данная мудрость
народная». Как вы понимаете эти слова?
Ребята отвечают Учитель хвалит ответы, исправляет неточности.
Обратимся к народной мудрости. Вы читали народные сказки, былины,
загадки, пословицы и поговорки. Знаете, что они очень образные. Сейчас вам
нужно будет составить высказывания из частей, находящихся в левой и
правой частях доски. Составить и попытаться объяснить смысл выражения.
(На доске или интерактивной доске появляются два столбца. В правом
написаны окончания пословиц, в левом их начала.)
У себя как хочешь,
по делам гляди.
Не дорог подарок
молчание-золото.
О пустяках спорить
надо идти на одной ноге.
По одежке не суди,
да навек ссора.
Слово-серебро,
не припасена и ложка.
Хоть не богат,
а в гостях как велят.
От слова спасенье
а гостям рад.
На незваного гостя
дорога любовь.
В деревню, где живут одноногие
дело упустить.
От одного слова
и от слова погибель.
Ребята, советуйтесь с соседями по парте. Время для размышления 5
минут. Ведите себя вежливо- не шумите(шум мешает другим), когда будете
готовы- поднимите руку, не вскакивайте (вы заслоняете обзор сидящим
сзади).
Ученики отвечают Все верные ответы учитель записывает на доске.
1.
У себя как хочешь, а в гостях-как велят.
2.
Не дорог подарок-дорога любовь.
3.
О пустяках спорить-дело потерять.
4.
По одежке не суди, по делам гляди.
5.
Слово-серебро, молчание-золото.
6.
Хоть не богат, а гостям рад.
7.
От слова спасенье и от слова погибель.
8.
На незваного гостя не припасена и ложка.
9.
В деревню ,где живут одноногие, надо идти на одной ноге.
10.От одного слова, да навек ссора.
Обсуждаем смысл пословиц.
Умники и умницы. Молодцы. Как вы думаете эти пословицы об одном
и том же? Правильно, о разном. Попробуем определить какие из них
относятся к тактичности? Что такое тактичность?
Очень сложный вопрос. На мой взгляд это умение не обидеть человека
тем, что обращаешь внимание на его личные особенности
ошибки ,неприятные события в его семье или близком кругу. Это умение
сказать и сделать что-то кстати.
Вот небольшой пример.
«В метро вошла пожилая женщина. Свободных мест не было.
Один из сидевших пассажиров отвернулся.
Второй встал со словами: «Садитесь, пожалуйста».
Третий , уступая место, сказал: «Садитесь, пожалуйста, вы же
старенькая».
Скажите, пожалуйста, кто поступил очень невежливо, а кто бестактно
то есть не тактично?
Вы правы- второй пассажир все сделал и вежливо, и тактично.
Бестактный человек может знать все правила поведения ,но при этом с
ним не очень приятно общаться. Тактичный
человек ,даже если не знает, как вести себя в какой-нибудь ситуации,
постарается никого не обидеть, не быть назойливым, будет внимателен к
окружающим. Воспитанный и тактичный человек не только умеет вести себя
правильно, но он не поучает других. Как же быть , если твой товарищ себя
ведет неправильно?
Мы все иногда совершаем ошибки, в том числе нарушаем правила этикета.
Сделай ему замечания , объясни ему ошибки, но только наедине- это будет
тактично.
Давайте попробуем поразмышлять о такте еще на двух примерах.
1.
Всем известно, что перебивать взрослых, встревать в их разговор-
неприлично. Как бы вы поступили в такой ситуации.
На перемене твоя одноклассница больно ушибла ногу. Ты бежишь в
учительскую, а там совещание. Что делать?
- Подождать, пока оно кончится, я ведь знаю, что с девочкой ничего
страшного.
-Я влечу и громко скажу, что случилось. Вдруг это серьезный ушиб?
-Я постучусь и попрошу кого-нибудь из учителей выйти.
2.
К тебе на праздник пришли друзья. Все сели за стол. Ты замечаешь , что
один из гостей не пьет ни лимонад, ни сок. Что делать?
- Потерпит до чая-не бежать же сейчас в магазин за чем-нибудь другим.
- Я извинюсь, что не знал этого , и приглашу гостя на кухню, чтобы как-
нибудь решить эту проблему.
Обсуждаем ответы.
Человек маленький или большой редко бывает совсем один.
Дома-родные и близкие, на улице- прохожие, в транспорте-пассажиры, в
школе-друзья и учителя. Правила этикета – нормы поведения , которые
помогают человеку в самых разнообразных ситуациях. Конечно, эти
нормы в каждое историческое время , в разных странах имеют свои
особенности , но в любой культуре обязательно существуют вежливые
слова- слова благодарности, приветствия, прощания.
Вы изучаете английский язык. Вспомним, как вежливые слова звучат на
английском. Я буду читать стихи, а вы в нужном месте произносить
английские вежливые слова.
Спасибо.
Съел я завтрак с аппетитом:
Йогурт, булку и бисквиты .
С молока снял ложкой пенку
И сказал: « Спасибо! Thank You!»
Извините.
Если встал ты на ногу соседу,
Если чью-то вдруг прервал беседу,
Если с другом оказался в ссоре,
Помни: « извините» будет «sorry».
Пожалуйста.
Вежливым будь не ленись.
Каждый день ,хоть раз до ста,
Если просишь , слово «please»
Говори ,пожалуйста.
Рад познакомиться.
Всем гостям мой какаду
Говорит « How do you do?»
Рад, мол, познакомиться!
Скажет и поклонится.
Как здороваться.
Даже если ты молчун,
Даже если бука,
Говори: «Good afternoon!»,
Если встретил друга.
Это днем, когда светло
И спешишь не очень.
А спешишь ,скажи «Hello!»
Как бы между прочим.
Вечер выдался плохой,
С ветром или ливнем.
Все равно, придя домой,
Говори: «Good evening!»
Посмотри: опять светло,
Синь на небосклоне.
Утро доброе пришло.
Говори: «Good morning!».
И на прощание.
До свидания.
Будь вежлив и не забывай,
Прощаясь говорить: «Good-bye!»
Литература:
Зимина М.С. Азбука этикета. СПб: ООО «КОРОНА принт», 1998.
Английский с мамой. Уроки в рифмах. СПб : Изд-во « Лингва», 2006.
Интернет.