Автор: Зингарова Мария Кирилловна
Должность: методист
Учебное заведение: БПОУ УР Ижевский машиностроительный техникум им. С.Н. Борина
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: статья
Тема: Организация учебной работы по овладению новым материалом на уроке
Раздел: среднее профессиональное
Организация учебной работы по овладению новым материалом на уроке.
Зингарова Мария Кирилловна
методист БПОУ УР
«Ижевского
машиностроительного
техникума»
Организовать учебный процесс так чтоб он был интересным и увлекательным для
всех участников урока – это огромная творческая работа педагога. Современный урок -
это одна из форм организации учебной работы
где обучающимся предоставляется
возможность реализовать свои способности, раскрыть свой творческий потенциал, а также
сформировать в себе качества, необходимые для интеграции в рыночную экономику.
Один из этапов урока начинается с установления связи нового материала с ранее
изученным. В одной из книг по психологии отмечается: «Понять что-то новое всегда
означает связать его с тем, что уже известно, включить новое в систему уже имеющихся
ассоциаций. Чем шире круг знаний и жизненный опыт обучающегося и чем ближе новое к
системе имеющихся ассоциаций, тем более оно находит в знаниях опору и тем скорее
будет понятно». Связав новую тему с ранее изученным материалом, необходимо: четко
сформулировать цель урока, указать конкретные задачи, которые должны быть усвоены,
определить порядок работы на уроке.
Непосредственная работа по овладению теоретической стороной изучаемого
материала включает в себя: организацию первичного восприятия, осмысления и
запоминания изучаемого материала. Исходя из этого, организация учебно-познавательной
деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и усвоению теоретического
материала по новой теме может включать в себя следующие методические варианты.
Первый вариант. Преподаватель сам излагает новую тему, а затем организует
самостоятельную аудиторную работу обучающихся в порядке более обстоятельного
осмысления и усвоения материала.
Второй вариант. На занятиях физики, химии и другим предметам обучающиеся
могут овладеть новым материалом путем выполнения лабораторной (практической)
работы под руководством преподавателя.
Третий вариант. Организовать изучение нового материала с помощью методов
развивающего
обучения
с
использованием
различных
источников
информации
(дидактический, наглядный материал) с последующей проверкой усвоенных знаний.
Четвертый вариант. Изложение нового материала в виде проблемы, которую
необходимо решить. Вариантов решения такой проблемы может оказаться много и
преподаватель должен быть готов к любым вариантам решения предложенных
обучающимися.
Пятый вариант. Используя опыт В.Ф.Шаталова и других опытных учителей, можно
применять их методику изложения материала «Укрупненными блоками», т.е. объяснять
на одном уроке 3-4 родственные темы с последующей организацией работы по их
закреплению ( проверке усвоения знаний и проведению тренировочных упражнений по
формированию практических умений и навыков).
Овладение указанными методиками – дело весьма не простое. Главная трудность в
их
использовании
–
перезагрузка
содержания
среднего
образования
вообще
и
программного материала по отдельным темам в частности. Указанную трудность
К.Д.Ушинский рекомендовал учителям научиться более сжато, излагать новый материал,
не загромождая его лишними деталями и подробностями: «Рассказывая какое-нибудь
событие в первый, вы должны передать только главные его черты, две, три интересные
подробности. Обучающийся запоминает только часть информации.
Большое
значение
при
изучении
темы
является
стимулирование
учебно-
познавательной активности при объяснении нового материала.
Используемая литература
1.
Харламов И.Ф. «Педагогика в вопросах и ответах:Учебное пособие –
М.Гардарики, 2001 -256 с.
2.
Рудик Г.У., Гуцу В.И., Фейгина А.Н. «Развивающая педагогика», 1997 г-136 с.
3.
Кузнецов В.В. «Введение в профессионально-педагогическую специальность:
учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2007-176 с.