Напоминание

Организация учебной работы по овладению новым материалом на уроке


Автор: Зингарова Мария Кирилловна
Должность: методист
Учебное заведение: БПОУ УР Ижевский машиностроительный техникум им. С.Н. Борина
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: статья
Тема: Организация учебной работы по овладению новым материалом на уроке
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Организация учебной работы по овладению новым материалом на уроке.

Зингарова Мария Кирилловна

методист БПОУ УР

«Ижевского

машиностроительного

техникума»

Организовать учебный процесс так чтоб он был интересным и увлекательным для

всех участников урока – это огромная творческая работа педагога. Современный урок -

это одна из форм организации учебной работы

где обучающимся предоставляется

возможность реализовать свои способности, раскрыть свой творческий потенциал, а также

сформировать в себе качества, необходимые для интеграции в рыночную экономику.

Один из этапов урока начинается с установления связи нового материала с ранее

изученным. В одной из книг по психологии отмечается: «Понять что-то новое всегда

означает связать его с тем, что уже известно, включить новое в систему уже имеющихся

ассоциаций. Чем шире круг знаний и жизненный опыт обучающегося и чем ближе новое к

системе имеющихся ассоциаций, тем более оно находит в знаниях опору и тем скорее

будет понятно». Связав новую тему с ранее изученным материалом, необходимо: четко

сформулировать цель урока, указать конкретные задачи, которые должны быть усвоены,

определить порядок работы на уроке.

Непосредственная работа по овладению теоретической стороной изучаемого

материала включает в себя: организацию первичного восприятия, осмысления и

запоминания изучаемого материала. Исходя из этого, организация учебно-познавательной

деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и усвоению теоретического

материала по новой теме может включать в себя следующие методические варианты.

Первый вариант. Преподаватель сам излагает новую тему, а затем организует

самостоятельную аудиторную работу обучающихся в порядке более обстоятельного

осмысления и усвоения материала.

Второй вариант. На занятиях физики, химии и другим предметам обучающиеся

могут овладеть новым материалом путем выполнения лабораторной (практической)

работы под руководством преподавателя.

Третий вариант. Организовать изучение нового материала с помощью методов

развивающего

обучения

с

использованием

различных

источников

информации

(дидактический, наглядный материал) с последующей проверкой усвоенных знаний.

Четвертый вариант. Изложение нового материала в виде проблемы, которую

необходимо решить. Вариантов решения такой проблемы может оказаться много и

преподаватель должен быть готов к любым вариантам решения предложенных

обучающимися.

Пятый вариант. Используя опыт В.Ф.Шаталова и других опытных учителей, можно

применять их методику изложения материала «Укрупненными блоками», т.е. объяснять

на одном уроке 3-4 родственные темы с последующей организацией работы по их

закреплению ( проверке усвоения знаний и проведению тренировочных упражнений по

формированию практических умений и навыков).

Овладение указанными методиками – дело весьма не простое. Главная трудность в

их

использовании

перезагрузка

содержания

среднего

образования

вообще

и

программного материала по отдельным темам в частности. Указанную трудность

К.Д.Ушинский рекомендовал учителям научиться более сжато, излагать новый материал,

не загромождая его лишними деталями и подробностями: «Рассказывая какое-нибудь

событие в первый, вы должны передать только главные его черты, две, три интересные

подробности. Обучающийся запоминает только часть информации.

Большое

значение

при

изучении

темы

является

стимулирование

учебно-

познавательной активности при объяснении нового материала.

Используемая литература

1.

Харламов И.Ф. «Педагогика в вопросах и ответах:Учебное пособие –

М.Гардарики, 2001 -256 с.

2.

Рудик Г.У., Гуцу В.И., Фейгина А.Н. «Развивающая педагогика», 1997 г-136 с.

3.

Кузнецов В.В. «Введение в профессионально-педагогическую специальность:

учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2007-176 с.



В раздел образования