Напоминание

"В мире общения"


Автор: Мамрига Людмила Ярославовна
Должность: учитель,начальных классов
Учебное заведение: МБОУ №6
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В мире общения"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема.

В мире общения

Цель: организовать беседу, в результате которой ученики познакомятся с

учебником и правилами работы по нему, будут использовать в речи слова

речевого этикета, выбирать обращение к собеседнику в зависимости от

ситуации общения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы

о значении речи и речевого этикета в жизни человека; работать

по учебнику, пользуясь условными обозначениями; договаривать-

ся и приходить к общему решению.

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- понимать значения знаний для человека и принимать их;

- иметь желание учиться, положительно отзываться о школе, стремиться

хорошо учиться;

- научиться самостоятельно определять и высказывать самые простые общие

для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве;

- научаться делать выводы о значении речи и речевого этикета в жизни

человека, работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями,

договариваться и приходить к общему решению.

Предметные результаты:

- узнать смысл понятия общение как социального явления действительности,

необходимого человечеству во всех сферах жизни и

развития общества;

- Научиться различать словесные и несловесные средства общения;

- Усвоить лексическое значение понятий в соответствии с изучаемой темой;

Оборудование: учебник русского языка Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева

Перспектива,рабочая тетрадь «Русский язык», танкая тетрадь в коссую

линию.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте? Все в порядке:

Учебник, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

(Дети проверяют, чтобы на столе были учебник, тетрадь)

II. Мотивационный

- Ребята, для того, чтобы урок у нас сегодня прошел успешно, нам

необходимо хорошо поработать. Слушайте внимательно меня и своих

одноклассников.

А кто расскажет, какие правила поведения мы должны соблюдать на

уроке?

III. Изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с целями и формами общения.

1. Работа по учебнику.

– Ребята, прочитайте название темы урока. (В мире общения.)

– Как вы думаете, что узнаем на уроке? (Что такое общение,

как нужно общаться и т. д.)

Так что же такое общение? (Ответы ребят).

Слайд с определением.

Общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие,

совершаемое вместе, сообща.

Слово "общаться" означает быть заодно, с кем-либо знаться,

дружить, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

Язык необходим, чтобы люди могли общаться. А ведь как порой в

общении нам не хватает нужных слов. Важно понимать, что слово

оказывает огромное воздействие на человека: "Словом можно

убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой

повести".

Послушайте стихотворение В. Солоухина "Слово о словах".

Чтец.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

- Что сказано о слове в этом стихотворении? (оно бывает суровым,

теплым, им можно подарить радость, огорчить и т.п)

- Почему, прежде чем сказать слово, нужно хорошо подумать?

(потому что им можно ранить, убить)

Ребята,откройте тетради,пропустите две линии и на третьей по

середине записуем «14 марта» , ниже «В классе» .

На следующей строчке запишите предложение с стр.5: «Ласковое

слово и кошке любо.»

- Как вы понимаете эту пословицу? (все нравится, когда им говорят

ласковые слова)

- Какими должны быть слова, которые вы выбираете? (добрыми,

вежливыми)

- Как вы приветствуете друг друга при встрече? А учителя?

С. 4., вопрос Ивана Ивановича Самоварова

- Прочитай диалог под картинкой на Стр. 4.

- Посмотрите на картинку и подумайте, кто мог сказать слово

привет и кому? (ребята друг другу).

– Прочитайте текст. Какие слова приветствия встретились

в тексте? (Доброе утро, здравствуйте, привет.)

– Какое задание вы должны выполнить письменно? Прочи-

тайте.

– Прочитайте предложение, которое вы будете списывать.

(Здравствуйте, Анна Ивановна.)

– Докажите, что это предложение. (Есть смысл. Начало пред-

ложения написано с большой буквы, в конце предложения сто-

ит точка.)

– Буква «в» в слове – опасное место, она пишется, но не про-

Износится.

– Какие еще слова в этом предложении записаны с большой

буквы? (Анна Ивановна.)

– Почему? (Имена и отчества людей пишем с заглавной буквы.)

– Спишите предложение, проговаривая по слогам. Проверьте

написанное.

– Что означает слово «здравствуйте»? (Приветствие при

встрече.)

– Когда говорят «здравствуйте», желают здоровья. По-друго-

му можно сказать «будьте здоровы».(рассказ учителя)

Помните: выбирая слова для приветствия, нужно учитывать,

с кем общаешься.

Упр. 2 (с. 4)

– О чем говорит условное обозначение около этого упражне-

ния? (Работаем самостоятельно.)

- Ребята, а как зовут ваших родителей? Запишите их имена в

тетради.

- О чем вы с ними разговариваете?

- Общение со своими близкими нередко происходит без слов:

достаточно ласкового взгляда, доброжелательного кивка головой,

нежного объятия. Замечали ли вы в общении со своими близкими

данные жесты?

– Что нужно помнить, записывая, как зовут ваших родителей?

(Имена, отчества и фамилии людей пишем с заглавной буквы.)

– Расскажите, о чем вы беседуете со своими родителями. (От-

веты детей.)

2. Работа с CD

Роль слова в общении. Упр. «Помоги ежику»

– Помогите ежику выбрать слова-приветствия.

IV. Физкультминутка

1. Мы писали, рисовали,

Наши пальчики устали,

Мы немного отдохнем

И опять писать начнем.

Чтобы лучше отдохнуть,

Надо пальчики встряхнуть.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 5)

(Устно.)

– Прочитайте задание. Ответьте на вопрос, докажите свое

мнение. (Рассуждения детей.)

– Как можно узнать, что человек тебя слушает внимательно?

(Смотрит на тебя, кивает головой, задает вопросы.)

Упр. 4 (с. 5)

(Устно.)

- Посмотрите на рисунки в упр.3. Кто с кем общается? (мальчик с девочкой,

ребята друг с другом)

- А какие вежливые слова используют дети в общении друг с другом?

(пожалуйста, спасибо, добрый день, спокойной ночи, здравствуйте, до

свидания и т.д)

Упр. 5 (с. 5)

(Усно)

- Посмотрите на упр.5. что необходимо сделать? (вставить в предложения

вежливые слова)

- В парах подумайте, какие вежливые слова можно вставить в эти

предложения.

- Какие предложения у вас получились? (Петя, дай мне, пожалуйста,

карандаш! Возьми, Маша, карандаш, пожалуйста. Спасибо, Петя.

Пожалуйста/не за что, Маша.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 2 (с. 4)

– Прочитайте задание.

– Кому говорят «доброе утро»? (Друзьям, родителям, учите-

лям, незнакомым людям.)

– Кому говорят «привет»? (Близким друзьям.)

– Спишите, вставляя нужные слова. Как напишете слова,

если это будут имена? Не забудьте поставить знак в конце

предложения.

– Спишите, диктуя себе по слогам. Проверьте.

VI. Рефлексия

1. Работа с CD

В мире общения. Анимация. Упр. «Помоги сове построить лест-

ницы к домикам»

– Кто общается правильно? Что обозначают жесты?

Оцените себя:

«зеленый» – выполнил все верно;

«желтый» – были ошибки, но я исправил их;

«красный» – я не справился с заданием, мне нужна помощь.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 3 (с. 5)

(Самостоятельное выполнение. Сверка с образцом на доске.)

1) Спасибо, большое спасибо.

2) До свидания, пока, всего доброго.

3) Извините, простите.

Оцените себя:

зеленый – понял тему и не сделал ни одной ошибки;

красный – еще ошибаюсь.

VII. Подведение итогов урока

– Какие слова мы сегодня повторили? (Вежливые слова.)

– Для чего нужно использовать в речи вежливые слова?

– Какие правила русского языка мы сегодня вспомнили?

– Давайте еще раз вспомним слова вежливости и будем чаще

их употреблять. Доскажите вежливое слово.

-Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…здравствуйте.

-Растает даже ледяная глыба.

От слова теплого… спасибо

-Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… добрый день

-Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы… спасибо!

-Когда нас бранят за шалости,

Говорим мы…простите, пожалуйста

-И во Франции, и в Дании,

На прощание говорят…до свидания.

Молодцы!

Теперь, когда вы узнали об общении немного больше, я надеюсь, у

вас появится много новых хороших друзей. Я желаю вам здоровья,

улыбок и хорошего настроения.



В раздел образования