Автор: Мамрига Людмила Ярославовна
Должность: учитель,начальных классов
Учебное заведение: МБОУ №6
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В мире общения"
Раздел: начальное образование
Тема.
В мире общения
Цель: организовать беседу, в результате которой ученики познакомятся с
учебником и правилами работы по нему, будут использовать в речи слова
речевого этикета, выбирать обращение к собеседнику в зависимости от
ситуации общения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы
о значении речи и речевого этикета в жизни человека; работать
по учебнику, пользуясь условными обозначениями; договаривать-
ся и приходить к общему решению.
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- понимать значения знаний для человека и принимать их;
- иметь желание учиться, положительно отзываться о школе, стремиться
хорошо учиться;
- научиться самостоятельно определять и высказывать самые простые общие
для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве;
- научаться делать выводы о значении речи и речевого этикета в жизни
человека, работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями,
договариваться и приходить к общему решению.
Предметные результаты:
- узнать смысл понятия общение как социального явления действительности,
необходимого человечеству во всех сферах жизни и
развития общества;
- Научиться различать словесные и несловесные средства общения;
- Усвоить лексическое значение понятий в соответствии с изучаемой темой;
Оборудование: учебник русского языка Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева
Перспектива,рабочая тетрадь «Русский язык», танкая тетрадь в коссую
линию.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте? Все в порядке:
Учебник, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
(Дети проверяют, чтобы на столе были учебник, тетрадь)
II. Мотивационный
- Ребята, для того, чтобы урок у нас сегодня прошел успешно, нам
необходимо хорошо поработать. Слушайте внимательно меня и своих
одноклассников.
А кто расскажет, какие правила поведения мы должны соблюдать на
уроке?
III. Изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с целями и формами общения.
1. Работа по учебнику.
– Ребята, прочитайте название темы урока. (В мире общения.)
– Как вы думаете, что узнаем на уроке? (Что такое общение,
как нужно общаться и т. д.)
Так что же такое общение? (Ответы ребят).
Слайд с определением.
Общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие,
совершаемое вместе, сообща.
Слово "общаться" означает быть заодно, с кем-либо знаться,
дружить, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.
Язык необходим, чтобы люди могли общаться. А ведь как порой в
общении нам не хватает нужных слов. Важно понимать, что слово
оказывает огромное воздействие на человека: "Словом можно
убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой
повести".
Послушайте стихотворение В. Солоухина "Слово о словах".
Чтец.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
- Что сказано о слове в этом стихотворении? (оно бывает суровым,
теплым, им можно подарить радость, огорчить и т.п)
- Почему, прежде чем сказать слово, нужно хорошо подумать?
(потому что им можно ранить, убить)
Ребята,откройте тетради,пропустите две линии и на третьей по
середине записуем «14 марта» , ниже «В классе» .
На следующей строчке запишите предложение с стр.5: «Ласковое
слово и кошке любо.»
- Как вы понимаете эту пословицу? (все нравится, когда им говорят
ласковые слова)
- Какими должны быть слова, которые вы выбираете? (добрыми,
вежливыми)
- Как вы приветствуете друг друга при встрече? А учителя?
С. 4., вопрос Ивана Ивановича Самоварова
- Прочитай диалог под картинкой на Стр. 4.
- Посмотрите на картинку и подумайте, кто мог сказать слово
привет и кому? (ребята друг другу).
– Прочитайте текст. Какие слова приветствия встретились
в тексте? (Доброе утро, здравствуйте, привет.)
– Какое задание вы должны выполнить письменно? Прочи-
тайте.
– Прочитайте предложение, которое вы будете списывать.
(Здравствуйте, Анна Ивановна.)
– Докажите, что это предложение. (Есть смысл. Начало пред-
ложения написано с большой буквы, в конце предложения сто-
ит точка.)
– Буква «в» в слове – опасное место, она пишется, но не про-
Износится.
– Какие еще слова в этом предложении записаны с большой
буквы? (Анна Ивановна.)
– Почему? (Имена и отчества людей пишем с заглавной буквы.)
– Спишите предложение, проговаривая по слогам. Проверьте
написанное.
– Что означает слово «здравствуйте»? (Приветствие при
встрече.)
– Когда говорят «здравствуйте», желают здоровья. По-друго-
му можно сказать «будьте здоровы».(рассказ учителя)
Помните: выбирая слова для приветствия, нужно учитывать,
с кем общаешься.
Упр. 2 (с. 4)
– О чем говорит условное обозначение около этого упражне-
ния? (Работаем самостоятельно.)
- Ребята, а как зовут ваших родителей? Запишите их имена в
тетради.
- О чем вы с ними разговариваете?
- Общение со своими близкими нередко происходит без слов:
достаточно ласкового взгляда, доброжелательного кивка головой,
нежного объятия. Замечали ли вы в общении со своими близкими
данные жесты?
– Что нужно помнить, записывая, как зовут ваших родителей?
(Имена, отчества и фамилии людей пишем с заглавной буквы.)
– Расскажите, о чем вы беседуете со своими родителями. (От-
веты детей.)
2. Работа с CD
Роль слова в общении. Упр. «Помоги ежику»
– Помогите ежику выбрать слова-приветствия.
IV. Физкультминутка
1. Мы писали, рисовали,
Наши пальчики устали,
Мы немного отдохнем
И опять писать начнем.
Чтобы лучше отдохнуть,
Надо пальчики встряхнуть.
V. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 5)
(Устно.)
– Прочитайте задание. Ответьте на вопрос, докажите свое
мнение. (Рассуждения детей.)
– Как можно узнать, что человек тебя слушает внимательно?
(Смотрит на тебя, кивает головой, задает вопросы.)
Упр. 4 (с. 5)
(Устно.)
- Посмотрите на рисунки в упр.3. Кто с кем общается? (мальчик с девочкой,
ребята друг с другом)
- А какие вежливые слова используют дети в общении друг с другом?
(пожалуйста, спасибо, добрый день, спокойной ночи, здравствуйте, до
свидания и т.д)
Упр. 5 (с. 5)
(Усно)
- Посмотрите на упр.5. что необходимо сделать? (вставить в предложения
вежливые слова)
- В парах подумайте, какие вежливые слова можно вставить в эти
предложения.
- Какие предложения у вас получились? (Петя, дай мне, пожалуйста,
карандаш! Возьми, Маша, карандаш, пожалуйста. Спасибо, Петя.
Пожалуйста/не за что, Маша.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 2 (с. 4)
– Прочитайте задание.
– Кому говорят «доброе утро»? (Друзьям, родителям, учите-
лям, незнакомым людям.)
– Кому говорят «привет»? (Близким друзьям.)
– Спишите, вставляя нужные слова. Как напишете слова,
если это будут имена? Не забудьте поставить знак в конце
предложения.
– Спишите, диктуя себе по слогам. Проверьте.
VI. Рефлексия
1. Работа с CD
В мире общения. Анимация. Упр. «Помоги сове построить лест-
ницы к домикам»
– Кто общается правильно? Что обозначают жесты?
Оцените себя:
«зеленый» – выполнил все верно;
«желтый» – были ошибки, но я исправил их;
«красный» – я не справился с заданием, мне нужна помощь.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 3 (с. 5)
(Самостоятельное выполнение. Сверка с образцом на доске.)
1) Спасибо, большое спасибо.
2) До свидания, пока, всего доброго.
3) Извините, простите.
Оцените себя:
зеленый – понял тему и не сделал ни одной ошибки;
красный – еще ошибаюсь.
VII. Подведение итогов урока
– Какие слова мы сегодня повторили? (Вежливые слова.)
– Для чего нужно использовать в речи вежливые слова?
– Какие правила русского языка мы сегодня вспомнили?
– Давайте еще раз вспомним слова вежливости и будем чаще
их употреблять. Доскажите вежливое слово.
-Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…здравствуйте.
-Растает даже ледяная глыба.
От слова теплого… спасибо
-Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… добрый день
-Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы… спасибо!
-Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы…простите, пожалуйста
-И во Франции, и в Дании,
На прощание говорят…до свидания.
Молодцы!
Теперь, когда вы узнали об общении немного больше, я надеюсь, у
вас появится много новых хороших друзей. Я желаю вам здоровья,
улыбок и хорошего настроения.