Автор: Ханхарова Татьяна Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/сад
Населённый пункт: г.Анадырь
Наименование материала: Педагогическая находка
Тема: В гости к Хозяйке тундры
Раздел: дошкольное образование
Ханхарова Татьяна Михайловна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Ладушки» города Анадыря»
Окружной конкурс педагогического мастерства
«Педагог года Чукотки - 2020»
Номинация: «Воспитатель года Чукотки»
Конкурсное задание: «Педагогическая находка»
Конспект занятия по формированию целостной картины мира
Тема: «В гости к Хозяйке тундры»
Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории
Ханхарова Татьяна Михайловна
Анадырь
2020г.
1
Ханхарова Татьяна Михайловна
Актуальность
В настоящее время для каждого конкретного региона России стала
актуальной проблема теоретической и практической разработки и реализации
регионального компонента содержания образования. Эта проблема может
быть решена обращением к ценностям родного края, использованием
культурного потенциала, выявлением опорных духовных ценностей, которые
были бы близки и доступны восприятию детей дошкольного возраста.
Лексическая тема: «Родной край».
Тема: «В гости к хозяйке тундры».
Возраст детей: 5-6 лет (старший дошкольный возраст).
Образовательная
область:
«Познавательное развитие» (региональный
компонент).
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» - разучивание
стихотворений о родном крае, чтение сказок народов Севера; «Физическое
развитие» - физ.минутки, подвижные игры народов Севера; «Художественно-
эстетическое» - музыкальное сопровождение или танцевально-двигательные
движения «Олени», «Чайки».
Интеграция
видов
деятельности:
игровая,
проблемно-обучающие
ситуации, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель: формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего
народа, к родному краю.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о родном крае, природе, животных
крайнего Севера.
Развивающие:
развивать
связную
речь,
двигательную
активность,
мышление, создавая положительный эмоциональный настрой дошкольников.
Развивать любознательность, творческий поиск.
Воспитательные:
прививать
любовь
к
родному
краю,
воспитывать
бережное отношение к природе. Формировать у детей чувство патриотизма и
любви к малой Родине.
Планируемый результат: иметь первоначальные представления: о народах,
проживающих на территории Чукотского АО; о жилищах, одежде; о
традициях и обычаях народов Севера; знать игры своих сверстников в
прошлом; какие качества они воспитывали; уметь играть в них.
Предметные: познакомиться с национальным музыкальным инструментом-
яраром, показать макет яранги.
Личностные: формировать умение работать в группах.
Подготовительная работа: выставка детских рисунков «Моя Чукотка».
Просмотр
музыкальных
композиций
Государственного
Чукотско-
эскимосского
ансамбля
«Эргырон»,
рассматривание
иллюстративного
альбома «Народы Севера», «Чукотский орнамент».
Показ презентаций: «Природа родного края», «Жизнь и быт тундровых
жителей».
2
Ханхарова Татьяна Михайловна
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, презентация по ходу занятия,
иллюстрации с изображением куропатки, музыкальный центр, мольберты,
клей, салфетки, шаблон национальной одежды.
Ход занятия:
Этапы
НОД
Деятельность педагога
Деятельность
детей
Орг. момент
Мотивацион
ный этап
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. И пусть
хорошее настроение не покидает нас целый день! Я
знаю, что с таким же хорошим настроением мы
проведём занятие.
(Дети заходят в
зал и становятся
полукругом)
Основной
этап
Формулиров
ка
темы
и
постановка
цели занятия
Слайд 2-3
Слайд 4-5
Слайд 6-7
Слайд 8-12
- Сегодня мы побеседуем об интересном крае, о
природе и тундре, народах, населяющих этот край.
В этом замечательном краю живём и мы с вами. Как
он называется?
-Да, мы с вами живём на самом краю нашей
большой
страны
–
на
Чукотке.
На
Чукотке
начинается утро, начинается жизнь.
-Чукотский Автономный округ – это суровый край:
длинная зима, короткое лето, лишь незаметные
штрихи осени, весны. И хотя у нас на Чукотке
холодно, но здесь живут прекрасные люди, которые
не боятся ни жгучих морозов, ни холодных ветров,
ни пурги. Они очень любят край, в котором они
живут и трудятся.
Люди
каких
национальностей
проживают
в
Чукотском Автономном округе?
Правильно ребята, молодцы.
-Здесь
живут
люди
разных
национальностей:
русские и украинцы, чукчи и эскимосы, юкагиры и
эвены, но чукотская земля - это родина чукчей,
эскимосов, юкагиров, коряков, эвенов. Их называют
коренными жителями.
-Как вы думаете, почему их так называют?
-А есть люди, которые живут и работают в тундре.
-Мужчины-оленеводы.
Они
пасут
оленей,
а
женщины готовят пищу, шьют одежду и убирают в
яранге.
- Ребята, слышите, кто-то стучится в дверь.
Под музыку вбегает Олененок.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас!
Я пол тундры обскакал!
В садик к вам я прискакал.
Сообщение для деток
(Чукотский
автономный
округ, Чукотка)
(Русские,
украинцы,
чукчи…)
(Они
родились,
живут
и
трудятся здесь)
(Обегает круг и
становится возле
воспитателя)
3
Ханхарова Татьяна Михайловна
Аудиозапись
Дин.
пауза
«Олененок»
(После
Я из тундры передал!
-Давайте посмотрим, что же нам принес олененок.
Это звуковое письмо.
«Здравствуйте,
дорогие
ребята
детского
сада
«Ладушки». В нашей тундре произошла загадочная
история, мне необходима ваша помощь. Я очень
жду Вас, а Олененок покажет вам дорогу. До скорой
встречи, Хозяйка тундры».
-
Нас
ждет
очень
интересное
и
необычное
путешествие.
- Олененок, покажи нам дорогу к Хозяйке тундры.
Эй, беги, беги, олень,
Через тундру веселей!
В гости едем далеко,
Едем быстро и легко.
Ну-ка, ветер, догоняй!
И Хозяйка нас встречай!
Все
останавливаются
около
яранги.
Их
встречает Хозяйка тундры.
Хозяйка тундры:
-Амын
Еттык!
Здравствуйте,
мои
маленькие
друзья. Я очень рада, что вы приехали ко мне в
гости. Проходите, рассаживайтесь.
- Все дети на свете любят сказки. Я вам расскажу
чукотскую сказку про Куропатку и Росомаху.
-Жила была в Чукотской тундре мастерица,
Куропатка. У этой куропатки была волшебная
шкурка. Когда она ее надевала, она становилась
умная, красивая, ловкая, быстрая. Могла придумать
все, что захотелось бы. Куропатка любила собирать
разные
ягоды,
грибы,
растения.
Любила
придумывать загадки, очень любила танцевать и
играть. Узнала про ее способности Росомаха. И
решила ей навредить от зависти. И придумала она
украсть эту волшебную шкурку, что бы больше
никто
не
знал
про
умную
куропатку.
Пока
куропатка ходила на озеро за водой, забралась
Росомаха в ярангу, стянула шкурку и заколдовала
ее. А расколдовать ее сможет тот, кто любит и знает
природу
Чукотки,
быт
коренных
жителей,
национальную одежду и традиции.
Хозяйка тундры:
-Что же делать, дети? Чтобы помочь Куропатке,
надо для этого преодолеть испытания.
(Дети
встают
друг за другом и
бегут по кругу,
поднимают ноги
как олени)
Предложить
детям
маски
росомахи
и
куропатки, и под
текст
имитации
движений героев
сказки.
4
Ханхарова Татьяна Михайловна
правильного
ответа,
на
экране
появляется
ответ)
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Физ.мин.
гимнастика
для глаз
ИКТ игра
«Чьи
следы?»
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
- Начнем наши испытания. Отгадайте загадки.
Много ягод у неё,
Много зверя у неё.
Не скупа, наоборот
Всё нам щедро отдаёт.
Что это?
Тундра – это дом для многих растений и животных.
Хозяин тундры,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой. Кто это?
На севере далеком обитает,
Жителей тех мест и греет, и питает. Кто это?
Рыжая плутовка
Спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та. Как зовут её?
-Молодцы ребята, отгадали все загадки. Я вам
предлагаю немного отдохнуть.
«Прогулка в тундру»
Мы отправились гулять.
Грибы - ягоды искать,
Как прекрасна эта тундра.
Много там чудес красивых.
Светит солнце в вышине,
Вот грибок растет на пне,
Ворон на дереве сидит,
Евражка под кустом шуршит.
Где вы, ягоды, ау!
Все равно я вас найду!
- Посмотрите на экран. Это следы животных. Много
в тундре диких зверей.
- Какие животные живут в тундре?
Как вы думаете, чьи это следы?
Где живет бурый медведь?
Назовите, как называется жилище бурого медведя?
Можно ли встретить бурого медведя зимой?
-Молодцы! Двигаемся дальше, новые следы на
снегу.
Как вы думаете, чьи это следы?
- Это следы лисы.
Лиса - настоящая красавица. У нее теплая рыжая
шубка. Узкая любопытная мордочка. Ушки и лапки
у нее черного цвета. Но гордится лиса своим
(Тундра)
(Медведь)
(Олень)
(Лиса)
(Шагают
на
месте)
(смотрят вверх)
(смотрят вниз)
(смотрят вверх)
(смотрят вниз)
(смотрят вправо)
(смотрят влево)
(повторяют
движения глаз)
(влево - вправо,
вверх – вниз).
Дети
перечисляют.
(Это следы
медведя.
Берлога.
Медведь живет в
тундре. Зимой
бурый медведь,
залегает в
спячку.)
(Когда
лиса
бежит
или
прыгает,
хвост
помогает
ей
сохранить
5
Ханхарова Татьяна Михайловна
Слайд 21
Слайд 22
Подвижная
игра.
Слайд 23-25
Слайд 26-27
хвостом - большим, пушистым.
Как вы думаете почему?
Лиса
действительно
умный,
наблюдательный,
ловкий и хитрый зверь.
-А это следы северного оленя. Что вы знаете о
Северных оленях?
Олень покрыт густой коричневой, слегка сероватой
шерстью. Летом она короткая и однотонная, зимой
становится пестрой и длинной, на шее образуется
грива. Такая шерсть хорошо защищает оленя от
холода. Несмотря на размеры тела, ноги у оленя не
очень
длинные.
У
него
вытянутая
голова,
достаточно короткие уши, выразительные темные
глаза и маленький хвостик. Для северных жителей
олени - незаменимые помощники в обыденной
жизни.
-
А сейчас следующее испытание, мы с вами
поиграем
в
национальную
игру
«Кто
кого
перетянет».
Послушайте правила игры. Два воспитанника
садятся напротив друг друга на пол, упираясь
ступнями прямыми ногами, берутся за палку. По
команде начинают тянуть палку на себя, стараясь
приподнять соперника от пола. (Играем 2-3 раза)
Хозяйка тундры:
-Молодцы и с этим заданием вы справились.
-Посмотрите на мое «платье», какое красивое оно у
меня. Как оно называется?
-Какую национальную чукотскую одежду еще вы
знаете?
-Из чего шьют чукотские вещи?
- Я предлагаю вам
украсить национальным
орнаментом кухлянку.
(На мольберте эскиз одежды, элементы орнаментов
для украшения, клей, салфетки)
- Молодцы, какие замечательные орнаменты вы
придумали для кухлянок.
Следующее
задание
«Ответь
на
вопросы
правильно».
Если ты оленевод,
В тундре бродишь круглый год,
То тогда твой дом походный,
Весь из шкур и всепогодный.
равновесие).
(
Олени
служат
людям,
как
транспортное
средство, оленье
мясо
люди
используют для
приготовления
пищи, из шкур
шьют
теплую
одежду)
(Кухлянка)
(Малахай,
торбаса,
камлейка)
(Из шкур оленя)
Дети
под
национальную
музыку
украшают
модели
кухлянок.
(яранга)
6
Ханхарова Татьяна Михайловна
Дид.игра
«Собери
картинку»
Аудиозапись
слова
куропатки
Как называют мужчин, которые работают в тундре?
-Как
называется
чукотский
национальный
инструмент, который похож на солнышко?
-Ребята, а теперь давайте немного отдохнем и
выполним танцевальные
упражнения
под
ярар
«Чайка».
Следующее задание. На столе перед вами лежат два
конверта. Чтобы расколдовать шкурку куропатки,
необходимо собрать заколдованные картинки и
посмотреть что получилось.
(После такого как ребята собрали картинку на
экране
появляется
слайд
с
изображением
куропатки)
-Здравствуйте ребята! Большое вам спасибо, за то,
что вы расколдовали мою волшебную шкурку. Я
желаю вам удачи, хорошего настроения и будьте
здоровы! За то, что вы меня спасли от злой
Росомахи, я вас благодарю! До свидания, мои
друзья!
(Оленеводы)
(Ярар)
Аудиозапись
«Олененок»
Рефлексия
- Молодцы ребята! Как много вы знает о Чукотке.
Благодаря своим знаниям, вы справились со всеми
заданиями и помогли куропатке. Пора возвращаться
в детский сад.
Олененок покажет обратную дорогу. Приезжайте ко
мне в гости! Аттав, нэнэнэт. (До свидания, ребята).
Воспитатель:
- Наше путешествие окончено. У каждого из вас
своя дорога в жизни, свой путь. Но пусть в сердце
каждого из вас живет любовь к родной земле,
родному краю, малой Родине.
7