Авторы: Луговская Светлана Борисовна, Гайворонская Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР- д/с № 132" г.Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Речевое развитие ребенка с нарушением зрения в раннем возрасте
Раздел: дошкольное образование
Аннотация
Эта статья рекомендована для воспитателей младшего возраста с нарушением
зрения.
Одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста является
обучение родному языку.
В статье говорится о задачах, которые ставятся для развития речи детей. Решается
актуальная проблема всех психических процессов при соблюдении специальных условий.
Предложены формы работы с детьми.
Таким образом, если объединить все усилия педагогов и родителей, то можно
достичь более успешного овладения связанной речью детей младшего дошкольного
возраста.
Речевое развитие ребенка с нарушением зрения в раннем возрасте
Луговская Светлана Борисовна, воспитатель
Гайворонская Наталья Владимировна, воспитатель
Воспитание речи еще в большей мере,
чем всякое другое воспитание,
удается не путем корректировки
с позиции интеллектуального превосходства,
а, лишь, благодаря образцовым примерам.
Гадамер.
Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному
языку — одна из главных. Это общая задача включает частные , такие как обогащение и
активизация
словаря,
воспитание
звуковой
культуры
речи,
совершенствование
грамматической правильности речи, развитие связной речи.
Речь — это инструмент развития высших отделов психики растущего человека.
Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его
интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для
творческой трудовой деятельности.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит: воспитателям - в детском
саду, родителям — дома.
От культуры речи взрослых, от того, как они общаются с ребёнком, зависят
успехи дошкольника в усвоении родного языка.
Речь детей с нарушением зрения формируется в процессе разнообразной
деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью, но если в
эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребёнка,
усвоение языка будет затруднено. Специфичность коррекционной работы с детьми
дошкольного возраста состоит во взаимосвязи и в взаимодействии с коррекционной
работой со всеми видами деятельности всестороннего воздействия содержания методов,
приёмов и средств коррекции на психику ребёнка, компенсаторном развитии средствами
деятельности. Речь играет немаловажную роль при решении задач, направленных на
коррекцию зрения:
активизация зрительных функций
обогащение зрительных впечатлений
формирование целостного и полного восприятия
обогащение зрительного опыта через иллюстративный материал
обогащение зрительных образов в результате общения с реальным миром
формирование навыков зрительного анализа.
Очень важно развивать у ребёнка мелкую моторику рук, которая напрямую
связана с уровнем его речи. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи
была замечена ещё в 19 веке Марией Монтессори. Исследования многих крупнейших
учёных доказали , что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на
становление детской речи. Сотрудники «Института физиологии детей и подростков
АПН.РФ» установили , что проекция кисти руки в головном мозге расположена очень
близко с речевой моторной зоной. Именно величина проекции кисти и её близость к
речевой зоне опосредованно влияет на развитие активной речи ребёнка.
Таким образом, тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим
фактором,
стимулирующим
речевое
развитие
ребёнка
с
нарушением
зрения,
способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к
письму, а так же мощном средством , повышающим работоспособность коры головного
мозга , следовательно уровень развития мышления.
На третьем году ребёнок может не только слушать, но и понимать литературные
произведения , рассказы взрослого , что безусловно обогащает его знания и речевой опыт.
Как можно чаще читайте детям сказки, потешки, стихи. Вот где представлено богатство
русской речи! Имейте в виду , что мультфильмы не дадут того, что даёт книга.
Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы:
мышление
память
внимание
воображение.
Во второй половине третьего года жизни дети начинают задавать огромное
количество вопросов, что так же свидетельствует о развитии речи и мышления. Взрослым
следует с уважением относиться к детским вопросам и давать на них краткие, ясные,
понятные ответы. На третьем году жизни дети очень любят слушать и быстро запоминают
стишки, песенки, потешки, прибаутки — это так же существенный показатель развития их
мышления, памяти, и конечно же речи, причём речи образной, эмоциональной.
В каждой совместной с ребёнком деятельности старайтесь предусмотреть
ситуации, которые незаметно для малыша вовлекают его в речевое общение. Организуя
какую — либо деятельность ребёнка с нарушением зрения , родители помогают ему
вступать в речевой контакт со сверстниками. На третьем году жизни значительно
совершенствуется активная речь ребёнка, очень быстро растёт словарь (до 1200 — 1500
слов).
Быстрое развитие речи присуще всем здоровым детям, ребёнок легко и свободно
говорит, если соблюдаются условия:
общение взрослого с ребёнком во всех сферах и видах деятельности
удовлетворение потребности ребёнка в общении со сверстниками, детьми
разного возраста
высокая культура речи взрослых
содействие развитию слуха и речевого аппарата, как основы развития речи
ребёнка
обеспечение взаимосвязи сенсорного , умственного и речевого развития
проведение специальных игр и упражнений по развитию речи
предоставление
детям
в
достаточном
количестве
образовательного
материала: игрушек, книг, картинок...
С детьми двух, трёх лет проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия:
1.
Прогулки по группе.
Дети рассматривают и обследуют вещи , играя с некоторыми из них. Эти занятия
наиболее эффективны в первые месяцы учебного года: приучают детей к совместной
деятельности, учат свободно ориентироваться в ближайшем окружении.
2.
Рассказы, потешки, стихи, поговорки.
Развивают способность детей слушать и понимать небольшой текст без наглядного
сопровождения.
3.
Игры — инсценировки.
С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения,
характерные для детей третьего года жизни.
4.
Рассматривание сюжетных картинок.
Для маленьких детей в разные годы разрабатывались специальные серии картин,
целевое назначение которых — в развитии речи малышей, уточнение и закреплении их
представлений об окружающем.
Таким образом, обогащение и активизация словаря в общей системе речевой
работы в детском саду занимают очень важное место. Объединив все усилия педагогов и
родителей, обеспечив малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную
жизнь в детском саду и дома, мы создадим все условия для более успешного овладения
связной речью детьми младшего дошкольного возраста.
Список литературы
1.
Теплюк С.Н. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского
сада/С.Н.Теплюк. - М.:Мозаика — Синтез, 2007. - 236с.
2.
Гордеева Т.В. Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами/Т.В.
Гордеева. - М.: Книголюб, 2008. - 83 с.
3.
Павлова Л.Н. Раннее детство/ Л.Н. Павлова. - М.: Просвещение, 2001. - 101
с.
4.
Плаксина Л.И. Программы коррекционных образовательных учреждений 4
виа для слабовидящих детей /Л.И. Плаксина. - М.: Горо Д, 1999. - 257 с.
5.
Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори от 6 месяцев
до 6 лет / В.Г. Дмитриева. - М.: Эксмо, 2008. - 173с.
6.
Григорьева Г.Г. Кроха / Г.Г. Григорьева. - М.: Просвещение, 2001. - 84 с.
7.
Гербова В.В., Комарова Т.С. Занятия по развитию речи в первой младшей
группе / В.В. Гербова., Т.С. Комарова. - М.:Мозаика Синтез, 2007. - 321с.