Напоминание

Речевое развитие ребенка с нарушением зрения в раннем возрасте


Авторы: Луговская Светлана Борисовна, Гайворонская Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР- д/с № 132" г.Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Речевое развитие ребенка с нарушением зрения в раннем возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аннотация

Эта статья рекомендована для воспитателей младшего возраста с нарушением

зрения.

Одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста является

обучение родному языку.

В статье говорится о задачах, которые ставятся для развития речи детей. Решается

актуальная проблема всех психических процессов при соблюдении специальных условий.

Предложены формы работы с детьми.

Таким образом, если объединить все усилия педагогов и родителей, то можно

достичь более успешного овладения связанной речью детей младшего дошкольного

возраста.

Речевое развитие ребенка с нарушением зрения в раннем возрасте

Луговская Светлана Борисовна, воспитатель

Гайворонская Наталья Владимировна, воспитатель

Воспитание речи еще в большей мере,

чем всякое другое воспитание,

удается не путем корректировки

с позиции интеллектуального превосходства,

а, лишь, благодаря образцовым примерам.

Гадамер.

Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному

языку — одна из главных. Это общая задача включает частные , такие как обогащение и

активизация

словаря,

воспитание

звуковой

культуры

речи,

совершенствование

грамматической правильности речи, развитие связной речи.

Речь — это инструмент развития высших отделов психики растущего человека.

Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его

интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для

творческой трудовой деятельности.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит: воспитателям - в детском

саду, родителям — дома.

От культуры речи взрослых, от того, как они общаются с ребёнком, зависят

успехи дошкольника в усвоении родного языка.

Речь детей с нарушением зрения формируется в процессе разнообразной

деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью, но если в

эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребёнка,

усвоение языка будет затруднено. Специфичность коррекционной работы с детьми

дошкольного возраста состоит во взаимосвязи и в взаимодействии с коррекционной

работой со всеми видами деятельности всестороннего воздействия содержания методов,

приёмов и средств коррекции на психику ребёнка, компенсаторном развитии средствами

деятельности. Речь играет немаловажную роль при решении задач, направленных на

коррекцию зрения:

активизация зрительных функций

обогащение зрительных впечатлений

формирование целостного и полного восприятия

обогащение зрительного опыта через иллюстративный материал

обогащение зрительных образов в результате общения с реальным миром

формирование навыков зрительного анализа.

Очень важно развивать у ребёнка мелкую моторику рук, которая напрямую

связана с уровнем его речи. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи

была замечена ещё в 19 веке Марией Монтессори. Исследования многих крупнейших

учёных доказали , что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на

становление детской речи. Сотрудники «Института физиологии детей и подростков

АПН.РФ» установили , что проекция кисти руки в головном мозге расположена очень

близко с речевой моторной зоной. Именно величина проекции кисти и её близость к

речевой зоне опосредованно влияет на развитие активной речи ребёнка.

Таким образом, тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим

фактором,

стимулирующим

речевое

развитие

ребёнка

с

нарушением

зрения,

способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к

письму, а так же мощном средством , повышающим работоспособность коры головного

мозга , следовательно уровень развития мышления.

На третьем году ребёнок может не только слушать, но и понимать литературные

произведения , рассказы взрослого , что безусловно обогащает его знания и речевой опыт.

Как можно чаще читайте детям сказки, потешки, стихи. Вот где представлено богатство

русской речи! Имейте в виду , что мультфильмы не дадут того, что даёт книга.

Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы:

мышление

память

внимание

воображение.

Во второй половине третьего года жизни дети начинают задавать огромное

количество вопросов, что так же свидетельствует о развитии речи и мышления. Взрослым

следует с уважением относиться к детским вопросам и давать на них краткие, ясные,

понятные ответы. На третьем году жизни дети очень любят слушать и быстро запоминают

стишки, песенки, потешки, прибаутки — это так же существенный показатель развития их

мышления, памяти, и конечно же речи, причём речи образной, эмоциональной.

В каждой совместной с ребёнком деятельности старайтесь предусмотреть

ситуации, которые незаметно для малыша вовлекают его в речевое общение. Организуя

какую — либо деятельность ребёнка с нарушением зрения , родители помогают ему

вступать в речевой контакт со сверстниками. На третьем году жизни значительно

совершенствуется активная речь ребёнка, очень быстро растёт словарь (до 1200 — 1500

слов).

Быстрое развитие речи присуще всем здоровым детям, ребёнок легко и свободно

говорит, если соблюдаются условия:

общение взрослого с ребёнком во всех сферах и видах деятельности

удовлетворение потребности ребёнка в общении со сверстниками, детьми

разного возраста

высокая культура речи взрослых

содействие развитию слуха и речевого аппарата, как основы развития речи

ребёнка

обеспечение взаимосвязи сенсорного , умственного и речевого развития

проведение специальных игр и упражнений по развитию речи

предоставление

детям

в

достаточном

количестве

образовательного

материала: игрушек, книг, картинок...

С детьми двух, трёх лет проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия:

1.

Прогулки по группе.

Дети рассматривают и обследуют вещи , играя с некоторыми из них. Эти занятия

наиболее эффективны в первые месяцы учебного года: приучают детей к совместной

деятельности, учат свободно ориентироваться в ближайшем окружении.

2.

Рассказы, потешки, стихи, поговорки.

Развивают способность детей слушать и понимать небольшой текст без наглядного

сопровождения.

3.

Игры — инсценировки.

С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения,

характерные для детей третьего года жизни.

4.

Рассматривание сюжетных картинок.

Для маленьких детей в разные годы разрабатывались специальные серии картин,

целевое назначение которых — в развитии речи малышей, уточнение и закреплении их

представлений об окружающем.

Таким образом, обогащение и активизация словаря в общей системе речевой

работы в детском саду занимают очень важное место. Объединив все усилия педагогов и

родителей, обеспечив малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную

жизнь в детском саду и дома, мы создадим все условия для более успешного овладения

связной речью детьми младшего дошкольного возраста.

Список литературы

1.

Теплюк С.Н. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского

сада/С.Н.Теплюк. - М.:Мозаика — Синтез, 2007. - 236с.

2.

Гордеева Т.В. Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами/Т.В.

Гордеева. - М.: Книголюб, 2008. - 83 с.

3.

Павлова Л.Н. Раннее детство/ Л.Н. Павлова. - М.: Просвещение, 2001. - 101

с.

4.

Плаксина Л.И. Программы коррекционных образовательных учреждений 4

виа для слабовидящих детей /Л.И. Плаксина. - М.: Горо Д, 1999. - 257 с.

5.

Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори от 6 месяцев

до 6 лет / В.Г. Дмитриева. - М.: Эксмо, 2008. - 173с.

6.

Григорьева Г.Г. Кроха / Г.Г. Григорьева. - М.: Просвещение, 2001. - 84 с.

7.

Гербова В.В., Комарова Т.С. Занятия по развитию речи в первой младшей

группе / В.В. Гербова., Т.С. Комарова. - М.:Мозаика Синтез, 2007. - 321с.



В раздел образования