Напоминание

"ТРДИЦИЯ КАК ФАКТОР ДУХОВНОГО РОСТА ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА"


Автор: Шелободько Тамара Павловна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств им. А. А. Алябьева" города Тобольска
Населённый пункт: Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ТРДИЦИЯ КАК ФАКТОР ДУХОВНОГО РОСТА ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Шелободько Т.П., преподаватель высшей категории МАУ ДО «Детская

школа искусств им. А. А. Алябьева» г. Тобольск.

ТРДИЦИЯ КАК ФАКТОР ДУХОВНОГО РОСТА ГАРМОНИЧНОЙ

ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Для современного человека всегда существует граница, вне которой

разрушение и распад целостности, где он пребывает, оборачивается на

разрушение его самого, его духа. Условием существования человека является

наличие человеческой общности и тех законов, которым подчиняется человек

внутри такой общности. Связь настоящего с прошлым составляет основу

традиции, что объясняет наш интерес к данному феномену.

«Традиция» есть понятие, которое, по существу, несет в себе то самое

содержание или образ «единения», «связи событий», поступков людей, идей.

Как квинтэссенция духовного опыта поколений, традиция дает предпосылки

для распознавания различия между течением и выбором. Только тому, кому в

действительности удалось познать отличие между ними, и научиться следовать

выбору, удается защитить свободу - благо, которое позволяет нам оставаться

самими собой. Приобщаясь к традиции, личность получает возможность

общения с другими на уровне духовного.

Сегодня признается тот факт, что человек не может жить и творить вне

традиции. Традиция является одним из самых важных механизмов включения

нового поколения и личности в системе существующих отношений общества в

целом. Все, что свойственно человеку как социокультурному существу,

приобретается прижизненно - силой традиции, усвоением опыта культуры.

Необходимо отметить, что понятие традиции не является эмоционально

нейтральным, и, прежде всего, речь идет об атмосфере, окружающей это слово.

Многие, обращаясь к данному термину, видят в нем не факт, а ценность.

Термин «традиция» вызывает одобрение или неодобрение в зависимости от

того,

какие

психологические

механизмы

усвоения

традиции

были

задействованы в процессе формирования личности человека; какие ценностные

установки были даны человеку: устоявшееся должно служить примером, все

что-либо новое должно подвергаться сомнению и наоборот.

С самого начала действие традиции происходит на уровне неосознанного,

но

обязательного.

В

сообществе

существует

закрепленная

традицией

совокупность определенных норм и правил, которые внешне навязываются

личности. В процессе постепенного следования традиции правила, которые

ранее навязывались как обязательные, вызывают протест и неприятие, но

временно выполняются как требование среды. Они также осознаются как

жизненно необходимые и превращаются во внутреннюю потребность,

привычку, убежденность. Каждый акт понимания традиции — это момент ее

свершения, необходимая форма ее современной и будущей жизни.

Традиция — это особенные обстоятельства, которые действуют на

человека незаметно: и на чувства, и на разум, и на эмоции. Личность не

чувствуй себя объектом действия, и этим обуславливается жизнеспособность и

эффективность анализируемого нами феномена. Традиция создает особенную

среду взаимодействия

между людьми разных поколений, что разрешает

личности расширить границы своего общения за пределы своего поколения.

Формирование ценностей личности начинается с некоторой системы

запретов и табу. «Я» принимает их как необходимое условие среды, в которой

оно пребывает, но со временем эта сетка запретов начинаем вызывать сомнения

относительно своей законности, соотноситься с внешним миром и собственным

восприятием навязываемых нормативов. Процесс понимания императивов

поведения от уровня необходимого как данного к уровню необходимого, как

осознаваемого, и представляет собой путь совершенствования личности.

Характерной

иллюстрацией

данного

положения

будет

утверждение

Э.Фромма относительно того, как отличается положение человека, который

еще связан с изначальной ("первобытной) традицией и тем, кто эту традицию

жизни пытается переосмыслить, подвергает ее сомнению. «Пока и поскольку...

индивид не порвал пуповину, связывающую его с внешним миром, он не

свободен, но эти узы дают ему опущение принадлежности к чему-то, как бы

гарантируют ему безопасность существования за счет корней в какой-то

почве... Они (первичные узлы) органичны - в том смысле, что являются

естественным

фактором

нормального

человеческого

развития.

Они

предполагают отсутствие индивидуальности, но дают человеку уверенность и

жизненную ориентацию. Эти узы связывают ребенка с матерью, первобытного

человека с его племенем и с природой, а средневекового - с церковью и с его

сословием. Когда достигается полная индивидуализация, когда человек

освобождается от этих первичных уз, перед ним встает новая задача:

сориентироваться и укорениться в

мире, найти для себя какие-то новые

гарантии, которые просто не были нужны при его прежнем существовании. При

этом свобода приобретает другое, новое содержание» [2, с. 31].

Поскольку чаще всего человек ищет подтверждение своим поступкам в

прошлом опыте, то с традицией связывают что-то определенно хорошее,

получившее

проверку

опытом.

Именно

здесь

коренится

благоговение,

значимость, даже трепет, ассоциируемый но всем, что психологически

комфортнее

(вызывает

меньше

сомнений

и

переживаний

по

поводу

легитимности (законности) своих действий), если поступки, переживания

находят свое подтверждение в прошлом опыте, санкционируются традицией

его группы.

В классическом обществе традиция определяет ту единственную форму, в

которой личность или общность может выразить себя, что приводит к

невозможности

сделать

собственное

поведение

предметом

внутренней

рефлексии. Конечно, человеку традиционного общества также свойственны

свои собственные интересы, но возможности их выражения ограничены общим

сакральным порядком, который устанавливает традиция непосредственно -

путем регламентации поведения конкретными предписаниями и запретами, или

же опосредовано, когда устанавливаются определенные стандартные формы

личностной идентичности и объединения с другими. Действия личности или

получают или не получают соборную санкцию, получают или нет одобрение

референтной группы. Какие бы личные интересы не преследовал здесь человек,

прежде всего, он занят поддержанием общего сакрального порядка. Именно это

определяет и непосредственные цели, и конечный смысл его действий, вслед-

ствие чего обуславливает перспективу его повседневного жизненного успеха,

становится исходной и универсальной предпосылкой для достижения стойкой

личностной идентичности или социально признанного статуса.

Необходимо отметить, что именно в традиции сосредоточена мудрость

предков, которые обобрали и ввели в действие существующие и сегодня

ценности, нормы, образцы поведения, и именно к ней обращаются, дабы

исключить изобретение уже созданного ранее, не тратить понапрасну силы и

энергию на повторяющиеся действия. Традиции определяют ролевые модели,

дают человеку готовые блоки для строительства новых отношений и связей.

Благодаря

традиции

усиливается

чувство общности, общих корней,

принадлежности к нации, сообществу, группе. Это может быть использовано

для

объединения людей

в

настоящем.

Традиция помогает

переживать

разочарование, смягчает неудовлетворенность повседневным существованием;

традиции, чьи истоки коренятся в счастливом (прекрасном) прошлом, дают

надежду на обретение такого же будущего. Человек ищет убежища и защиты в

современной гонке, треволнениях и заботах.

Можно заметить, что в периоды общественного подъема интерес к

традиции

как

бы застывает,

интерес вызывает стремление к новому,

меняющемуся, необычному, нетрадиционному. Отчасти это можно объяснить

психологическими причинами, прежде всего - свойствами человеческого

разума - «неустанного и скептического, жаждущего новизны и оригинальности,

устремленного к творчеству и новациям, наделенного воображением и

фантазией.

Рано

или

поздно

любая

традиция

подвергается

сомнению,

пересмотру, и в то же время открываются новые фрагменты прошлого, которые

признаются традиционными» [3,с 93].

Для

нормального

существования

личности

неприятны

ни

жесткий

традиционализм,

ни

безудержное

новаторство.

Если

перефразировать

Ю.Лотмана, то всякая истина, которая не подвергается сомнению, порождаем

фанатизм.

Засилье

традиционализма

приводит

к

нивиляции

личности.

Постоянные изменения приводят человека в состояние полнейшего безразличия

к

себе

и

другим,

потере

ценностных

ориентации;

собственно,

и

их

приобретение становится сомнительным. Отсутствие устоявшегося прошлого,

отсутствие корней - отсутствие настоящею - и, в перспективе, будущего.

Отсутствие

«меня»

как

личности.

Мы

подчеркиваем

необходимость

гармонического соединения традиционализма и новационности. Преодоление

господствующей

в

обществе

традиционной

системы

может

и

должно

сопровождаться

богатством

направлений

прорыва

человека

к

другим

ценностям, другим жизненным ориентирам. То напряжение, которое возникает

на стыке двух подходов (устоявшегося, традиционною и новационного) создает

ценностно насыщенную, богатую возможностями выбора среду, в которой у

человека всегда сохраняется возможность обновления, игры, творчества.

Нормальной должна быть ситуация, когда «возникают правила для нарушения

правил и аномалии, необходимые для нормы» [2,с 159].

Новационные идеалы должны восприниматься и как положительные, так

как в них воплощается не всякое отрицание существующих традиционных

норм, а только такое, которое утверждает право человека на обесценивание

нормы, на оригинальность, которая, в свою очередь, также не является

случайно». Они (оригинальность) вписана в данную культуру, опирается на те

формы традиционности, которые несут в себе некоторый положительный

смысл.

Всякая традиционная норма существует, в различных формах ее на-

рушения, отклонения от нее. Поэтому любая не тотальная новация призвана

разнообразить мир, создавать ситуации, попадая в которые, индивид вынужден

задумываться

над

существующим,

совершить

выбор,

а,

следовательно,

познаватъ, творить себя как гармоничную личность.

Список литературы

1. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Гоголь. Лермонтов.

- М.: 1988.

2. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: 1991.

3. Штомика П. Социология социальных изменений. - М.: 1941,



В раздел образования