Напоминание

Познавательно-исследовательский проект «Загадки песка» в старшей группе


Автор: Сорокина Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС
Населённый пункт: город Тарко-Сале
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательно-исследовательский проект «Загадки песка» в старшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ ДС «ЁЛОЧКА»

Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

Познавательно-исследовательский проект

«Загадки песка»

в старшей группе

Подготовила воспитатель

Сорокина С. В.

2018

Познавательно-исследовательский проект

«Загадки песка»

в старшей группе

Тип: краткосрочный, познавательно-исследовательский.

Участники: дети, воспитатели

Объект исследования: песок.

Предметом исследования: состав и условия, при которых образуется песок; значение

песка в жизнедеятельности человека.

Цель: исследовать песок, изучить его состав и условия происхождения, местонахождения,

его использование человеком.

Задачи исследования:

- Узнать что такое песок?

- Познакомиться с разными видами песка.

- Провести лабораторный опыты по исследованию песка и его использованию в жизни

человека.

Гипотеза: песок имеет много загадок.

Актуальность.

В данной работе использовались методы: исследование, изучение литературы,

просмотр мультфильмов и познавательных передач.

Введение.

Все дети любят играть с песком, они задумываются: что такое песок и откуда он

берется? И почему песок такой разный? Почему когда прикасаешься к песку –

успокаиваешься, его хочется перебирать пальцами, наблюдать когда он пересыпается из

рук в руки. Песок очень приятный на ощупь.

В результате беседы, мы выявили, что у ребят есть огромное желание расширить

знания о песке, материале с которым так нравится играть, подтолкнуло нас заняться

исследованием. В нашей работе собраны и описаны различные сведения о песке.

Основная часть проекта

План исследования:

Изучить литературу по данной теме.

Рассмотреть песок через микроскоп.

Подготовить все необходимое для проведения опыта.

Провести опыт.

Сделать выводы.

Обобщить результаты поисково-исследовательской деятельности.

Результаты поисково-исследовательской деятельности в устах ребенка:

Мы любим играть в песок. Что же такое песок и откуда он берется? Мы

рассмотрели песок под микроскопом, и заметили, что песчинки бывают разные. Они

отличаются формой, размером и цветом. Песок тоже бывает разный. Речной или морской

песок имеет округлую форму зерен, т.к. на него воздействует вода, которая обтачивает

зерна песка. Горные и уличный песок имеет угловатые зерна. Мы рассмотрели

кинетический песок. Под микроскопом он похож на кристаллы сахара или манную кашу.

Потом рассмотрели цветной песок, которым мы рисуем. Под микроскопом этот песок

похож на цветные зерна, которые отличаются цветом. Затем рассмотрели речной песок.

Под микроскопом он похож на мелкие камушки, которые имеют разную форму и размер.

Эти камушки не прилипают друг к другу.

Нам стало интересно, откуда появился песок? В детском саду прочитав

информацию в энциклопедии, мы узнали, что песок состоит из мелких песчинок, которые

не прилипают друг к другу. Песчинки – это маленькие камушки, которые получаются при

трении друг об друга больших камней или то, что осталось при распаде камней после

воздействия времени и погодных явлений (солнца, ветра, воды, мороза). Дождь, ветер,

мороз подтачивают камень и ломают и перетирают его на мелкие крупинки. Мы

зарисовали этот процесс в виде рисунка. И сделал вывод, что песок - это камень, истертый

в порошок.

А вот речной и морской песок получается, когда ломаются ракушки. В группе мы

провели опыт. Взяли ракушки, и измельчили их при помощи молотка и у нас получился

речной песок, желтого цвета. Значит, морской песок бывает белым. Речной - желтым.

Следующий эксперимент мы провели с пемзой. Взяли 2 кусочка пемзы, потерли

друг об друга и у нас получился песок. Прочитав раннее в энциклопедии, что пемза это

камни, получившиеся в результате извержения вулкана. Эти камни пористые, при

извержении они наполняются пузырьками углекислого газа. И у нас возник вопрос:

почему песок разного цвета?

Посмотрев программу «Галилео» мы узнали, что цвет песка зависит от его

местонахождения. Речной песок состоит из разрушенных ракушек, поэтому он желтый

или светло-коричневый. Из черных камней песок черного цвета. Из пемзы песок белого

цвета. Нам стало интересно для чего же нужен песок и где его используют. Прочитав

энциклопедии, посмотрев мультфильмы и передачу «Галилео» мы узнали, что песок в

основном используют в строительстве для изготовления кирпичей и бетона. Оказывается,

песок входит в состав стекла! А также песком можно рисовать и лепить различные

фигуры.

Заключение.

Мы узнали о песке много интересного. Что цвет песка зависит от его места

происхождения. Что под микроскопом песок, созданный человеком (кинетический)

отличается от уличного песка. Песок используют в строительстве, он входит в состав

стекла. Песок появляется при распаде больших камней на мелкие части.

Конспект открытого мероприятия

по познавательно-исследовательской деятельности

Сюжетно-ролевая игра

«Исследование песка в научной лаборатории»

Цели: опытным путем исследовать свойства песка, определить его значение в природе.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с происхождением, свойствами песка.

Стимулировать желание для исследования предметов природы.

Развивающие:

Развивать внимание, память, мышление, речь.

Закреплять правила безопасности при работе с песком.

Развивать умение видеть разумность природных взаимосвязей, делать выводы.

Укреплять физическое здоровье детей.

Воспитательные:

Продолжать воспитывать интерес к экспериментированию.

Воспитывать умение слушать своих товарищей.

Воспитывать уважительное отношение к природным ископаемым.

Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка.

Интеграция образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная,

речевая, физическая.

Методы и приемы:

игровые: метод решения проблемной ситуации, сюжетно-ролевая игра «Мы

исследователи», физкультминутка;

наглядные: ИКТ, составление и рассматривание таблицы, опыты с оборудованием;

словесные: видеописьмо, рассказ детей, загадка, выводы.

Оборудование:

У воспитателя: ИКТ оборудование , белый халат и шапочка, лупа, контейнеры с сухим и

мокрым песком, 2 формы для куличиков, баночка с грязной водой, пустая баночка,

песчаный фильтр, ложка, пластиковая бутылка с песком и почвой, трубочка, картонная

перегородка, макет реки с песочным и почвенным берегами, макет естественного

природного фильтра воды (слои земли - плодородная почва, песок, глина, камни),

емкость с водой для рук и салфетка.

У детей: белый халат и шапочка, лупа, контейнеры с сухим и мокрым песком, 2 формы

для куличиков, баночка с грязной водой, пустая баночка, песчаный фильтр, ложка,

пластиковая бутылка с песком и почвой, трубочка, картонная перегородка, массажные

дорожки ребристые, песочные, каменные, массажные мячики.

оздоровительные дорожки, емкость с водой для рук и салфетка.

Предварительная работа: видео письмо от Старушки Шапокляк, чтение «Сказка о

происхождении глины и песка»; просмотр презентации «Удивительный песок»; беседа

«Вода под землей и на земле» (объяснить, что песок является природным очистителем

воды); изготовление и просушка куличиков для опытной деятельности; изготовление

макета реки с песчаными и земляными берегами для опытной деятельности; проведение

ряда опытов с почвой, органическими и неорганическими бытовыми отходами;

экологическая игра «Да-нет»; разучивание физкультминутки; словарная работа: коллеги,

природные ископаемые (материалы), научные сотрудники, фильтр (естественный,

природный), плодородная почва.

Ход занятия

-

Ребята,

сегодня

я

предлагаю

нам

всем

превратиться

в

ученых

и

заняться исследованиями. Хотите?

- Что же мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.

- Слушайте внимательно:

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть (песок).

- О чем эта загадка? Правильно, ребята, эта загадка о песке.

Ребята, а вы знаете как получился песок?

Тогда послушайте внимательно, что нам расскажет Вита и Ваня З.:

«Много-много миллионов лет назад ни одной песчинки на свете не было. Также не

было ни воздуха, ни воды, ни растений, ни животных… Были лишь на нашей юной

планете горы и вулканы, извергавшие раскаленную лаву. Затем вулканы успокоились,

появились реки, моря, океаны, воздух. Только тогда за работу принялись солнце, ветер и

вода. Не спеша, в течении многих лет, они воздействовали на твердые каменные горы. Не

зря появилась поговорка о капле, которая камень точит. От скал откалывались куски,

крупные обломки превращались под воздействием ветра и воды в мелкие, а те

превращались в маленькие камушки. Ну, а те в свою очередь превращались в песчинки.

Если взять в руки два камня и потереть ими друг о друга, то от них начнут

отставать мелкие частички – это и есть песок».

Видео письмо от старухи Шапокляк:

Здравствуйте, дорогие ребята, я знаю, что вы пытливые, вдумчивые дети и

поможете мне разобраться. Вчера мой друг Чебурашка рассказывал о полезных

природных материалах. Когда он сказал, что почва полезный природный материал, я с

ним согласился, даже когда про камни он это сказал, я тоже согласился. Из них

получаются крепкие теплые дома. Но когда Чебурашка стал говорить, что и песок

полезный природный материал, я не очень поверил. Я не могу к вам сегодня прилететь,

чтобы вы мне все показали и рассказали, мой мотор сломался. Пожалуйста, отошлите мне

видео письмо с подробными разъяснениями.

В: Ребята, поможем старушке Шапокляк? Я предлагаю вам в нашей научной лаборатории

исследовать свойства песка. А затем о результатах нашего исследования мы сообщим в

видео письме старушке Шапокляк. Согласны?

- Прежде всего, давайте, подумаем, какие правила безопасности при работе с песком

нужно соблюдать.

Дети: Работать аккуратно, не бросаться песком, чтобы он не попал в глаза, нужно надеть

фартуки. Внимательно слушать старшего научного сотрудника, все делать вместе.

Младшие научные сотрудники, пройдите за свои рабочие места в нашей лаборатории.

Опыт No1

- Попробуйте песок пересыпать ложкой. Какой он? (сухой, сыпучий)

- Возьмите в руку лупу и рассмотрите песок.

Дети берут в руки лупу и рассматривают песок.

- Из чего состоит песок?

Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.

- Как выглядят песчинки?

Дети: маленькие, полупрозрачные, неправильной округлой формы.

- Ребята, давайте попробуем вылепить куличики из песка.

Дети пробуют вылепить куличики из сухого песка.

- Ребята, у нас получаются куличики?

- Почему не получаются?

Дети: Потому что песок сухой.

- Правильно. Делаем вывод: сухой песок не склеивается, песок состоит из маленьких

крупинок-песчинок, крупинки полупрозрачные, он сыпучий, непрозрачный.

Опыт№2

- Ребята, а вы пробовали лепить куличики из мокрого песка?

- Как вы думаете, почему у вас получалось их строить? (Потому что песок был мокрым и

слипался).

- Вывод: Значит, вода помогает песчинкам склеиваться.

- Как вы думаете, если мокрый песок высохнет, то постройки и куличики рассыплются

или нет?

- Давайте это проверим, с помощью опыта. Возьмите высохшие куличики из песка и

попробуйте их сломать. Что получилось?

Дети: Они рассыпались.

- Почему?

Дети делают вывод: Песчинки потеряли клей – воду, поэтому сухие куличики легко

рассыпаются.

Опыт № 3

-А как вы думаете, песок пропускает воду? (ответы детей)

-Давайте проверим. Для этого на тряпочку натянутую над баночкой, накладываем песок,

медленно наливаем воду

Дети вместе с воспитателем наливают воду.

- Вода прошла через песок? (Да)

- Правильно, делаем вывод: песок пропускает воду.

Опыт №4

- Можно ли с помощью песка очистить воду?

- Пропускаем грязную воду через фильтр из песка.

- Вода очистилась.

Вывод: песок является естественным очистителем воды.

- Как вы думаете, ребята, это полезное свойство песка?

Показать картинку как вода, проходя через слои песка, глины, камня, попадает

очищенной под землю.

Опыт № 5

-А теперь давайте узнаем, растворяется ли песок в воде?

-Возьмите ложку, наберите песок и положите немного песка в банку с водой. Теперь

аккуратно размешайте.

-Растворился песок в воде?

Дети: Нет, он осел на дно банки.

- Значит песок не растворяется в воде?

Дети: Нет

Вывод: песок в воде не растворяется.

Ребята, где можно встретить песок в природе?

Дети: В море, реке, в песочнице, на берегу, на стройке, в пустыне.

- Откуда появился песок в песочнице и на стройке?

Дети: Его привезли из моря, из пустыни, из реки.

Физкультминутка

Воспитатель: Ребята, я очень люблю ходить босиком по песку, ведь это отличный

оздоровительный массаж для наших ножек.

Давайте отдохнём, представим, что наступило лето и мы с вами отправились на прогулку

к реке.

Дети встают друг за другом и идут по оздоровительным дорожкам.

-Путь к реке неблизкий. Сначала идём по неровной дороге

(ходьба по ребристым дорожкам),

затем по камушкам.

А теперь мы подходим к берегу реки. Берег реки состоит из песка, какой он?

(песчаный). Молодцы.

(Дети идут по песчаной дорожке).

Давайте присядем на берегу и сделаем самомассаж.

Дети садятся на ковёр и делают самомассаж с мячом

Этот шарик не простой

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладём

Им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем

Свои руки развиваем!

Можно шар катать по кругу,

А потом сожму немного.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь сели, упор руками сзади, ноги домиком.

Правой ножкой мяч катаю,

Левой ножкой повторяю.

1,2,3,4,5

- нам пора и отдыхать!

Движения соответствуют тексту

После проводится дыхательная гимнастика:

упражнение на дыхание: вдох - потянулись, выдох - опустились.

- Теперь нам пора возвращаться в нашу научную лабораторию.

Дети по дорожкам здоровья возвращаются в детский сад

Опыт №6.

- Ребята, как вы думаете могут ли растения погубить, например, маленькую речку или

пруд.

Рассмотреть заранее приготовленный опыт.

Взять лоток разделить его на две части, таким образом, чтобы посередине была вода, а по

краям - с одной стороны песок, а с другой плодородная почва. В почву и песок посадить

семена растений.

- Как вы думаете, ребята, что произойдет с этими растениями и водой. Растения будут за

счет воды и естественного размножения завоевывать береговую часть водоема, уходить

внутрь него. Ведь мы знаем, что почва образуется от естественного отмирания и гниения

растений.

Показать слайды заросших берегов рек и озер, а также, вследствие чего, измельчавших

водоемов.

Вывод: Песок является естественным природным защитником малых рек от гибели, так

как в песке не растут растения.

- Ребята, как вы думаете, как можно помочь малым речкам и озерам, чтобы они не

мельчали, не превращались в болото и не погибли?

Дети: Отсыпать берега рек песком, очищать реки от растительности, не истреблять

водоплавающих птиц.

Опыт №7.

Воспитатель. Как узнать, песок может передвигаться или нет?

(На него можно подуть).

Дети дуют на песок через трубочку. Песок движется, разлетается .

Вывод: Песок легкий, подвижный, может передвигаться под воздействием ветра.

Продолжение опыта

Бутылку положить на стол, срезать верхнюю часть бутылки вдоль. В одной половине

бутылки лежит земля, в другой песок.

Подуть в трубочку на песок в сторону земли. Что происходит с песчинками? Почему?

Воспитатель: Так и в природе ветер и песок, могут погубить плодородную почву.

(Песок разлетается, затем оседает и попадает на плодородную почву, что ведет к ее

гибели)

Вывод: нужно защищать плодородную почву от завоевания ее песком, так как это может

превратить ее в пустыню.

- Поставим преграду между землей и песком, снова подуем, что происходит?

Песок не попадает на почву. Как вы думаете, как можно защитить плодородную почву от

нашествия пустыни? (Предположения детей)

- Ребята, так что же мы ответим старушке Шапокляк, является ли песок полезным

природным материалом или нет?

Какую пользу приносит песок? (защищает реки от гибели, очищает воду)

Какой вред приносит песок? (может погубить плодородную землю)

Воспитатель: А теперь предлагаю вам посмотреть презентацию «Значение песка в

жизни человека».



В раздел образования