Автор: Волченко Ирина Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ д/с 425
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями развития речи с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
В детском саду, в настоящее время, большую часть детей с
ограниченными возможностями здоровья составляют дети с речевыми
патологиями. Совместная работа логопедов, психологов, педагогов в детских
дошкольных учреждениях позволяет выявлять и корректировать речевые
нарушения в самом раннем возрасте. Эффективность данной работы в
первую
очередь
зависит
от
правильной
организации
психолого-
педагогического изучения ребёнка с нарушениями речи, как основы для
построения
стратегии
коррекционно-развивающей
деятельности
специалистов. Следовательно, возникает вопрос, как правильно организовать
психолого-педагогическое изучение детей с речевыми нарушениями.
Основы диагностики психического развития были заложены Л.С.
Выготским
в
культурно-исторической
концепции.
Ученый
предложил
рассматривать
в
качестве
единицы
детского
развития
не
отдельные
психические процессы и функции, традиционно изучаемые психологией
(восприятие, внимание, мышление и др.), а целостные возрастные периоды
развития.
Психическое развитие заключается не столько в усвоении отдельных
знаний и умений, сколько в образовании новых психофизиологических
уровней, в изменениях детской личности, определяется общими изменениями
характера деятельности ребёнка.
Таким образом, психолого-педагогическое изучение ребёнка дошкольного
возраста включает в себя изучение показателей нормативно-возрастного и
индивидуального развития ребёнка, социальной ситуации его развития,
основных новообразований в центральных линиях развития ребёнка как
становление личности и самосознания, анализ предшествующих этапов и
общей динамики развития ребёнка.
Чтобы
максимально
эффективно
провести
психологическое
обследование, проанализировать его результаты, составить заключение, дать
рекомендации родителям или педагогам, необходимо структурировать свою
работу (разбить на этапы, определить последовательность) и соблюдать ряд
требований к проведению психологической диагностики.
Среди них:
1.
Построение
процедуры
обследования
в
соответствии
с
актуальным возрастом, особенностями поведения ребёнка, а также с учётом
взаимодействия в диаде взрослый – ребёнок.
2.
Учёт особенностей регуляторного обеспечения деятельности
ребёнка с целью минимизации его «ресурсных» затрат.
3.
Построение гипотезы психологического обследования на основе
целостного
представления
о
ребёнке,
анамнестических
данных,
особенностях его поведения в начале обследования.
4.
Использование алгоритма изменения диагностической гипотезы в
свете получаемых данных (правило Байеса).
5.
Использование методического аппарата, адекватного целям и
гипотезе обследования, с учетом процедурных особенностей, позволяющих
получать многофакторную информацию за счёт особенностей предъявления
материалов каждой из методик.
6.
Анализ
получаемых
данных
с
использованием
адекватной
методологии анализа (в данном случае – методологии оценки «базовой
структурной организации психического»).
7.
Квалификация особенностей психического развития с выходом
на тип и структуру развития (постановка психологического диагноза и
определение вероятностного прогноза развития).
Исходя из этого, сама структура оценки психического развития ребёнка
представляется в виде следующих последовательных и взаимосвязанных,
вытекающих один из другого этапов:
1.
Подготовка к обследованию с учётом предполагаемых особенностей
ребёнка, который должен прийти на обследование.
2.
Сбор психологического анамнеза.
3.
Создание гипотезы обследования с выходом на предварительный
психологический диагноз, её уточнение и корректировка в процессе
работы специалиста.
4.
Обследование ребёнка с использованием соответствующих тактик и
технологий,
адекватных
возрасту
и
особенностям
психического
развития ребёнка.
5.
Системный анализ результатов обследования, их сопоставление между
собой в соответствии с гипотезой.
6.
Постановка окончательного психологического диагноза на основании
анализа результатов, понимания причин и механизмов, приведших к
наблюдаемым особенностям, определение вероятностного прогноза
развития и рекомендаций по оказанию помощи ребёнку.
7.
Составление заключения по результатам обследования.
Таким
образом,
психологическое
обследование
проводится
в
соответствии
с
выстроенной
технологией,
с
учётом
особенностей
обследуемого ребёнка, проводится подготовка к процедуре обследования,
определение гипотезы, выбор тактик и технологий, методик и стимульного
материала,
анализ
полученных
данных,
составление
заключения
по
результатам обследования.
Прежде чем непосредственно приступать к обследованию, необходимо
познакомиться со всеми материалами, которые попали к специалисту или
имеются на руках у родителей, получены от других специалистов. У любого
ребёнка с несформированностью речи обнаруживаются те или иные
признаки неврологического неблагополучия, часто поставлены диагнозы
других специалистов.
Важным является этап сбора анамнеза (условия и особенности
протекания беременности и родов, раннее моторное и психоэмоциональное
развитие, узловые моменты развития, семейная и социальная ситуация
развития). Анализ первичных данных позволяет выстроить гипотезу,
определиться с тактикой проведения обследования детей с особенностями
развития.
Основные моменты в тактике обследования детей с нарушениями речи:
Диагностическое обследование должно проводиться с учётом речевых
возможностей ребёнка, а также с учётом имеющихся дополнительных
нарушений или особенностей.
Так
как
характерна
трудность
понимания
сложных
речевых
конструкций, специалист в ситуации обследования должен давать короткие
пошаговые инструкции, при необходимости повторять и разъяснять их, в
некоторых случаях сопровождать доступной наглядностью.
Выполнение
невербальных
заданий
часто доступно ребёнку на
высоком уровне. С целью создания ситуации успеха можно начать
обследование с заданий в невербальной форме.
При отсутствии речи, при грубых нарушениях произносительной
стороны речи, можно провести обследование в невербальной форме (задания
«ПОКАЖИ», использовать карточки-символы и т.д.)
На протяжении всего обследования ребёнку необходимо оказывать
стимулирующую помощь, эмоциональную поддержку.
Таким образом, организуя психодиагностическое обследование детей с
нарушениями речи, важно уделить большое внимание подготовке к
обследованию, сбору анамнестических данных. Важно определить тактику
обследования:
создавать
ребёнку
ситуации
успеха,
оказывать
стимулирующую помощь,
учитывать речевые возможности и другие
особенности ребёнка, при необходимости выбрать методики обследования с
возможностью провести их в невербальной форме, адаптировать инструкции
к заданиям в соответствии с возможностями восприятия и усвоения
словесного материала.
Педагог-психолог: Ирина Николаевна Волченко
МКДОУ д/с 425 «Елочка»
г. Новосибирск
2021 г.