Напоминание

Организация психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями развития речи с нарушениями речи


Автор: Волченко Ирина Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ д/с 425
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями развития речи с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В детском саду, в настоящее время, большую часть детей с

ограниченными возможностями здоровья составляют дети с речевыми

патологиями. Совместная работа логопедов, психологов, педагогов в детских

дошкольных учреждениях позволяет выявлять и корректировать речевые

нарушения в самом раннем возрасте. Эффективность данной работы в

первую

очередь

зависит

от

правильной

организации

психолого-

педагогического изучения ребёнка с нарушениями речи, как основы для

построения

стратегии

коррекционно-развивающей

деятельности

специалистов. Следовательно, возникает вопрос, как правильно организовать

психолого-педагогическое изучение детей с речевыми нарушениями.

Основы диагностики психического развития были заложены Л.С.

Выготским

в

культурно-исторической

концепции.

Ученый

предложил

рассматривать

в

качестве

единицы

детского

развития

не

отдельные

психические процессы и функции, традиционно изучаемые психологией

(восприятие, внимание, мышление и др.), а целостные возрастные периоды

развития.

Психическое развитие заключается не столько в усвоении отдельных

знаний и умений, сколько в образовании новых психофизиологических

уровней, в изменениях детской личности, определяется общими изменениями

характера деятельности ребёнка.

Таким образом, психолого-педагогическое изучение ребёнка дошкольного

возраста включает в себя изучение показателей нормативно-возрастного и

индивидуального развития ребёнка, социальной ситуации его развития,

основных новообразований в центральных линиях развития ребёнка как

становление личности и самосознания, анализ предшествующих этапов и

общей динамики развития ребёнка.

Чтобы

максимально

эффективно

провести

психологическое

обследование, проанализировать его результаты, составить заключение, дать

рекомендации родителям или педагогам, необходимо структурировать свою

работу (разбить на этапы, определить последовательность) и соблюдать ряд

требований к проведению психологической диагностики.

Среди них:

1.

Построение

процедуры

обследования

в

соответствии

с

актуальным возрастом, особенностями поведения ребёнка, а также с учётом

взаимодействия в диаде взрослый – ребёнок.

2.

Учёт особенностей регуляторного обеспечения деятельности

ребёнка с целью минимизации его «ресурсных» затрат.

3.

Построение гипотезы психологического обследования на основе

целостного

представления

о

ребёнке,

анамнестических

данных,

особенностях его поведения в начале обследования.

4.

Использование алгоритма изменения диагностической гипотезы в

свете получаемых данных (правило Байеса).

5.

Использование методического аппарата, адекватного целям и

гипотезе обследования, с учетом процедурных особенностей, позволяющих

получать многофакторную информацию за счёт особенностей предъявления

материалов каждой из методик.

6.

Анализ

получаемых

данных

с

использованием

адекватной

методологии анализа (в данном случае – методологии оценки «базовой

структурной организации психического»).

7.

Квалификация особенностей психического развития с выходом

на тип и структуру развития (постановка психологического диагноза и

определение вероятностного прогноза развития).

Исходя из этого, сама структура оценки психического развития ребёнка

представляется в виде следующих последовательных и взаимосвязанных,

вытекающих один из другого этапов:

1.

Подготовка к обследованию с учётом предполагаемых особенностей

ребёнка, который должен прийти на обследование.

2.

Сбор психологического анамнеза.

3.

Создание гипотезы обследования с выходом на предварительный

психологический диагноз, её уточнение и корректировка в процессе

работы специалиста.

4.

Обследование ребёнка с использованием соответствующих тактик и

технологий,

адекватных

возрасту

и

особенностям

психического

развития ребёнка.

5.

Системный анализ результатов обследования, их сопоставление между

собой в соответствии с гипотезой.

6.

Постановка окончательного психологического диагноза на основании

анализа результатов, понимания причин и механизмов, приведших к

наблюдаемым особенностям, определение вероятностного прогноза

развития и рекомендаций по оказанию помощи ребёнку.

7.

Составление заключения по результатам обследования.

Таким

образом,

психологическое

обследование

проводится

в

соответствии

с

выстроенной

технологией,

с

учётом

особенностей

обследуемого ребёнка, проводится подготовка к процедуре обследования,

определение гипотезы, выбор тактик и технологий, методик и стимульного

материала,

анализ

полученных

данных,

составление

заключения

по

результатам обследования.

Прежде чем непосредственно приступать к обследованию, необходимо

познакомиться со всеми материалами, которые попали к специалисту или

имеются на руках у родителей, получены от других специалистов. У любого

ребёнка с несформированностью речи обнаруживаются те или иные

признаки неврологического неблагополучия, часто поставлены диагнозы

других специалистов.

Важным является этап сбора анамнеза (условия и особенности

протекания беременности и родов, раннее моторное и психоэмоциональное

развитие, узловые моменты развития, семейная и социальная ситуация

развития). Анализ первичных данных позволяет выстроить гипотезу,

определиться с тактикой проведения обследования детей с особенностями

развития.

Основные моменты в тактике обследования детей с нарушениями речи:

Диагностическое обследование должно проводиться с учётом речевых

возможностей ребёнка, а также с учётом имеющихся дополнительных

нарушений или особенностей.

Так

как

характерна

трудность

понимания

сложных

речевых

конструкций, специалист в ситуации обследования должен давать короткие

пошаговые инструкции, при необходимости повторять и разъяснять их, в

некоторых случаях сопровождать доступной наглядностью.

Выполнение

невербальных

заданий

часто доступно ребёнку на

высоком уровне. С целью создания ситуации успеха можно начать

обследование с заданий в невербальной форме.

При отсутствии речи, при грубых нарушениях произносительной

стороны речи, можно провести обследование в невербальной форме (задания

«ПОКАЖИ», использовать карточки-символы и т.д.)

На протяжении всего обследования ребёнку необходимо оказывать

стимулирующую помощь, эмоциональную поддержку.

Таким образом, организуя психодиагностическое обследование детей с

нарушениями речи, важно уделить большое внимание подготовке к

обследованию, сбору анамнестических данных. Важно определить тактику

обследования:

создавать

ребёнку

ситуации

успеха,

оказывать

стимулирующую помощь,

учитывать речевые возможности и другие

особенности ребёнка, при необходимости выбрать методики обследования с

возможностью провести их в невербальной форме, адаптировать инструкции

к заданиям в соответствии с возможностями восприятия и усвоения

словесного материала.

Педагог-психолог: Ирина Николаевна Волченко

МКДОУ д/с 425 «Елочка»

г. Новосибирск

2021 г.



В раздел образования