Автор: Аникеенко Кристина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: открытого занятия по развитию речи
Тема: «Сказочное путешествие»
Раздел: дошкольное образование
Министерство образования и науки Камчатского края
КГПОБУ "Камчатский педагогический колледж"
КОНСПЕКТ
открытого занятия по развитию речи
в старшей и подготовительной группе
Тема: «Сказочное путешествие».
Основные задачи :
1. Воспитательные:
* создать хорошее настроение;
* воспитывать доброту, чувство товарищества;
* поощрять активность и самостоятельность.
2. Образовательные:
* обучение элементам техники выразительных движений: умению правильно
выражать эмоции удивления, страха, грусти, радости посредством мимики;
* продолжать обучать составлению предложений по схеме.
3. Развивающие:
развитие познавательных способностей и эмоционально-личностной сферы
детей:
* способности эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умения
объяснить смысловые ошибки изображения;
* быстроты реакции;
* обогащение словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции,
чувства, настроения;
* развивать умение подбирать слова на заданную букву;
* развивать умение пересказывать небольшие отрывки из сказок;
* развивать умение подбирать прилагательные и глаголы;
* развитие внимания, наглядно-образного мышления.
4. Коррекционные:
* коррекция длительного плавного выдоха.
Материал:
* клубок маленький и большой;
* разноцветные бумажные кораблики;
* ёмкости с водой;
* пиктограммы с изображением эмоций удивления, страха,грусти ;
* костюмы медведя, зайца;
* конверты;
* картина : «Нелепицы»;
* карточки для составления схемы предложений;
* карандаши простые;
* тетрадные листы на каждого ребенка;
* указка, мел, доска;
* мяч;
* карточки с изображением геометрических фигур;
* фланелеграф;
* фигурки сказочных персонажей для фланелеграфа;
* ширма;
* куклы из кукольного театра по сказке « Красная шапочка»;
* шапочки для драматизации р.н.с. «Теремок»;
* «волшебная» палочка;
* разрезная картинка «Солнышко»;
* DVD диск с песней М.Пляцковского «Улыбка»;
* угощение.
Ход занятия
1. Организационный момент.
( Дети заходят в группу, встают полукругом ).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на
занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А как ещё можно поздороваться?
Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
2. Эмоциональная настройка.
Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение?(Хорошее).
И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите , у меня в руке клубочек, но не
простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него
наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу из рук в
руки).Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-
нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что
стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он
стал большим.
Ребята, сегодня у нас необычный день. Мы с вами отправимся в
путешествие и побываем на островах, где встретимся с разными героями. Нас
ждут невероятные приключения и множество загадок. Если мы их разгадаем, то
в конце путешествия сможем открыть секрет хорошего настроения.
Итак, чтобы узнать на какие острова мы поплывём, вы должны догадаться из
присказки, которую расскажет Настя (чтение присказки «Ой, ребята, та-ра-
ра»…)
Воспитатель: Догадались? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, мы будем путешествовать по сказочным островам. Вы
готовы отправиться в путь?
Дети: Да!
Воспитатель: Для этого нужно выбрать кораблик, на котором вы хотели бы
поплыть. ( Дети выбирают кораблик понравившегося цвета и запускают его в
воду.
Дуют на него , чтобы он поплыл).
3. Дыхательная гимнастика. Вдох через нос, выдох через вытянутые губы.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы с вами приплыли на первый остров. Как вы
думаете, ребята, как он называется? ( Дети смотрят на пиктограмму ).
Дети: Удивление.
Воспитатель: Правильно. А вы умеете удивляться? ( Дети изображают эмоцию с
помощью мимики : рот раскрыт , брови и верхние веки приподняты).
Воспитатель: На этом острове живёт необычное , удивительное животное.
Посмотрите на него и познакомьтесь с ним.
Дети: Как тебя зовут?
Ребёнок, исполняющий роль необычного животного: Я сам не знаю. Помогите
мне разобраться, кто я такой.( Ребёнок одет в костюм : голова от медвежонка,
туловище от зайца).
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь нашему герою, надо решить небылицы.
4. Игра «Что не так?»
Дети подходят к доске, где вывешены небылицы и по очереди говорят, что
неправильно изображено на картинке. ( Собака с ушами зайца, свинья с лисьим
хвостом и. т. д.). В это время ребёнок, исполняющий роль необычного
животного, незаметно переодевается в костюм медвежонка.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы всё правильно определили. Ой, посмотрите,
что же произошло с нашим героем?
Дети: Он стал медвежонком!
Ребёнок: Спасибо вам, ребята.
Воспитатель: Ребята, а давайте порадуем медвежонка чтением небылиц ( 2-3
человека рассказывают небылицы).
Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста, к какому жанру относятся небылицы? К
фольклору . А что ещё относится к фольклору? Ответы детей: сказки, присказки,
дразнилки, мирилки, поговорки, пословицы, считалки и. т. д.
Воспитатель: Порадовали мы тебя, медвежонок?
Ребёнок: Да , молодцы ваши дети. Вот за это волшебный конверт.
Воспитатель: Давайте его откроем и посмотрим, что там находится. А здесь
карточки , с помощью которых вы должны составить предложения по схеме,
после чего мы сможем отправиться на второй остров.
Дети садятся за столы, на которых лежат тетрадные листы и карандаши.
5. Составление предложений по схеме.
( Уточнение: первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения
ставится точка).Один ребёнок работает у доски. После выполнения задания
зачитываются все предложения.
6. Игра с мячом «Назови слово на данную букву».
Участники разбиваются на две команды. Затем команды встают в две линии
друг напротив друга на расстоянии 1,5 м . Воспитатель уточняет правила игры:
ребёнок первой команды называет слово, начинающееся с твёрдого звука «Л» и
бросает мяч участнику второй команды, стоящим напротив него. Ребёнок,
поймавший мяч, называет слово, начинающееся с мягкого звука «Ль» и. т. д. Кто
ошибается, выбывает из игры.
Слова: лак, ласточка, лавочка, лагерь, лоб, ложка, лошадь, лось, лодырь, лук,
лукошко, лужа, луг, лыжи; лес, лесенка, лебедь, лента, Лёша, липа, ливень,
лимон, лиса, лимонад, ливень, люстра, Люда, люди, любовь, лягушка.
Воспитатель: Ребята, теперь мы можем поплыть на второй остров (выполнение
плавательных движений). Приплыли! Посмотрите на эмблему этого острова.
Как вы думаете, как он называется?
Дети: Остров Страха.
Воспитатель: Давайте попробуем изобразить эмоцию страха на своём лице .
( Дети изображают чувство страха с помощью мимики : глаза широко открыты,
брови приподняты, рот открыт).
Воспитатель: Ребята, а кто это там?
Дети: Мальчик.
Воспитатель: Давайте спросим , что с ним случилось?
Ребёнок, исполняющий роль испуганного мальчика: Ребята, я читал сказки
Гауфа и был очень напуган злой старухой. Теперь мне очень страшно.
Воспитатель: Действительно, сказки Гауфа волшебные и немного страшные. Это
«Маленький Мук», «Карлик нос», «Корабль-призрак». Их надо читать более
старшим детям. А что это у тебя в руках?
Мальчик: Ой, совсем забыл, это конверт для вас!
7. Моделирование сказок.
Воспитатель
достаёт
из
конверта
листы
с
изображением
различных
геометрических фигур, в которых «зашифрованы» герои сказок и предлагает
детям назвать знакомые сказки по каждой модели. Воспитатель, обращаясь к
мальчику : Ну вот, теперь ты знаешь, какие сказки тебе надо читать. А чтобы ты
совсем не боялся, я приглашаю тебя в театр, где дети расскажут и покажут
небольшие отрывки из сказок.
8. Рассказывание сказок.
а) Р.н.с. «Заюшкина избушка» с показом на фланелеграфе.
б) Кукольный спектакль по сказке Ш.Перро «Красная шапочка».
в) Драматизация по р.н.с. «Теремок».
Мальчик: Спасибо вам ребята.
Воспитатель: Мальчик, а хочешь поиграть с нами в игру?
- Да.
9.Игра «Стоп, палочка, остановись!» (На подбор прилагательных и глаголов).
Воспитатель: Поплыли дальше. (Дети выполняют плавательные движения).
Смотрите, на горизонте появился последний третий остров. Это необычный
остров – заколдованный. Все его жители всё время плачут. Посмотрите на
эмблему этого острова. Какое чувство на ней изображено?
Дети: Грусть.
Воспитатель: Правильно, ребята. А вот одна из жительниц этого острова.
Ребёнок, исполняющий роль Грустинки: Я, маленькая Грустинка. Я знаю, зачем
вы приехали – давайте поревём вместе. ( Дети вместе с Грустинкой изображают
эмоцию грусти: брови приподняты и сдвинуты, уголки губ опущены).
Воспитатель: Стоп, стоп, стоп. Ребята, это же волшебный остров Плакс. Вот
видите, вы уже поддаётесь волшебству. Мы же с вами добрые волшебники.
Может быть, мы сможем помочь маленькой Грустинке. Но, как же тебе помочь,
Грустинка?
Ребёнок, исполняющий роль Грустинки: Меня может расколдовать волшебная
картинка. Но у меня есть только два кусочка. Злая колдунья, заколдовавшая наш
остров, раскидала остальные кусочки на других островах.
Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, что лежит в волшебных конвертах.
(Дети открывают конверты, находят остальные кусочки).
Воспитатель: Нам нужно сложить эти кусочки правильно и тогда мы расколдуем
остров Плакс. ( Дети складывают на фланелеграфе картинку, на которой
изображено улыбающееся солнышко, а на лучиках написаны весёлые слова.
Дети читают эти слова).
Воспитатель: Ребята, как же перестать грустить?
Дети: Надо улыбнуться друг другу.
Воспитатель: Правильно. Давайте улыбнёмся друг другу и споём для Грустинки
песню М.Пляцковского «Улыбка».
10. Дети поют под караоке.
Ребёнок, исполняющий роль Грустинки: Спасибо ребята. Вот вам угощение.
( Грустинка подводит детей к столу, где лежит торт, с зажженными свечами и
предлагает задуть свечи).
Воспитатель: Давайте поблагодарим Грустинку.
11.Подведение итогов.
- Понравилось сегодня наше занятие?
- Чем занимались на занятии?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Кто сегодня занимался хорошо?
- Давайте себя погладим по голове и скажем: « Я сегодня молодец!»
На этом занятие окончено. Давайте попрощаемся с гостями.
- До свидания.
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе
ТЕМА: «Наш дом»
Коррекционно-образовательные цели:
Обогащение
словаря
по
теме
«Наш
дом».
Уточнение
и
расширение
представлений
о
назначении,
материалах,
из
которых
строят
дома.
Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных
прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами;
употребление родственных слов).
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие связной речи, внимания, мышления; умения сравнивать предметы,
выделяя отличительные признаки.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.
Оборудование:
Игра
«Кто
где
живет?»,
картинки
с
изображением
жилища
человека,
одноэтажный и многоэтажный дома, игра «Строительные профессии».
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Дидактическая игра «Кто где живет?».
- Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?
- Где живет лиса? ( Лиса живет в норе)
( волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка,
скворец и т.д.)
2. – А где живет человек? (В доме)
- Как можно сказать о маленьком доме? (домик)
- О большом доме? (домище)
- Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)
- Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)
- Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)
- Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство?
(домохозяйка)
Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья
слов, слова-родственники.
Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ».
3. – В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в
избе, в тереме, в крепости, в палатке)
- Кто строит дома? (строители)
- Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур,
маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник,
электрик, плотник)
4. Дидактическая игра «Кто что делает?» (логопед показывает картинки с
изображением людей разных строительных профессий, а дети называют слова-
действия)
- Что делает каменщик? (Каменщик строит, возводит стены) и т.д.
- Какие еще здания строят строители? (библиотеки, школы, детские сады)
5. Физминутка
- Давайте поиграем в игрушечную стройку.
Получили мы подарки: Дети изображают, как выкладывают
Кирпичи, бруски и арки. предметы из коробки.
Из коробки мы берем,
Строим мы красивый дом.
Строим быстро, строим скоро, Дети садятся на корточки,
Без цемента из раствора. постепенно выпрямляясь,
Дом растет все выше, выше, а потом встают на носки.
Есть карниз, труба и крыша.
6. – Ребята, а как называется жилище Бабы-Яги?
- Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и
полетела в город, посмотреть в каких домах живут люди.
- В городе много разных домов: одноэтажных и многоэтажных. Сравните
одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов)
- Какие еще дома увидела Баба-Яга? (детям раздаются картинки домов с
разным количеством этажей)
- Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом?
(В этом доме 5 этажей. Он пятиэтажный.)
7. – Понравились Бабе-Яге эти дома и решила Яга построить себе новый дом, а
из чего не знает.
- Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из
камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из
соломы)
- Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Какой вы думаете дом будет
прочным? Почему вы так думаете?
8. Дидактическая игра «Назови какой дом?»
Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.
из бетона – из пластмассы - из бумаги -
из камня – из металла - изо льда -
из глины — из стекла - из дерева –
9. – Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Лешему, что она видела.
-Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.
Около школы строит (кирпич) дом.
Оля живет в (бетон) доме.
На опушке леса стоит (дерево) дом лесника.
Мама сделала для куклы (бумага) дом.
В (стекло) домике живут разноцветные рыбки.
Поросенок Наф-Наф построил (кирпич) домик.
Снежная Королева живет в (лед) дворце.
У куклы Барби (пластмасса) домик.
У Бабы-Яги (дерево) избушка.
10. Итог.