Напоминание

"Огород на подоконнике"


Автор: Иванова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №22"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Ухта, пгт. Шудаяг
Наименование материала: проект
Тема: "Огород на подоконнике"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ «Детский сад № 22 общеразвивающего вида».

Познавательно – исследовательский проект «Огород на окне»

Ухта, 2020г.

Паспорт проекта

Тип проекта

; Познавательно – исследовательский.

По содержанию: обучающий.

По числу участников проекта: групповой.

Сроки реализации проекта:

краткосрочный, март-апрель

По характеру контактов: в рамках ДОУ

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения

идеи до получения результата.

Цель проекта

: расширение представлений детей об окружающем мире,

о значении воды в жизни человека, животных, растений. Создание условий

Средняя группа: дети 4 -5 лет.

Воспитатели: Иванова Е.Н., Семяшкина

Т.В.

для участия детей в трудовой деятельности; вовлечение детей в

практическую

деятельность

по

выращиванию

овощных

культур

в

комнатных условиях;

расширять знания детей о способах посадки;

приобщение родителей к проектированию проекта.

Интеграция

образовательных

областей

:

Социально-

коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи проекта

:

Обучающие:

Формировать представление о том, как выращиваются огородные

растения.

Закреплять знания детей о строении, об условиях, необходимых для

роста растений.

Систематизировать знания детей о значении воды в жизни человека,

животных, растений.

Познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени:

петрушки, укропа, зелёного лука.

Развивающие:

Развивать творческую, познавательную активность, устойчивость

внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую и общую

моторику, композиционные умения.

Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить,

углубление, условия).

Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее

место в различных видах деятельности.

Воспитывающие

:

Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

Воспитывать чувство самосохранения, умение заботиться о своём

здоровье.

Воспитывать желание производить трудовые действия, помогать

взрослым.

Формировать чувство ответственности при уходе за огородными

растениями: вовремя полить, рыхлить почву, предохранять от прямых

солнечных лучей.

Актуальность проекта: Необходимость расширять представления детей

среднего возраста о процессе посадки и выращивании растений в

комнатных условиях.

Проектная идея: Вместе с родителями, педагогами и детьми создать в

группе детского сада огород на окне.

Проект включает в себя 3 этапа

:

На подготовительном этапе разработана стратегия реализации проекта.

- Изучение материала по программе для детского сада по возрастной

группе «Что должно присутствовать в «огороде на подоконнике» в средней

группе».

- Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной

деятельности.

Основной этап включает в себя

- Совместную деятельность – посадку,

- Наблюдение и уход за «огородом»,

- Рассматривание альбома «Что мы посадили»

- Беседы о пользе овощей.

На заключительном этапе

- Участие в конкурсе «Мы сажаем огород, посмотрите, что растёт»

Этот проект значим для всех его участников:

Дети:

получения новых знаний, проявления активности в процессе

выполнения трудовых поручений

Педагоги:

продолжение

освоения

метода

проектирования

метод

организации

насыщенной

детской

деятельности,

который

дает

возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые

формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление

дошкольников.

Родители:

предоставление материала для выполнения трудовых и

экспериментальных действий.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель:

занимается подбором нужного материала, организует

образовательные ситуации (посадка растений), эффективно развивает

творческое и познавательное мышление дошкольников, и привлекает

родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и

знаний дошкольников

Дети:

участвуют

в

познавательной

деятельности,

занимаются

наблюдением за прорастанием растений.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками

(лейка, совок), организовали развивающую среду для эффективного

размещения в группе

Предполагаемый результат проекта

Дети совместно с воспитателем вырастили «свой огород»

Приложение 1

Как мы сажали огород.

Ухаживали: поливали,

рыхлили

Приложение 2

Был создан альбом наблюдений за ростом растений куда дети зарисовывали

свои наблюдения.

Приложение 3

Вырезаем листика для берёзки для украшения окна

Приложение 4

Лепка «Огурец и морковь» с использованием нетрадиционной техники

лепки.

Цель: Закрепление знаний обобщающего понятия «Овощи».

Задачи:

1. Закрепить у детей умения лепить овальные формы, используя два вида

нетрадиционной

техники

лепки:

пластилиновая

мозаика

(,заполнение

изображения

мелкими

пластилиновыми

шариками)

и

пластилинография

(

техника, принцип которой заключается в создании пластилином

лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе,

благодаря которой изображения получаются более или менее

выпуклые, полуобъёмные.

2. Формировать у детей интерес к лепке.

3. Воспитывать внимание, прилежность, усидчивость.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением разных овощей, разгадывание

загадок, чтение В. Степанов «Хоровод на грядке», разучивание стихов про

овощи, игра в магазин «Овощи - фрукты».

Материалы:

Пластилин,

дощечка

для

лепки,

стека,

муляжи

овощей,

карточки

с

изображением овощей.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Как рада я вас видеть.

В моём огороде росли овощи: лук, свекла, морковь, огурец. С наступлением

холодных ночей овощи собрали. И я предлагаю вам выбрать два овоща,

которые вы любите кушать чаще всего дома.

Дети отвечают. По ответам детей выбираются огурец и морковь.

Воспитатель: Ну, что ж ребята, вы выбрали свои любимые овощи и сейчас я

предлагаю вам их вылепить для себя. Но сначала отгадайте загадку, и вы

узнаете, как называется овощ, который лежит у меня на подносе?

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

Он имеет какую форму? (лук круглый) и верхушка у него какая? (вытянутая

немного вверх). Потрогайте его руками.

Каждый ребёнок ощупывает луковицу, произнося, что лук округлый.

Ребята, отгадайте следующую загадку, и вы узнаете, как называется овощ,

который лежит у меня на подносе?

Если хочешь винегрет -

В огород за ней сходи,

У неё красивый цвет.

И снаружи, и внутри! (свекла).

Свекла имеет, какую форму? (круглая

с носиком). Свекла, какого цвета?

(бордового). Дети ощупывают свеклу

и отвечают на вопросы воспитателя.

(свекла).

Следующая загадка:

В зелененьких носочках,

Оранжевом платочке,

Сударыня сидит,

До осени молчит. (Морковь).

Морковь имеет, какую форму? (длинная и острая на конце). Какого цвета

морковь?

Давайте, дети, разомнем наши пальчики.

Мы капусту рубим, рубим,(движения прямыми кистями вверх-вниз)

морковку трем, трем,

(пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, солим,

(имитировать посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем, жмем.(сжимать и разжимать пальцы)

И последняя загадка:

Он совсем, совсем зелёный

И овальный, удлинённый

Помидору верный брат,

Тоже просится в салат.(огурец)

Воспитатель:

для

вас

приготовлены

карточки

с

нарисованными

контурами

моркови и огурца. Лепить мы с вами

будем, используя нетрадиционные техники

лепки. Морковь будем лепить в технике

пластилиновой

мозаики,

а

огурец,

используя технику пластилинографии. Но

прежде, чем начать

лепить, давайте

вспомним

какая

морковь.

Она

овальная.

удлинённая,

книзу

сужается,

оранжевая. Возьмём оранжевый пластилин и будем отрывать от него маленькие

кусочки одинаковой величины и скатывать шарики.

Вот так! Показать детям приемы лепки.

Теперь лепим огурец. Мы берём зелёный пластилин.

Показать

детям

приемы

лепки.

Получается

огурец..

Ребята давайте теперь посмотрим, что у нас

получилось. Красота! Молодцы! Хотите поиграть?

Дети: да

Поочередно загибать пальцы.

Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Фёклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Рад, два, три, четыре, пять -

Поможем урожай собрать.

Ребята,

на

этом

наше

занятие

закончилось. Я думаю, что вечером вы

обязательно

расскажите

мамам

и

папам, какие овощи вы лепили.

Приложение 5

Конспект занятия по рисованию в средней группе

«Овощи на тарелочке».

Цель: вспомнить с детьми овощи, поговорить о том, где они растут.

Учить располагать овощи на тарелке.

Воспитатель читает стихотворение:

На тарелке – урожай,

Всё, что хочешь, выбирай.

Для борща и для салата.

Мама будет очень рада! (интернет).

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы с вами вспомним какие овощи вы знаете, где они

растут, их форма, цвет.

Дети отвечают.

Затем воспитатель предлагает приступить к рисованию.

- Располагаем наши овощи на тарелке.

Потом воспитатель предлагает сделать упражнения:

Воспитатель: - ребята, давайте изобразим важный помидор (руки на пояс,

повороты влево – вправо).

Огурчики спрятались, надо нагнуться, чтоб их найти (сели на корточки,

руки на пояс, идут по кругу вприсядку).

Мохнатые хвостики моркови развеваются на ветру (поднять руки вверх и

качаться из стороны в сторону).

Молодцы ребята! Собрали овощи на тарелочки и поиграли. А теперь

давайте отнесём наши работы на выставку.

Вот такие замечательные тарелочки с овощами!

Приложение 6

Конспект образовательной деятельности на тему: «Овощи и фрукты –

полезные продукты»

в средней группе.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с витаминами А, В, С, Д, Е, раскрыть их значение для

здоровья человека;

2.Закрепить и обобщить знания детей об овощах и фруктах: форма, цвет;

3. Развивать связную речь, мышление, память, воображение, художественно-

творческие способности.

4. Воспитывать интерес, любознательность, желание больше узнать об овощах и

фруктах, эстетическое восприятие, любовь к природе.

Материал к занятию: муляжи, картинки овощей и фруктов; конверт с письмом,

посылка; клей, кисти, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание картин овощей и фруктов, ,

отгадывание загадок об овощах и фруктах.

Словарная работа: овощи, фрукты, апельсин, ананас.

Методы и приемы: беседа, игра, описание.

Организация детей на занятии: дети сидят полукругом, передвигаются по

групповой комнате, сидят за столом.

Ход ОД:

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята!

Дети стоят полукругом, воспитатель по центру, лицом к детям.

Воспитатель:

"Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг - другу улыбнемся". (дети садятся на стульчики)

Сюрпризный момент.

Стучат в дверь

- Ребята, а кто это там стучится? (В комнату приносят посылку)

- Да, ребята, нам принесли посылку. От кого же эта посылка? (открывает

посылку)

- Ой, а там есть письмо, от кого же оно? (на конверте нарисован Карлсон,

показать)

- От Карлсона.

- Да, ребята. Давайте поскорее откроем его и прочитаем, что же там написано?

- Ребята, Карлсон не смог к нам добраться, он заболел. Поможем ему побыстрее

выздороветь? Тогда я Вас приглашаю отправиться в страну Витаминию.

Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Ну что, ребята,

догадались, о чем сегодня будет наше

путешествие? ( ответы детей)

Правильно об овощах и фруктах, их пользе для человека. А сколько витаминов

содержится в них!

Показывает картинку с овощами и фруктами.

Воспитатель:Первая часть этого слова «Вита», в переводе с греческого языка

означает жизнь, значит витамины очень ценные вещества, благодаря которым

дети будут расти крепкими и здоровыми. В природе витамины образуются в

растениях. Плоды, овощи и фрукты служат людям основным источником

поступления витаминов.

Я хотела бы вам рассказать о различных видах витаминов.

Картинка « Витамин А» (морковь)

Помни истину простую-

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Картинка « Витамин В» (овсяная каша)

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Картинка « Витамин С» (лимон)

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну, а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Картинка « Витамин Д» (рыбий жир)

Рыбий жир всего полезней

Хоть противный – надо пить.

Он спасает от болезней.

Без болезней лучше жить.

Картинка « Витамин Е» (молоко, орехи)

Витамин Е укрепляет наш организм

Защищает от болезней сердце.

А содержится в мясе, яйцах, молоке,

Орехах, зелени, черешне, бобах и злаках.

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, Карлсон нам прислал корзину. А что в ней

лежит, нам нужно отгадать.

1. Ягоды зеленые

И всеми хваленные,

Растут с костями,

Висят кистями.(Виноград) ( показ муляжа)

2.Золотые, наливные,

На ветвях они висят,

С аппетитом их едят,

Они старых молодят.(Яблоки)

3.Апельсина брат родной,

С золотистой кожурой.

Дольки в тонкой оболочке,

Только

меньше

фрукт

росточком.

(Мандарин)

4.В саду есть плод,

Он сладок, как мед,

Румян, как калач,

Но не круглый, как мяч,-

Он под самой ножкой

Вытянут немножко. (Груша)

- Ребята, как одним словом можно назвать яблоко, апельсин, мандарин, грушу,

сливу? (фрукты)

- Слушайте следующие загадки

5. Лето целое старалась,

Одевалась, одевалась

...

А как осень пришла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок. (Капуста)

6.Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

7.Загадки с рифмами:

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а... (Лук)

8.На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков... (Горох)

9. Мы ее на масле жарим,

Тушим и в мундире варим,

Подрасту когда немножко,

Буду сам копать... (Картошку)

- Ребята, как одним словом можно капусту, морковь, лук, горох, картофель?

(овощи)

Воспитатель:

- Вот сколько овощей и фруктов нам Осень подарила. Как это назвать одним

словом? (Урожай, плоды) Ребята, а Вы знаете, как отличить фрукт от овоща?

А вот сейчас мы это проверим, давайте поиграем.

Игра « Овощ или фрукт» (с мячом)

- Все полакомились, но сразу весь урожай не съешь. Куда же нам остальные

овощи и фрукты деть? Как их на зиму запасти?

Ответы детей. (Картошку в мешки ссыпать, морковь в ящики, капусту

засолить, помидоры и огурцы замариновать, из фруктов сварить компот,

варенье или сок).

Воспитатель: Адавайте покажем.

Физкультминутка «Будем мы варить компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот:

Будем яблоки крошить,

Будем грушу мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив добавим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ!

Воспитатель:

- Молодцы. Почему вкусен компот? (содержит свежие фрукты)

А сейчас Карлсон предлагает нам еще поиграть.

Игра « Кто быстрее?» ( перед Вами поднос с фруктами и овощами, но Вам

нужно взять только те, которые нужны для борща. Нам необходимо 2 участника)

-Молодцы! Чем полезен борщ? ( много витаминов в овощах)

Каждое блюдо содержит витамины, которые полезны и детям, и взрослым.

Карлсон нас порадовал своими заданиями и загадками, а теперь, давайте, мы

сделаем ему сюрприз! Садимся за стол и сделаем заготовку на зиму из овощей,

фруктов. Делаем аппликацию «Овощи в банке».

- Молодцы, вот какие вкусные и красивые заготовки у нас получились. А,

теперь, мы все эти угощения положим в посылку и отправим Карлсону, пускай

выздоравливает и радуется!

Ребята, путешествие по стране « Витаминии» подошло к концу. Карлсон хочет

угостить вас вкусными фруктами. А теперь отправляйтесь мыть руки, будем

фруктами лакомиться.

Приложение 7

Дидактическая игра «Вершки – корешки»

Приложение 8

Инсценировка сказки «Зайчишкин огород»

Приложение 9

КАРТОТЕКА ИГР ТЕМА «Сад и огород»

Дидактическая игра «Кто скорее соберет»

Цель

- учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту

реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой

значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой «огурец»).

Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при

этом не ошибется.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают

многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться чья бригада скорее

соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель

«Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород»)

овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы

потом проверим, не забыли ли они что - нибудь в саду или на огороде». Овощи и

фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке).

Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По

сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие

корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо

проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или

фрукт). После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с

другими командами.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде»

Цель - учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по

месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту

мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или

«нет».

Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает. Ход

игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте

поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно

слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то,

что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает»

Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да! Воспитатель.

Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети. Нет! Если кто-то поспешит и

ответит

неправильно,

воспитатель

может

сказать:

«Поспешишь

людей

насмешишь. Будь внимателен!»

Дидактическая игра «Садовник».

Цель развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие

мелкой моторики, развитие грамматического строя речи.

Мы вчера в саду гуляли, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы смородину сажали. (Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее

куст.)

Яблони белили мы Известью, белилами. (Движение правой рукой вверх-вниз.)

Починили мы забор, (Имитируют удары молотком.)

Завели мы разговор: Ты скажи, Садовник наш, что ты нам в награду дашь?

(Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.)

- Дам в награду слив лиловых, груш медовых, самых крупных, спелых яблок,

вишен целый килограмм. Вот что вам в награду дам! (На каждое название

фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

Дидактическая игра «От какого дерева лист?»

Цель - знать особенности формы и расцветки листьев деревьев осенью; уметь по

сигналу быстро ориентироваться на участке и находить нужное дерево; называть

деревья, узнавая их по строению, коре, остаткам семян, листьев; называть их

цвета и оттенки.

Дидактическая игра «Собери урожай»

Цель - знать способы хранения овощей и фруктов; уметь подбирать варианты

хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом.

Ход игры. Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а

дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация,

сушка, заморозка, засолка и т. п.

Дидактическая игра «Узнай овощи на вкус»

Цель закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу. Ход

игры. На тарелке у воспитателя лежат целые овощи, а у детей на столах блюдца с

разными кусочками овощей. Рассмотрев овощи на тарелке, дети берут по кусочку

любого овоща со своего блюдца, съедают его а затем называют овощ и его вкус.

Дидактическая игра «Вершки - корешки»

Цель

- развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память;

формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания. Ход

игры. Педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть

корешками, а съедобный плод на стебле вершками. Объясняет; что отвечать

можно только двумя словами вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант,

который в конце игры выкупается. Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети

быстро

отвечают,

что

в

нем

съедобно

вершки

или

корешки.

Педагог

предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых

овощах съедобно и то и другое. Детям с ОНР и ЗПР для опоры необходимы

предметные картинки.

Дидактическая игра «Осенняя ярмарка»

Цель - развивать речь, ролевое взаимодействие; воспитывать культуру общения.

Ход игры. Организатор ярмарки должен рассказывать о том, какие овощи и

фрукты и как заготовлены на зиму. Продавец должен предлагать свой товар и

отпускать его, покупатель называть товар, который хочет купить, и способ его

заготовки.

Дидактическая игра «Кто больше назовет блюд»

Цель - развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку,

терпеливость.

Ход игры. Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое

из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не

повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон.

Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его

составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них.

Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя

впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока

все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать

шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»

Цель - развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение

выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.

Ход игры. Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно

есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в

сыром виде», «Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в

ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.

Дидактическая игра «Что растет в саду, огороде?»

Цель - развивать умение действовать по сигналу быстро; воспитывать честность

при выполнении правил игры.

Ход игры. По сигналу взрослого дети отбирают маленькие карточки в

соответствии с рисунком на большой карте у взрослого. Выигрывает тот, кто

быстрее закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения. Маленькие

карточки просматриваются детьми заранее.

Дидактическая игра «Найди по описанию»

Цель - развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не

перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

Ход игры. Педагог подробно описывает один из представленных овощей или

фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и

внутри) и предлагает детям его назвать и показать. Затем взрослый загадывает

загадки, дети отгадывают и находят карточку с изображением. Описательный

рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.

Дидактическая игра «С какой ветки детки»

Цель - развивать память, внимание, словарь прилагательных и числительных;

воспитывать умение спокойно реагировать при передаче кона другим детям.

Ход игры. Педагог задает детям вопрос, например: «Как называется дерево, на

котором растут яблоки?» Дети отвечают, отыскивают среди множества фруктов

яблоки и «подвешивают» их к веточкам дерева. Педагог просит пересчитать

яблоки и ответить, сколько их висит на яблоне. Если дети ошибаются в названии

фруктового дерева, то право отгадки передается другим.

Дидактическая игра «Угадай-ка» П. З. - развивать операцию классификации,

внимание; воспитывать умение внимательно слушать указания педагога, ответы

товарищей.

Ход игры.

Педагог все картинки раздает играющим, предлагает положить

картинки с нарисованными фруктами в одну сторону, с ягодами в другую. Дети

должны перечислить фрукты и ягоды и назвать их обобщающим словом. Педагог

раздает картинки с нарисованными ягодами, предлагает играющим картинки с

лесными и садовыми ягодами разделить по группам, перечислить, назвать их

обобщающим словом. Необходимо учесть, что некоторые ягоды растут и в лесу, и

в саду. Педагог раздает картинки с нарисованными фруктами, предлагает

играющим разложить по группам картинки с фруктами нашей полосы и жарких

стран, перечислить их, назвать обобщающим словом.

Игра-хоровод «Кабачок»

Цель - развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий

потенциал.

Ход игры. Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети

водят вокруг него хоровод и поют: Кабачок, кабачок, Тоненькие ножки, Мы тебя

кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили, Танцевать заставили. Танцуй,

сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь! Кабачок танцует, а потом выбирает

другого ребенка, который становится кабачком. Кабачок может танцевать в паре с

тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец,

помидор и т. п., использовать шапочки-маски.

Подвижная игра «Баба сеяла горох»

Цель - развивать ловкость, быстроту реакции, внимание; воспитывать честность

при выполнении правил игры.

Ход игры. Один из детей становится водящим, все остальные горошинками.

Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего.

Баба сеяла горох. (Дети приседают, держась за руки)

Ох! Уродился он неплох. (Приседают)

Ох! Уродился он густой. (Идут в центр.)

Мы помчимся ты постой!

Горошинки разбегаются по участку, а водящий ловит их. Первый, кого поймают,

становится водящим. Водящими могут быть и два и три ребенка. Водящий имеет

право только салить.

Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»

Цель

развивать внимание, способность координировать свои движения с

движениями других детей.

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).

Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).

Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени). Лето

все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).

А сейчас ей тесто, бедной, Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце

фразы)

Игра малой подвижности «Огородник»

Цель

- закрепить представление об огородных растениях, активизировать

названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу)

Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.

Ход игры. Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой,

редькой, луком, морковью, редисом и т. д. и становится в круг.

Один из участников игры огородник выходит на середину круга и стучит палкой

по земле.

Его спрашивают: - Кто там?

- Огородник. - За чем пришел? - За репой!

После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,

По середке толста,

К концу востра, прячет хвост под себя.

Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет.

Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот на кого ведущий

укажет (глазами или жестом, подает голос, стараясь его изменить:

- Я репа, ау! Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он

угадает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.

Подвижная игра «Огород»

Цель - Развитие координации движений, умения действовать по команде. ХОД

ИГРЫ: Ребенок изображает курочку, а взрослый - дедушку-сторожа. На полу

мелом проводят черту, объясняя ребенку, что за чертой "огород".

В огороде у ребят есть морковка и салат,

Все для ребят, Все для ребят!

Старый дедушка ходил,

Он морковку сторожил.

Кыш, куры, кыш, Кыш, куры, кыш! ("Дедушка" с палкой ходит в "огороде".)

Старый дедушка устал,

Сел на травку, задремал.

Дедушка спит, Дедушка спит. (Садится, дремлет.)

Курочки бегут, бегут

И цыплят к себе зовут

Морковку щипать, Морковку щипать. (Дети-"курочки" выбегают на носочках.)

Дедушка нас услыхал,

Всех курочек прогнал.

Кыш, куры, кыш, Кыш, куры, кыш!

Подвижная игра «Посади и собери картофель»

Цель развивать ловкость быстроту движений, упражнять в ориентировании по

плану.

Ход игры. Дети распределяются на 3 4 команды с равным числом играющих.

Команды в колоннах стоят у черты. На расстоянии м от черты напротив каждой

команды лежат по 3 небольших кружка-лунки (обручи, круги можно нарисовать

мелом). В руках у детей, стоящих впереди колонн, небольшие мешки с тремя

маленькими мячами или мешочками с песком. По сигналу воспитателя первые в

колоннах бегут к лункам, сажают в каждую по картофелине и возвращаются.

Подбегая к колонне, они передают мешочек следующему играющему, тот бежит и

собирает картофель и т. п. Побеждает команда, первой закончившая задание.

Картофель должен лежать в лунке (круге). Если картофелина выкатится, то

ребенок обязан вернуть ее на места. Игра повторяется 3 4 раза.

Подвижная игра «Яблонька»

Цель закрепить умение детей не ловить, а салить друг друга. Участники игры

образуют круг, в середину его выходит девочка - яблонька. Она изображает

движениями то, о чем рассказывается в песне.

Все, взявшись за руки, ведут хоровод и поют:

Мы посадим яблоньку на горе, на горе

Наша яблонька расцветет на заре, на заре

Вырастай, яблонька вот такой вышины,

Распускайся, яблонька, вот такой ширины.

Расти, расти, яблонька, в добрый час

Потанцуй-ка, Машенька, ты для нас

Ой, как наша Машенька закружилась

Ой, как наша яблонька распустилась.

А мы нашу яблоньку все трясти будем

А мы сладки яблочки собирать будем.

А мы нашу яблоньку все пощиплем.

Да от нашей Машеньки убежим вихрем.

На последних словах дети приближаются и щиплют девочку и тут же убегают.

Яблонька ловит детей. Тот, кого поймали первым, становится на место ведущей и

игра продолжается.

Малоподвижная игра «Вершки-корешки»

Цель: название овоща приседать, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если

овощ созревает наверху.

Ход игры. Дети стоят в кругу, педагог называет овощи, а дети должны вспомнить

как они растут, что люди едят вершки или корешки, в соответствии с этим

присесть или поднять руки вверх. Кто ошибается, тот выбывает. Педагог

выполняет действия с месте с детьми, сбивая их с толку. Награждается самый

внимательный и знающий.

Театрализованная игра «Огород»

Ожидаемый результат: дети должны уметь выразительно передавать образ,

взаимодействовать с партнерами в мизансцене; читать стихи об овощах, ритмично

выполнять движения, эмоционально окрашивать роль.

Цели:

развивать воображение, артистизм, смелость при выступлении перед

зрителями; формировать творческое начало личности ребенка.

Материалы: шапочки с изображением овощей.

Разыгрывается сценка «Будем знакомы!»

Педагог

Приходи, честной народ,

На веселый огород!

Овощей здесь целый воз!

Кто полезней? Вот вопрос.

1-й ребенок И девчонки и мальчишки

Очень любят кочерыжки!

Я, капуста, не хвалюсь:

У меня отличный вкус.

2-й ребенок Свеклу варят, свеклу парят,

Без меня обед не варят.

Не готовят винегрет

Ни на ужин, ни в обед.

3-й ребенок Я и вкусен, я и сочен,

И на вид красивый очень.

Всем известен с давних пор

Под названьем помидор.

4-й ребенок Летом свежий и зеленый,

А зимой хорош соленый.

Чем же я не молодец

- Крепкий, вкусный огурец?

5-й ребенок Я и горький, я и сладкий,

К солнцу я тянусь из грядки,

Малышам полезный друг,

А зовусь я просто лук.

Дети (хором)

Познакомились вы с нами

И теперь узнали сами,

Чем же мы полезны вам

И большим и малышам!

Сюжетно-ролевая игра «Фруктовое кафе»

Ожидаемый результат: дети должны знать названия фруктовых соков

(яблочный,

грушевый,

сливовый,

вишневый,

лимонный,

абрикосовый,

апельсиновый, персиковый, мандариновый, варенья, джемов, мороженого/тортов

и пр. ; вступать в ролевое взаимодействие, Строить диалоги со сверстниками и

педагогом, как с равным игровым партнером, взяв на себя роли официанта,

бармена,

посетителя,

мамы,

папы,

ребенка,

организатора

развлечений;

использовать меню с символами и текстом для читающих детей для выбора блюд

и их заказа; активно использовать песенный репертуар для караоке; придумывать

новый сюжет, роли и действия.

Цели:

развивать игровой диалог, умение сочинять сюжет игры, объединять

несколько игр; воспитывать социально активную личность.

Материалы: коробки из-под соков, муляжи тортов, муссов, желе, картинки с

изображением банок с вареньем, джемом, повидлом или пластмассовые баночки с

наклейками, папки с меню, игровое панно караоке и др.

Сюжетно ролевая игра «Увозим урожай сдачи»

Цель уточнить знания детей о хозяйственно бытовой деятельности человека

осенью, побуждать детей принимать активное участие в развитии сюжета игры.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям создать игровую ситуацию сбора урожая

на даче и отъезда семьи в город.

Материал: корзинки, коробки, сумки, предметы заместители.

Пальчиковая гимнастика

Хозяйка однажды с базара пришла

Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)

Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)

Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на

столе.)

Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)

И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)

Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и

от себя).

Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцы

В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)

Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)

Пальчиковая гимнастика "Компот"

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать ковшиком указательным

пальцем правой руки мешают )

Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.) Вот:

Будем яблоки крошить, (имитируют движения, крошат)

Грушу будем мы рубить. (имитируют движения, рубят)

Отожмем лимонный сок (имитируют движения отжимают)

Слив положим и песок. (имитируют движения)

Варим, варим мы компот. ( варят и мешают.)

Угостим честной народ. (угощают)

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в саду»

Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в сад пошел,

этот пальчик гриб нашел,

этот резал, этот ел, ну, а этот лишь глядел!

Утренняя гимнастика «Собираем урожай на даче»

Цель: развивать ориентировку в пространстве; умение ритмично, в едином темпе

выполнять упражнения в соответствии с зарифмованным текстом; эмоционально

окрашивать свои движения; поднять эмоциональный тонус детей с помощью

совместной деятельности.

Уезжаем мы на дачу (Дети строятся в колонну.)

Чтоб собрать там урожай.

Забирай с собой корзины и в вагончики вставай.

Электричка быстро мчится, (Идут с ускорением темпа.)

Станцию не прозевай.

«Тук-тук-тук» стучат колеса.

Друг за другом поспевай! Замедляем темп движенья, (Идут медленнее,

перестраиваются.)

Остановка впереди.

Кто на дачу собирался?

Побыстрее выходи!

Поле целое картошки. (Выполняют наклоны.)

Будем мы ее копать.

Снизу поддевать лопатой и в ведерко собирать.

Помидоры овощ нежный. (Приседают.)

Чтоб сорвать его, присядь.

Осторожно с ветки каждой помидоры надо рвать.

Высоко висят на плетях (Вытягиваются вверх.)

Молодые огурцы.

Сверху собери сначала, ну а плети подвяжи.

Вот капуста раздобрела, (Сидя, наклоняются вперед.)

До чего же, хороша!

Кочаны вы срежьте снизу и сложите не спеша.

Где растет морковь и свекла? (Поворачиваются в стороны, разводя руки.)

Покажите мне, друзья.

Справа грядка, слева грядка.

Вижу их теперь и я. Так устали мы на даче, (Лежа, поднимают и опускают руки

и ноги.)

Что свалились на траву.

Кажется, что от работы Просто я сейчас умру.

Но вернулись быстро силы. (Идут по кругу.)

Чистым стал наш огород.

Овощи в подвал мы сложим, чтоб хранились целый год.

Литература.

Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и

социальной действительностью. М., Артемова Л. В. Окружающий мир в

дидактических играх дошкольников. М., Бондаренко А. К. Дидактические игры в

детском саду М., Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

Приложение 10

Приложение 11

Стихи и загадки о фруктах и овощах

В огороде стоит,

Ничего не говорит,

Сам не берёт

И воронам не даёт. ( Пугало)

Надевает папа кепку

И выходит из избы.

Справа он сажает репку,

Слева - свеклу и бобы.

Тут везде рядами грядки,

Будет урожай в порядке! (Огород)

Растут на грядке

Зелёные ветки,

Вырастал в жару и слякоть

Этот горький корнеплод.

А на ветках -

Красные детки. (Помидоры)

Хоть заставит нас поплакать,

Но от гриппа он спасет. (Лук)

Был в июле теплый дождик,

Выросла я сочной.

Из моих двухсот одежек

Супчик выйдет точно. (Капуста)

Маленький, горький, луку брат. (чеснок)

Этот терпкий острый зубчик

Бабушка добавит в супчик.

Разложи его повсюду,

Чтобы справиться с простудой. (Чеснок)

Я - садовый инвентарь!

На селе знакома встарь.

Дедушка меня берет

И копает огород. (Лопата)

Зубья остры, хоть и редки.

На меня не наступай!

Мною листики и ветки

В кучки ровные сгребай. (Грабли)

Он в пупырышках, зеленый,

Часто в парнике растет.

Маринованным, соленым

Станет он под Новый год. (Огурец)

Вот любимый вкусный овощ.

Это - чипсы и гарнир.

В бедный дом придет на помощь,

А в богатый дом - на пир. (Картошка)

Это овощ с круглым боком

И с бордовым сладким соком.

Если хочешь есть борщи,

То ее скорей ищи. (Свекла)

Этот овощ рыжий, длинный,

Свежий, сочный, витаминный.

Как наступит теплый май,

Ты скорей ее сажай. (Морковь)

Эти братцы дружно в ряд

В домике-стручке сидят.

А когда они созреют,

Попадут к тебе в салат. (Горошины)

Зелена, свежа, кудрява

Ароматная приправа.

Укропу я подружка –

Душистая... (Петрушка)

Я огурчику родня,

Полюбуйтесь на меня –

Крепкий глянцевый бочок,

А зовусь я... (Кабачок)

Листик пряный, шелковистый,

Он пушистый и душистый.

Там, где рос когда-то боб,

Хорошо взойдет... (укроп)

С. Крупа-Шушарина

В огороде снова в моде

Зелень, овощи сажать!

У Петра растет петрушка,

А Прокоп растит укроп.

Посадила Фекла свеклу,

А на грядке Павел

Посадил зеленый щавель.

В огороде у Антошки

Каждый год растет картошка.

У Марины и Карины

Много выросло малины.

В огороде у Ассоль

А. Максакова

Посадила в огороде;

Помидоры и картофель,

Чуть моркови, огурцов.

Для братишек сорванцов.

Помидор сорвал Алешка.

Вот и сыта стала кошка.

А Максим ест огурец.

Наш мальчишка молодец.

Он на грядке сидит ловко

Вот и вырвана морковка.

Ест морковку кошка, кот,

Кто зашел к нам в огород.

Скоро вырастет фасоль.

У Алины, у артистки,

Много розовой редиски.

А в теплице у Федоры

Покраснели помидоры.

А ребята-близнецы

Поливают огурцы.

У Алины очень ловко

Из земли растет морковка.

Посадила Злата

Зелень для салата.

Всех мальчишки угощают.

Витамин есть заставляют.

Т. Казырина

А у нас в саду порядок

Мы вскопали десять грядок.

Как на первой горох,

Уродился, не плох!

На второй редиска,

Друг от друга близко.

А на третьей репка,

И сладка и крепка.

На четвертой огурцы

Поспевают, молодцы!

Пятая с морковкой,

Подрастает ловко.

На шестой зеленый лук,

Он и лекарь, он и друг.

На седьмой огромной грядке,

Ягодки играют в прятки.

На восьмой кабачки,

У них толстые бочки.

На девятой арбуз

Полосатый карапуз.

А десятая отныне,

Нам подарит даже дыни!

Ф. Гуринович

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

А. Прокофьев

Огород

Вместе в бабушкой полю

В огороде грядки.

Ну, а вечером полью

Все их по порядку.

Чтоб усы завил горох,

Чтобы крупным вышел,

Помидор,

Чтоб не засох

Огуречник пышный.

И капустниц вредных я

Прогоню с капусты,

Чтоб похрустывал ноябрь

Кочерыжкой вкусной.

Что растет на огороде

Мы видали в магазине

Много овощей в корзине,

Только все они не тут,

А на грядочке растут.

Грядка та на огороде.

Это что-то клумбы вроде,

Ведь по ней нельзя ходить

И растениям вредить!

Там, на клумбе, то есть грядке,

В строгом все растет порядке.

И порядок тот таков,

Что не терпит сорняков.

И без них, поверьте, братцы,

Трудно что где разобраться.

Вроде здесь морковь была,

Дернул, а она - свекла.

Только бы была охота -

Различим мы их в два счета.

У морковки рыжий цвет,

У свеклы такого нет -

В сарафан она одета

Фиолетового цвета.

А картофель с малых лет

В плащ коричневый одет.

Не похож он даже близко

На румяную редиску,

Но уж коль не "над", а "под" -

Все равно он корнеплод.

Над землей жить веселее,

Там чем выше, тем теплее,

И заплелся, если б мог,

Прямо на небо горох.

Тянет длинные усищи

И себе опору ищет,

Ведь любой его стручок

Хочет свой погреть бочек.

Перья лука зеленеют

И от солнышка длиннеют,

С нетерпением он ждет,

Что из лейки дождь пойдет.

Разделяют эти чувства,

В листья кутаясь, капуста.

С ней согласен с давних пор

Краснощекий помидор.

Чем сильнее солнце греет,

Тем быстрее он созреет.

Но огурчик-крокодил

В том его опередил.

Взял и занял спозаранку

Лучшую в кладовке банку,

И теперь ужасно рад,

Что не будет в ней томат.

Их соперничество глупо -

Для засолки и для супа,

Для салата и для щей

Надо много овощей!

Приложение 12

Самые полезные продукты.

Яблоки.

В них присутствуют кислоты, которые эффективно борются с

гнилостными

бактериями,

а

это

несет

огромную пользу для желудка. Кроме того,

польза яблок доказана и для работы сердечно

- сосудистой системы. Также в яблоках

содержится

вещество

кварцетин,

которое

влияет на рост раковых клеток, замедляя их.

Для пополнения организма необходимыми

микроэлементами

диетологами

рекомендуется съедать по несколько яблок в

полдник.

Лук. В

составе

лука

содержатся

вещества,

которые эффективны в борьбе с болезнетворными

микробами.

Кроме

того,

лук

богат

каротином,

витаминами, среди которых и витамин C, сахаром и

минеральными солями. Эфирное масло из лука

оказывает бактерицидное действие. Его применяют

для лечения многих болезней, в том числе он

эффективно

снижает

уровень

сахара

в

крови,

улучшает

работу

печени,

сердечно-сосудистой

системы и щитовидной железы, повышает иммунитет,

а также эффективен в борьбе с простудными заболеваниями. Своим свойствам лук

обязан

содержащимся

в

нем

фитонцидам

особым

веществам,

которые

препятствуют

размножению

болезнетворных

микроорганизмов.

Кроме

лука,

полезны морковь, свекла и картофель. Стоит сказать, что даже при термической

обработке лук сохраняет свои лечебные свойства.

Чеснок. Чеснок также содержит огромное количество полезных веществ и

эффективен против простудных заболеваний. Он пагубно воздействует на вредные

микроорганизмы и восстанавливает микрофлору кишечника. Кроме того, его

употребление снижает уровень холестерина в крови. Наиболее полезен чеснок в

сыром виде, однако после термического воздействия он теряет свой неприятный

аромат. Поэтому в выходные, когда не предвидеться встреча и общение с

посторонними

людьми

следует

употреблять чеснок в свежем виде.

Орехи. Польза орехов несомненна. В них

очень

много

витаминов

и

минералов. Их

употребление благотворно сказывается на мужской

потенции

и

женском либидо.

Очень

полезно

употреблять орехи для улучшения зрения, для

работы сердца, к тому же они снижают риск

развития

сахарного

диабета.

Их

можно

употреблять в качестве дополнения к салатам, а

также в виде самостоятельного блюда (в качестве

перекусов).

Рыба. Употребление рыбы снижает в несколько раз вероятность развития

ишемической болезни сердца. Также в рыбе много ненасыщенных жирных кислот,

которые не дают холестерину, поступающего в организм с другой пищей,

накапливаться. Идеально заменить употребление мяса рыбой, или включать в

рацион больше блюд с рыбой. Особенно полезна лососина, в мясе которой

содержатся важные жирные кислоты омега-3, которые могут поступать к нам в

организм лишь с пищей или в виде отдельной добавки. Они уменьшают воспаления,

способствуют улучшению кровообращения, снижают риск развития рака.

Молоко. Молоко и кисломолочные продукты очень важны для организма,

поскольку содержат необходимый для организма кальций, укрепляющий кости.

Бактерии, которые содержатся в кисломолочных продуктах, благотворно действуют

на работу желудочно-кишечного тракта.

Зеленый чай. Зеленый чай облает рядом полезных свойств для нашего

организма. Он снижает вероятность возникновения инсульта, повышает защитные

силы организма. Зеленый чай также снижает риск образования опухолей. А о том,

насколько полезен зеленый чай для кожи, я вообще молчу.

Мед. Мед можно назвать самым полезным продуктом. Это натуральный

заменитель сахара. Используется при лечении многих простудных заболеваний.

Кроме того, мед особо полезен для работы сердечно-сосудистой системы.

Бананы. Обладают

уникальными

свойствами, они снимают стресс и восполняют

потерянные силы. В них содержится большое

количество

витаминов

A,

C,

B6.

Их

употребление

способствует

нормализации

работы

сердечно-сосудистой

системы,

кишечника, являются прекрасным натуральным

слабительным средством. В бананах также

много железа, который повышает гемоглобин в

крови. Однако, несмотря на все положительные

качества бананов, стоит отметить, что они достаточно калорийны, поэтому тем, кто

переживает за свою фигуру, не стоит увлекаться их употреблением.

Оливки. О пользе оливок известно достаточно давно. В их составе

много витамина E и железа. Очень полезно масло, получаемое из оливок. Поэтому

все салаты лучше заправлять именно им. Регулярное употребление оливкового

масла, благодаря содержанию в нем мононенасыщенных жирных кислот, снижает

содержание холестерина в крови, кровяное давление и риск развития заболеваний

сердечно-сосудистой системы.

Цветная капуста и брокколи. Присутствие в

рационе цветной капусты и брокколи значительно

снижает вероятность развития рака предстательной

железы.

Содержащиеся

в

них

витамины

и

микроэлементы (йод, цинк, марганец) не только

благотворно влияют на обмен веществ, но и

оказывают противоопухолевое действие. В их

состав

входит

белок,

который

практически

равноценен животным белкам. Содержащиеся в

этих видах капусты пектиновые вещества, попадая

в желудок, предотвращают всасывание токсинов в лимфу и кровь, а также

уменьшают воспаления слизистой оболочки.

Обыкновенная

белокочанная

капуста

и

зелень.

Она

богата

клетчаткой,

которая

эффективно выводит холестерин из организма и

предотвращает

развитие

атеросклероза,

минеральными

солями,

микроэлементами и витаминами, в особенности

много в ней витамина C. Зелень также полезна для

нашего

организма,

только

употреблять

ее

необходимо

сразу,

поскольку

при

хранении

теряется

много

витаминов.

Помидоры. В их составе присутствует

мощный антиоксидант - ликопен,

который

защищает кожу от воздействия ультрафиолета,

предотвращает развитие рака, а также снижает уровень холестерина в крови. Также

помидоры богаты клетчаткой, калием и витамином C.

Киви. В данном экзотическом фрукте очень много витамина C, магния,

минеральных солей калия и клетчатки, нормализующей пищеварение и выводящей

холестерин из организма.

Черника. Черника по праву считается полезным продуктом номер один, так

как в огромном количестве содержит антиоксиданты и фитонутриенты, которые

нейтрализуют свободные радикалы, тем самым препятствуют развитию рака. Кроме

того, регулярное употребление черники снижает риск развития возрастных

заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера или старческое слабоумие.

Изюм. Очень полезный продукт, обладающий рядом полезных свойств.

Укрепляет нервную систему и сердце. В его составе присутствуют вещества,

которые способны останавливать рост бактерий, вызывающих кариес и заболевания

десен.

Черная

фасоль. В

стакане

черной

фасоли содержится 15 г чистого белка без

насыщенных жиров, забивающих артерии.

Огромная польза фасоли для работы сердца,

поскольку в ее составе содержатся клетчатка,

железо

и

огромное

количество

антиоксидантов.

Клюква. Употребление

клюквы

эффективно при простудах, поскольку она обладает жаропонижающим действием, а

также пагубно воздействует на вирусы при острых респираторных инфекциях.

Клюква также эффективна при лечении гипертонии.

Это далеко не весь список, кроме названных продуктов можно отметить

чернослив и темные сливы, чёрную смородину и черноплодную рябину (арония),

тёмные сорта винограда, баклажан, вишню и черешню, шпинат, артишоки,

малину, гранат, грейпфрут, землянику, ежевику, какао и низкокалорийные

изделия из него. Также полезно употреблять в пищу проростки фасоли, гороха,

кресс-салата, пшеницы.

Однако знания продуктов, оказывающих полезное и вредное воздействие,

еще недостаточно. Необходимо регулировать питание с учетом особенностей

собственного организма. Правильное и сбалансированное питание – путь к

здоровью. Не забывайте об этом.

Приложение 13

Беседа «Из истории ОВОЩЕЙ»

Когда-то давно люди не знали, что из картошки можно приготовить столько

разных блюд, каких? Они выращивали картофель для красоты, как цветы на

клумбах. А когда картофель зацветал нежно розовыми или голубыми цветами

придворные дамы украшали себе платья и прически этими

цветами.

Название "капуста" придумали древние люди, жили они в Риме. Они решили,

что кочан похож на голову, а голова на их языке означала "капут".

Капуста молодая

листочки завивает,

станет словно шар кругла,

велика, как голова.

В старину войны носили на себе кулоны из лука, как символ защиты от стрел и

мечей. А чтобы война не настигла болезнь, они должны были каждый день съедать

по тарелке лука. В луке много полезных веществ, которые могут побороться с

микробами болезней. Поэтому полезно ставить у кровати больного тарелку с

нарезанным луком.

Чеснок носили, чтоб было здоровье и удача, считали его "змеиной травкой", т.

к. запах чеснока мог отпугивать ядовитых змей и вредных насекомых.

Помидоры считают северными апельсинами, т. к. в них столько же витамин.

Там, где растут и цветут тыква, кабачки, огурцы можно ставить улья, пчелы

будут собирать вкусный нектар с цветов.

Баклажан - родственник помидора и перца.

К нам пришел из жарких стран

Вкусный овощ баклажан,

Помидора брат родной,

Но с лиловой кожурой.

Видел ты его, Ванюша?

Формой он похож на грушу.

Плотный, гладкий, весь блестит,

Будто лаком он покрыт.

Приложение 14

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с

окружающим миром на тему: «Знакомство детей со свеклой и картофелем»

в

средней группе

Цель: Дать представление об овощах.

Задачи:

Образовательная: Закрепить знания о репе и моркови, познакомить со

свеклой и картофелем, с особенностями их формы, цвета и вкуса.

Развивающая: продолжать развивать сенсорные ощущения детей, умение

слышать воспитателя и отвечать на вопросы.

Воспитательная: воспитывать любовь к Земле-матушке, уважение к труду

людей в деревне, интерес к законам природы.

Предварительная работа: Чтение сказки «Репка», рассматривание альбома

«Овощи», беседа о труде взрослых на огороде.

Материал: Кукла Дед, корзина с корнеплодами свеклы и картофеля на

каждого ребенка, репа и морковь, вареные секла и картофель, 2 подноса, тарелка,

нож.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Сегодня, ребята, к нам придет гость из сказки. А из какой вы

должны угадать:

Посадил он этот овощ, вытащить потом не мог.

Всей семьей ее тащили, чуть не сбились со всех ног.

(Раздается стук в дверь, вносится игрушка Дед).

Дед: Здравствуйте, мои дорогие ребята! Я очень рад вас видеть. Вы меня

узнали? Кто я ? ( Дедушка из сказки «Репка»).

Дед: Да это я. Я принес вам овощи, которые вырастили мы с бабкой.

Воспитатель: Дедушка, а наши ребята знают уже репу и морковь. Детки,

давайте мы расскажем и покажем деду, что мы уже узнали в детском саду.

Достаю репу, спрашиваю у детей. Что это? (Репа). Какого цвета и какой

формы? (Желтая и круглая). А какая она, если мы возьмем в руки и потрогаем

пальчиками? (Твердая, гладкая).

Достаю морковь, задаю вопросы. А это что? (Морковь). Скажите, какая

морковка? (Красная, длинная, твердая, гладкая). Скажите, какие на вкус репа и

морковь? (Вкусные, сладкие, хрустящие). А где растут наши овощи? (На огороде в

деревне).

Дед: Какие вы молодцы! Все знаете про репу и морковь.

Воспитатель: Мы с ребятами приготовили для тебя загадки.

Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь

Желта как мед, а вкус не тот! (Репа).

Круглый бок, желтый бок

Растете на грядке колобок

Врос в землю крепко. Что это… (Репка).

Красна девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь).

За кудрявый хохолок лису из норки поволок

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая. (Морковь).

Воспитатель: Теперь давайте отдохнем. (Проводится физкультминутка)

Осень в гости к нам пришла (Ходьба на месте)

И подарки принесла ( Упражнение «Поднос»)

Яблоки душистые (Упражнение «Шарик»)

Репку золотистую (Упр-е «Шарик», затем округленные ладони в стороны)

Кабачки пузатые (Переплести пальцы рук, выставив их перед животом)

И морковку сладкую (Хлопать в ладоши)

Дед: Сегодня я вам принес другие овощи, которые тоже выросли у нас на

огороде. (Достает из корзиныи свеклу).

Воспитатель: Да это же свекла. Ребята, а какая она по форме?

Ответы детей: Она похожа на репу, такая же круглая и с хвостиком,

только красная, а не желтая.

Дети показывают руками какая она

круглая. А теперь давайте возьмем свеклу в

руки,

нажмем

пальчиком

и

скажем:

«Твердая или мягкая, гладкая или нет».

(Твердая, гладкая).

Дед: А еще я вам принес вот что.

Достает картофель

Воспитатель:

Дети, дедушка нам

принес картофель. Какой картофель по

форме и какого бывает цвета.

Ответы

детей:

он

круглый,

коричневый.

Дети показывают какой

он

круглый.

Дед: Потрогайте картофель и скажите,

какой

он

на

ощупь?

Дети

обследуют

картофель. Он мягкий или твердый? Гладкий или шероховатый? (Твердый и

гладкий как свекла). Выслушиваются ответы нескольких детей.

Воспитатель:

Молодцы, все вы правильно ответили. Теперь дайте

поиграем. Положите свеклу на один поднос, а картофель на другой. Мы гуляем по

всей группе. По моему сигналу вы должны найти либо картофель, либо свеклу.

Раз, два, три – к свекле беги

Раз, два, три – картофель найди.

Дети по команде подбегают к тому или другому подносу. Игра

повторяется 2-3 раза.

Воспитатель:

Ребята, вас приглашает кафе

«Полезная еда». Дети садятся на свои места. Как

называются

эти

овощи?

(Свекла,

картофель).

Сырыми эти овощи не едят. У меня есть варенные

картофель и свекла. Сейчас я вас угощу. На тарелке

лежат маленькие кусочки овощей с зубочистками.

Попробуйте кусочки свеклы и скажите какая она на

вкус?

(Сладкая,

сочная).

А

теперь

картофель.

Какой он? (Вкусный, рассыпчатый).

Дед:

Запомните, дети, эти овощи

нужно есть варёными. А мне уже пора с

вами прощаться. У меня очень много дел

на огороде и меня заждались бабка и

внучка.

Воспитатель:

Ребята, давайте скажем дедушке большое спасибо за

подарки. Приходи к нам еще, мы тебя будем ждать. До свидания.

Дети

прощаются.

Приложение 15

Дидактичес

кий материал

Приложение 16

Наш огород на подоконнике



В раздел образования