Автор: Тищенко Наталья Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КГБОУ
Населённый пункт: Красноярский край,г.Шарыпово
Наименование материала: статья
Тема: Моделирование как средство формирования умения решать арифметические задачи.
Раздел: среднее образование
КГБОУ «Шарыповская общеобразовательная школа».
Тема: Моделирование как средство формирования умения решать
арифметические задачи.
секция 3 «Образование детей с проблемами в обучении и развитии»
Учитель математики: Тищенко Н.В.
2015 год
Моделирование как средство формирования умения решать
арифметические задачи.
Тищенко Наталья Владимировна – учитель математики
Велико значение математики в повседневной жизни человека. Без счета,
без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа
немыслимо развитие человеческого общества. Четыре арифметических
действия, правила устных и письменных вычислений изучаются, начиная с
начальных классов, а устный счет сейчас предлагается детям совсем с очень
раннего возраста.
Еще
большее
значение
в
жизни
человека
имеет
умение
решать
арифметические задачи. Арифметические задачи, также, как и арифметика,
возникли из повседневной практики, из жизненных нужд людей в их
трудовой деятельности.
В настоящее время в связи с дифференциацией процесса обучения,
введением профильных образовательных систем актуальной становится
проблема разработки соответствующих программ обучения. Традиционные
программы и учебники по математике для начальной школы перестали
удовлетворять потребностям системы начального образования. Содержание
этих программ, во многом устаревшее, на современном этапе претерпевает
значительные изменения с учетом тех, интересных эффективных наработок в
области педагогики, психологии и частных методик, которые уже вошли в
практику многих учителей. Обучение решению арифметических задач не
может оставаться неизменным. Одним из эффективных способов решения
арифметических задач является способ моделирования.
Объект исследования: процесс формирования умения у школьников
решать арифметические задачи.
1
Предмет исследования: моделирование как средство формирования умения
у школьников решать арифметические задачи.
Проблема исследования: низкий уровень умения решать арифметические
задачи некоторыми учащимися.
Цель исследования: систематизация материала по теме исследования и
разработка
конспектов фрагментов уроков
по обучению
школьников
решению арифметических задач с помощью моделирования.
Задачи исследования:
1)
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
исследования.
2)
Определить место и роль задач в математики.
3)
Выявить возможности моделирования в формировании умения у
школьников решать арифметические задачи.
4)
Разработать конспекты фрагментов уроков по обучению решению
задач с помощью моделирования.
5)
Провести опытно - практическую работу по обучению решению задач с
помощью моделирования и проанализировать результаты эксперимента.
Кроме
различных
понятий,
предложений,
доказательств
в
любом
математическом курсе есть задачи. В обучении математике школьников
преобладают такие, которые называют арифметическими, текстовыми,
сюжетными. Эти задачи сформулированы на естественном языке (поэтому их
называют текстовыми); в них обычно описывается количественная сторона
каких-то явлений, событий (поэтому их часто называют сюжетными); они
представляют
собой
задачи
на
разыскание
искомого
и
сводятся
к
вычислению неизвестного значения некоторой величины (поэтому их иногда
называют вычислительными).
В окружающей нас жизни возникает множество таких жизненных
ситуаций,
которые
связаны
с
числами
и
требуют
выполнения
арифметических действий над ними - это задачи.
Рассмотрим простую задачу на движение.
2
Легковая машина была в пути 4 ч и шла со скоростью 56 км в час.
Какое расстояние прошла машина?
Каждая задача имеет условие и вопрос. В условии задачи указываются
связи между данными числами, а также между данными и искомыми; эти
связи и определяют выбор соответствующих арифметических действий.
Вопрос указывает, какое число является искомым. Условие данной задачи:
«Легковая машина была в пути 4 ч и шла со скоростью 56 км в час», а
вопрос: «Какое расстояние прошла машина?».
Решить задачу – значит раскрыть связи между данными и искомыми,
заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем выполнить
арифметические действия и дать ответ на вопрос задачи.
В общей системе обучения математике решение задач является одним
из видов эффективных упражнений.
Решение задач имеет чрезвычайно важное значение, прежде всего, для
формирования у детей полноценных знаний, определяемых программой.
Так, если мы хотим сформировать у школьников правильное понятие о
сложении, необходимо, чтобы дети решили достаточное количество простых
задач на нахождение суммы, практически выполняя каждый раз операцию
объединения множеств без общих элементов. Например, предлагается задача:
«У девочки было 4 цветных карандаша и 2 простых. Сколько всего
карандашей было у девочки?» В соответствии с условием задачи дети
раскладывают, например, 4 палочки, затем придвигают еще 2 палочки к 4 и
считают, сколько всего палочек. Далее выясняется, что для решения задачи
надо к 4 прибавить 2, получиться 6. выполняя многократно подобные
упражнения, дети постепенно будут овладевать понятием о действии
сложения. Выступая в роли конкретного материала для формирования
знаний, задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с
жизнью.
Решение
задач
формирует
у
детей
практические
умения,
необходимые
каждому
человеку
в
повседневной
жизни.
Например,
3
подсчитать стоимость покупки, ремонта квартиры, вычислить, в какое время
надо выйти, чтобы не опоздать на поезд, и т.п.
Использование задач в качестве конкретной основы для ознакомления
с новыми знаниями и для применения уже имеющихся у детей знаний играет
исключительно
важную
роль
и
формирование
у
них
элементов
материалистического мировоззрения. Решая задачи, ученик убеждается, что
многие математические понятия (число, арифметические действия и др.)
имеют корни в реальной жизни, в практике людей.
Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и
воспитательном отношении фактами.
Научить детей решать задачи – значит, научить их устанавливать связи
между данными и искомыми и в соответствии с этим выбирать, а затем и
выполнять арифметические действия.
Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны
овладеть учащиеся, является усвоение связей между данными и искомыми.
От того, насколько хорошо усвоены учащимися эти связи, зависит их умение
решать задачи. Учитывая это, ведется работа над группами задач, решение
которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым,
а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы
таких задач называются задачами одного вида.
По мнению Бантовой М.А., работа над задачами не должна сводиться к
натаскиванию учащихся на решение задач сначала одного вида, затем
другого и т. д. Главная цель – научить детей осознанно устанавливать
определенные связи между данными и искомыми в разных жизненных
ситуациях, предусматривая постепенное их усложнение. Чтобы добиться
этого, учитель должен предусмотреть в методике обучения решению задач
каждого вида такие ступени:
1)
подготовительную работу к решению задач;
2)
ознакомление с решением задач;
3)
закрепление умения решать задачи.
4
Одним из основных видов моделирования является графическое моделирование.
Глубина и значимость открытий, которые делает школьник, решая задачи,
определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее освоения,
тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик мог
выделить и освоить способ решения широкого класса задач, а не ограничивался
нахождением ответа в данной, конкретной задаче, он должен овладеть некоторыми
теоретическими знаниями о задаче и
,
прежде всего, о ее структуре.
На первых уроках математики на закрепление ранее изученного материала
предложила детям решить задачи с помощью моделирования:
Задача 1
Столяр изготовил 13 вещей: 3 стола, 5 стульев и несколько полок. Сколько
полок сделал столяр?
Задача 2
На складе было 33 мешка гречневой крупы и 43 мешка пшена. На
переработку отправили 50 мешков. Сколько мешков осталось на складе?
Задача 3
Тамара съела 6 клубничек. На тарелке осталось еще 7 клубничек. Сколько
клубничек было на тарелке сначала?
Для того чтобы понять, как хорошо дети используют моделирование для
решения арифметических задач, проанализировала их результаты и привела
их в процентном соотношении в данной таблице.
На сравнительной диаграмме видно, что дети достаточно хорошо решают
арифметические задачи, используя моделирование, но практическую работу
по решению задач с помощью моделирования мною решено было
продолжить.
Несмотря на это, я решила продолжить обучение ребят решению задач
с помощью моделирования, усложнив их по содержанию. Подобранные
задачи для решения на уроках с помощью моделирования включены были
почти в каждый урок на разных этапах. В решении этих задач были
задействованы все учащиеся класса.
5
Сформированный комплекс задач, в основном, включала в урок на этапах
повторения и закрепления материала.
Предмет: математика
Тема: Приемы умножения числа 2
Цели урока: Закреплять табличные приемы умножения числа 2 .
Этап урока: закрепление изученного материала.
1) На доске записана задача: для 4 кабинетов купили вазы. Если в каждый
кабинет поставить по 2 вазы, то останется 6 ваз. Сколько ваз купили? Дети
читают данную задачу несколько раз. Затем рассказывают условие задачи и
что необходимо найти. Далее ребятам предлагается решить эту задачу при
помощи моделирования.
В период данной работы решала приведенные мною задачи на каждом
уроке математики методом моделирования. Ребята увлеченно обсуждали и
выполняли задания, используя подготовленные мною модели: игрушки,
яблоки, вишни, конфеты и другие.
Были выведены показатели результатов в начале работы и сравнила их
с конечными результатами в следующей таблице:
Учащиеся
Начало
эксперимента
Завершение
эксперимента
Денис А
51
63
Дмитрий С
56
83
Михаил К
53
85
Руслан К
39
55
Валерия К
65
74
Дарья К
53
68
Анатолий М
56
78
Валентина Б
53
82
6
Виталий Д.
50
69
Ксения З
56
78
Елизавета И..
53
67
Николай С
58
60
Елизавета Б.
61
84
Для наглядности на основе таблицы создали диаграмму, которая
отслеживает успехи учащихся в решении арифметических задач методом
моделирования.
Д
е
н
и
с
Д
м
и
т
р
и
й
М
и
х
а
й
л
Р
у
с
л
а
н
В
а
л
е
р
и
я
Е
в
г
е
н
и
й
Д
а
р
ь
я
А
л
е
к
с
а
н
д
р
В
а
л
е
н
т
и
н
а
В
и
т
а
л
я
К
с
е
н
и
я
Л
и
з
а
Н
и
к
о
л
а
й
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Начало опыта
Завершение опыта
Из таблицы видно, что за период работы реализовала опытно –
практическую работу.
Используя метод моделирования при решении
арифметических задач на каждом уроке, повысила уровень умения решать
арифметические задачи некоторыми учащимися.
Действительно,
моделирование
способствует
формированию
у
школьников умения решать арифметические задачи.
В
процессе
работы
мною
была
изучена
и
проанализирована
методическая
литература
по
ознакомлению
школьников
с
решением
арифметических задач.
7
Я определила сущность понятия «арифметическая задача», ее место и
роль задач в начальном курсе математики.
Выявила возможность моделирования в формировании умения у
школьников решать арифметические задачи.
Провела опытно - практическую работу по обучению решению задач с
помощью моделирования и проанализировала ее результаты.
Гипотеза о том, что моделирование способствует формированию
умения у школьников решать арифметические задачи, подтвердилась.
Литература
1.
Стойлова Л. П. Математика. – М.: Издательский центр «Академия»,
1987
2.
Стойлова
Л.
П.,
Пышкало
А.
М.
Основы
начального
курса
математики– М.: Просвещение, 1988
3.
Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах
– М.: Издательский центр «Академия», 2001
4.
Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики
в начальных классах – М.: Просвещение, 1988
5.
Моро М. И., Пышкало А. М. Методика обучения математике в I – III
классах – М.: Просвещение, 1975
6.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике – М.:
Астрель, 2006
7.
Анисимова В.П. Из опыта работы по новому учебнику – М., 1999
8.
Генкин Г.З., Глейзер Л.И. Преподавание в классах с углубленным
изучением математики – М., 1991
9.
Концепция развития математического школьного образования – М.:
Просвещение, 1990
10. Комплект новых учебников по математике для начальной школы –
М.: Просвещение, 2001
11.
Новиков А.И. К вопросу о реформе математического образования – М.,
8