Напоминание

Развитие творческих способностей обучающихся с нарушениями слуха на уроках технологии при обучении проектной деятельности


Автор: Коновалова Любовь Фёдоровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГОУ
Населённый пункт: город Чита ,Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей обучающихся с нарушениями слуха на уроках технологии при обучении проектной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное общеобразовательное учреждение

«Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»

Тема

Развитие творческих способностей обучающихся с нарушениями слуха

на уроках технологии при обучении проектной деятельности

Выполнил:

Коновалова Л.Ф.,

учитель технологии,

высшая

квалификационная

категория

Тема. «Развитие творческих способностей обучающихся с нарушениями слуха на уроках

технологии при обучении проектной деятельности»

Аннотация.

Данная статья посвящена развитию творческих способностей обучающихся с

нарушениями слуха на уроках технологии

через проектную деятельность. Метод

творческих проектов помогает научить неслышащих детей ориентироваться в мире

информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально

подходить к процессу познания, т. е. учит учиться. Получены результаты в формировании

положительной мотивации и познавательного интереса обучающихся через творческие

проектные технологии.

Ключевые

слова:

технология,

творческая

активность,

проектная

деятельность,

проектный метод обучения, творческий проект.

В условиях обновления содержания и структуры современного образования все

более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего

поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с

ограниченными возможностями здоровья.

В современной отечественной сурдопедагогике идеи создания благоприятной

педагогической среды для развития каждого ребенка с недостатками слуха нашли свое

отражение в изучении возможностей совершенствования традиционной системы обучения

и воспитания неслышащих детей, а также в создании альтернативных педагогических

систем, технологий обучения. В качестве личностно-ориентированной технологии в

работе с неслышащими детьми может успешно применяться метод проектов, который

способствует развитию самостоятельности личности

неслышащих

обучающихся,

оптимизирует учебный процесс и повышает эффективность обучения.

Активные

формы

обучения

являются

для

современной

специальной

(коррекционной) школы актуальными и перспективными. Это связано с необходимостью

разрешения целого ряда противоречий, в частности:

-

между

программными

требованиями

и

разным

уровнем

реальных

учебных

возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной

мотивации);

-между уровнем развития речи обучающихся (как правило, низким) и высокими

требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;

- между низкой мотивацией обучающихся к учению и значительными ожиданиями со

стороны общества;

Проанализировав все противоречия, мы пришли к выводу, что, обучая детей труду,

всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный

подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого неслышащего ребенка.

Такую возможность предоставляет метод проектов.

Основоположником метода проектов был американский философ и педагог Дж.

Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик.

В отечественной педагогической практике

основоположником теории и практики педагогического проектирования по праву

считается А.С. Макаренко. Он рассматривал воспитательный процесс как особым образом

организованное

педагогическое

производство.

Общим

теоретическим

вопросам

организации обучения учащихся проектной деятельности на современном этапе развития

школы

посвящены

исследования

Л.В.Городией,

Л.М.Иляевой,

А.А.Карачева,

П.С.Лернера,

Н.В.Матяш,

В.Д.Симоненко,

Ю.Л.Хотунцева

и

др.

Характеристика

современной педагогической технологии проектов отражена в работах Е.С. Полат,

Родионовой В.Е. Условия организации обучения с использованием метода проектов

изучались Л.Б. Куценко-Барсковой и Т.В. Житиной.

Проектная деятельность - ведущий метод современного образования, который

позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения,

способствует

его

самовыражению

и

самоутверждению,

позволяет

неслышащему

учащемуся расширить круг своего общения, участвовать в конкурсах, конференциях.

Инновации в содержании образования поставили перед нами проблемы: как

вовлечь неслышащего ребенка в активный творческий трудовой процесс, как создать для

него

такую

образовательную

среду,

которая

будет

способствовать

развитию

исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению исследовательских

позиций. Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при

Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик писал в 1918 году «Представьте

себе девушку, которая сшила платье. Если она вложила душу в свою работу, работала

охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья,

самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом

педагогическом смысле этого слова».

Неслышащие школьники, в силу отсутствия слуха, ограничены в получении

информации, развитие творческого мышления у них достаточно проблематично в рамках

традиционной методики преподавания технологии. Работая на уроках технологии с ними,

нам было важно понять, как развивать творческие способности у неслышащих

обучающихся, в какой форме подать материал, провести работу с использованием

информационных технологий, построить процесс обучения таким образом, чтобы у детей

оставалось поле для творчества.

В последнее время метод проектов становится в российских школах не только

популярным, но и «модным». Он вызывает много споров. Одни утверждают, что проект -

это результат индивидуальной деятельности ученика, реализация его собственной идеи и

поэтому метод проектов не может быть использован на уроке, где одновременно работают

20-30 учеников. Сторонники такого подхода к методу проектов считают, что он приемлем

только для внеурочной работы. Другие доказывают, что в период обучения школьников

работе по методу проектов целесообразно вести фронтальную работу, обучая всех детей

выявлению потребностей, выдвижению идей, планированию работ, изготовлению

изделия, его испытанию и оценке. В нашем учреждении, где дети-инвалиды обучаются по

6 человек в классе, метод проектов может быть реализован как индивидуально, так и в

группе.

Практика работы с неслышащими детьми показывает, что развивать творческие

способности - это, значит, создать определенные условия : доверительная атмосфера

сотрудничества, доброжелательная помощь взрослого, мотивация задания, условия для

выявления и расцвета его творческих способностей, вооружение

неслышащего

школьника способами деятельности, принципами выполнения работы.

Творческие занятия проектной деятельностью неслышащих учащихся, не только

развивают кругозор, фантазию, но и обогащают словарный запас, дают ученику

множество практических навыков. « Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак,

сделать своими руками подарки родным и друзьям - все это пригодится в жизни

школьнику» [2]

Проведенный нами предварительный анализ проблем привлечения неслышащих

обучающихся к проектной, творческой деятельности позволил сделать следующие

выводы:

- обучающиеся, вследствие нарушения слуха, малого словарного запаса, часто теряют

интерес к изучаемым темам;

- в программах для неслышащих детей отсутствует обучение творческой деятельности;

- требования к знаниям, умениям и навыкам, отраженные в действующей образовательной

программе по технологии, не соответствуют интересам современных подростков.

Решение этих проблем предполагает предметная область «Технология», которая

предусматривает развитие творческих проектов, заданий и упражнений, проблемных

ситуаций. Их решение дает первый толчок, создает мотивацию к творчеству, поиску, не

ограничивает полет фантазии и движения мысли.

Принимая и поддерживая эмоциональные реакции обучающегося к творческой

деятельности,

педагог

помогает

проявлению

его

индивидуальности,

тем

самым

способствует реализации его творческого потенциала.

Об этом достоверно говорят творческие проекты школьников, проводимые на базе

ГОУ

«Центр специального образования». Ученики

«Центра» принимают активное

участие в научно-практических конференциях разного уровня. Тематика наших проектов

разнообразна:

«Проектная

деятельность

основа

инновационной

деятельности

участников образовательного процесса», «Твои первые исследования », «От школьного

проекта

-

к

профессиональной

карьере».

Наши

педагоги

накапливают

опыт

использования технологии проектной деятельности, как на уроках, так и во внеурочное

время.

Выполнение любого проекта начинается с определения сферы интересов, анализа

существующих проблем, выбора и формулировки цели

задач проекта. Результатом

работы над проектом является продукт.

Проект – это пять «П».Проблема –

Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Следуя этой последовательности, анализируя результаты работы по теме: «Развитие

творческих способностей обучающихся с нарушениями слуха на уроках технологии при

обучении

проектной

деятельности»,

можно

утверждать,

что

эффективностью,

результативностью такой работы стали, выполненные проекты по разным темам.

Несколько лет назад мы с ребятами остановились на теме, которая нас заинтересовала

настолько, что получился долгосрочный

историко-краеведческий проект по

теме

«Секреты бабушкиного сундука». В проекте на основе проведенных исследований и

обзора литературы обучающимися рассматривались вопросы сохранения и передачи

традиций подрастающему поколению, знакомства с прикладным творчеством старинных

вещей,

нацеливание

на

самостоятельную

и

исследовательскую

деятельность.

Результатом данного проекта стал продукт куклы - обереги.

Данный проект участвовал в научно – практической конференции «Центра

специального

образования»:

«Проектная

деятельность

основа

инновационной

деятельности участников образовательного процесса» и занял I

место в номинации

историко-краеведческого направления.

Проект принимал участие в III Всероссийском симпозиуме с Международным

участием «Современное образование детей с ограниченными возможностями здоровья:

вызовы времени – новые решения». Цель проведения симпозиума: открытое общественно-

профессиональное обсуждение современных тенденций и проблем развития современной

системы

образования

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

позиционирование инновационных разработок и актуализация эффективных подходов к

обучению, развитию, воспитанию, социализации детей с ОВЗ в отечественной и

зарубежной практике.

Участвовал в региональном празднике г. Читы: «День славянской письменности и

культуры».

Целью проведения праздника было расширение знаний и представлений

общества об истории возникновения славянского письма и его роли в развитии

человечества, воспитание уважения к русской культуре и славянским традициям и

реализация творческих способностей жителей города.

В рамках участия проекта в III Форуме Международной Ассоциации «Все настоящее

- детям» в г. Челябинске проект был представлен в работе круглого стола – обмена

опытом работы проектной деятельностью среди детей инвалидов.

С данным проектом мы проводили мастер – классы, участвовали в школьных,

краевых выставках, праздниках. Наш продукт проекта – куклы обереги, как сувениры,

были подарены делегации из Монголии в честь 90-летия коррекционного образования.

Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая

выбрана ими самими. Примером тому проект, который вызвал большой интерес у

обучающихся нашего «Центра специального образования» - «Новогодние поделки».

Обучающиеся от задумки, от постановки целей и задач, до конечного результата -

продукта (игрушки, поделки) выполняли самостоятельно. Вот где по-настоящему

проявляется детское творчество, активность. Все хотят участвовать, все заняты, где важен

процесс, продукт этой проектной деятельности, который позволяет ребятам испытать

чувство прекрасного, дух сопереживания, сотрудничества, товарищества, повышает

интерес к творческой, проектной деятельности. А не это ли главная цель проектной

деятельности?!

Результатом выполненного проекта стало участие в Первом открытом виртуальном

творческом конкурсе с Международным участием детей с ограниченными возможностями

здоровья «Чудо–чудо, Новый год», проводимым факультетом коррекционной педагогики.

Ученица Ушакова Вика заняла III место в проекте «Новогодние подарки» - »Солнечный

ангел», ученица Тонких Лиля получила Сертификат за участие в этом проекте.

Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими

знаниями учащихся и их практической деятельностью. Все это создает предпосылки для

формирования у неслышащих школьников таких качеств личности, как решимость и воля

в процессе внедрения собственных разработок в практику.

Годы целенаправленной работы, использование проектного метода обучения,

проведение

внеклассных

мероприятий,

руководство

творческим

объединением

позволяют сделать определенные выводы.

Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации

Российского образования» предусматривается обновление содержания образования,

одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных

и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной

деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых.[8]

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает обучающимся возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания,

развивать

творческие

способности и коммуникативные навыки, что немаловажно для неслышащих учеников,

которым необходимо адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Из опыта работы мы увидели, что в проектную деятельность включаются более

активные школьники, которые способны к самостоятельной работе и отличаются

трудолюбием. Но у них часто возникают проблемы с поиском материалов, в составлении

цепочки технологического выполнения проекта. На этом этапе работа над проектом

превращается в коррекционную работу на развитие словесно – логического и наглядно-

образного мышления, пространственного воображения. Работа с дополнительными

источниками

информации,

групповая

организация

деятельности

формирует

коммуникативные навыки и является источником расширения словарного запаса

неслышащих обучающихся.

Подобная работа позволяет воспитывать образованную нравственную личность, ведь

проектная деятельность учит детей быть открытыми и способными выражать собственные

мысли, уметь принимать решения, осознавать свои возможности.

Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в

организации учебно-воспитательной работы обучающихся. Включение элементов метода

творческих проектов в учебный процесс, дает учителю возможность разнообразить формы

проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу

школьников.

Список литературы

1.Бахтиярова.И.М Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном

обучении // Школьные технологии - №2 – 2001.с.108-114

2.

. Гомырина, Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках

художественного труда [Текст]: Пособие для учителя / Т.А. Гомырина. - М.: ВЧГК

«Русский Центр». – 2003.

3.Володина Е.Д., Суслина В.Ю. Технология // Предметные недели в школе. - «Учитель»,

2008 – 155 с.

4.Волков И.П. Цель одна, дорог много: Проектирование процессов обучения: Книга для

учителя. М.: Просвещение, 1990.

5.Зыкова Т.С. Новый подход к организации учебного процесса в младших классах школ

для глухих детей // Дефектология. - 2003. - N 1. - С. 8-15.

6.Зыкова Т.С. Специальный стандарт образования: кому он нужен // Воспитание и

обучение детей с нарушениями в развитии. – 2009. – № 2. – С. 3-10.

7.Зыкова Т.С. Специальный стандарт: размышляем, предлагаем, обсуждаем [Текст] / Т.С.

Зыкова, М.А. Зыкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2009. -

№ 3. – С. 3-9.

8.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.; 2002.

9.КукушкинаО.И., Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Гончарова Е.Л. Единая концепция

специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными

возможностями здоровья: основные положения [Текст] // Дефектология. - 2010. - № 1. - С.

6-22

10.Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной

политики //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009

11.Марченко А.В. Технология 5-11 класс // Программно - методические материалы. А.В.

Марченко. - М.: Дрофа, 2007 – 203 с.

12.Е. С. Немчанина // Теория и практика образования в современном мире: материалы III

междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С.

133-135.

13.Павлова, М., Пит, Дж. Проектный подход

в обучении технологии (из опыта

английской школы) // М. Павлова, Дж. Пит. - Школа и производство, 2003 – №2, 80с.

14.Петрукевич, О.А. Проектированию надо учить // О.А. Петрукевич. -Школа и

производство, 2003 – 80с.

15.Сасова И.А. «Метод проектов в технологическом образовании школьников. 5-9 класс»

- М.: Вентана-Граф, 2012

15.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и

эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.



В раздел образования