Автор: Сидорова Антонина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ
Населённый пункт: село Озёрки, Алтайский край, Тальменский район
Наименование материала: Статья
Тема: РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
Раздел: дошкольное образование
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
А.Н. Сидорова
КГБОУ «Озерская общеобразовательная школа – интернат»
Здоровье – самое главное богатство человечества. Первые шаги к здоровью,
стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры
здоровья делаются в дошкольном учреждении.
В нашем дошкольном отделении на базе КГБОУ «Озерская общеобразовательная
школа – интернат» комплексный подход к организации здоровьесберегающего пространства:
укрепление, сохранение здоровья воспитанников. Коллектив сотрудников целенаправленно
работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые
современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе
передовой опыт.
Но, к сожалению, ни для кого не секрет, что в последние годы состояние здоровья
детей катастрофически ухудшается. И для того, чтобы строить учебный процесс так, чтобы
дети, приобретая знания, не теряли здоровья, нужно сначала выявить общую картину
здоровья детей в группе и индивидуально каждого ребёнка. А потом уже подбирать новые
формы, средства, способы формирования и укрепления здоровья детей.
Диагностируя здоровье детей, выделяют два направления:
- оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья);
- оценка физического развития [2, с.25].
Оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья) дошкольника
предполагает
проведение
диагностики
следующих
систем
его
организма:
нервной,
мышечная, костной и сердечно – сосудистой систем, органов пищеварения, кожи и
подкожной клетчатки, обмена веществ и эндокринных желез, органов мочеобразования и
мочеотделения, дыхания и чувств, температуры тела, особенностей кроветворения и крови у
детей. Это оценивание проводится медицинскими работниками по итогам диспансеризации
детей, которая ежегодно проводится на базе нашей школы.
Оценка физической подготовленности или уровня основных видов движения
проводится по методике Т.Н. Николаевой педагогом дошкольного отделения 2 раза в год:
первые две недели сентября и последние две недели мая. Диагностика проходит в
спортивном зале.
Диагностика ОВД дошкольников с нарушением слуха позволяет педагогу:
· определить уровень физического развития детей на начало и конец года;
· выявить динамику изменения уровня физического развития;
· оценить технику владения основными движениями;
· спланировать индивидуальную работу по формированию физических качеств;
· скорректировать план физкультурно-оздоровительных мероприятий [4, c.26].
Перед проведением диагностики педагогу необходимо знать:
- группу здоровья ребенка (определяет врач по результатам обследования), чтобы
выявить детей, нуждающихся в индивидуальном подходе, или детей, освобожденных от
тестирования;
- общую оценку физического развития детей и функционального состояния (сведения
предоставляет медицинская сестра): многие тесты основаны на показателях длины и массы
тела.
Таким образом, в диагностике здоровья дошкольников с нарушением слуха
участвуют все участники образовательного процесса. Все полученные данные создают
единую картину здоровья и развития детей в каждой группе и в детском саду в целом.
И следующий шаг – это освоение и реализация комплекса мер, направленных на
сохранение и укрепление здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития через
разнообразные формы и виды деятельности. Данный комплекс получил в настоящее время
общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких технологий – объединить педагогов, психологов, медиков,
родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?
Здоровьесберегающая
технология
–
это
целостная
система
воспитательно-
оздоровительных,
коррекционных
и
профилактических
мероприятий,
которые
осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей,
ребенка и доктора [3, с.57].
Таким образом, под здоровьесбережением понимается процесс, включающий в себя
совокупность
специально
организованных
физкультурно-оздоровительных,
образовательных, санитарно – гигиенических, лечебно – профилактических и других
мероприятий человека для полноценно здоровой жизни на каждом этапе его возрастного
развития.
В работе со с дошкольниками с нарушением слуха проводится обширный комплекс
оздоровительных мероприятий:
- Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН.
- Облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения).
- Утренняя гимнастика.
- Гимнастика после сна.
- Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей).
- Ребристые дорожки - для профилактики плоскостопия.
- Правильная организация прогулок и их длительность.
-
Соблюдение
сезонной
одежды
воспитанников
(индивидуальная
работа
с
родителями).
- Витаминотерапия.
- День здоровья (1 раз в четверть). Три раза в неделю дети посещают физкультурные
занятия, которые проводят воспитатели, в том числе один раз (в соответствии с погодными
условиями) занятия физкультурой проводятся на улице (на специально оборудованной
спортивной площадке). Кроме того, проводятся спортивные игры и соревнования, в том
числе на свежем воздухе.
- Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях
профилактики вирусных инфекций.
- В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ - проводится вакцинация
воспитанников детского сада и сотрудников.
-
Систематически
проводится
гимнастика
для
глаз
с
целью
профилактики
близорукости.
-
Важная
роль
в
рамках
здоровьесберегающих
программ
отводится
противоэпидемической работе и медицинскому контролю работы пищеблока в соответствии
с действующими санитарно-гигиеническими правилами.
- Осуществляется витаминно-профилактика (витаминизация третьих блюд).
- Также с детьми проводится звуковая, артикуляционная гимнастики, дыхательные
упражнения.
Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение
имеющегося
потенциала
здоровья
и
на
своевременную
коррекцию
возникающих
отклонений. Для этой цели дети, посещающие детский сад, ежегодно осматриваются узкими
специалистами.
Большое внимание уделяется санитарно – просветительной работе. Оформляются
папки передвижки, ширмы для родителей на различные темы: «Адаптация детей к
дошкольному учреждению», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное
питание и режим дня», «Грязные руки – источник кишечных инфекций», «Профилактика
простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную
направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге
формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Как писал В.А. Сухомлинский: «Забота о здоровье ребенка - это важнейший труд
педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
прочность знаний, вера в свои силы» [1, с.4].
Литература
1. Горбатова М. С. Оздоровительная работа в ДОУ: Нормативно–правовые документы,
рекомендации / М. С. Горбатова.– В.: Учитель, 2008. – 97 с.
2. Комса М. С. Эффективность проведения занятий физической культурой в детском
дошкольном учреждении [Текст] / М.С. Комса. – М.: ГномиД, 2011. – 142 с.
3. Тихомирова Л. Ф. Теоретико – методические основы здоровьесберегающей педагогики
[Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с.
4. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для
студентов вузов. / В. С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
5. Шматко Н.Д., Головчиц Л.А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного
возраста: программы для специальных дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1991. –
156 с.