Автор: Машалгина Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Когалым ХМАО-Югра
Наименование материала: Конспект занятия по Познавательному развитию в средней группе
Тема: "Весенние чудеса"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Берёзка»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
в средней группе
« Весенние чудеса»
с использованием игровых технологий
Воспитатель
Машалгина И.И.
Когалым 2021 г.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по Познавательному развитию в средне
группе по теме «Весенние чудеса»
Цель: закрепление знаний детей о характерных признаках весны с использованием игровых технологий.
Задачи:
Образовательные:
закреплять знания детей об изменениях, происходящих весной в природе, жизни диких животных и птиц в
весенний период.
пополнять словарь детей по теме «Весна»;
продолжать
учить
детей
правильно
образовывать
форму
множественного
числа
существительных,
обозначающих детенышей животных
формировать у детей умение слушать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы, участвовать в беседе;
способствовать развитию у детей умения устанавливать простые причинно-следственные связи;
Развивающие:
развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение;
развивать коммуникативные навыки детей.
Воспитательные:
воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
воспитывать умение совместно выполнять общие действия, поддерживать дружеский эмоциональный настрой.
Словарная работа: обогащение: ледоход, утка-кряква, лосенок- лосята ; активизация: приметы, капель, яркое,
горячее, золотое, огненное, красное, весеннее, лучистое, перелетные;
Методы и приемы:
игровые – загадывание и отгадывание загадок, дидактические игры «Приметы весны» « Подбери слово»,
«Отгадай, кто я» «Чей детеныш?», «Угадай голосок»; пособие «Круги Луллия»;
словесные
–
беседа,
вопросы
проблемного
характера,
художественное
слово,
пояснение,
напоминание;
технология ТРИЗ;
наглядные – демонстрационные картинки, мультимедийная презентация ;
практические – выполнение поручений воспитателя;
сюрпризный момент.
Виды
детской
деятельности:
игровая,
познавательно-исследовательская,
коммуникативная,
самообслуживание, восприятие художественной литературы.
Предварительная
работа:
беседа
о
времени
года
«Весна»,
опыты
со
снегом
и
льдом
«Чудесные
превращения», чтение стихотворений о весне : Е.Баратынский
«Весна,
весна!
Как
воздух чист..», Р.Сеф
«Лицом к весне», В.Берестов «Песенка весенних минут», Г.Ладонщиков «Весна» , чтение сказки Н.Сладкова
«Медведь
и
солнце»,
рассматривание
иллюстраций
о
весне, отгадывание
загадок,
оформление
информационного стенда для родителей по лексической теме «Весна. Весенние приметы», памятка «По дороге
в детский сад наблюдаем за весенними изменениями в природе»
Материалы и оборудование:
Для работы в парах: разрезные картинки;
Для работы в группе: колокольчик, мультимедийная презентация, аудиозапись «Голоса птиц»; пособие
«Круги Луллия»
Ход образовательной деятельности
I.
Организационный момент
Дети свободно передвигаются по группе. Педагог привлекает детей звоном колокольчика со словами :
«Колокольчик звенит, что же нам он говорит?
Подходите поскорей, созываю в круг друзей»
Дети собираются возле педагога в круг
(Создание положительного эмоционального настроя)
Педагог: Какой замечательный сегодня день, давайте поделимся хорошим настроением.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, лёгкий ветерок.
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй утро, здравствуй день -
Нам здороваться не лень!».
II. Основная часть ( дети присаживаются на стульчики)
( на интерактивной доске появляется изображение сундучка , слайд № 1)
Педагог: Ребята, посмотрите, вот так чудо-сундучок, появился, интересно, чей он ? (на экране открывается
сундучок, со звуком , из сундучка появляется Лесовичок)
«Здравствуйте, ребята. Я Лесовичок- лесной мужичок. Время уже весне в лес приходить, да только зима не
пускает. Помогите, ребята, Зиму победить, Весну в лес пустить. Если все весенние приметы вспомните, то
сугробы растают, чудеса весенние засияют»
Педагог: Ребята о чем нас Лесовичок просит? ( победить Зиму , весне помочь)
₋
Вы готовы Весне помочь? ( ответы детей)
₋
Тогда отправляемся в путь на лесную полянку, чудеса весенние искать. Волшебные слова произнесем и на
полянку попадем.
Ты подуй в свои ладошки
Дети дуют на ладошки
Покружись потом немножко
Кружатся вокруг себя
Попадешь тогда ты в лес
Закрывают глаза ладошками
Полный тайн и чудес
.( слайд № 2 лесная полянка , покрыта снегом, солнышко закрыто тучами)
Педагог: А вот и полянка, действительно вся в снегу. Не хочет Зима уходить.
₋
Ребята, а как мы узнаем, что весна наступает? (солнышко пригревает)
₋
Верно,
ребята
Солнышко-
первое
весеннее
чудо,
главный
ее
помощник.
(
на
слайде
тучка
открывает
солнышко) Какое солнышко весной? (ответы детей- яркое, лучистое, жаркое..).Вспомните примету про
весеннее солнышко.
Солнце выше ….. весна ближе
Педагог: А благодаря солнышку, много других чудес весной происходит. Про них наш друг и помощник
Лесовичок загадки для вас приготовил.
Отгадайте загадку- подберите к ней картинку отгадку- Приметы весны.
Дидактическая игра « Приметы весны»
На столе разложены картинки с изображением характерных признаков разных времен года. Загадки звучат в
аудиозаписи
с
голосом
Лесовичка.
Дети
отгадывают
загадку
и
выставляют
подходящую
картинку
на
мольберт.
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап — звенит... (капель)
В теплый день из-подо льда
Мчится талая вода.
И шумит всех птиц звончей
Этот озорной... (ручей)
Веселится весь народ —
Льдины двинулись в поход!
Мы на речке каждый год
Наблюдаем... (ледоход)
Педагог
обращает
внимание
детей
на
новое
слово:
Ребята,
послушайте
,
какое
необычное
слово
ЛЕДОХОД- лед ходит, повторите вместе. ( Имя ребенка) повтори, ( педагог просит трех-четырех детей
повторить)
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода
Не обуешь валенки,
На снегу… (проталинки)
Лесовичок: Молодцы, ребята.
Педагог: Посмотрите, на полянке ручеек оттаял.( на слайде, появилась картинка -ручеек)
Педагог: ( аудиозвук рычание медведя) Ребята, слышите, что это за звук (ответы детей- рычит животное,
медведь) ( на слайде появляется изображение медведя) Где же был медведь, мы его не заметили? (зимой
медведь спал в берлоге)
Педагог. Тяжело медведю вставать после длинной спячки. Ребята, а что нам помогает быстро проснуться по
утрам? ( зарядка) . Сделаем зарядку вместе с мишкой?
Физминутка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Вправо влево наклонился (Наклоны вправо-влево.)
Из ручья водой умылся.
Солнышку улыбнулся
Наконец –то он проснулся.
Педагог: Скажите, ребята, какие изменения происходят в это время года в жизни других диких животных в
лесу?
(
ответы
детей:
Ежик
тоже
просыпается.
Заяц
меняет
белую
шубку
на
серую.
Белка
вновь
становится рыжей. Животные линяют. У лося появляются новые рога).
Вы все сказали правильно. А еще весной случается вот какое чудо: у животных появляются детёныши. (на
слайде появляется медведица с медвежонком)
Педагог: Только вот беда, малыши расшалились и в лесу заблудились. Спрятались у вас под стульчиками. (
Дети достают картинки детенышей)
- Детеныши пока еще маленькие и нуждаются в заботе взрослых. Ребята, поможем им вернуться к родителям? (
ответы детей)
- Вместе пойдем, всех мам найдем. ( педагог с детьми идет к словам)
Дидактическая игра « Чей детеныш?» ( педагог выставляет на стол пособие «Кольца Луллия», на
внутреннем кругу располагаются силуэты животных) Животные ждут своих малышей, но в тени прячутся.
Поставьте картинки детенышей на круг перед взрослым животным. Будьте внимательны. ( дети выставляют
собранные картинки на внешний круг взрослое животное к детенышу соответственно)
- Всех распределили? (Имя ребенка) скажи
Как зовут детёнышей медведицы? (Ответы детей).
У зайчихи рождаются …. (Ответы детей).
У лисы - …. (Ответы детей).
У волка - …. (Ответы детей).
Педагог: Молодцы, ребята, возвращаемся на полянку. ( слайд № 3) Посмотрите, как она преобразилась. Все
кругом просыпается. Только тихо так, чего-то не хватает (аудиозапись голоса птиц) ( ответы детей- это
птицы поют)
₋
Почему-то зимой их было не слышно? ( птицы улетали в теплые края, весной вернулись обратно)
-Верно. Скажите, ребята, а как называются птицы, которые возвращаются к нам весной? ( гуси, утки, лебеди,
журавли - перелетные птицы)
- Птиц так много, сможете по голосам птиц узнать?
Игра «Угадай голосок?» ( звучит аудиозапись с голосами кукушки, белолобый гусь, утка- кряква, чайка
озерная, дети называют птиц, слайд № 4) Ребята , повторите непростое название Утка-кряква ( педагог
просит повторить 2-3 детей)
Педагог: ( слайд № 5) Теперь в лесу не только красиво, но и радостно от птичьих голосов.
Педагог: Остался на полянке один снежный сугроб, мы с вами почти зиму победили. Предлагаю поиграть и
растопить снег правильными ответами. Я вам буду говорить, что бывает зимой, а вы отвечаете, что бывает
весной. Будьте внимательны.
Словарная игра «Скажи наоборот»( игра с мячом)
Зима ушла, а весна (пришла)
Зимой медведь спит, а весной (просыпается)
Зима холодная, а весна (тёплая)
Зимой заяц белый, а весной (серый)
Зимой снег белый, а весной (черный)
Зимой снег чистый, а весной. (грязный)
Зимой дни холодные, а весной. (теплые)
Зимой дни короткие, а весной. (длинные)
Зимой солнце тусклое, а весной. (яркое)
Зимой небо серое, а весной. (голубое, светлое)
Зимой ветер холодный, а весной. (теплый)
Зимой солнце низкое, а весной. (высокое)
Педагог: ( слайд № 6 –полянка без снега) Какие вы молодцы. Посмотрите, весь снег на полянке растаял.
Весна в лес пришла, а нам пора возвращаться в детский сад. Повторим волшебные слова.
Ты подуй в свои ладошки
Дети дуют на ладошки
Покружись потом немножко
Кружатся вокруг себя
С лесом прощаемся
Закрывают глаза ладошками
В детский сад возвращаемся
( дети присаживаются на стульчики)
(Слайд № 6 )
Лесовичок : « Спасибо вам ,ребята , за помощь. Вы большие молодцы, все весенние приметы вспомнили, зиму
из леса прогнали. Теперь Весна – в лесу хозяйка. До свидания, до новых встреч»
Рефлексия
Педагог: Ребята, кому мы сегодня помогли? Уступила Зима весне место? Что вы сегодня узнали интересного?
А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).
Педагог: У весны много дел: пригреть землю ясным солнышком и оживить её после долгого сна. Разлить
ручьи, птиц с юга встретить, зверей из спячки разбудить, украсить землю первыми цветами да выпустить из
почек клейкие листочки. Сегодня, когда мы пойдём с вами на прогулку, предлагаю взять фотоаппарат, и
все «чудеса» весны, которые мы увидим, сфотографировать. Вы согласны?