Напоминание

"Весенние чудеса"


Автор: Машалгина Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Когалым ХМАО-Югра
Наименование материала: Конспект занятия по Познавательному развитию в средней группе
Тема: "Весенние чудеса"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Берёзка»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

в средней группе

« Весенние чудеса»

с использованием игровых технологий

Воспитатель

Машалгина И.И.

Когалым 2021 г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по Познавательному развитию в средне

группе по теме «Весенние чудеса»

Цель: закрепление знаний детей о характерных признаках весны с использованием игровых технологий.

Задачи:

Образовательные:

закреплять знания детей об изменениях, происходящих весной в природе, жизни диких животных и птиц в

весенний период.

пополнять словарь детей по теме «Весна»;

продолжать

учить

детей

правильно

образовывать

форму

множественного

числа

существительных,

обозначающих детенышей животных

формировать у детей умение слушать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы, участвовать в беседе;

способствовать развитию у детей умения устанавливать простые причинно-следственные связи;

Развивающие:

развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение;

развивать коммуникативные навыки детей.

Воспитательные:

воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

воспитывать умение совместно выполнять общие действия, поддерживать дружеский эмоциональный настрой.

Словарная работа: обогащение: ледоход, утка-кряква, лосенок- лосята ; активизация: приметы, капель, яркое,

горячее, золотое, огненное, красное, весеннее, лучистое, перелетные;

Методы и приемы:

игровые – загадывание и отгадывание загадок, дидактические игры «Приметы весны» « Подбери слово»,

«Отгадай, кто я» «Чей детеныш?», «Угадай голосок»; пособие «Круги Луллия»;

словесные

беседа,

вопросы

проблемного

характера,

художественное

слово,

пояснение,

напоминание;

технология ТРИЗ;

наглядные – демонстрационные картинки, мультимедийная презентация ;

практические – выполнение поручений воспитателя;

сюрпризный момент.

Виды

детской

деятельности:

игровая,

познавательно-исследовательская,

коммуникативная,

самообслуживание, восприятие художественной литературы.

Предварительная

работа:

беседа

о

времени

года

«Весна»,

опыты

со

снегом

и

льдом

«Чудесные

превращения», чтение стихотворений о весне : Е.Баратынский

«Весна,

весна!

Как

воздух чист..», Р.Сеф

«Лицом к весне», В.Берестов «Песенка весенних минут», Г.Ладонщиков «Весна» , чтение сказки Н.Сладкова

«Медведь

и

солнце»,

рассматривание

иллюстраций

о

весне, отгадывание

загадок,

оформление

информационного стенда для родителей по лексической теме «Весна. Весенние приметы», памятка «По дороге

в детский сад наблюдаем за весенними изменениями в природе»

Материалы и оборудование:

Для работы в парах: разрезные картинки;

Для работы в группе: колокольчик, мультимедийная презентация, аудиозапись «Голоса птиц»; пособие

«Круги Луллия»

Ход образовательной деятельности

I.

Организационный момент

Дети свободно передвигаются по группе. Педагог привлекает детей звоном колокольчика со словами :

«Колокольчик звенит, что же нам он говорит?

Подходите поскорей, созываю в круг друзей»

Дети собираются возле педагога в круг

(Создание положительного эмоционального настроя)

Педагог: Какой замечательный сегодня день, давайте поделимся хорошим настроением.

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, лёгкий ветерок.

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй утро, здравствуй день -

Нам здороваться не лень!».

II. Основная часть ( дети присаживаются на стульчики)

( на интерактивной доске появляется изображение сундучка , слайд № 1)

Педагог: Ребята, посмотрите, вот так чудо-сундучок, появился, интересно, чей он ? (на экране открывается

сундучок, со звуком , из сундучка появляется Лесовичок)

«Здравствуйте, ребята. Я Лесовичок- лесной мужичок. Время уже весне в лес приходить, да только зима не

пускает. Помогите, ребята, Зиму победить, Весну в лес пустить. Если все весенние приметы вспомните, то

сугробы растают, чудеса весенние засияют»

Педагог: Ребята о чем нас Лесовичок просит? ( победить Зиму , весне помочь)

Вы готовы Весне помочь? ( ответы детей)

Тогда отправляемся в путь на лесную полянку, чудеса весенние искать. Волшебные слова произнесем и на

полянку попадем.

Ты подуй в свои ладошки

Дети дуют на ладошки

Покружись потом немножко

Кружатся вокруг себя

Попадешь тогда ты в лес

Закрывают глаза ладошками

Полный тайн и чудес

.( слайд № 2 лесная полянка , покрыта снегом, солнышко закрыто тучами)

Педагог: А вот и полянка, действительно вся в снегу. Не хочет Зима уходить.

Ребята, а как мы узнаем, что весна наступает? (солнышко пригревает)

Верно,

ребята

Солнышко-

первое

весеннее

чудо,

главный

ее

помощник.

(

на

слайде

тучка

открывает

солнышко) Какое солнышко весной? (ответы детей- яркое, лучистое, жаркое..).Вспомните примету про

весеннее солнышко.

Солнце выше ….. весна ближе

Педагог: А благодаря солнышку, много других чудес весной происходит. Про них наш друг и помощник

Лесовичок загадки для вас приготовил.

Отгадайте загадку- подберите к ней картинку отгадку- Приметы весны.

Дидактическая игра « Приметы весны»

На столе разложены картинки с изображением характерных признаков разных времен года. Загадки звучат в

аудиозаписи

с

голосом

Лесовичка.

Дети

отгадывают

загадку

и

выставляют

подходящую

картинку

на

мольберт.

Синяя сосулька плачет,

Но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель

Кап-кап-кап — звенит... (капель)

В теплый день из-подо льда

Мчится талая вода.

И шумит всех птиц звончей

Этот озорной... (ручей)

Веселится весь народ —

Льдины двинулись в поход!

Мы на речке каждый год

Наблюдаем... (ледоход)

Педагог

обращает

внимание

детей

на

новое

слово:

Ребята,

послушайте

,

какое

необычное

слово

ЛЕДОХОД- лед ходит, повторите вместе. ( Имя ребенка) повтори, ( педагог просит трех-четырех детей

повторить)

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода

Не обуешь валенки,

На снегу… (проталинки)

Лесовичок: Молодцы, ребята.

Педагог: Посмотрите, на полянке ручеек оттаял.( на слайде, появилась картинка -ручеек)

Педагог: ( аудиозвук рычание медведя) Ребята, слышите, что это за звук (ответы детей- рычит животное,

медведь) ( на слайде появляется изображение медведя) Где же был медведь, мы его не заметили? (зимой

медведь спал в берлоге)

Педагог. Тяжело медведю вставать после длинной спячки. Ребята, а что нам помогает быстро проснуться по

утрам? ( зарядка) . Сделаем зарядку вместе с мишкой?

Физминутка.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Вправо влево наклонился (Наклоны вправо-влево.)

Из ручья водой умылся.

Солнышку улыбнулся

Наконец –то он проснулся.

Педагог: Скажите, ребята, какие изменения происходят в это время года в жизни других диких животных в

лесу?

(

ответы

детей:

Ежик

тоже

просыпается.

Заяц

меняет

белую

шубку

на

серую.

Белка

вновь

становится рыжей. Животные линяют. У лося появляются новые рога).

Вы все сказали правильно. А еще весной случается вот какое чудо: у животных появляются детёныши. (на

слайде появляется медведица с медвежонком)

Педагог: Только вот беда, малыши расшалились и в лесу заблудились. Спрятались у вас под стульчиками. (

Дети достают картинки детенышей)

- Детеныши пока еще маленькие и нуждаются в заботе взрослых. Ребята, поможем им вернуться к родителям? (

ответы детей)

- Вместе пойдем, всех мам найдем. ( педагог с детьми идет к словам)

Дидактическая игра « Чей детеныш?» ( педагог выставляет на стол пособие «Кольца Луллия», на

внутреннем кругу располагаются силуэты животных) Животные ждут своих малышей, но в тени прячутся.

Поставьте картинки детенышей на круг перед взрослым животным. Будьте внимательны. ( дети выставляют

собранные картинки на внешний круг взрослое животное к детенышу соответственно)

- Всех распределили? (Имя ребенка) скажи

Как зовут детёнышей медведицы? (Ответы детей).

У зайчихи рождаются …. (Ответы детей).

У лисы - …. (Ответы детей).

У волка - …. (Ответы детей).

Педагог: Молодцы, ребята, возвращаемся на полянку. ( слайд № 3) Посмотрите, как она преобразилась. Все

кругом просыпается. Только тихо так, чего-то не хватает (аудиозапись голоса птиц) ( ответы детей- это

птицы поют)

Почему-то зимой их было не слышно? ( птицы улетали в теплые края, весной вернулись обратно)

-Верно. Скажите, ребята, а как называются птицы, которые возвращаются к нам весной? ( гуси, утки, лебеди,

журавли - перелетные птицы)

- Птиц так много, сможете по голосам птиц узнать?

Игра «Угадай голосок?» ( звучит аудиозапись с голосами кукушки, белолобый гусь, утка- кряква, чайка

озерная, дети называют птиц, слайд № 4) Ребята , повторите непростое название Утка-кряква ( педагог

просит повторить 2-3 детей)

Педагог: ( слайд № 5) Теперь в лесу не только красиво, но и радостно от птичьих голосов.

Педагог: Остался на полянке один снежный сугроб, мы с вами почти зиму победили. Предлагаю поиграть и

растопить снег правильными ответами. Я вам буду говорить, что бывает зимой, а вы отвечаете, что бывает

весной. Будьте внимательны.

Словарная игра «Скажи наоборот»( игра с мячом)

Зима ушла, а весна (пришла)

Зимой медведь спит, а весной (просыпается)

Зима холодная, а весна (тёплая)

Зимой заяц белый, а весной (серый)

Зимой снег белый, а весной (черный)

Зимой снег чистый, а весной. (грязный)

Зимой дни холодные, а весной. (теплые)

Зимой дни короткие, а весной. (длинные)

Зимой солнце тусклое, а весной. (яркое)

Зимой небо серое, а весной. (голубое, светлое)

Зимой ветер холодный, а весной. (теплый)

Зимой солнце низкое, а весной. (высокое)

Педагог: ( слайд № 6 –полянка без снега) Какие вы молодцы. Посмотрите, весь снег на полянке растаял.

Весна в лес пришла, а нам пора возвращаться в детский сад. Повторим волшебные слова.

Ты подуй в свои ладошки

Дети дуют на ладошки

Покружись потом немножко

Кружатся вокруг себя

С лесом прощаемся

Закрывают глаза ладошками

В детский сад возвращаемся

( дети присаживаются на стульчики)

(Слайд № 6 )

Лесовичок : « Спасибо вам ,ребята , за помощь. Вы большие молодцы, все весенние приметы вспомнили, зиму

из леса прогнали. Теперь Весна – в лесу хозяйка. До свидания, до новых встреч»

Рефлексия

Педагог: Ребята, кому мы сегодня помогли? Уступила Зима весне место? Что вы сегодня узнали интересного?

А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).

Педагог: У весны много дел: пригреть землю ясным солнышком и оживить её после долгого сна. Разлить

ручьи, птиц с юга встретить, зверей из спячки разбудить, украсить землю первыми цветами да выпустить из

почек клейкие листочки. Сегодня, когда мы пойдём с вами на прогулку, предлагаю взять фотоаппарат, и

все «чудеса» весны, которые мы увидим, сфотографировать. Вы согласны?



В раздел образования