Автор: Курбанова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5" пгт. Нижний Одес
Населённый пункт: Республика Коми Сосногорский район, пгт. Нижний Одес
Наименование материала: 100- летие Республики Коми
Тема: Проект "Акань-коми -пермяцкая кукла"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» пгт. Нижний Одес
ПРОЕКТ
«Акань – коми – пермяцкая кукла»
К 100 – летию Республики Коми
Автор: Воспитатель Курбанова
Наталья Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» пгт. Нижний Одес
.
Введение
Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал.
Наше поколение детей, в своем большинстве, отдает предпочтение компьютерным
играм, девочки играют в основном в куклы типа « Барби», а мальчики предпочитают лего
и компьютерные игры. Мне захотелось познакомить детей с куклами в которые играли
раньше наши предки.
Прошлое, настоящее и будущее тесно связаны друг с другом. История дает нам
возможность познать нас самих. Это не просто информация о прошлом, а интереснейший
процесс познания себя и своих предков. Это побудило к работе над этим исследованием.
Актуальность.
Тему «Акань - коми – пермяцкая кукла» актуальна, т.к. изучению истории
родного края, возрождению народные традиций, ремесел сегодня уделяется большое
внимание. Какая она – коми – пермяцкая кукла и каково ее значение в жизни коми –
пермяков?
Цель проекта – изучить традиции коми – пермяков на основе изучения особенностей
куклы, научиться самому изготовлять простейшие куклы из тряпок и научить детей.
Задачи проекта:
1.
Познакомиться с историей куклы.
2.
Изучить способы изготовления некоторых кукол.
Объект исследования – история коми – пермяцкой куклы (Акань)
Предмет исследования – кукла (Акань)
Методы исследования:
1.
Изучение литературы (анализ справочной литературы, информации из Интернета)
2.
Изготовление куклы с детьми и родителями.
Структура исследования: введение, 2 главы, список литературы, приложения.
Практическая значимость: данный материал можно использовать на НОД по ручному
труду, изобразительного искусства, окружающего мира, можно рассказать о тряпичных
куклах в других группах детского сада.
Глава 1. История возникновения куклы.
1.1.Что такое кукла?
В словаре Владимира Ивановича Даля кукла означает сделанное из тряпья, кожи,
битой бумаги, дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного.
У Дмитрия Николаевича Ушакова кукла значится, как: 1. Подобие человека,
животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных
представлений 2. Бездушное, безжизненное существо.
Сергей Иванович Ожегов толкует слово "кукла" так: 1. Детская игрушка в виде
фигурки человека 2. Фигура человека или животного в театральном представлении,
управляемая из ширмы актёром 3. Фигура, воспроизводящая человеческое тело
История куклы началась несколько тысячелетий назад. Самой древней находкой на
данный момент считается кукла из кости мамонта, найденная в Чехии. Её возраст
примерно 30-35 тысяч лет, её руки и ноги присоединены к туловищу так, что могут
двигаться.. Первые куклы носили ритуальный характер, они считались вместилищем
человеческой души, представляли человека в его разговорах с богами. Древние египтяне
клали кукол в захоронения, чтобы умершим было не одиноко, древние славяне приносили
кукол в жертву богине плодородия вместо живых женщин.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» пгт. Нижний Одес
У коми – пермяков кукла часто была оберегом, отвлекая на себя злых духов или
присматривая и оберегая своих хозяек. Куклу дарили невесте на свадьбы, чтобы она
защищала семейный очаг новобрачных. Кроме того, подарить невесте куклу означало,
пожелать ей детей. Этот обычай жив и поныне.
Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена чаще их
делали в семье сами, а иногда привозили новые "потехи" с ярмарки. В народе считали, что
игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в
куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду,
творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки .В наше время
существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью
пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая
сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.
Традиционной игрушкой в быту коми – пермяцкой деревни даже в самых бедных
крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук
накапливалось. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие
сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла -
простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно
обтянутое льняной , белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков,
волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше,
девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, которая делала
их на заказ. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах -
угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали. Наряжали красиво,
фартук повяжут и поясок поверх рубахи, платочек на голову наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия,
часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним
судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно
учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания .Игрушки
никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах.
Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.
Потом эти куклы переходили к собственным детям.
В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если
нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. Куклу или ребенка давали в
руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай
превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали
подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан,
завернут, а в нем - маленькая кукла. Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской
игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не
обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво
разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица
считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых
сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие,
здоровье, радость.
1.2.Виды кукол
Куклы – обереги
Куклы – обереги ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются
из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это
не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на
основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась
опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка,
являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта народных
куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» пгт. Нижний Одес
что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни
взрослому человеку вреда".
Домовой
(суседко) – символизирует благополучие в доме, охраняет жилище от
нечистой силы. У домового могут быть:
- деревянная ложка – чтобы хозяева были всегда сыты;
-ключ от дома – чтобы мир был дома;
- мешочек с крупой – про запас;
-монетка – чтобы в доме деньги водились. ( Приложение)
Неразлучники
Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы, и ведь после
свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги
невесты из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки
разноцветных нитей.(Приложение)
Кубышка травница
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в
руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит болезни.
Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит
теплота, как от заботливой хозяйки. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка.
Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.(Приложение)
Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые.
Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали
толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали
голову
с
ручками
и
одевали
в
нарядную
одежду.
(Приложение)
К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень
просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой.
Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью
нитки прикреплённый к туловищу.
Обрядовые куклы
Богата коми – пермяцкая земля обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в
избе, в красный угол. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала
куклу Зерновушку или Крупеничку
(Приложение)
Обрядовая кукла Покосница изображала женщину во время сенокоса. Покосница"
– одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без
единого шва, из цельного куска ткани. Затем формируется голова и перевязывается
нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На
куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна "рубаха"- светлая основа куклы),
повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый
покос издавна считался в деревнях праздником.(Приложение)
Глава 2. Практическая часть
2.1.
Оборудование:
1.
Втулка от туалетной бумаги
2.
Палочка
3.
Носок
4.
Яркие тряпочки для сарафана
5.
Кусок синтипона или ваты для головы
6.
Нитки мулине для изготовления волос
Оценка изделия:
- выполнена из экологически чистого материала
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» пгт. Нижний Одес
- игрушка изготовлена собственными силами
- приятна на ощупь и удобна в процессе игры
- дешевле, чем в магазине
- все технологические операции доступны.
2.2. Конспект образовательной деятельности по образовательной области
«Физическое развитие» для детей второй младшей группы
«Знакомство с коми народной куклой Акань».
Интеграция
образовательных
областей:
«Физическое
развитие»,
«Социально-
коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное
развитие».
Цель:
формирование
у
детей
устойчивого
интереса
к
физической
культуре
и
двигательной активности, посредством приобщения к культуре народа Коми края.
Задачи:
1. Физическое развитие:
- Учить детей внимательно слушать воспитателя, выполнять движения четко в
соответствии с заданием по показу воспитателя;
- Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, развивая силу ног и
координацию
- Продолжать упражнять детей в ходьбе по уменьшенной площади опоры, развивая
чувство равновесия
- Вызвать положительный эмоциональный отклик детей от знакомства с новой куклой,
воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям.
2. Социально-коммуникативное развитие:
- Учить детей играть вместе со всеми детьми, радоваться совместным действиям.
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми .
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу
3. Художественно-эстетическое развитие:
- Учить детей понимать, выполнять движения в соответствии с текстом.
- Воспитывать умение слушать рассказ воспитателя, сопереживать героям, формировать
интерес к народному творчеству.
4. Познавательное развитие:
- Развивать у детей логическое мышление и познавательный интерес
Приемы и методы.
Практические: ОВД., ходьба по кругу, бег в рассыпную; ОРУ « Играем с куклой»; п/и
«Найди свой цвет»;
Наглядные: показ коми народной игрушки - куклы Акань, рассматривание ее одежды,
музыкальное сопровождение.
Словесные: загадывание загадки, вопросы, напоминания, прямые и косвенные указания к
двигательной деятельности, проговаривание., хороводе, рассказывание сказки.
Материалы и оборудование: ларец, куклы по количеству детей +1 больше размером;
музыкальный центр, обручи 4 штуки, флажки на стойках четырех цветов (синий, красный,
зеленый, желтый), 2 дорожки, «бревно» из мягких модулей на стойках, корзина с малыми
мячами 4 цветов (синий, красный, зеленый, желтый), брус мягкий большой, маска
воробья.
2.2 «Знакомство с коми народной куклой Акань»
Здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки,
(представляюсь)
Я сегодня не одна в гости к вам пришла
И с собой ,ребята, кого-то привела.
А кто же наша гостья, вы сейчас узнаете,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» пгт. Нижний Одес
Если загадку дружно отгадаете:
Платьица носит,
Кушать не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно…
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья?
(Кукла)
Ребята отгадывают загадку, если затрудняются – помогаю им. После того, как ребята
отгадывают загадку, открываю ларец и достаю из него куклу – самоделку.
Вот, знакомьтесь, ребята - это коми кукла Акань.
Кукла: Здравствуйте, ребята!
Давайте поздороваемся с куколкой. (Здороваемся)
Кукла: давайте познакомимся! (дети называют свои имена). Вот и познакомились.
Посмотрите, ребята, какая кукла Акань интересная. Вы видели таких кукол? Эту куклу
придумали люди, которые жили в Коми крае давным – давно. Обычно этих кукол делали
своими руками взрослые для своих детей.
Ребята, куколка пришла посмотреть, чем занимаются ребята в детском саду. Давайте ей
покажем.
А хотите поиграть с такой куколкой? У меня есть такие же для каждого из вас (открываю
ларец и достаю куколки на каждого ребенка, дети рассматривают кукол)
Ребята, а давайте наших кукол порадуем, поиграем с ними
Ну-ка, не зевай дружок
Становись скорей в кружок
Будем мы шагать по кругу
С ровной спинкой, друг за другом
Раз, два, три, четыре пять
Нужно ножки поразмять (включаю фонограмму «Большие ноги – маленькие ножки»)
Мы по кругу пошагали,
Теперь немножко поиграем
Игра «Бегите к куколке». Дети под музыку бегают по залу врассыпную, на слова
«Бегите к куколке» музыка останавливается, дети подбегают к воспитателю, в руках
которого куколка. Вариант: куколка сидит на полу, воспитатель бегает вместе с детьми.
(Повторяю 2-3 раза)
(под спокойную музыку выполняем ОРУ с куклой)
ОРУ с куклой (дети выполняют движения за воспитателем)
«Покажем куклу»
И.п. стоя, ноги широкой дорожкой, кукла в руках, опущенных вниз. 1 – на вытянутых
руках куклу вперед; 2 – куклу вверх, ноги на носки; 3 – кукла вперед, ноги на полную
стопу, 4 - и.п.
«Покачаем куклу на качелях»
И.п.: стоя, ноги шире плеч, кукла над головой. 1,2 – наклониться к полу, пронося куклу
между ногами «У-у-ух!»; 3,4 – и.п.
«Мы присядем глубоко и поднимем высоко»
И.п. стоя, кукла в руках внизу. 1,2 – глубокий присед, куклу поднять над головой; 3,4 –
и.п.
«Научим куклу прыгать»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» пгт. Нижний Одес
Кладем куколку на пол. Ребята выполняют прыжки на месте по показу воспитателя. Если
вижу, что дети выполняют прыжки не правильно, то объясняю задание как бы для куклы:
«Смотри внимательно, как нужно прыгать: руки поставим на пояс, ножки узкой
дорожкой, коленки сгибаем, подпрыгиваем, и приземляемся на полусогнутые ножки.
Дети показывают, как нужно прыгать.
«Играем с куклой»
Куколку к себе прижмите (мы любим ее),
А теперь покажите – вытянем руки с куклой вперед
И.п.: о.с., игрушка у груди.1-3 – полуприсед, игрушку вперед, 2-4 – и.п. (6 раз)
Молодцы, ребята! А давайте, пока куколки отдохнут, мы погуляем и покажем Акань ваш
физкультурный зал.
(ребята кладут своих кукол, начинаем выполнять ОВД)
В паровозик дружно встанем
Друг за другом пошагаем!
(звучит фонограмма паровозик)
Мы с ребятами шагали
И дорожку увидали
Как же нам ребята быть?
По узенькой дорожке умеем мы ходить? (ответы детей)
Ну, тогда ровнее спинки
Пойдем как по лесной тропинке
Руки в стороны разведем
И с дорожки не свернём!
Выполняем хождение по уменьшенной площади опоры «По дорожке»
(Проходим по дорожке и видим на пути бревно)
Ой, а здесь что на пути
Нам не даст никак пройти?
Как же нам ребята быть?
Неужто дальше не ходить?
(выслушиваю предложения детей, что можно через бревно перелезть, а можно
подползти под ним.)
Как придумали вы славно
Очень ловко и забавно.
Выполняем О.Д. подлезание под бревно на коленях и локтях, после этого
обязательно вытянуться и достать до колокольчика.
Посмотрите-ка ребята,
А здесь обручи лежат.
Чтоб пройти и этот путь
Мы попрыгаем чуть-чуть.
Ножки мы слегка расставим
И коленочки согнем,
Будем прыгать мы сейчас!
Куколка, смотри на нас.
О.Д. прыжки из обруча в обруч
О.Д. перелезание через брус
После того, как все детки выполнят упражнение, провожу подвижную игру.
Так старались вы, ребята
Наша кукла очень рада.
Хочет мячики вам дать
Чтобы с вами поиграть.
(предлагаю ребятам взять из корзины любой мячик)
Подвижная игра «Найди свой цвет»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» пгт. Нижний Одес
Расставляю на полу 4 флажка на подставке (синий, красный, желтый, зеленый). Объясняю
детям правило игры: нужно бегать по залу, слушать музыку. Как только музыка
остановится, нужно бежать к флажку такого цвета, какого цвета мячик в руках.
Мячики в руки берите,
По залу скорее бегите. (На эти слова ребята разбегаются по залу)
Музыка останавливается:
А теперь не зевай,
К флажку скорее подбегай!
Дети бегут к флажкам.
Игра проводится 3 раза. На второй раз пока дети бегают, меняю флажки местами. А на
третий раз предлагаю ребятам поменяться мячиками.
После игры предлагаю детям встать в кружок и пойти по кругу друг за другом. После
того, как дети пройдут один круг, прошу детей мячики убрать в корзину, встать в круг
ИМП «Воробей» (Коми народная игра)
Прилетел к нам воробей
И запел как соловей:
- Эй ты, птичка, не зевай,
Кто мяукнет, угадай.
После игры предлагаю детям присесть на пол
Ребята кто побывал у вас в гостях? А кто запомнил, как зовут куколку? (Если дети
затрудняются, напоминаю им)
Кукла: Дорогие ребята! Мне очень понравилось у вас в гостях. И как мы ходили по
узенькой дорожке, и как преодолевали препятствия, а особенно мне запомнилось, как мы
весело играли. Моим подружкам, ребята, вы очень понравились, и они захотели остаться с
вами, в детском саду. Мне бы очень хотелось, чтобы вы ими играли и вспоминали наше
знакомство.
Я: А мне ребята хочется добавить, что эти куколки сделаны своими руками, и хранят в
себе добро и теплоту сердца!
Ну а нам с вами пора прощаться! Я говорю вам до свидания! А теперь ребята, скорее
покажите куколкам свою группу.
(дети уходят)
Литература.
1.
Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Г.Л.Дайн, М.Н. Дайн-М.:
Культура и традиции, 2007.
2.
Кукольный сундучок Е.В. Берестенева, Н.В.Догаева, Белый город, 2010г.
3.
Текстильные обрядовые куклы З.и. Зимина
4.
Материалы из сети Интернет
Приложение 1 Неразлучники Приложение 2 Кубышка травница
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» пгт. Нижний Одес