Напоминание

Инновационные педагогические технологии


Автор: Цой Ирина Даниловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ школы №65 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Внеурочное занятие - кроссенс: "Но покуда я стою, городу быть..."
Тема: Инновационные педагогические технологии
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока обществознания в 8 классе.

Тема: Долг и совесть

Эпиграф: Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить.

Т. Карлейль

Авторы: Цой Ирина Даниловна, Щербакова Ирина Владимировна, учителя истории и обществознания ГБОУ школы № 65 с углубленным

изучением французского языка Выборгского района города Санкт-Петербурга.

Пояснительная записка.

Данный урок по обществознанию в 8 классе по теме: «Долг и совесть», рассчитан на учащихся 13-14 лет.

Урок имеет интерактивную основу: используются эффективные средства эмоционального воздействия. Он состоит из модулей, при этом каждый модуль логически завершен, но может

варьироваться и дополняться. Составляя пирамиду личности Януша Корчака, учащиеся формируют личностные ориентиры и расширяют кругозор.

Занятие формирует базовые компетентности современного человека:

Информационную (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию);

Коммуникативную (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

Самоорганизацию (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы);

Самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную). Данный урок имеет огромное патриотическое значение и формирует толерантное

мировоззрение.

Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, презентация к уроку.

Тема урока

Долг и совесть

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

1. Формирование у учащихся понятий долг и совесть, которые являются неотъемлемыми составляющими человеческого поведения и всей жизнедеятельности.

2. Воспитание толерантного сознания, исторического мышления учащихся на основе изучения нравственного подвига Януша Корчака.

3. Патриотическое воспитание учащихся.

4. Воспитание сочувствия к жертвам геноцида и фашизма.

Образовательные ресурсы

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация

План урока

1.

Модуль. Мотивация к учебной деятельности.

2.

Модуль. Изучение нового материала.

3.

Модуль. Составление пирамиды личности Я .Корчака.

4.

Модуль. Первичное осмысление и закрепление изученного

5.

Модуль. Итоги урока. Рефлексия.

Личностно значимая проблема

Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить

методы и формы

обучения

Методы: наглядный, поисковый, практический .

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Долг, совесть

2

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные качества в основных видах

деятельности.Получат возможность научиться: работать с текстом

учебника; анализировать пирамиду личности; высказывать

собственное мнение, суждения, применять исторические знания;

формулировать понятия; устанавливать причинно-следственные

связи, делать выводы, развивать умение выделять главное,

существенное;

Познавательные: Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку

зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем,

другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать,

обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности;

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются

мнениями, слушают друг друга, понимают позицию, в том числе и отличную от своей,

согласовывают действия . Развивать умение работать в коллективе.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные

учителем ориентиры действия; овладевают приёмами контроля и самоконтроля усвоения

изученного.

Проявляют заинтересованность не

только в личном успехе, но и в решении

проблемных заданий всем коллективом;

выражают положительное отношение к

процессу познания; адекватно

понимают причины успешности/

неуспешности учебной деятельности.

Воспитание чувства само- и

взаимоуважения; развитие

сотрудничества при работе; воспитание

интереса к обществознанию.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организации

взаимодейст

вия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Модуль

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

5

Эмоциональная,

психологическая

и

мотивационная

подготовка

учащихся к

усвоению

изучаемого

материала

Создаёт условия для возникновения

у обучающихся внутренней

потребности включения в учебную

деятельность, уточняет

тематические рамки. Организует

формулировку темы и постановку

цели урока учащимися

Составляют кластер на тему: Долг, Совесть.

Групповая

работа

Личностные: сориентирова-

ны на участие в составлении

кластера ; правильно

идентифицируют себя с

позицией школьника.

Регулятивные: самостоятель

но формулируют цели урока

после предварительного

обсуждения

II.

Модуль

Изучение

нового

10

«Самопожертвование ради других –

высочайшая форма духовности».

( Демонстрация презентации «Януш

Корчак: жизнь-подвиг)

Формулировка темы урока с помощью

мотивирующего приема. Вопрос: Можно ли

учителю добровольно пойти на смерть ради

того, чтобы быть со своими учениками до

последнего мгновения?

Учащиеся выступают с сообщениями.

Фронтальная

работа.

Индивидуаль

ная работа

Познавательные: самостоят

ельно выделяют и

формулируют

познавательную цель.

Коммуникативные:

проявляют активность во

Устные

ответы

3

материала

Презентация

Я никому не желаю зла,

Не умею, просто не знаю,

Как это делается…

Януш Корчак.

«Дневник».

Постановка проблемы: Оцените

поступок Я.Корчака.

- Был ли у него моральный выбор?

5. Создает условия для дальнейшей

деятельности. Уточняет понимание

учащимися целей урока.

- Действительно ли невозможно

ступить ни шагу по этой земле без

того, чтобы не соприкоснуться с

ответственностью и долгом,

который необходимо исполнить?

1 ученик:

Я

́

нуш Ко

́

рчак (польск. Janusz Korczak;

настоящее имя Эрш Хенрик

Го

́

льдшмит (польск. Henryk Goldszmit ; 22

июля 1878,Варшава — 6

августа 1942, Треблинка) —

выдающийся польский педагог, писатель, врач

и общественный деятель.

Родился в Варшаве 22 июля 1878 года в

интеллигентной семье. Дед Корчака, врач

Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «Ха-

Маггид», отец, Юзеф Гольдшмидт (1846—

1896) — адвокат, автор монографии «Лекции о

бракоразводном праве по положениям Закона

Моисея и Талмуда» (1871). Школьные годы

прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там

царила жёсткая дисциплина, поход в театр или

поездка домой в каникулы возможны были

только после письменного разрешения

дирекции. Преподавание велось на русском

языке.Уже в первом классе (детям 10—11 лет)

преподавалась латынь, во втором —

французский и немецкий, в третьем —

греческий.В 1889 году у отца Генрика

обнаружились признаки душевной болезни.

Теперь отца приходилось время от времени

помещать в специальные клиники. Его

содержание в клиниках стоило дорого, и со

временем семья оказалась в тяжёлом

материальном положении. С пятого класса (15

—16 лет) Генрик начал подрабатывать

репетиторством».

В гимназические годы

Генрик много читает, пробует свои силы в

литературе.

После смерти отца он, вынужденный

зарабатывать деньги, становится

репетитором. Однако вскоре в этом занятии он

начинает видеть больше, чем

просто заработок. Работа с детьми пробуждает

у него глубокий интерес к

внутреннему миру ребенка, заставляет

размышлять об условиях жизни детей, о

взаимодействии для решения

коммуникативных и

познавательных задач, ставят

вопросы

Запись (на

доске и в

тетрадях)

Проблема:

«Действитель

но ли

свободный

человек

всегда

находится в

ситуации

морального

выбора?»

4

воспитании.

2 ученик:

В 1898 году Корчак поступил на медицинский

факультет Варшавского университета.

Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы

поближе познакомиться с педагогической

деятельностью Песталоцци. В своей поездке

Корчак особенно интересовался школами и

детскими больницами.

В 1903—11 гг. работал в еврейской детской

больнице имени Берсонов и Бауманов

и

воспитателем в летних детских лагерях.

Являлся членом еврейского

благотворительного Общества помощи

сиротам.

23 марта 1905 года получил диплом врача. В

качестве военного врача принимал участие

в Русско-японской войне.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где

за свои деньги слушает лекции и проходит

практику в детских клиниках, знакомится с

различными воспитательными учреждениями.

Он проходит стажировку также во Франции,

посещает детский приют в Англии.

В 1911 году Корчак оставляет профессию

врача и основывает «Дом сирот» для

еврейских детей , которым руководил (с

перерывом в 1914—18 гг.) до конца жизни.

В 1914—18 гг. Корчак находился на Украине,

в частности, в Киеве, где, кроме деятельности

военного врача, занимался обустройством

детского дома для польских детей, а также

написал книгу « Как любить ребенка».

3 ученик:

Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году,

где руководит детскими приютами, преподаёт,

сотрудничает с журналами, выступает по

радио, читает лекции в Свободном польском

университете и на Высших еврейских

педагогических курсах.

В 1919—36 гг. он принимал участие в работе

5

интерната «Наш дом» (на Белянах) — детского

дома для польских детей, — где также

применял новаторские педагогические

методики.

В 1926—32 гг. Корчак редактировал

еженедельник «Наше обозрение», в котором

активно участвовали его воспитанники.

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома

сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он

отклонил все предложения почитателей его

таланта вывести его из гетто и спрятать на

«райской» стороне.

В этот период Корчак был арестован,

несколько месяцев провел в тюрьме.

Освобожден по ходатайству провокатора А.

Ганцвайха».

4 ученик:

Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году

он взял свой псевдоним. Его повести для

взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя

гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули»

(1910; в русском переводе — «Лето в

Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый»

(1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и

дневник 1942 г. вводят читателя в сложный

мир детской психологии, содержат

наблюдения над жизнью Польши 1900—

1942 гг., отражают богатый опыт врача и

педагога.

Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о

воспитании (главные из них — «Как любить

ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на

уважение», 1929).

В гетто Корчак отдавал все силы заботе о

детях, героически добывая для них пищу и

медикаменты. Дней за десять до отправки

детей Корчак записал в дневнике: «Сегодня…

тот самый день, когда я взвешиваю детей

перед завтраком. Сейчас, я думаю, впервые не

хочу узнать, сколько они весили на прошлой

неделе.»

Когда в августе 1942 года пришел приказ о

6

депортации «Дома сирот», Корчак пошел

вместе со своей помощницей и другом

Стефанией Вильчинской (1886-1942), другими

воспитателями и примерно 200 детьми на

станцию, откуда их в товарных вагонах

отправили в Треблинку. Он отказался от

предложенной в последнюю минуту свободы и

предпочёл остаться с детьми, приняв с ними

смерть в газовой камере.

Еврей из варшавского гетто Имануэль

Рингельблюм, так описал это в дневнике:

«Корчак подал пример: все воспитатели

сиротского дома должны отправиться в

концентрационные лагеря. Преподаватели

школы-интерната знали, что их ждет, но

чувствовали, что не смогут оставить детей в

этот черный час и должны сопровождать их до

самой смерти.» Корчак и дети отправились на

железнодорожную станцию колонной по

четыре человека в ряд, он шел впереди, держа

за руки детей, которые шли по обе стороны от

него».

5 ученик:

«Идея Януша Корчака известна человечеству с

тех пор, как оно стало человечеством:

воспитатель должен любить детей… Мир

помнит о нем, и 1978 год был объявлен

ЮНЕСКО годом Корчака. Каждый год 23

марта в Польше и Белоруссии в воздух

запускается воздушный змей, в память о

Януше Корчаке и детях, убитых в гетто».

Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война – святее нету слова.

Александр Твардовский.

Запись в тетради темы: Долг и совесть.

III.

Составление

пирамиды

15

Беседа с

учащимися

«Каждый из нас, в лютые

времена или благополучные,

Составляют Пирамиду личности Януша

Корчака.

Фронтальная

Личностные: проявляют

интерес к новому учебному

материалу; выражают

положительное отношение к

Устные

ответы

7

личности.

Рассказ учителя

каждый день делает маленький или

большой выбор»

Составляем пирамиду личности

высокой духовности Януша

Корчака (работа на доске с заранее

приготовленными листами

-«кирпичиками» для пирамиды)

Очень важно, чтобы учащиеся сами

назвали такие качества, как:

мужество, милосердие, честность,

гуманизм, самопожертвование,

героизм и отвага.

Если есть аргументы, то могут перестроить

пирамиду личности.

(Приложение 1)

работа.

Индивидуаль

ная работа.

процессу познания.

Регулятивные: формулирую

т выводы

Познавательные: извлекают

необходимую информацию;

дополняют и расширяют

имеющиеся знания;

ориентируются в своей

системе знаний:

самостоятельно

предполагают, какая

информация нужна для

решения учебной задачи;

отбирают необходимые для

решения учебной задачи

источники информации среди

предложенных.

Устные

ответы и

записи в

тетради.

IV Модуль

Первичное

осмысление и

закрепление

изученного

8

Словарная

работа

Работа в парах

Работа по учебнику с. 47.

Подберите однокоренные слова к

слову «долг».

- А что каждый из вас должен?

- А теперь выясним, что вы должны,

но не обязаны, аргументируйте свой

ответ.

- В ваших ответах что доминирует:

обязанности или личное желание,

убеждение?

Какие два составляющих аспекта

долга вы выделили?

Долг общественный и долг

моральный. Обе эти стороны

неразрывно взаимосвязаны, как,

например, 2 стороны Луны. Но

вместе с тем каждая из них имеет

свои характерные особенности

Мы с вами достаточно времени

уделили рассуждениям о долге. Но

Проблема: «Действительно ли свободный

человек всегда находится в ситуации

морального выбора?»

Запись в тетради: Долг – внутренне

принимаемое добровольное обязательство,

которое связывает человека с людьми, с

обществом.

Запись определения: Совесть – глубокое

осознание своего долга и ответственности,

внутренний моральный самоконтроль и

самооценка человека

Фронтальная

работа

Познавательные: самостоят

ельно осуществляют поиск

необходимой информации.

Регулятивные: ориентируют

ся в учебнике и рабочей

тетради

Проверка

выполнения

заданий

8

мы не затронули один очень

важный момент: а как

контролировать, оценивать

исполнение долга? А, может, и не

существует никакого контроля, как

вы думаете?

Направляет учащихся на

разрешение проблемного вопроса

Вы наглядно показали, что

руководствуясь совестью, человек в

самых глубоких тайниках своей

души судит о добром и злом. Когда

внутренний самоконтроль даёт

человеку сигнал, что он поступил

правильно, честно, благородно,

значит, он не совершил ничего

предосудительного. Ну, а если

человек не посчитался с голосом

совести, что тогда ждёт его? (всем

известны выражения «муки

совести», «угрызения совести»,

«нечистая совесть» или же

«спокойная совесть»).

Каждый из нас делает выбор,

который характеризует нас как

личностей, и именно по нему о нас

судят окружающие. Нравственный

выбор – это всегда очень сложный

процесс. Народ состоит из

отдельных личностей. Все

сказанное о народе относится к

личности. Чем более нравственна

личность, тем лучше для нее. Быть

нравственным означает при любых

условиях совершать нравственный

выбор, не поддаваясь искушениям в

обмен на свою безнравственность.

А сегодня это был урок,

посвященный мужеству человека и

гражданина Януша Корчака. И его

нравственный выбор мы все

называем подвигом.

И нам уроки мужества даны,

В бессмертье тех, что стали

9

горсткой пыли.

Нет, даже если б жертвы той войны,

Последними на этом свете были, —

Смогли б ли мы, оставив их вдали,

Прожить без них в своем отдельном

счастье,

Глазами их не видеть их земли,

И слухом их не слышать мир

отчасти?

А.Т. Твардовский « В тот день,

когда окончилась война».

V. Итоги урока.

Рефлексия

5

Обобщение

полученных на

уроке знаний

Проводит беседу по вопросам:

1. Почему представленные события

вы считаете политическими?

2. Какие политические силы в них

участвовали? Какие интересы

отстаивали?

1.Самоанализ полученных на уроке

знаний.

Да, с совестью жить трудно, порой

даже больно, но в то же время и

легко, и свободно, ведь не нужно

стыдиться самого себя. Каждый

человек – и взрослый, и маленький,

– всегда должен жить,

прислушиваясь к своему голосу

совести. И тогда на планете Земля

всем ее жителям обязательно будет

хорошо, светло, тепло и мирно.

Отвечают на вопросы.

Самооценка, выставление оценки себе в лист

самооценки:

Критерии оценки

1. Активно работал в группе (5)

2. Выполнял свои обязанности(4)

3. Активно принимал участие(5)

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в группе

Фронтальная

работа

Индивидуаль

ная работа

Личностные: понимают

значение знаний для человека

и принимают его.

Регулятивные: прогнозирую

т результаты уровня усвоения

изучаемого материала

Оценивание

учащихся за

работу на

уроке

Домашнее

задание

2

Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: с. 45-52,

вопросы 1, 6; два задания на выбор,

синквейн (1 в. – «Долг», 2 в. –

«Совесть») .Эссе на тему:

Нравственный выбор Януша

Корчака.

Записывают домашнее задание

Индивидуаль

ная работа

10

Героизм

Честность

Долг

Милосердие

Патриотизм

Воля

Гуманизм

Сочувствие

Мужество

Ответственность

Доброта

Совесть

Самопожертвование

Смелость

Приложение 1

11

Использованная литература:

1.

Дебницкий. Казимеж «Корчак вблизи» (воспоминания участника польского Сопротивления), М,2004.

2.

Жерар Кан .Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание,М,2010

3.

Корчак Януш «Избранные педагогические произведения» М.: Педагогика, 1879г.; «Как любить ребенка» М.: Книга о воспитании, 1990г.; Статьи: «Теория и практика»

(1925); «Воспитание воспитателя ребенком» (1926); «Открытое окно» (1926); «Каста авторитетов»(1926-1927); «Чувство» (1927-1928)

4.

Лифтон Б. Дж., «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака». М.: Рудомино:, 2004.

5.

Неверли И.. Живая связь: Отрывки из кн. Пер. с пол. Э.Гессен //Иностранная литература — 1978. — № 3.

6.

Неверли.И.Такой была эта детская газета. Слово о «Малом пшеглёнде».М,2009

7.

Памяти Корчака: Сб. ст.: (О враче, педагоге и писателе Я. Корчаке, 1878—1942) / М.: Рос. о-во Януша Корчака, 1992.

8.

Шаров А.В. Волшебники приходят к людям.М., 2007.

12



В раздел образования