Автор: Цой Ирина Даниловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ школы №65 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Внеурочное занятие - кроссенс: "Но покуда я стою, городу быть..."
Тема: Инновационные педагогические технологии
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока обществознания в 8 классе.
Тема: Долг и совесть
Эпиграф: Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить.
Т. Карлейль
Авторы: Цой Ирина Даниловна, Щербакова Ирина Владимировна, учителя истории и обществознания ГБОУ школы № 65 с углубленным
изучением французского языка Выборгского района города Санкт-Петербурга.
Пояснительная записка.
Данный урок по обществознанию в 8 классе по теме: «Долг и совесть», рассчитан на учащихся 13-14 лет.
Урок имеет интерактивную основу: используются эффективные средства эмоционального воздействия. Он состоит из модулей, при этом каждый модуль логически завершен, но может
варьироваться и дополняться. Составляя пирамиду личности Януша Корчака, учащиеся формируют личностные ориентиры и расширяют кругозор.
Занятие формирует базовые компетентности современного человека:
Информационную (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию);
Коммуникативную (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
Самоорганизацию (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы);
Самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную). Данный урок имеет огромное патриотическое значение и формирует толерантное
мировоззрение.
Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, презентация к уроку.
Тема урока
Долг и совесть
Тип урока
Комбинированный
Цель урока
1. Формирование у учащихся понятий долг и совесть, которые являются неотъемлемыми составляющими человеческого поведения и всей жизнедеятельности.
2. Воспитание толерантного сознания, исторического мышления учащихся на основе изучения нравственного подвига Януша Корчака.
3. Патриотическое воспитание учащихся.
4. Воспитание сочувствия к жертвам геноцида и фашизма.
Образовательные ресурсы
Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация
План урока
1.
Модуль. Мотивация к учебной деятельности.
2.
Модуль. Изучение нового материала.
3.
Модуль. Составление пирамиды личности Я .Корчака.
4.
Модуль. Первичное осмысление и закрепление изученного
5.
Модуль. Итоги урока. Рефлексия.
Личностно значимая проблема
Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить
методы и формы
обучения
Методы: наглядный, поисковый, практический .
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия
Долг, совесть
2
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: проявлять личностные качества в основных видах
деятельности.Получат возможность научиться: работать с текстом
учебника; анализировать пирамиду личности; высказывать
собственное мнение, суждения, применять исторические знания;
формулировать понятия; устанавливать причинно-следственные
связи, делать выводы, развивать умение выделять главное,
существенное;
Познавательные: Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку
зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем,
другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать,
обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности;
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются
мнениями, слушают друг друга, понимают позицию, в том числе и отличную от своей,
согласовывают действия . Развивать умение работать в коллективе.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные
учителем ориентиры действия; овладевают приёмами контроля и самоконтроля усвоения
изученного.
Проявляют заинтересованность не
только в личном успехе, но и в решении
проблемных заданий всем коллективом;
выражают положительное отношение к
процессу познания; адекватно
понимают причины успешности/
неуспешности учебной деятельности.
Воспитание чувства само- и
взаимоуважения; развитие
сотрудничества при работе; воспитание
интереса к обществознанию.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
Время
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации
взаимодейст
вия
Универсальные
учебные действия
(УУД)
Формы
контроля
I.
Модуль
Мотивация
к учеб-
ной
деятельности
5
Эмоциональная,
психологическая
и
мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Создаёт условия для возникновения
у обучающихся внутренней
потребности включения в учебную
деятельность, уточняет
тематические рамки. Организует
формулировку темы и постановку
цели урока учащимися
Составляют кластер на тему: Долг, Совесть.
Групповая
работа
Личностные: сориентирова-
ны на участие в составлении
кластера ; правильно
идентифицируют себя с
позицией школьника.
Регулятивные: самостоятель
но формулируют цели урока
после предварительного
обсуждения
II.
Модуль
Изучение
нового
10
«Самопожертвование ради других –
высочайшая форма духовности».
( Демонстрация презентации «Януш
Корчак: жизнь-подвиг)
Формулировка темы урока с помощью
мотивирующего приема. Вопрос: Можно ли
учителю добровольно пойти на смерть ради
того, чтобы быть со своими учениками до
последнего мгновения?
Учащиеся выступают с сообщениями.
Фронтальная
работа.
Индивидуаль
ная работа
Познавательные: самостоят
ельно выделяют и
формулируют
познавательную цель.
Коммуникативные:
проявляют активность во
Устные
ответы
3
материала
Презентация
Я никому не желаю зла,
Не умею, просто не знаю,
Как это делается…
Януш Корчак.
«Дневник».
Постановка проблемы: Оцените
поступок Я.Корчака.
- Был ли у него моральный выбор?
5. Создает условия для дальнейшей
деятельности. Уточняет понимание
учащимися целей урока.
- Действительно ли невозможно
ступить ни шагу по этой земле без
того, чтобы не соприкоснуться с
ответственностью и долгом,
который необходимо исполнить?
1 ученик:
Я
́
нуш Ко
́
рчак (польск. Janusz Korczak;
настоящее имя Эрш Хенрик
Го
́
льдшмит (польск. Henryk Goldszmit ; 22
июля 1878,Варшава — 6
августа 1942, Треблинка) —
выдающийся польский педагог, писатель, врач
и общественный деятель.
Родился в Варшаве 22 июля 1878 года в
интеллигентной семье. Дед Корчака, врач
Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «Ха-
Маггид», отец, Юзеф Гольдшмидт (1846—
1896) — адвокат, автор монографии «Лекции о
бракоразводном праве по положениям Закона
Моисея и Талмуда» (1871). Школьные годы
прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там
царила жёсткая дисциплина, поход в театр или
поездка домой в каникулы возможны были
только после письменного разрешения
дирекции. Преподавание велось на русском
языке.Уже в первом классе (детям 10—11 лет)
преподавалась латынь, во втором —
французский и немецкий, в третьем —
греческий.В 1889 году у отца Генрика
обнаружились признаки душевной болезни.
Теперь отца приходилось время от времени
помещать в специальные клиники. Его
содержание в клиниках стоило дорого, и со
временем семья оказалась в тяжёлом
материальном положении. С пятого класса (15
—16 лет) Генрик начал подрабатывать
репетиторством».
В гимназические годы
Генрик много читает, пробует свои силы в
литературе.
После смерти отца он, вынужденный
зарабатывать деньги, становится
репетитором. Однако вскоре в этом занятии он
начинает видеть больше, чем
просто заработок. Работа с детьми пробуждает
у него глубокий интерес к
внутреннему миру ребенка, заставляет
размышлять об условиях жизни детей, о
взаимодействии для решения
коммуникативных и
познавательных задач, ставят
вопросы
Запись (на
доске и в
тетрадях)
Проблема:
«Действитель
но ли
свободный
человек
всегда
находится в
ситуации
морального
выбора?»
4
воспитании.
2 ученик:
В 1898 году Корчак поступил на медицинский
факультет Варшавского университета.
Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы
поближе познакомиться с педагогической
деятельностью Песталоцци. В своей поездке
Корчак особенно интересовался школами и
детскими больницами.
В 1903—11 гг. работал в еврейской детской
больнице имени Берсонов и Бауманов
и
воспитателем в летних детских лагерях.
Являлся членом еврейского
благотворительного Общества помощи
сиротам.
23 марта 1905 года получил диплом врача. В
качестве военного врача принимал участие
в Русско-японской войне.
В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где
за свои деньги слушает лекции и проходит
практику в детских клиниках, знакомится с
различными воспитательными учреждениями.
Он проходит стажировку также во Франции,
посещает детский приют в Англии.
В 1911 году Корчак оставляет профессию
врача и основывает «Дом сирот» для
еврейских детей , которым руководил (с
перерывом в 1914—18 гг.) до конца жизни.
В 1914—18 гг. Корчак находился на Украине,
в частности, в Киеве, где, кроме деятельности
военного врача, занимался обустройством
детского дома для польских детей, а также
написал книгу « Как любить ребенка».
3 ученик:
Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году,
где руководит детскими приютами, преподаёт,
сотрудничает с журналами, выступает по
радио, читает лекции в Свободном польском
университете и на Высших еврейских
педагогических курсах.
В 1919—36 гг. он принимал участие в работе
5
интерната «Наш дом» (на Белянах) — детского
дома для польских детей, — где также
применял новаторские педагогические
методики.
В 1926—32 гг. Корчак редактировал
еженедельник «Наше обозрение», в котором
активно участвовали его воспитанники.
В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома
сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он
отклонил все предложения почитателей его
таланта вывести его из гетто и спрятать на
«райской» стороне.
В этот период Корчак был арестован,
несколько месяцев провел в тюрьме.
Освобожден по ходатайству провокатора А.
Ганцвайха».
4 ученик:
Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году
он взял свой псевдоним. Его повести для
взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя
гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули»
(1910; в русском переводе — «Лето в
Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый»
(1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и
дневник 1942 г. вводят читателя в сложный
мир детской психологии, содержат
наблюдения над жизнью Польши 1900—
1942 гг., отражают богатый опыт врача и
педагога.
Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о
воспитании (главные из них — «Как любить
ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на
уважение», 1929).
В гетто Корчак отдавал все силы заботе о
детях, героически добывая для них пищу и
медикаменты. Дней за десять до отправки
детей Корчак записал в дневнике: «Сегодня…
тот самый день, когда я взвешиваю детей
перед завтраком. Сейчас, я думаю, впервые не
хочу узнать, сколько они весили на прошлой
неделе.»
Когда в августе 1942 года пришел приказ о
6
депортации «Дома сирот», Корчак пошел
вместе со своей помощницей и другом
Стефанией Вильчинской (1886-1942), другими
воспитателями и примерно 200 детьми на
станцию, откуда их в товарных вагонах
отправили в Треблинку. Он отказался от
предложенной в последнюю минуту свободы и
предпочёл остаться с детьми, приняв с ними
смерть в газовой камере.
Еврей из варшавского гетто Имануэль
Рингельблюм, так описал это в дневнике:
«Корчак подал пример: все воспитатели
сиротского дома должны отправиться в
концентрационные лагеря. Преподаватели
школы-интерната знали, что их ждет, но
чувствовали, что не смогут оставить детей в
этот черный час и должны сопровождать их до
самой смерти.» Корчак и дети отправились на
железнодорожную станцию колонной по
четыре человека в ряд, он шел впереди, держа
за руки детей, которые шли по обе стороны от
него».
5 ученик:
«Идея Януша Корчака известна человечеству с
тех пор, как оно стало человечеством:
воспитатель должен любить детей… Мир
помнит о нем, и 1978 год был объявлен
ЮНЕСКО годом Корчака. Каждый год 23
марта в Польше и Белоруссии в воздух
запускается воздушный змей, в память о
Януше Корчаке и детях, убитых в гетто».
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
Александр Твардовский.
Запись в тетради темы: Долг и совесть.
III.
Составление
пирамиды
15
Беседа с
учащимися
«Каждый из нас, в лютые
времена или благополучные,
Составляют Пирамиду личности Януша
Корчака.
Фронтальная
Личностные: проявляют
интерес к новому учебному
материалу; выражают
положительное отношение к
Устные
ответы
7
личности.
Рассказ учителя
каждый день делает маленький или
большой выбор»
Составляем пирамиду личности
высокой духовности Януша
Корчака (работа на доске с заранее
приготовленными листами
-«кирпичиками» для пирамиды)
Очень важно, чтобы учащиеся сами
назвали такие качества, как:
мужество, милосердие, честность,
гуманизм, самопожертвование,
героизм и отвага.
Если есть аргументы, то могут перестроить
пирамиду личности.
(Приложение 1)
работа.
Индивидуаль
ная работа.
процессу познания.
Регулятивные: формулирую
т выводы
Познавательные: извлекают
необходимую информацию;
дополняют и расширяют
имеющиеся знания;
ориентируются в своей
системе знаний:
самостоятельно
предполагают, какая
информация нужна для
решения учебной задачи;
отбирают необходимые для
решения учебной задачи
источники информации среди
предложенных.
Устные
ответы и
записи в
тетради.
IV Модуль
Первичное
осмысление и
закрепление
изученного
8
Словарная
работа
Работа в парах
Работа по учебнику с. 47.
Подберите однокоренные слова к
слову «долг».
- А что каждый из вас должен?
- А теперь выясним, что вы должны,
но не обязаны, аргументируйте свой
ответ.
- В ваших ответах что доминирует:
обязанности или личное желание,
убеждение?
Какие два составляющих аспекта
долга вы выделили?
Долг общественный и долг
моральный. Обе эти стороны
неразрывно взаимосвязаны, как,
например, 2 стороны Луны. Но
вместе с тем каждая из них имеет
свои характерные особенности
Мы с вами достаточно времени
уделили рассуждениям о долге. Но
Проблема: «Действительно ли свободный
человек всегда находится в ситуации
морального выбора?»
Запись в тетради: Долг – внутренне
принимаемое добровольное обязательство,
которое связывает человека с людьми, с
обществом.
Запись определения: Совесть – глубокое
осознание своего долга и ответственности,
внутренний моральный самоконтроль и
самооценка человека
Фронтальная
работа
Познавательные: самостоят
ельно осуществляют поиск
необходимой информации.
Регулятивные: ориентируют
ся в учебнике и рабочей
тетради
Проверка
выполнения
заданий
8
мы не затронули один очень
важный момент: а как
контролировать, оценивать
исполнение долга? А, может, и не
существует никакого контроля, как
вы думаете?
Направляет учащихся на
разрешение проблемного вопроса
Вы наглядно показали, что
руководствуясь совестью, человек в
самых глубоких тайниках своей
души судит о добром и злом. Когда
внутренний самоконтроль даёт
человеку сигнал, что он поступил
правильно, честно, благородно,
значит, он не совершил ничего
предосудительного. Ну, а если
человек не посчитался с голосом
совести, что тогда ждёт его? (всем
известны выражения «муки
совести», «угрызения совести»,
«нечистая совесть» или же
«спокойная совесть»).
Каждый из нас делает выбор,
который характеризует нас как
личностей, и именно по нему о нас
судят окружающие. Нравственный
выбор – это всегда очень сложный
процесс. Народ состоит из
отдельных личностей. Все
сказанное о народе относится к
личности. Чем более нравственна
личность, тем лучше для нее. Быть
нравственным означает при любых
условиях совершать нравственный
выбор, не поддаваясь искушениям в
обмен на свою безнравственность.
А сегодня это был урок,
посвященный мужеству человека и
гражданина Януша Корчака. И его
нравственный выбор мы все
называем подвигом.
И нам уроки мужества даны,
В бессмертье тех, что стали
9
горсткой пыли.
Нет, даже если б жертвы той войны,
Последними на этом свете были, —
Смогли б ли мы, оставив их вдали,
Прожить без них в своем отдельном
счастье,
Глазами их не видеть их земли,
И слухом их не слышать мир
отчасти?
А.Т. Твардовский « В тот день,
когда окончилась война».
V. Итоги урока.
Рефлексия
5
Обобщение
полученных на
уроке знаний
Проводит беседу по вопросам:
1. Почему представленные события
вы считаете политическими?
2. Какие политические силы в них
участвовали? Какие интересы
отстаивали?
1.Самоанализ полученных на уроке
знаний.
Да, с совестью жить трудно, порой
даже больно, но в то же время и
легко, и свободно, ведь не нужно
стыдиться самого себя. Каждый
человек – и взрослый, и маленький,
– всегда должен жить,
прислушиваясь к своему голосу
совести. И тогда на планете Земля
всем ее жителям обязательно будет
хорошо, светло, тепло и мирно.
Отвечают на вопросы.
Самооценка, выставление оценки себе в лист
самооценки:
Критерии оценки
1. Активно работал в группе (5)
2. Выполнял свои обязанности(4)
3. Активно принимал участие(5)
++ у меня всё получилось
-+ были затруднения, но я справился
- у меня не получилось работать в группе
Фронтальная
работа
Индивидуаль
ная работа
Личностные: понимают
значение знаний для человека
и принимают его.
Регулятивные: прогнозирую
т результаты уровня усвоения
изучаемого материала
Оценивание
учащихся за
работу на
уроке
Домашнее
задание
2
Конкретизирует домашнее задание
Домашнее задание: с. 45-52,
вопросы 1, 6; два задания на выбор,
синквейн (1 в. – «Долг», 2 в. –
«Совесть») .Эссе на тему:
Нравственный выбор Януша
Корчака.
Записывают домашнее задание
Индивидуаль
ная работа
10
Героизм
Честность
Долг
Милосердие
Патриотизм
Воля
Гуманизм
Сочувствие
Мужество
Ответственность
Доброта
Совесть
Самопожертвование
Смелость
Приложение 1
11
Использованная литература:
1.
Дебницкий. Казимеж «Корчак вблизи» (воспоминания участника польского Сопротивления), М,2004.
2.
Жерар Кан .Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание,М,2010
3.
Корчак Януш «Избранные педагогические произведения» М.: Педагогика, 1879г.; «Как любить ребенка» М.: Книга о воспитании, 1990г.; Статьи: «Теория и практика»
(1925); «Воспитание воспитателя ребенком» (1926); «Открытое окно» (1926); «Каста авторитетов»(1926-1927); «Чувство» (1927-1928)
4.
Лифтон Б. Дж., «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака». М.: Рудомино:, 2004.
5.
Неверли И.. Живая связь: Отрывки из кн. Пер. с пол. Э.Гессен //Иностранная литература — 1978. — № 3.
6.
Неверли.И.Такой была эта детская газета. Слово о «Малом пшеглёнде».М,2009
7.
Памяти Корчака: Сб. ст.: (О враче, педагоге и писателе Я. Корчаке, 1878—1942) / М.: Рос. о-во Януша Корчака, 1992.
8.
Шаров А.В. Волшебники приходят к людям.М., 2007.
12