Автор: Андреева Ирина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с Росинка"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: Использование логоритмических игр и упражнений для формирования чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации АООП с ТНР.
Тема: Использование логоритмических игр и упражнений в детском саду.
Раздел: дошкольное образование
Использование логоритмических игр и упражнений для формирования чувства
ритма у детей старшего дошкольного возраста
в рамках реализации АООП с ТНР.
Андреева Ирина Анатольевна,
учитель-логопед первой
квалификационной категории
МБДОУ «ЦРР_д/с «Росинка», город Абакан
Для развития речи и ее коррекции часто используют логоритмику.
Логоритмика — это коррекционная методика, основанная на связи слова,
движения, музыки и направленная на коррекцию различных нарушений развития, в
том числе и речевых.
Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых
нарушений.
Логоритмика стабилизирует нервную систему, процессы возбуждения и
торможения, развивает слуховое восприятие, внимание, развивает мелкую и общую
моторику, формирует речевые процессы.
Логоритмические занятия включают в себя:
ходьбу или марширование под музыку;
игры для развития дыхания;
упражнения для артикуляции;
упражнения на регуляцию мышечного тонуса;
развитие чувства музыкального темпа и ритма;
упражнения на развитие внимания;
ориентировку в пространстве;
речевые упражнения;
пальчиковые игры;
развитие игровой деятельности.
Движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой
ритмы. Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести. А их моторный ритм
связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).
Упражнения и игры для формирования чувства ритма у детей помогают научить
ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же
размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.
Логопедические распевки и песенки:
«Кузнечик цыка-цыка-цык».
Цель: автоматизация звука [Ц], развитие чувства ритма и мелкой моторики,
Если совместить распевку с движением под музыку, взяв в руки камешки (ложки,
палочки или другие предметы), под музыку постукивать. Таким образом, формируется
чувство ритма, развивается мелкая моторика и автоматизация звука [Ц].
«Ням-ням гусеница».
Цель: развитие чувства ритма и темпа, развитие мелкой моторики, координации речи с
движением.
«Пчелка жу-жу-жу».
Цель: автоматизация звука [Ж], развитие чувства ритма и мелкой моторики.
«Черепашка Чок-чок».
Цель: автоматизация звука [Ч], развитие чувства ритма и мелкой моторики.
«Есть у нас огород».
Цель: развитие чувства ритма и темпа, развитие мелкой моторики, координации речи с
движением.
Дети двигаются по кругу,
выполняя движения
и
одновременно
проговаривая слова.
Для развития ритма и слоговой структуры слова можно использовать игры и
упражнения:
1) «Беру-кладу». Дети садятся в круг на ковёр,
Д
ля выполнения упражнений
используются небольшие предметы — мячики, палочки, платочки, стаканчики и т. д.
Можно ускорять или замедлять темп, менять направление и руку.
2) «С правой руки в левую руку или другому ребёнку».
3) «Выполни задание». Дети садятся в круг на ковёр, одной рукой отстучать темп под
музыку (н-р: капли дождя, набить номер на машине) другой передать предмет соседу.
4) «Стучать всем подряд». Дети садятся на ковёр или встают в круг. Для выполнения
упражнений используются небольшие предметы — мячики, платочки, стаканчики и
т. д. Под музыку стучать по полу, друг по другу, по своим коленям, рукам; выполняют
перекрёстные движения; чередуют различные движения.
5) «Повтори за мной». Дети садятся на ковёр или встают в круг, полукруг, в линию,
так, чтобы было видно педагога. Повторяют движения за педагогом: топ-топ, хлоп-
хлоп, топ-хлоп, хлоп-топ, ногой, рукой (правой, левой) и др.
Цель:
развитие фонематического ритма, темпа, координации речи с движением,
мелкой и общей моторики, слоговой структурой слова.
Песенный материал можно структурировать в соответствии с лексико-тематическим
планированием ДОУ: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Дикие и домашние
животные» и т.д.
Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию,
научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как
заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.
Исполнять предложенные песенки с детьми можно как под металлофон, так и без
него, используя простые шумовые детские инструменты (деревянные ложки, клавесы,
бубны и т. д.) или подручные материалы.
Занятия логоритмикой помогают детям улучшить артикуляцию, научиться
правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами как заикание,
неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.