Напоминание

Использование логоритмических игр и упражнений в детском саду.


Автор: Андреева Ирина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с Росинка"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: Использование логоритмических игр и упражнений для формирования чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации АООП с ТНР.
Тема: Использование логоритмических игр и упражнений в детском саду.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование логоритмических игр и упражнений для формирования чувства

ритма у детей старшего дошкольного возраста

в рамках реализации АООП с ТНР.

Андреева Ирина Анатольевна,

учитель-логопед первой

квалификационной категории

МБДОУ «ЦРР_д/с «Росинка», город Абакан

Для развития речи и ее коррекции часто используют логоритмику.

Логоритмика — это коррекционная методика, основанная на связи слова,

движения, музыки и направленная на коррекцию различных нарушений развития, в

том числе и речевых.

Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых

нарушений.

Логоритмика стабилизирует нервную систему, процессы возбуждения и

торможения, развивает слуховое восприятие, внимание, развивает мелкую и общую

моторику, формирует речевые процессы.

Логоритмические занятия включают в себя:

ходьбу или марширование под музыку;

игры для развития дыхания;

упражнения для артикуляции;

упражнения на регуляцию мышечного тонуса;

развитие чувства музыкального темпа и ритма;

упражнения на развитие внимания;

ориентировку в пространстве;

речевые упражнения;

пальчиковые игры;

развитие игровой деятельности.

Движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой

ритмы. Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести. А их моторный ритм

связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).

Упражнения и игры для формирования чувства ритма у детей помогают научить

ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же

размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

Логопедические распевки и песенки:

«Кузнечик цыка-цыка-цык».

Цель: автоматизация звука [Ц], развитие чувства ритма и мелкой моторики,

Если совместить распевку с движением под музыку, взяв в руки камешки (ложки,

палочки или другие предметы), под музыку постукивать. Таким образом, формируется

чувство ритма, развивается мелкая моторика и автоматизация звука [Ц].

«Ням-ням гусеница».

Цель: развитие чувства ритма и темпа, развитие мелкой моторики, координации речи с

движением.

«Пчелка жу-жу-жу».

Цель: автоматизация звука [Ж], развитие чувства ритма и мелкой моторики.

«Черепашка Чок-чок».

Цель: автоматизация звука [Ч], развитие чувства ритма и мелкой моторики.

«Есть у нас огород».

Цель: развитие чувства ритма и темпа, развитие мелкой моторики, координации речи с

движением.

Дети двигаются по кругу,

выполняя движения

и

одновременно

проговаривая слова.

Для развития ритма и слоговой структуры слова можно использовать игры и

упражнения:

1) «Беру-кладу». Дети садятся в круг на ковёр,

Д

ля выполнения упражнений

используются небольшие предметы — мячики, палочки, платочки, стаканчики и т. д.

Можно ускорять или замедлять темп, менять направление и руку.

2) «С правой руки в левую руку или другому ребёнку».

3) «Выполни задание». Дети садятся в круг на ковёр, одной рукой отстучать темп под

музыку (н-р: капли дождя, набить номер на машине) другой передать предмет соседу.

4) «Стучать всем подряд». Дети садятся на ковёр или встают в круг. Для выполнения

упражнений используются небольшие предметы — мячики, платочки, стаканчики и

т. д. Под музыку стучать по полу, друг по другу, по своим коленям, рукам; выполняют

перекрёстные движения; чередуют различные движения.

5) «Повтори за мной». Дети садятся на ковёр или встают в круг, полукруг, в линию,

так, чтобы было видно педагога. Повторяют движения за педагогом: топ-топ, хлоп-

хлоп, топ-хлоп, хлоп-топ, ногой, рукой (правой, левой) и др.

Цель:

развитие фонематического ритма, темпа, координации речи с движением,

мелкой и общей моторики, слоговой структурой слова.

Песенный материал можно структурировать в соответствии с лексико-тематическим

планированием ДОУ: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Дикие и домашние

животные» и т.д.

Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию,

научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как

заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.

Исполнять предложенные песенки с детьми можно как под металлофон, так и без

него, используя простые шумовые детские инструменты (деревянные ложки, клавесы,

бубны и т. д.) или подручные материалы.

Занятия логоритмикой помогают детям улучшить артикуляцию, научиться

правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами как заикание,

неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.



В раздел образования