Напоминание

Использование проблемно-поискового метода на уроках математики в условиях реализации ФГОС СПО


Автор: Ваганова Надежда Алексеевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ ССТ
Населённый пункт: г. Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: Использование проблемно-поискового метода на уроках математики в условиях реализации ФГОС СПО
Дата публикации: 20.04.2021
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование проблемно-поискового метода на уроках математики в

условиях реализации ФГОС СПО

Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в

людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных

принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Сегодня время диктует, чтобы учащиеся были в будущем

конкурентно способными на рынке труда. Для этого необходимо не просто

вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества

личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить

нестандартные решения.

Какие же практические знания должна давать математика?

Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика

отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить

налоговые

отчисления,

выбрать

телефонный

тариф,

рассчитать

коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами

познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на

уроках математики студенты учатся рассуждать, доказывать, находить

рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы,

одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов

лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной

деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе,

обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире,

направленная на решение поставленных проблем и достижении истины.

Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны

ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности

учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской

деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами

невозможно.

Сущность моей работы заключается в создании условий для

формирования

интеллектуальных

умений

и

познавательных

навыков,

лежащих

в

основе

мышления,

развития

творческих

способностей

и

самостоятельной

активности

учащихся,

формирования

ключевых

компетентностей,

сохранения

здоровья

через

внедрение

современных

образовательных технологий:

проблемно-поисковых,

согласно

изучаемой

теме

и

возрастным

особенностям;

компетентностно - ориентированных;

информационно - коммуникативных;

здоровьесберегающих.

Использование современных образовательных технологий

позволяет мне повысить эффективность учебного процесса.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я

запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как преподавателя,

организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные

знания на занятиях учащимися были результатом их собственных поисков.

Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися,

развивать их познавательную активность.

Проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на

занятиях

проблемных

ситуаций,

стимулирующих

открытия

учащихся.

Стараюсь

не давать

информацию

в готовом виде,

чтобы студенты

“открывали”

новое

знание,

смело

высказывали

свое

мнение

или

предположение.

Проблемный

урок

обеспечивает

более

качественное

усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей

личности; воспитание активной личности.

Для создания проблемной ситуации использую противоречивые факты,

научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы студентов на

задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно,

опираясь на новый материал.

На занятиях создаётся атмосфера

сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.

В реализации проблемно-поискового подхода центральное место

занимает исследовательский метод. В математике можно подогнать любую

задачу к ответу, но результат только тогда приносит радость, когда учащиеся

сами нашли решение трудной задачи, вложили в нее свой труд и душу.

Подлинные знания – это не набор некоторых правил и умений решать

стандартные задачи.

Считаю, что главная ценность проблемного обучения состоит в том,

что студенты имеют возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы.

Одной из технологий проблемно-поискового метода, которую я

применяю на своих занятиях,

является метод проектов, который я

рассматриваю

как

специальную

форму

организации

познавательной

деятельности.

Метод проектов позволяет мне строить учебный процесс исходя из

интересов

учащихся,

дающий

возможность

учащемуся

проявить

самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-

познавательной деятельности.

Введение элементов проектной деятельности и ее развитие

позволяют мне уйти от однообразия образовательной среды и монотонности

учебного процесса; создают условия для смены видов работы.

Учитывая, что метод проектов ориентирован на самостоятельную

деятельность

учащихся

индивидуальную,

парную,

групповую,

реализующуюся в течение определённого отрезка времени, как учитель

организую условия для его внедрения. При выполнении проекта учащиеся

решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных

областей науки, техники. Результаты выполненных проектов являются

“осязаемыми”, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение,

если практическая – конкретный результат, готовый к использованию.

Проекты “Симметрия в природе”, “Такая знакомая и загадочная

пирамида, “Правильные и полуправильные многогранники”, “Применение

производной

к

решению

практических

задач”,

“Золотое

сечение

в

архитектуре г. Ставрополя”, “Геометрия в архитектуре России” были

использованы на занятиях математики, для расширения кругозора по

математике, для мотивации углубленного изучения отдельных разделов

геометрии. Проект “Ремонт учебного кабинета”, посвящённый решению

задач на вычисление площадей плоских фигур. Ценным в подобной работе

является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка

самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе, сориентироваться,

студенты выступают активными участками процесса обучения, а не

пассивными статистами. Данные проекты не только формируют знания, но и

направлены на подготовку к работе над курсовыми проектами.

За годы работы с проектами я увидела преимущества этой технологии:

проекты позволяют учащемуся быть успешным;

высокая мотивация;

связь полученных знаний с реальной жизнью;

развитие научной пытливости;

лучшая закреплённость знаний;

воспитание настойчивости в достижении цели.

При этом у учащихся формируются компетентности решения проблем,

коммуникативная и информационная компетентности.

Таким образом, метод проектов органически сочетается с проблемно-

поисковым методом.



В раздел образования