Автор: Васкевич Майя Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с
Населённый пункт: Тюменская обл., Сургутский р-н, г. Лянтор
Наименование материала: доклад
Тема: «Речевая активность через разные виды игровой деятельности»"
Раздел: дошкольное образование
Доклад
«Речевая активность через разные виды
игровой деятельности»
… «Чтобы научиться говорить, надо говорить»
Речь –это важнейшая творческая психическая функция человека.
Область проявления присущая всем людям которые способны к
познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей
личности, своего мира через диалог с другими личностями. Чтобы
ребенок своевременно и качественно овладел устной речью,
необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в
контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал
определенной речевой активностью. При нормальном
становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой,
а педагогически правильная организация жизни и общения детей
позволяет ускорить формирование речевой активности.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его
людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и
предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю
психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более
осознанно и произвольно.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово
является основой всякого умственного развития и сокровищницей
всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном
развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.
Опыт речевого общения со взрослыми, ребенок в свои
взаимоотношения со сверстниками, которые на первых порах
является по преимуществу речевым практическим взаимодействием с
преобладанием мимики, жестов, контакта глаз разнообразных( смех,
звукоподражание).
Цель :Расширять словарный запас, познавательный интерес ребенка.
•
Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия,
наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
•
Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе
непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
•
Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать
представления его целостности.
•
Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять
положительные эмоции, умение их проявлять.
•
Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов,
проявления самостоятельности в познавательно – речевой
деятельности.
•
Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов
дошкольников во всех видах деятельности.
Задачи:
•
Развивать связную речь. Побуждать у детей желание активно
употреблять в речи простейшие виды сложноподчиненных и
сложносочиненных предложений.
•
Совершенствовать стиль партнерских отношений, коммуникативные
навыки детей через игровую деятельность.
•
Обогащать детско-родительские отношения через совместную
творческую деятельность.
•
Укрепить материально-техническую базу для работы по данному
направлению.
В результате реализации проекта предполагается достигнуть:
• Совершенствование плана работы с детьми младшей группе на учебный год.
• Повышение уровня связной речи детей (монологической и диалогической) .
• Развитие у детей познавательно-речевой активности.
• Формирование у детей навыка использования в речи сложных речевых
конструкций.
• Взаимодействие родителей и педагогов в развитии культуры речи ребёнка.
•Повышение уровня самообразования по данной проблеме.
Игра – это важный аспект развития речи у ребенка
Результаты работы над данным проектом представлены в форме:
1. Презентация достижений детей родительской общественности.
2. Консультации для родителей.
3. Консультации для педагогов.
4. Контрольно-диагностические срезы занятий, скрининг (мониторинг).
5. Показ литературно – тематических композиций, просмотр литературных
викторин.
Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно
выделить следующие направления:
1. Речь самого педагога.
2. Формирование представлений об окружающем мире.
3. Развитие любознательности.
4. Сенсорное воспитание.
Все это достигается через ИГРУ. Одним из самых действенных средств
познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время
организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во
время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире,
поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по
интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-
речевое развитие.
Формы работы с детьми: 1. Чтение художественных произведений
2. Рассматривание фотографий, иллюстраций
3. Моделирование Обыгрывание игровых ситуаций
4. экскурсия
5. Игровая деятельность
6. Рассматривание проблемных ситуаций (беседы)
7. Организованная образовательная деятельность
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии
детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции,
содержание и средства общения. Для речевого развития используются
все виды игровой деятельности.
Концепция дошкольного воспитания определяет игру как
самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора,
возможность реализовать себя, достичь состояния
эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу,
получить опыт взаимодействия. Именно в игре происходит
становление ребенка как личности, его психическое развитие,
формирование учебной и трудовой деятельности.
Существует большая классификация игр: это и
-подвижные,
сюжетные, подражательные, музыкальные и
театрализованные и др.
Но для их развития необходимо:
1.Построение развивающего пространства;
2. Каждому возрасту своя игрушка;
3. Обеспечение условий изолированности;
4. Наличие комфортного места для каждого ребенка;
5. Учет половых различий детей;
6. Возможность самостоятельно менять игровую среду.
Для успешной реализации поставленных мною задач, необходимо
понять, а что же надо использовать для формирования оснований для
детской игры? Беседы, диалоги с детьми, чтение художественной
литературы, наблюдение, и многое другое способствует правильному
построению речи у ребенка.
Одной из первых форм детской игровой деятельности является
сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на
развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со
сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв
мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье
кошки).
В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в
результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в
речевом общении.
Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте
активно развиваются игры с правилами. К ним относятся
дидактические, подвижные игры, игры-драматизации.
Особое место в педагогическом процессе занимают
дидактические игры. Дидактические игры используются для решения
всех задач речевого развития. Пополняется и активизируется словарь,
формируется правильное звукопроизношение, развивается связная
речь.
Словесные игры направлены на развитие речи, воспитание
правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и
активизацию словаря.
Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе
подвижных игр является заинтересованность в них самих детей.
Поэтому все игры, организованные воспитателем, должны
проводиться эмоционально, живо и непринужденно.
При выборе подвижной игры необходимо учитывать тему,
которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим
миром. Например, при знакомстве с собакой проводится игра
"Лохматый пес", а при знакомстве с медведем — "У медведя во бору".
В таком случае дети одновременно узнают о повадках животного и
подражают его движениям, звукам.
Во время игровой деятельности воспитатель выступает как: носитель
игровых умений; партнер в игре; помощник в организации и
регуляции игры и наблюдатель.
Игра-сама по себе универсальный стимулятор. Главное в
поддержании игрового интереса – это чуткость, наблюдательность
педагога, проявление творческого подхода в организации игры,
умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.