Автор: Касьянова Наталья Викторовна
Должность: логопед
Учебное заведение: СПБ ГБУЗ "Детский санаторий"Солнечное"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приёмы работы по обучению связной речи дошкольников с ОНР"
Раздел: дошкольное образование
Приёмы работы по обучению связной речи дошкольников с Общим недоразвитием речи
логопед: Касьянова Н.В.
За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, словарный запас беден.
Нужно заметить, что нарушения в устной речи сказываются на письменной речи ребенка. Особенно это хорошо
прослеживается у детей с ОНР.
Общее недоразвитие (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы,относящихся к звуковой и смысловой стороне.
70% детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают
логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную
работу.
В настоящее время никто не сомневается , что логопедическую работу с детьми ОНР надо начинать в
раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их
правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено,
представляется весьма сложным.
Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов,
статей по развитию речи
дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В. П. Глухов, В.И.Селиверстов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина,
Е.И.Тихеева, А.В. Ястребова, В.В. Воробьёва, Т.А. Ткаченко, Е. М. Мастюкова, Т. В. Туманова и др.).
Коррекционные занятия с дошкольниками, у которых диагностировано недоразвитие речи, направлены
на: усовершенствование фонематических навыков; исправление неправильной артикуляции (при наличии);
увеличение запаса слов, понимание их лексического значения; формирование умения построения связных
предложений, их интонационного украшения; развитие навыков самостоятельного повествования и изложения
прочитанного или услышанного.
Для этого логопед применяет различные методики: разъяснения; вопросы; демонстрацию картинок; анализ
имеющихся речевых навыков. На каждом логопедическом занятии специалист сочетает несколько методик для
повышения активности самостоятельных высказываний детей. Комплексный подход позволяет варьировать
занятия в зависимости от уровня речевого развития и способностей к самостоятельному рассказу, поставленных
целей и активности малышей.
Связь слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи. Поэтому построение
грамматически оформленных предложений – кульминационный процесс формирования речи при ее
недоразвитии.
Главное условие формирования связного повествования у детей с ОНР – мотивация общения,
стимулирование желания рассказать о своей семье, себе, друзьях, интересных событиях. Логопед на занятиях
организовывает ситуации, активизирующих речь.
Действенным
средством
умственного,
нравственного
и эстетического
воспитания
дошкольников
и школьников является художественная литература. На занятиях в детском саду и школе дошкольники
и школьники знакомятся с лучшими произведениями детской литературы. Задача педагога — донести до детей
содержание произведения в единстве с его языковым богатством, подчеркнуть некоторые наиболее доступные
их пониманию элементы композиции. Овладение логопедом методикой обучения рассказыванию — одно из
важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников. В соответствии с темой данной работы,
хотелось бы остановиться подробнее на методах коррекционной работы по обучению детей пересказу. В неё
входят подготовительные упражнения на развитие психических процессов дошкольников (внимание, память,
восприятие, воображение и т. д.), а также занятия логопеда и воспитателя. Начиная со средней группы в детском
саду, проводятся занятия по пересказу литературно — художественных произведений. Занятия по обучению
пересказу и составлению рассказа по картинкам и из личного опыта занимают значительное место в системе
работы по формированию связной речи дошкольников. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но
и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его
речевое развитие усиливается. Очень важно, чтобы дети глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали
литературный материал. Именно тогда они пересказывают и рассказывают выразительно, последовательно, без
пропусков и искажений, проявляют творческую активность. На занятиях используются такие приёмы как
объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой
деятельности детей и др. Проводя то или иное занятие, педагог должен находить наиболее эффективные
варианты сочетания различных приёмов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.
Методика применения различных приёмов и сам выбор их претерпевают изменения на различных этапах
обучения в зависимости от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности.
Предлагается 7 последовательных заданий:
1.Составление предложений по 5 отдельным картинкам, изображающим
простые
действия
(мальчик
поливает цветы…). Цель: научить строить
фразу, адекватно
передающую изображенное действие.
2.Составление предложения по 3 картинкам (девочка, корзинка, лес).
Цель:
установление логико
– смысловых отношений между предметами и
вербализация их
в
виде
законченной
фразы
–
высказывания.
3.Цель: воспроизведение достаточно простого по структуре и небольшого по объему текста сказки «Репка».
4.Составление рассказа по серии сюжетных картинок. ( Иногда отмечаются затруднения при переходе от одной
картинки к другой, пропуск моментов действия, сужение поля восприятия картинок, нарушения смыслового
соответствия рассказа, изображенному сюжету).
5.Составление рассказа на близкую детям тему «В нашей группе». Выявляется индивидуальный уровень и
особенности владения детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. (
У большинства детей фразовые ответы заменялись простыми перечислениями предметов и действий.
Наблюдаются простые фразы. Трудности при построении высказывания на уровне планирования его
содержания – при выборе темы высказывания, установления последовательных информативных звеньев в
структуре высказывания, из взаимосвязи и пр.)
6.Составление рассказа о каком-нибудь случае с девочкой в лесу. Предварительно составляется «экспозиция»
рассказа по вопросам, с опорой на 3 предметные картинки.
7.Завершение рассказа по готовому началу, с опорой на картинку.
Комплексная коррекционная работа направлена на выработку правильной артикуляции, обучение умению
построения связных словосочетаний и распространенных предложений. ОНР негативно влияет на
формирование мышления, снижает коммуникационные потребности и желание познавать мир. Поэтому
логопедические методики развития связной речи необходимы для последующего успешного процесса обучения
в школе.
Литература
Глухов В.П. «Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим
недоразвитием речи» ИЗД. В. Секачёв 2014г.
Сергеева, О. А. Формирование связной речи у детей с ОНР / О. А. Сергеева, Г. К. Сергеева. — Текст:
непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. 3 (3). — С. 86-88.