Напоминание

"Дети Кубани - герои Великой Отечественной войны"


Автор: Грачева Анжела Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ–д/с 11ст. Андреевской
Населённый пункт: ст.Андреевская Калининский район
Наименование материала: Проект для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Дети Кубани - герои Великой Отечественной войны"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – детский сад

№ 11ст Андреевской

Проект

Для детей старшего дошкольного возраста

Тема:

«

Дети Кубани – герои Великой

Отечественной Войны

»

Руководитель проекта

Воспитатель

МБДОУ д/с № 11

ст. Андреевской

Грачева А.О

Название проекта: «Дети Кубани – герои Великой Отечественной Войны».

Пояснительная записка:

Война и детство – страшное слиянье.

И счастье, что его не знаем мы!

Но было очень много на Кубани

Детей навек оставшихся детьми.

Мы и наши дети родились и выросли в мирное время.

До нас доходят лишь отголоски того страшного времени под названием

Война. Со слезами на глазах мы приклоняемся перед павшими воинами,

которые сражались за жизнь, свободу, за наше с тобой светлое будущее. Мы

никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, выстрелов

снарядов, разорванных мин, не видели разрушенных домов, которые

уничтожали фашисты. И нам трудно представить, что человеческую жизнь, а

ещё ужаснее жизнь ребенка можно оборвать..…

Как может звучать фраза «Война и дети» в одной поре? Ведь дети они так

беззащитны! Война ни кого не жалела…Она стала биографией целого

поколения детей. У каждого ребенка была своя судьба и роль в этой войне.

До военного времени это были самые простые мальчишки и девчонки. Они

учились, играли, бегали – прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена

знали только близкие им люди.

Когда пришло это страшное время – они показали, каким огромным может

быть маленькое, детское сердечко, когда разгорается в нем любовь к Родине

и ненависть к ее врагам.

На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не

согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее,

выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими –

отцами, братьями, рядом коммунистами и комсомольцами.

И не на миг не дрогнули их юные сердца!

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что

придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было поверить.

Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее

маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Июнь. Клонился к вечеру закат.

И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих , не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей

были награждены орденами и медалями. Четверо пионеров-героев были

удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей,

Валя Котик, Зина Портнова. О подвигах юных героев написаны стихи и

рассказы, сняты фильмы, их имена носят улицы, корабли. Ими гордится

наша страна.

Вот им безвинно погибшим я посвящаю свой проект.

Актуальность:

В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения

от отечественной культуры, от общественно - исторического опыта. Решение

проблемы

воспитания

патриотизма

требует

новой

идеологии

в

воспитательной деятельности. Патриотическое воспитание дошкольников

должно

стать

той

объединяющей

силой,

которая

сможет

вырастить

поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на

деле.

Поколение,

которое

возведет

Россию

на

пьедестал,

сможет

приумножить

национальные

богатства,

а

уровень

жизни

сделать

качественнее.

Цель проекта:

формирование

патриотических

чувств

старших

дошкольников к Родине на примере героических поступков детей –

героев Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., вставших на защиту

Родины против фашистских захватчиков наравне с бойцами Красной армии.

Задачи проекта:

1. Познавательное развитие.

Формировать представление детей о Великой Отечественной войне, о ее

исторических фактах, об участии детей в войне и их героических подвигах,

смелости и храбрости, о значении победы нашего народа над фашизмом.

2. Речевое развитие.

Познакомить ребят с художественной литературой по теме: рассказами,

стихами, песнями. Обогатить и активировать словарный запас детей за счет

новых слов.

3. Социально-коммуникативное развитие.

Формировать познавательный интерес к прошлому и настоящему нашей

страны и отражать свои знания в играх, общении со сверстниками и

взрослыми.

4. Художественно-эстетическое развитие.

Развивать художественно-творческие способности детей, познакомить их с

песнями, музыкой военных лет.

5. Физическое развитие.

Воспитывать

будущих

защитников

Родины

через

игры,

спортивные

соревнования, вырабатывать у них волю к победе, смелость, остроту

реакции.

Участники проекта: дети старшей №4 группы, педагог, родители.

Срок реализации проекта: январь 2020-май 2020г.

Вид проекта: Социально-просветительский.

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап.

1. Постановка цели и разработка содержания учебно-познавательного

процесса.

2.

Подбор

художественной

литературы,

фотоматериалов,

аудио

и

видеозаписей по теме, музыкальных произведений.

II. Деятельный этап.

ОД. Познание и речевое развитие.

«В огне войны сгорело детство, но не прошло бесследно, нет…»

А) подвиг Зины Портновой;

Б) подвиг Володи Дубинина;

В) подвиг Вали Котика;

Г) подвиг Лени Голикова

Чтение художественной литературы по теме.

Мероприятие «Дети – герои Великой Отечественной войны».

ОД. Художественно-эстетическое развитие.

Музыка военных лет.

Рисование.

«Праздничный салют».

Лепка коллективная.

«Звезды на погонах».

Аппликация.

«Георгиевская лента».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Меткий стрелок», «Лошадки», «Кто быстрее?».

Социально-коммуникативное развитие.

Дидактическая игра: «Кому, что нужно?», «Кто больше назовет качеств

героя».

Сюжетно-ролевые игры: «Танкисты», «Разведчики», «Госпиталь».

Просмотр иллюстраций в книгах, открытках, фото и видео материалов,

заучивание стихов.

Строительные игры: «Военные укрепления», «Военная техника».

Взаимодействие с семьей.

Оформление мини музея: игрушки – военная техника и оружие; ордена и

медали ВОВ; «Дети – герои войны».

Оформление фотоальбома «Дети-герои Великой отечественной войны».

III. Заключительный этап.

Выставка детских поделок «Я помню, я горжусь».

Выставка детских рисунков «Салют Победы».

Конкурс стихов о Великой Отечественной Войне.

Литературно-музыкальное представление «Этот день мы приближали, как

могли».

IV. Презентация проекта.

Фотовыставки «Дети – герои Великой Отечественной Войны».

Форма

презентации:

представление проекта с

показом

электронной

презентации.

Критерии показатели эффективности проекта.

У детей сформируются первоначальные знания о Великой отечественной

войне, о детях – героях этой войны, защищавших Родину, о цене победы.

Воспитываются

патриотические

чувства

и

качества,

которые

станут

впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование

патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни

людей, в частности детей, которые являются ярким примером служения

своей семье, стране, миру.

Ожидаемые результаты проекта.

- Расширится знания о Великой отечественной войне; о детях – героях; о

военных профессиях, о родах войск, военной технике;

- знакомятся с произведениями поэтов, писателей и художников на военную

тематику;

- расширится словарный запас;

- расширится представление о памятных местах родного города.

Используемая литература.

-Ветохина

А.

Я.

«Нравственно-патриотическое

воспитание

детей

дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое

пособие для педагогов».

Беседа «Дети — герои Великой Отечественной войны»

Цель: дать детям представление по данной теме.

«Дети - герои Великой Отечественной Войны»

Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги,

стали устанавливать свои порядки, диктовать как жить, убивать, грабить,

сжигать жилище, угонять в плен на чужбину, все как один встали на защиту

своей страны. Среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей.

Вот их имена:

Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Вася Курков, Витя

Хоменко, Шура Кобер, Володя Дубинин и многие другие.

Леня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное

Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к

партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский

отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты,

горели вражеские склады.

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским

генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее

выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать.

Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В

портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно

переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный

герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом

Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав,

что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады.

Марат Казей

В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались

фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс.

Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре

Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу

наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Адой Марат Казей ушел к

партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской

бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию

ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую

операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с

опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась

лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их.и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя

Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Валя Котик

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района

Хмельницкой области.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями

решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое

потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, партизаны доверили Вале быть связным и

разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение

вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя,

выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором

ушел к партизанам. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на

пути к фронту. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила

его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот

отважный пионер, поставлен ему памятник.

Зина Портнова

Война застала Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы.

Она

участвовала

в

дерзких

операциях

против

врага,

в

диверсиях,

распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище

ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом

врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться

до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со

стола пистолет и в упор выстрела в фашиста.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась

бежать, но фашисты настигли ее.

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты

оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно

отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского

Союза.

Вася Курков

В шестнадцатилетнем возрасте Вася Курка выглядел моложе своих лет, был

небольшого роста худеньким голубоглазым светловолосым мальчишкой.

Однако, отличался упорством, настойчивостью, сообразительность, умением

быстро ориентироваться на местности.

Ему,

малолетнему,

не

доверили

оружия

и

определили

в

тыловые

подразделения. Он старательно выполнял все работы вплоть до заправки

керосиновых ламп, а в апреле месяце 1942 года Курка узнал о зачислении его

курсантом школы снайперов. Старательно он изучает винтовку.

К сентябрю 1942г. Вася Курка уничтожил 31 оккупанта, в том числе за

период обороны на реке Миус – 19. Считался одним из лучших снайперов

дивизии. Всего на его боевом счету было 179 уничтоженных солдат и

офицеров противника, а также один сбитый самолёт-разведчик.

3 января 1945 года лейтенант Курка умер от ран, полученных в бою на

Сандомирском плацдарме.

Витя Хоменко

Родился 12 сентября 1926 года в городе Кременчуге Полтавской области.

Был активным участником партизанского подполья в Николаеве. А 1942 году

вместе с Шурой Кобером перешел линию фронта и доставил ценные

сведения в штаб партизанского движения, находившийся в Москве. 5 декабря

1942 года был казнен фашистами в Николаеве.

Шура Кобер

Родился 5 ноября 1926 года в городе Николаеве. Во время немецко-

фашистской оккупации был разведчиком и связной в одном из организаций

Николаевского подпольного центра. 5 декабря 1942 года был казнен

фашистами в Николаеве.

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Дети войны - и веет холодом,

Дети войны - и пахнет голодом,

Дети войны - и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками

Трава поникла, где дети плакали

Дети войны - боль отчаянна

И сколько надо им минут молчания.

Голодяевс Л. М.

В Николаеве, в Пионерском сквере в ноябре 1959 года был установлен

памятник юным патриотам. На высоком постаменте стоят две бронзовые

фигуры мальчиков. На гранитной плите высечены слова: «Пионерам-героям,

юным разведчикам Шуре Кодеру и Вите Хоменко, погибшим в борьбе с

фашистскими захватчиками 5 декабря 1942 года, от пионеров Украины» .

Володя Дубинин

Володя рос подвижным, любознательным, немного хулиганистым парнем.

Любил читать, увлекался авиамоделизмом, фотографией…

Когда началась война, Никифора Дубинина призвали в армию. Евдокия

Тимофеевна с Володей и его сестрой перебралась к родне, в район Старый

Карантин.

Володя и другие ребята занимались не только разведкой. Во время боёв они

подносили боеприпасы, оказывали помощь раненым, выполняли другие

поручения командира.

Когда гитлеровцы окружили Старокарантинские каменоломни сетью минных

полей, и партизаны не могли покинуть их. Выйти там, где выходил Володя,

взрослые физически не могли.

И тогда Володя вызвался быть проводником у сапёров. Первый день

разминирования прошёл успешно, но 4 января 1942 года около 10 утра у

входа в каменоломни прогремел мощный взрыв. На мине подорвались

четыре сапёра и Володя Дубинин.

Погибших сапёров и Володю похоронили в братской партизанской могиле в

Молодёжном

парке

Керчи.

Каждое

дерево

подвязано

георгиевской

ленточкой, в память о своих дедах и прадедах учавствовавших в Великой

Отечественной Войне.

В рамках районной акции «Посади Сад Памяти», 27.03.2020 воспитанники,

родители и сотрудники МБДОУ-д/с №11 ст.Андреевской,

высадили

«АЛЛЕЮ ПАМЯТИ И СЛАВЫ», в честь 75-летия Великой Победы. Мы

посадили деревья в память о каждом из тех миллионов человек, кто своей

жизнью отстоял свободу нашей Родины и наше будущее, в память о своих

дедах и прадедах, участвовавших в ВОВ. Поддержал эту акцию все, кто по-

настоящему помнит о подвигах солдат в годы Великой Отечественной войны

и любит своё Отечество – Россию! Каждое дерево повязано георгиевской

ленточкой.

Посадка аллеи - акт созидания, дань памяти героизму и мужеству бойцов,

связь старшего и последующего поколений. И пусть сегодня и всегда каждая

ветка посаженного деревца напоминает о доблести наших солдат и принесет

мир в каждую семью и дом!



В раздел образования