Автор: Грачева Анжела Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ–д/с 11ст. Андреевской
Населённый пункт: ст.Андреевская Калининский район
Наименование материала: Проект для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Дети Кубани - герои Великой Отечественной войны"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – детский сад
№ 11ст Андреевской
Проект
Для детей старшего дошкольного возраста
Тема:
«
Дети Кубани – герои Великой
Отечественной Войны
»
Руководитель проекта
Воспитатель
МБДОУ д/с № 11
ст. Андреевской
Грачева А.О
Название проекта: «Дети Кубани – герои Великой Отечественной Войны».
Пояснительная записка:
Война и детство – страшное слиянье.
И счастье, что его не знаем мы!
Но было очень много на Кубани
Детей навек оставшихся детьми.
Мы и наши дети родились и выросли в мирное время.
До нас доходят лишь отголоски того страшного времени под названием
Война. Со слезами на глазах мы приклоняемся перед павшими воинами,
которые сражались за жизнь, свободу, за наше с тобой светлое будущее. Мы
никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, выстрелов
снарядов, разорванных мин, не видели разрушенных домов, которые
уничтожали фашисты. И нам трудно представить, что человеческую жизнь, а
ещё ужаснее жизнь ребенка можно оборвать..…
Как может звучать фраза «Война и дети» в одной поре? Ведь дети они так
беззащитны! Война ни кого не жалела…Она стала биографией целого
поколения детей. У каждого ребенка была своя судьба и роль в этой войне.
До военного времени это были самые простые мальчишки и девчонки. Они
учились, играли, бегали – прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена
знали только близкие им люди.
Когда пришло это страшное время – они показали, каким огромным может
быть маленькое, детское сердечко, когда разгорается в нем любовь к Родине
и ненависть к ее врагам.
На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не
согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее,
выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими –
отцами, братьями, рядом коммунистами и комсомольцами.
И не на миг не дрогнули их юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что
придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было поверить.
Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее
маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.
Июнь. Клонился к вечеру закат.
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих , не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей
были награждены орденами и медалями. Четверо пионеров-героев были
удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей,
Валя Котик, Зина Портнова. О подвигах юных героев написаны стихи и
рассказы, сняты фильмы, их имена носят улицы, корабли. Ими гордится
наша страна.
Вот им безвинно погибшим я посвящаю свой проект.
Актуальность:
В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения
от отечественной культуры, от общественно - исторического опыта. Решение
проблемы
воспитания
патриотизма
требует
новой
идеологии
в
воспитательной деятельности. Патриотическое воспитание дошкольников
должно
стать
той
объединяющей
силой,
которая
сможет
вырастить
поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на
деле.
Поколение,
которое
возведет
Россию
на
пьедестал,
сможет
приумножить
национальные
богатства,
а
уровень
жизни
сделать
качественнее.
Цель проекта:
формирование
патриотических
чувств
старших
дошкольников к Родине на примере героических поступков детей –
героев Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., вставших на защиту
Родины против фашистских захватчиков наравне с бойцами Красной армии.
Задачи проекта:
1. Познавательное развитие.
Формировать представление детей о Великой Отечественной войне, о ее
исторических фактах, об участии детей в войне и их героических подвигах,
смелости и храбрости, о значении победы нашего народа над фашизмом.
2. Речевое развитие.
Познакомить ребят с художественной литературой по теме: рассказами,
стихами, песнями. Обогатить и активировать словарный запас детей за счет
новых слов.
3. Социально-коммуникативное развитие.
Формировать познавательный интерес к прошлому и настоящему нашей
страны и отражать свои знания в играх, общении со сверстниками и
взрослыми.
4. Художественно-эстетическое развитие.
Развивать художественно-творческие способности детей, познакомить их с
песнями, музыкой военных лет.
5. Физическое развитие.
Воспитывать
будущих
защитников
Родины
через
игры,
спортивные
соревнования, вырабатывать у них волю к победе, смелость, остроту
реакции.
Участники проекта: дети старшей №4 группы, педагог, родители.
Срок реализации проекта: январь 2020-май 2020г.
Вид проекта: Социально-просветительский.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап.
1. Постановка цели и разработка содержания учебно-познавательного
процесса.
2.
Подбор
художественной
литературы,
фотоматериалов,
аудио
и
видеозаписей по теме, музыкальных произведений.
II. Деятельный этап.
ОД. Познание и речевое развитие.
«В огне войны сгорело детство, но не прошло бесследно, нет…»
А) подвиг Зины Портновой;
Б) подвиг Володи Дубинина;
В) подвиг Вали Котика;
Г) подвиг Лени Голикова
Чтение художественной литературы по теме.
Мероприятие «Дети – герои Великой Отечественной войны».
ОД. Художественно-эстетическое развитие.
Музыка военных лет.
Рисование.
«Праздничный салют».
Лепка коллективная.
«Звезды на погонах».
Аппликация.
«Георгиевская лента».
Физическое развитие
Подвижные игры: «Меткий стрелок», «Лошадки», «Кто быстрее?».
Социально-коммуникативное развитие.
Дидактическая игра: «Кому, что нужно?», «Кто больше назовет качеств
героя».
Сюжетно-ролевые игры: «Танкисты», «Разведчики», «Госпиталь».
Просмотр иллюстраций в книгах, открытках, фото и видео материалов,
заучивание стихов.
Строительные игры: «Военные укрепления», «Военная техника».
Взаимодействие с семьей.
Оформление мини музея: игрушки – военная техника и оружие; ордена и
медали ВОВ; «Дети – герои войны».
Оформление фотоальбома «Дети-герои Великой отечественной войны».
III. Заключительный этап.
Выставка детских поделок «Я помню, я горжусь».
Выставка детских рисунков «Салют Победы».
Конкурс стихов о Великой Отечественной Войне.
Литературно-музыкальное представление «Этот день мы приближали, как
могли».
IV. Презентация проекта.
Фотовыставки «Дети – герои Великой Отечественной Войны».
Форма
презентации:
представление проекта с
показом
электронной
презентации.
Критерии показатели эффективности проекта.
У детей сформируются первоначальные знания о Великой отечественной
войне, о детях – героях этой войны, защищавших Родину, о цене победы.
Воспитываются
патриотические
чувства
и
качества,
которые
станут
впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование
патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни
людей, в частности детей, которые являются ярким примером служения
своей семье, стране, миру.
Ожидаемые результаты проекта.
- Расширится знания о Великой отечественной войне; о детях – героях; о
военных профессиях, о родах войск, военной технике;
- знакомятся с произведениями поэтов, писателей и художников на военную
тематику;
- расширится словарный запас;
- расширится представление о памятных местах родного города.
Используемая литература.
-Ветохина
А.
Я.
«Нравственно-патриотическое
воспитание
детей
дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое
пособие для педагогов».
Беседа «Дети — герои Великой Отечественной войны»
Цель: дать детям представление по данной теме.
«Дети - герои Великой Отечественной Войны»
Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги,
стали устанавливать свои порядки, диктовать как жить, убивать, грабить,
сжигать жилище, угонять в плен на чужбину, все как один встали на защиту
своей страны. Среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей.
Вот их имена:
Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Вася Курков, Витя
Хоменко, Шура Кобер, Володя Дубинин и многие другие.
Леня Голиков
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное
Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к
партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский
отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты,
горели вражеские склады.
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским
генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее
выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать.
Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В
портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно
переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный
герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом
Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав,
что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады.
Марат Казей
В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались
фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс.
Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре
Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу
наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Адой Марат Казей ушел к
партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской
бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию
ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую
операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с
опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась
лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их.и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя
Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Валя Котик
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района
Хмельницкой области.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями
решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое
потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, партизаны доверили Вале быть связным и
разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение
вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя,
выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором
ушел к партизанам. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на
пути к фронту. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила
его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот
отважный пионер, поставлен ему памятник.
Зина Портнова
Война застала Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы.
Она
участвовала
в
дерзких
операциях
против
врага,
в
диверсиях,
распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище
ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом
врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться
до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со
стола пистолет и в упор выстрела в фашиста.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась
бежать, но фашисты настигли ее.
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты
оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно
отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского
Союза.
Вася Курков
В шестнадцатилетнем возрасте Вася Курка выглядел моложе своих лет, был
небольшого роста худеньким голубоглазым светловолосым мальчишкой.
Однако, отличался упорством, настойчивостью, сообразительность, умением
быстро ориентироваться на местности.
Ему,
малолетнему,
не
доверили
оружия
и
определили
в
тыловые
подразделения. Он старательно выполнял все работы вплоть до заправки
керосиновых ламп, а в апреле месяце 1942 года Курка узнал о зачислении его
курсантом школы снайперов. Старательно он изучает винтовку.
К сентябрю 1942г. Вася Курка уничтожил 31 оккупанта, в том числе за
период обороны на реке Миус – 19. Считался одним из лучших снайперов
дивизии. Всего на его боевом счету было 179 уничтоженных солдат и
офицеров противника, а также один сбитый самолёт-разведчик.
3 января 1945 года лейтенант Курка умер от ран, полученных в бою на
Сандомирском плацдарме.
Витя Хоменко
Родился 12 сентября 1926 года в городе Кременчуге Полтавской области.
Был активным участником партизанского подполья в Николаеве. А 1942 году
вместе с Шурой Кобером перешел линию фронта и доставил ценные
сведения в штаб партизанского движения, находившийся в Москве. 5 декабря
1942 года был казнен фашистами в Николаеве.
Шура Кобер
Родился 5 ноября 1926 года в городе Николаеве. Во время немецко-
фашистской оккупации был разведчиком и связной в одном из организаций
Николаевского подпольного центра. 5 декабря 1942 года был казнен
фашистами в Николаеве.
Война — не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война — не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье!
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны - боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания.
Голодяевс Л. М.
В Николаеве, в Пионерском сквере в ноябре 1959 года был установлен
памятник юным патриотам. На высоком постаменте стоят две бронзовые
фигуры мальчиков. На гранитной плите высечены слова: «Пионерам-героям,
юным разведчикам Шуре Кодеру и Вите Хоменко, погибшим в борьбе с
фашистскими захватчиками 5 декабря 1942 года, от пионеров Украины» .
Володя Дубинин
Володя рос подвижным, любознательным, немного хулиганистым парнем.
Любил читать, увлекался авиамоделизмом, фотографией…
Когда началась война, Никифора Дубинина призвали в армию. Евдокия
Тимофеевна с Володей и его сестрой перебралась к родне, в район Старый
Карантин.
Володя и другие ребята занимались не только разведкой. Во время боёв они
подносили боеприпасы, оказывали помощь раненым, выполняли другие
поручения командира.
Когда гитлеровцы окружили Старокарантинские каменоломни сетью минных
полей, и партизаны не могли покинуть их. Выйти там, где выходил Володя,
взрослые физически не могли.
И тогда Володя вызвался быть проводником у сапёров. Первый день
разминирования прошёл успешно, но 4 января 1942 года около 10 утра у
входа в каменоломни прогремел мощный взрыв. На мине подорвались
четыре сапёра и Володя Дубинин.
Погибших сапёров и Володю похоронили в братской партизанской могиле в
Молодёжном
парке
Керчи.
Каждое
дерево
подвязано
георгиевской
ленточкой, в память о своих дедах и прадедах учавствовавших в Великой
Отечественной Войне.
В рамках районной акции «Посади Сад Памяти», 27.03.2020 воспитанники,
родители и сотрудники МБДОУ-д/с №11 ст.Андреевской,
высадили
«АЛЛЕЮ ПАМЯТИ И СЛАВЫ», в честь 75-летия Великой Победы. Мы
посадили деревья в память о каждом из тех миллионов человек, кто своей
жизнью отстоял свободу нашей Родины и наше будущее, в память о своих
дедах и прадедах, участвовавших в ВОВ. Поддержал эту акцию все, кто по-
настоящему помнит о подвигах солдат в годы Великой Отечественной войны
и любит своё Отечество – Россию! Каждое дерево повязано георгиевской
ленточкой.
Посадка аллеи - акт созидания, дань памяти героизму и мужеству бойцов,
связь старшего и последующего поколений. И пусть сегодня и всегда каждая
ветка посаженного деревца напоминает о доблести наших солдат и принесет
мир в каждую семью и дом!