Автор: Гумбина Валентина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с
Населённый пункт: г. Урень Нижегородской области
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие мелкой моторики рук по методике М. Монтесорри"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Теремок»
г. Урень Нижегородской области
«Развитие мелкой моторики
по методике
М. Монтессори»
/Консультация для родителей группы раннего возраста/
Подготовила воспитатель:
Гумбина В. И.
г. Урень 2021 г.
В последнее время методика Марии Монтессори стала очень популярна в
детских центрах развития по всему миру. Основными принципами этой
методики являются - самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет
сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с
«живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия,
представления. По мнению Монтессори с помощью упражнений,
развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими
вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать
ботинки.
То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием
самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелко моторных
функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести
выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень
важно и для формирования личности человека в целом.
Мария Монтессори утверждала, что детей нужно объединять не по возрасту,
а по уровню развития, по степени усвоения материала.
Основная цель — это развитие мелкой моторики рук — нанизывание бусин,
пересыпание круп, сортировка макарон и бобовых, переливание воды и так
далее.
По этой методике дети учатся свободно, без критики и принуждения. Мария
Монтессори считала, что как похвала, так и наказание вредны.
Дети воспринимают лучше, когда сами определяют свой ритм и способ
учебы. Поэтому в центрах Монтессори дети сами выбирают темы и способы
изучения. Обучение должно быть в радость ребенку. Это дает уверенность в
себе и усиливает эффективность.
Для детей должны быть созданы все условия — мебель должна
соответствовать их росту и физическим способностям. Ребенок должен быть
в состоянии поднять стул и перенести в удобное для себя место.
Перетаскивание стульев Мария рассматривала как упражнение для развития
моторики. Только тут есть одно условие — делать все надо тихо и не мешать
остальным.
Роль взрослого - не делать что-то за ребенка, а дать ему сделать это самому.
Это тяжелый и кропотливый труд, зато благодарный.
Методика Монтессори вырабатывает в детях усидчивость, порядок и
воспитанность в обществе. А это немаловажно.
Упражнения по Монтессори в домашних условиях.
Пересыпание риса из кувшина в чашку и наоборот. Это помогает ребенку
отрабатывать точность движений. Упражнение можно усложнить, если
вместо риса использовать воду.
Собрать несколько бутылок разного размера и попросить ребенка подобрать
к ним крышки. Это поможет развить глазомер и точность движений;
Пуговицы разных цветов сортировать по баночкам таких же цветов.
Развивает мелкую моторику, внимательность и изучение цветов;
«на ощупь»
опознавать знакомые предметы. Собрать несколько знакомых игрушек в
непрозрачный мешок и предложить ребенку угадать, что за предмет на
ощупь.
Игры по методике Монтессори.
Цвета. Игра с сопоставлением цветов очень популярна на занятиях для
раннего развития ребенка. Все, что потребуется — разноцветные прищепки,
картонный круг с ячейками разных цветов.
Ребенку очень понравится разучивать цвета в игровой форме.
Машины и животные. Ребенок с еще большим удовольствием будет
сопоставлять картинки с имеющимися у себя игрушками: фигурками
животных или машинками. Родителям надо будет только подготовить
картинки с похожими изображениями.
Форма и оттенки цвета. Сортировка и распределение по категориям
— одно из самых популярных упражнений в методиках раннего развития.
Перемешайте карточки с разными оттенками цвета, а ребенок пусть их
группирует.
Столовые приборы и фигуры. Развивая ребенка по методике Монтессори, в
играх можно применять все, вплоть до столовых приборов, ведь такой
подручный материал, как нельзя кстати подходит для игр в сортировку. А
еще баночки, мячики, бутылочки, разные емкости и, конечно же, бруски из
деревянного конструктора ребенка.
Мелкие предметы.
Монетки, бусинки, камушки. Перекладывание мелких предметов из одной
посудины в другую при помощи щипцов или лопатки — довольно непростое
занятие для маленьких пальчиков. Но оно хорошо развивает мелкую
моторику ребенка.
Зерно. Для игр с мелкими предметами также хорошо подойдет фасоль,
гречка, рис и прочая крупа.
Сенсорное развитие.
Волшебный мешочек
.
Занимательная игра на развитие сенсорики, где
ребенку на ощупь надо угадывать предметы, спрятанные в сумке. Поверьте,
восторгу малыша при правильном угадывании не будет предела.
Звуковые цилиндры. Музыкальные инструменты, сделанные своими
руками, из подручных средств, развивают острый слух у ребенка. Сделайте
такие «звуковые" цилиндры, насыпав в несколько емкостей разных
материалов: круп, монет, камешков.
Рисуем пальчиками. Одно из самых увлекательных занятий для малышей
- рисование пальчиками. Такое занятие развивает мелкую моторику,
любознательность, фантазию, а также помогает выучить новые цвета в
результате смешивания. А еще это очень весело!
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у
каждого ребенка он проходит своими темпами.
Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные, если
развивать эти движения, у ребенка сформируется здоровая нервная система-
главное заниматься с малышом увлекательными вещами, которые
доставляют удовольствие и ему и взрослому.
Список использованной литературы:
1. «От рождения до школы» - примерная основная программа дошкольного
образования под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С. Васильевой М. А.
2. Орлова Дарья. Большая книга Монтессори: «Система раннего
развития, которая потрясла мам». Санкт-Петербург, 2010 — 185с.
3. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори:
популярные развивающие методики, ЭКСМО, 2008-224 с.
4. Капустина Г. Система Монтессори в комплексе «Маросейка». «Народное
образование». №1, 1995 г.
5. Хилтунен Е. Бусинки, коробочки, баночки. Проблемы развития
Монтессори-педагогики в России. Учительская газета №47- 1993 г.