Автор: Хасанова Лилия Нурханифовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС32 "Брусничка"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Волшебные часы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по формированию математических представлений
«Волшебные часы».
Программное содержание
Цель:
1.Учить ориентироваться по элементарному плану местности; познакомить с
часами, уточнить представление о понятии «полдень».
2.Развивать
мыслительные
операции,
внимание,
глазомер,
речь,
коммуникативные способности.
3.Закреплять знание геометрических фигур.
4.Воспитывать уважительное, заботливое отношение к окружающим.
Материалы к занятию:
План местности, коллекция часов, часы песочные, сосуд с делениями и
отверстием, свеча с делениями, 3 луковицы, геометрические фигуры, схемы
транспорта из геометрических фигур (Танграмм, Пифагор), план местности
демонстрационный, план местности
на каждого ребенка, плоскостные
изображения луковиц на каждого ребенка по 1, ножницы, д/и «Подбери
узор».
Игровая мотивация. Буратино, мечтая подарить папе Карло тысячу новых
курток, по совету лисы Алисы, идет в Страну Дураков, чтобы там вырастить
дерево с золотыми монетами. Ровно в полдень он должен отправиться в путь.
Но Буратино не знает когда наступит полдень, не знает по какой дороге идти,
не знает как поделить луковицы, чтобы питания хватило на два дня. Между
тем, пока он путешествовал, крыса Шушера прогрызла его одеяло. Кто
поможет Буратино?
Ход занятия:
Разогрев – упражнение «Дождик».
Воспитатель.
Ребята, только что мы с вами играли в игру «Дождик».
Дождик у нас действительно получился как настоящий: капель много,
падают они часто-часто.
-Ты кем был? (одной капелькой)
-А ты?
-Каждый из вас был отдельной капелькой, а все вместе мы стали чем?
(бурным ливнем), который смочил всю землю, дал напиться цветам, травам и
деревьям!
Далее дети отвечают на вопросы.
А одна капелька смогла бы это сделать?
А один человек может прожить на свете?
А если у него есть друзья и близкие?
А как вы думаете, кому легче и интереснее жить – человеку одинокому
или человеку, у которого есть друзья?
Стучат за дверью. Воспитатель выходит, встречает Буратино.
Буратино. Здравствуйте ребята, я мечтал подарить папе Карло тысячу новых
курток, и по совету лисы Алисы, хотел пойти в Страну Дураков на поле
Чудес, чтобы вырастить там дерево с золотыми монетами. Ровно в полдень я
должен отправиться в Страну Дураков, а когда будет полдень? Что такое
полдень?
Воспитатель.
Ребята, вы знаете когда наступает полдень? Тогда я
приглашаю вас в музей часов, потому что часы показывают нам, когда
наступает полдень.
1.Знакомство с часами. Понятие «полдень», дети помогают Буратино
определить время, когда необходимо выходить в дорогу.
Наши предки узнавали время по смене светлой и темной частей суток. Спать
ложились с заходом, вставали с восходом солнца. Первый простейший
прибор для измерения времени - солнечные часы – изобрели примерно 3,5
тысяч лет назад.
Солнечные часы-всех часов предки! Они сейчас редки.
Циферблат на земле лежит, а по нему солнышко бежит!
Они бывают на площадях, на лужайке в саду – у солнышка на виду!
(Показать по иллюстрации в книге).
Небольшой стержень (гномон) укрепляли на плоском камне (кадран),
разграфленном линиями, - циферблате, часовой стрелкой служила тень от
гномона. Но поскольку «работали» такие часы днем, то ночью им на замену
приходила клепсидра, так греки называли водяные часы. Металлический или
глиняный, а позже- стеклянный сосуд наполняли водой. Вода медленно,
капля за каплей, вытекала, уровень ее понижался, и деления на сосуде
указывали который час. Не менее распространенными в Европе и Китае были
так называемые «огненные» часы – в виде свечей с нанесенными на них
делениями. Первые песочные часы появились сравнительно недавно – всего
тысячу лет назад.
Часы песочные – точные!
В них песчинки текут – секунды бегут!
Как песчинки собрались, холмиком улеглись
В колбочке из стекла, так и минутка истекла!
Но при помощи песочных часов можно было измерять лишь небольшие
промежутки времени, обычно не более получаса. Совершенно новым этапом
в долгом процессе усовершенствование механизмов для измерения времени
стало создание первых колесных часов, колесных, потому что действие
такого механизма основано на вращении вот таких зубчатых колесиков ( по
другому называют «шестеренки» ). Круг на котором расположены цифры
стали называть циферблатом, на нем вращаются стрелки при помощи
«шестеренок». А сейчас каких только нет часов и в каждых свой секрет:
Есть часы настенные – чинные, степенные!
Не убегают не отстают – вовремя идут!
Маятник туда – сюда…
Сегодня, завтра и всегда!
А еще есть часы –малютки!
Как сердечко бьется в грудке!
«Тики-таки, тики-таки»..-круглые судки.
А уличные часы вам знакомы? Они велики видны из далека.
А будильник!
С вечера заведешь и спокойно спать пойдешь.
Есть и новые электронные часы неугомонные!
Только раз заведи, заведешь и год ходи!
А главные часы, в Москве на Красной площади на Спасской башне – это
часы гиганты – куранты. Часы главные державные!
У всех часов на циферблате расположены цифры и стрелки. Маленькая
показывает час, а большая минуты. Если большая стрелка стоит на 12, а
маленькая на 4 говорят, что сейчас 4 часа. Если большая стрелка стоит на 12,
а маленькая на 7, говорят что сейчас7часов и т.д. А если большая стрелка
стоит на 12 и маленькая на 12, говорят что сейчас полдень. Значит Буратино
должен отправиться в путь когда стрелки на каких цифрах будут стоять?
Буратино. Я все понял. Когда обе стрелки будут на 12, наступит полдень. А
на чем я поеду в Страну Дураков?
Воспитатель.
Ребята, давайте поможем Буратино. Транспорт мы можем
сделать из геометрических фигур. Работать мы будем в парах.
- Маша, ты бы с кем хотела работать?
- А ты Вова?
2.
Подготовка транспорта. Дети из геометрических фигур составляют
транспорт по схемам (Танграмм, Пифагор) на котором Буратино поедет в
Страну Дураков. (Работа в парах)
Физкультминутка.
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел и пошел, пошел, пошел.
(Дети выполняют действия соответственно тексту)
Буратино. А по какой дороге мне идти я не знаю.
4.Воспитатель. Мы с ребятами поможем выбрать тебе правильный путь.
Давай подойдем к доске. Здесь нарисован план местности, по которой
Буратино должен идти. Дорог, которые ведут к Полю Чудес несколько. Мы
выберем одну из них. Я буду называть маршрут, а каждый из вас будет
проходить один участок. А ты Буратино запоминай. И так выйдя из дома,
сначала пойдешь прямо, потом возле березы повернешь на право и т.д.
соответственно плану.
Дети последовательно, начиная с точки отсчета, составляют план на доске,
последовательно отмечая участки пути.
5. Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель. А сейчас ребята вы каждый на своем плане отметите путь
Буратино на Поле Чудес.
-Денис расскажи, как по твоему плану должен идти Буратино.
-Саша а как по твоему?
6.
В дорогу Буратино взял 3 луковицы. Их надо разделить так, чтобы
Буратино хватило пищи на два дня пути. Каждый день он съедал на завтрак,
обед и ужин по половинке луковицы. Сколько раз он питался в день?
Сколько половинок ему понадобиться в день?
-Как Буратино должен разделить луковицы? (Каждую луковицу на две
равные части – пополам)
Пальчиковая гимнастика «Ежик».
Воспитатель. А сейчас ребята вы каждый разделите луковицы для Буратино,
так чтобы ему хватило на два дня.
-Сколько половинок Анна у тебя получилось? А сколько он съест в первый
день? А во второй?
Буратино. Спасибо, ребята, вы мне здорово помогли. Теперь я знаю, когда
наступит полдень, по какой дороге мне идти, как поделить луковицы. Мне
пора отправляться в путь.
Воспитатель. Я провожу тебя Буратино. ( воспитатель игрушку выносит в
приемную)
7. Воспитатель. В то время пока Буратино искал Поле Чудес, крыса Шушара
искала еду в каморке папы Карло. Ничего не обнаружив, она стала грызть
одеяло Буратино. Дети давайте починим одеяло для Буратино.
Д/И «Подбери рисунок».
В игре участвуют две команды, кто быстрее
«починит» одеяло.
Воспитатель. Вы все старались помочь Буратино, молодцы, но эта команда
справилась быстрее.
А сейчас давайте сядем на ковер и поиграем в новую игру.
Игра «Пирамида любви».
Ход. Дети сидят в кругу.
Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам
присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Сегодня мы с вами
помогали Буратино, потому что мы все любим этого шалунишку, сказочного
героя. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу, свой город.
Расскажите и вы, кого и что любите, вы. (Рассказы детей) А сейчас давайте
построим из наших рук «пирамиду любви». Я назову что-то любимое и
положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и
класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук?
Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась
пирамида. Высокая, потому что мы любим и любимы.
Итог занятия.
-Что нового узнали сегодня?
-Вам было трудно выполнять задания? Какие?
-А какие добрые дела мы с вами сделали?
-Ребята, вы ничего не слышите? По-моему, к нам опять кто-то пришел.
(Выхожу в приемную, возвращаюсь с Буратино)
Буратино. Ребята я был на Поле Чудес, для вас нашел вот этот конверт, а что
в нем вы узнаете, когда его откроете. А мне надо спешить. До свидание.
Воспитатель.
А кто хочет попрощаться от имени Буратино? (дети
прощаются от имени Буратино, он уходит, открываем конверт)
-Ребята, это путевка к морю в горд Сочи. Вы хотите путешествовать? А на
чем мы поедим? (Разворачиваем сюжетно-ролевую игру «Путешествие»)