Напоминание

Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающегося обучения


Автор: Козлова Татьяна Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГОАУ
Населённый пункт: г. Свободный , Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающегося обучения
Дата публикации: 22.04.2021
Раздел: среднее образование





Назад




“Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм

развивающего обучения”.

Работая учителем математики в школе-интернате для детей с ОВЗ, я сделала

вывод - только работая самостоятельно, обучающиеся приобретают знания. Еще

Л.Н. Толстой говорил: «Знания только тогда знания, когда они приобретены

усилиями своей мысли».

В настоящее время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается

небывалый рост объема информаций, от каждого человека требуются высокий

уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимчивость,

способность ориентироваться, быстро и безошибочно принимать решение. А это не

возможно без умения работать творчески и самостоятельно.

Математика является наиболее удобным предметом для развития этих

способностей у всех обучающихся. Этому способствует и логическое построение

предмета, и четкая система упражнений для закрепления полученных знаний, и

абстрактный язык математики. Математика учит рассуждать, доказывать, находить

рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать

и применять их при решении конкретных вопросов.

Проблема самостоятельности у обучающихся в школе не является новой. Этому

вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие

концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах

Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Григорьевича Чернышевского,

Дмитрия Ивановича Писарева, которые состоит в том, что она выполняется без

непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его управлением и

контролем.

Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что

самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего

образования, но и при продолжении обучения после школы, а так же в дальнейшей

трудовой деятельности. Основа любой профессии – это знание.

Но как обучающихся научить учиться, мыслить самостоятельно?

Выход один: нужно им дать возможность самим искать ответ – искать, может

быть, мучительно, всю жизнь, но всерьез. Значит нужно научить их думать.

Результат работы скажется: научившись думать самостоятельно, обучающиеся

сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы. Я не смогу их всегда

опекать, они окончат школу и уйдут в жизнь, но механизм работы мысли уже

приведен в действие.

Вот тогда, может быть, и будет реализовано назначение образования.

Размышляя, таким образом, я пришла к выбору темы по самообразованию

“Самостоятельная

работа

на

уроках

математики

как

одна

из

форм

развивающего обучения”.

На начальном этапе работы были проведены индивидуальные консультации,

анкетирование

с

целью

выявления

отношения

обучающихся

к

предмету,

проанализировано состояние развития мыслительных способностей, выявлен уровень

творческого потенциала отдельных ребят.

На

втором

этапе

была

изучена

современная

литература

по

теме

самообразования;

провелась

работа

по

систематизации

форм

и

видов

самостоятельной работы.

Формы и виды самостоятельной работы.

Обучающие

Тренировочные

Закрепляющие

Повторительные

Развивающие

Творческие

Контролирующие

По

дидактическим

целям

Работа с книгой

Решение и составление задач

Практические работы

Подготовка докладов,

рефератов

По источнику и

методу

приобретения

знаний

По уровню

самостоятельности

учащихся

Репродуктивные

Эвристические

Реконструктивно-

вариативные

Исследовательские (проекты)

Вариантовые,

дифференцированные

Групповые

Индивидуальные

По степени

индивидуальности

Устные

Письменные

Тесты

По форме

выполнения

По месту

выполнения

Классные

Домашние

В ходе работы я отметила, что в сохранении активности мыслительной

деятельности обучающегося к тому, что он делает на уроке и дома, большую роль

играет интерес.

Поэтому поставила перед собой цель:

создать

условия

для

самореализации

личности

обучающегося

с

учётом

возможностей,

склонностей,

способностей

и

интересов

для

раскрытия

его

нравственного и интеллектуального потенциала, самостоятельности и активности,

требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на

себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.

Для управления процессом познания были выделены конкретные задачи:

обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации

самообразования, самопроверки и самоанализа учащихся;

создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе

обучения математики;

разнообразить

методы

обучения

с

широким

внедрением

элементов

самостоятельной работы учащихся на уроке;

осуществлять индивидуальный подход к обучающимся с ОВЗ.

Третий этап работы по теме самообразования – реализация цели и задач.

Правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного

развития самостоятельности учащихся.

Академик Николай Евгеньевич Введенский писал: “Устают и изнемогают не

оттого, что много работают, а оттого, что плохо организуют свою деятельность”.

Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно

связано с вопросами развития самостоятельности у обучающихся. На занятиях

ориентируюсь на всех обучающихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду

общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого и стимулирует

сильного.

Из

своего

опыта

я

хочу

выделить

следующие

способы

организации

самостоятельных работ:

По образцу

По инструкции и алгоритму

По готовым схемам, чертежам, графикам

С указанием к решению

Вариативные

С промежуточными записями

Математические диктанты

Тестовые опросы

Экспресс-диктант

Опрос эстафета

Работа с учебником и со справочной литературой

Работа с взаимопроверкой и самопроверкой

Эвристические

Проекты

Сочинения

Рефераты

Доклады и т. д.

Все эти виды самостоятельной работы помогают устанавливать связь между

новым материалом и ранее изученным. Навыки, полученные обучающимся в

процессе самостоятельной работы, используются им в работе с учебником в классе и

дома.

Культура мыслительной деятельности обучающегося значительно повышается, он

успешнее овладевает теоретическими знаниями, более умело применяет их в своей

самостоятельной практической работе, которая играет роль своеобразного мостика.

Через него должен пройти каждый обучающийся на пути от понимания к овладению

знаниями. Как правило, однообразие снижает интерес обучающихся к работе. Хотя в

курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует

решения большого числа однотипных задач. Но без них невозможно выработать

устойчивые навыки. Разнообразие самостоятельных работ позволяет поддерживать

интерес учащихся к данным темам. Я думаю, что перечень самостоятельных работ

нельзя считать завершенным все зависит от творчества учителя.

Приведу краткие пояснения некоторых из них.

Самостоятельная работа по образцу, заготовленному на доске или на карточке.

Учащиеся выполняют аналогичное задание с измененными данными. Цель этой

работы: в закреплении изученного материала, например, формул, правил, решение

типовых задач.

Вариативная (управляемая) самостоятельная работа.

Обычно состоит из 3-4 последовательных заданий, где решение каждого

последующего опирается на результат предыдущего. Обучающийся, решив первый

пример, сверяют результат с ответами ко всем примерам. Если ответ не совпадает ни

с одним, то учащийся возвращается к решению, исправляет ошибку и только тогда

приступает к решению второго примера. Такие работы развивают внимательность и

самоконтроль.

Математический диктант.

Давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Он может носить как

контролирующий, так и обучающий характер. Математический диктант

предусматривает несколько заданий. Текст вопросов, легко воспринимаемый на слух,

требует краткого ответа и несложных вычислений.

Экспресс-диктант.

Проводится как обычный диктант, но ответы записываются учащимися в двух

экземплярах (под копирку). Контрольный экземпляр сдается преподавателю, по

оставшемуся экземпляру идет фронтальная проверка. Достоинством такой работы

является быстрая обратная связь.

Самостоятельная работа с выборочной системой ответа.

Заключается в том, что предлагаемым вопросам или примерам дают несколько

вариантов ответа, из которых учащиеся выбирают верный. Для уменьшения

вероятности угадывания ответа применяются некоторые методы усовершенствования

системы: введение дополнительных пунктов ответа «не знаю», «правильного ответа

нет»

Опрос-эстафета.

Проводится как соревнование команд. По указанию учителя учащиеся выходят по

одному из команды, выполняют часть примера своего варианта и передают

«эстафету» следующему по команде.

При оценке учитывается не только скорость выполнения задания, но и качество

решения. Такие работы вызывают интерес и активизируют работу учащихся.

Творческие самостоятельные работы.

Включающие возможность решения задач несколькими способами, составление

задач и примеров самими учащимися и т.п. наиболее важны из всех видов

самостоятельных работ.

Проводятся при изучении темы «Обыкновенные дроби». Используя набор карточек

с цифрами, обучающиеся составляют правильные, неправильные дроби, закрепляя

их на бумаге клеем.

Развивающие самостоятельные работы.

Заключаются в том, что обучающемуся необходимо найти и исправить ошибки в

каждой строчке, например: Делимое, делитель, произведение; в числе 34546 - 34

сотни; длина прямоугольника 9 см, ширина 7 см, площадь равна – 63 см; в пяти

упаковках 40 банок сока, а в семи 50 банок. Такие работы развивают внимательность

и умение анализировать.

Регулярное использование разнообразных видов самостоятельных работ

позволило добиться высокой успеваемости по математике и за последние два года

роста качества знаний с 43% до 54% .

Процесс обучения – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет

сделать следующие выводы:

1.

Одним

из

путей

развития

творческой

активности

учащихся,

совершенствования процесса обучения математике является организованная система

работ.

2.

Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-

познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению

качества математической подготовки школьников.

3.

Самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать

пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач.

4.

Контроль за выполнением таких работ содействует организации тематического

учета

знаний

помогает

мобилизовать

деятельность,

способствует

развитию

мышления школьников.

Итак, самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется

сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Оно

присуще в той или иной степени каждому из нас.

Жизнь человека – это движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать

нас, если благодаря новому мы начинаем видеть то, чего ранее не замечали или не

понимали, чему не придавали значение.

Уроки математики позволяют более правильно воспринимать окружающий мир,

постигать истину, укреплять здравый смысл, находить свое место в мире, выбирать

стиль поведения.

Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и

непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то

попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля,

навыки, мужество и самостоятельность. Чтобы дойти до конца. Чтобы найти выход.

И если мои ученики дойдут до конца, значит, в этом есть и моя заслуга.

Государственное общеобразовательное автономное учреждение Амурской области

«Свободненская специальная (коррекционная) школа – интернат»

Тема по самообразованию

«Самостоятельная работа

на уроках математики как одна из форм

развивающего обучения»

Подготовила учитель

математики I категории

Козлова Татьяна Александровна

Март 2017



В раздел образования